Добавлено: 18.09.2021

Живая вода Божественной любви

Новое знание и старое поколение

Куда идет Россия? Куда идет наш народ? Где находимся мы сегодня? У каких рубежей и за какими вратами? И если рубежи эти огненные и за ними пропасть, то есть ли возможность их обойти, повернуть вспять? Но как поворачивать вспять, если за нами уже закрыты врата, заперты засовы? А ведь мы уже почти перешагнули порог, за которым тьма, хаос и волчий вой. Мир и наша Россия уже почти за пределом. И выбор-то у нас небогатый. А богатый нам и не нужен. И так в трех соснах плутаем. Выбор — либо в ад, либо в Царствие Небесное. Но в Царствие Небесное путь узкий-узкий. И подъем очень крутой. А в ад дорога широкая, хорошо асфальтированная, под уклон идет. И Россия уже не стоит на этой дороге, а по ней катится. Народ-богоносец, где ты?

Вот наши новые поколения. Поросль молодая. Такие-сякие, ругать, да ремнем бы лупить эту поросль за все грехи юности, пришедшейся на начало двадцать первого века. Но ведь прежде всего лупить надо родителей, нас лупить надо. Это мы грехом как дегтем измазаны и нераскаяны, что уж о детях говорить… Отцы кислый виноград ели, а у детей на зубах оскомина.

Разложился русский народ духовно, ослабел физически. Глядя на нынешних двадцати-тридцатилетних, трудно порой увидеть в них потомков святого благоверного Князя Владимира, преподобного Илии Муромского и святого благоверного Князя Александра Невского. Есть, конечно, герои, отдельные личности. Но по большей части поколение компьютерное, цифровое, прилепленное к смартфонам и тик-токам. Но ведь здесь нечего на зеркало пенять. Ведь нынешнее молодое поколение — это отражение своих родителей. Дети по подобию своих отцов и матерей.

До революции, бывало, нередко одного ребёночка из семьи в монастырь отдавали, чтобы за весь род молился. А сейчас монастыри слабеют, молодежи туда все меньше идет. Это в начале 1990-х годов был подъем церковной жизни. Это тогда мы вдруг узнали, что народ наш — православный испокон веку, и пошли друг за другом в храмы и монастыри. Как живо, стремительно возрождалась церковь и заброшенные, искалеченные святые обители после того, как отпраздновали тысячелетие Крещения Руси. Большой был тогда подъем, духовное возрождение. Но надолго ли? В церковь мы шли со своими старыми привычками, со своими болезнями, но зачастую меняться не собирались. Внешне себя православными называли, а внутри нередко безбожный образ жизни крепко в нас зацементировался.

…Сейчас немало людей задаются вопросом, почему вдруг так внезапно и неожиданно на головы нашей молодежи обрушился поток каких-то новых знаний. При том, что платформа этих знаний имеет выраженный антихристианский характер.

Что же происходит? Неужели наша молодежь, и без того духовно и нравственно ослабленная, под потоком новых цифровых знаний должна совершенно отказаться от добрых примеров, от наших русских героев, от тех, кто своими трудами и молитвами строил и защищал Святую Русь? Неужели мы и наши дети должны отказаться от русской православной культуры, выбросить за ненадобностью в новом мире классиков русской литературы, забыть о гениальных произведениях русских художников и композиторов? Неужели новые поколения должны под чьим-то давлением вообще изменить представление о человеке, превратившись в функциональное дополнение к смартфону и в объект цифрового контроля?

С какой стати молодежь должна вдруг впитывать знания о том, как ей стать новыми людьми, успешными цифровыми копиями собственных личностей?

Еще две тысячи лет назад пришедший в мир Господь показал нам путь к преображению и спасению человеческой души. Господь уже дал новый путь, открыл перед нами живые страницы Нового Завета. И Россия уже более тысячи лет идет за Христом, желая жить по Слову Евангелия.

Даже в советское атеистическое время русские люди нередко сохраняли в сердцах евангельский свет. Большевики-ленинцы стремились изгнать православный дух из русского народа. В двадцатых годах даже был создан Союз воинствующих безбожников… Русский народ, немало пострадавший и искалеченный духовно под действием атеистической машины, во многом сохранял в себе православные качества. И ведь было среди русских людей великое множество тех, кто шел на страшные муки ради Христа. Сколько мучеников дала Богу Святая Русь, охваченная дьявольской революцией и войной против Христа, которую объявили большевики! Благодаря мученической крови Господь сохранил русский народ, не дал ему сгинуть в лихолетье дьявольской борьбы с Богом. И подвиг русского народа в Великую Отечественную войну был основан на христианской любви и христианском мужестве нашего народа-богоносца. Политическая конструкция, идеология СССР строились на антихристианской, антирусской основе, но при этом православный русский дух жил в сердцах наших предков, волей-неволей оказавшихся под властью революционеров и ставших строителями коммунизма.

Сегодня почему-то все реже вспоминают о старших поколениях, о детях довоенной и военной поры. А если вспоминают, то как-то однобоко. В СМИ чаще преподносят образ наших дедов и прадедов, как вдохновенных строителей коммунизма, убеждённых марксистов-ленинцев, одержавших Победу в Великой Отечественной войне, сплотившись вокруг Коммунистической партии и правительства. Почему сегодня в школах дети не имеют возможности услышать правду о своих предках, о собственном народе, о героях духа, святых мучениках, о святом Царе-Мученике Николае и всей святой Царской Семье, за невинно пролитую кровь которых наш народ до сих пор несет духовные и физические страдания?

Молодежи нужно учиться у старших, у тех старших, кто своей жизнью явил лучшие качества нашего народа-богоносца. И молодежи нужно учиться уважению старших. Отвратительна сцена, когда школьник перебивает Главу государства и указывает на его ошибки или оговорки, как это было недавно на встрече Президента России со школьниками во Владивостоке. Ведь это Хамов грех. Это самое настоящее хамство. Чти отца и мать своих. А значит, чти свое Отечество, уважай старших людей. И даже если сегодня мы обнаруживаем большие ошибки наших предков, видим их грехи перед Богом, надо глядя на это, критичнее и требовательнее относиться к себе, а не к своим родителям, дедам и прадедам. И надо помнить, что у наших старших, среди наших дорогих стариков есть столько всего, чему нам нужно учиться, что нам нужно перенимать и бережно, благоговейно хранить.

Сегодня, когда мы встречаемся с добрыми людьми старой эпохи, когда ближе узнаем их, то обязательно испытываем великое уважение к их терпению и смирению, их скромности и мудрости, их жизненной силе и любви. Мы говорим: люди старой закалки. Люди, пережившие голод и холод, тяжелейшие испытания, но сохранившие любовь к нашей великой Родине. И эта любовь жила в русских сердцах благодаря любви к Богу. Пусть даже не всегда христианская любовь была осознаваемой, пусть далеко не всегда открыто наши деды и прадеды говорили о Боге. Но божественная любовь жила во многих русских людях. И с этой любовью наш народ побеждал в страшных боях с захватчиками Русской земли, с этой любовью совершал трудовые подвиги. Да, славили КПСС и генеральных секретарей, утверждали, что учение Маркса всесильно, потому что оно верно и верили в светлое коммунистическое будущее. Но ведь далеко не все жили этим. Немало было тех, кто понимал весь обман и не принимал вовсе антихристианские порядки, как наши святые мученики. А кто-то прозрел уже тогда, когда рухнул СССР. Те, кто родился в 1930-х — 1940-х годах, не имели возможности свободно пойти в храм, как нынешние поколения. Кругом тогда шла атеистическая пропаганда. А любви христианской в тех людях порой было больше, чем в нынешних. Воспитывались новые советские люди в семьях, где еще дедушки и бабушки помнили царское время. И как бы ни старалась безбожная власть, а невозможно было враз навязать русским людям новые безбожные традиции и безбожный образ жизни.

Любви, терпения, скромности, заботливости и ответственности было больше. И от этого люди даже чувствовали себя взрослее своих сегодняшних сверстников. Духовно они были взрослее.

Откуда же всё это? Да ведь была связь поколений. Даже в советское время эта связь сохранялась. Известный московский протоиерей Валериан Кречетов, которому сейчас уже за восемьдесят, как-то рассказывал о себе: «Меня окружали люди, своими корнями уходившие в девятнадцатый век. Это во многом еще было царское поколение. Отец мой 1900 года рождения. То есть его юность, когда личность складывается, прошла при царе. Воспитание тогда было другое. У меня была учительница, которая родилась в 1880-е годы, понимаете? Отец Сергий Орлов был 1890?года рождения, а умер в 1975 году. Это уже почти конец двадцатого века, а люди-то — еще те, дореволюционные. Общаясь с ними, мы перенимали тот дух, то воспитание».

У кого сейчас мы перенимаем тот дух? Связь поколений разрушают. И заменяют ее общением с телевизором, компьютером и смартфоном.

Наши старцы и старицы, те кому сегодня под восемьдесят и старше, те, кто сохранил в сердце любовь и приверженность к старым русским традициям, выглядят духовными богатырями по сравнению с нами нынешними. Перед нашими глазами ведь немало таких примеров. Вот наш митрополит Вениамин (Пушкарь). Он родился перед войной в 1938 году в Приморье и вырос в простой русской семье, где все были верующими людьми. Семья испытала все трудности, которые нес русский народ в военные и послевоенные годы. Отец был на фронте, мама будущего Владыки Вениамина одна с тремя сыновьями-отроками, успевала трудиться в военном госпитале… Голод, холод, бедность. Но любили Бога в семье. И наш Владыка, еще семилетним ребенком, узнав от мамы о Христе, решил креститься. И принял святое Крещение в единственном тогда открытом храме Владивостока. А после окончания школы, по благословению, отправился поступать в Московскую Духовную семинарию. И поступил, окончил и семинарию, и академию, стал преподавателем Московских духовных школ. А в 1992 году вернулся правящим архиереем в родное Приморье. Вернулся, чтобы возрождать Православие. Пример Владыки перед нашими глазами. Смотри, учись, спрашивай совета и молитв… Но мы же такие занятые сегодня, нам так некогда. Некогда нам учиться у старшего поколения. Да и не очень-то принято сегодня поддерживать стремление младших учиться добру у старших. Таких людей, как наш Владыка Вениамин, почему-то не часто ставят в пример молодым поколениям. Напротив, как будто даже стараются задвинуть куда-то, с глаз долой, чтобы ни в СМИ, ни на экране, да даже и в реальной жизни не видели таких примеров.

И как же здесь не вспомнить ушедшую недавно в мир иной дорогую нашу игуменью Марию (Пономареву), настоятельницу Марфо-Мариинской обители Влади-

востока? Матушка тоже была из старого поколения, из лучших представителей военной и послевоенной эпохи. Кто встречался с матушкой, знают, какое любящее сердце было у нее. Сердце, переполненное христианской любовью. Этой любовью она жила сама, согревала сестер в монастыре и вдохновляла, утешала всех, кто приходил в обитель. Жизненный путь ее непростой, полон испытаний, трудов и забот. Родилась в Сибири в Красноярском крае в 1939 году. Ребенком пережила войну. Ребенком, после войны крестилась. Сегодня таких людей очень мало. Дети военной поры, русские дети, воспитанные в труде, в уважении к старшим, в терпеливом отношении к трудностям, лишениям, голоду и жизненным ударам. Воспитанные в любви к своей Родине… Такой жизненный опыт, такую закалку мало получают сегодня современные поколения. Матушка с ранних лет имела драгоценные духовные дары — любовь к Богу, к людям и к нашей великой Родине России. По образованию историк, в 1960-е годы училась в Дальневосточном университете на историческом факультете, тридцать лет была заведующей морским музеем во Владивостоке. Хорошо знала историю нашего Флота и любила его. В 1992 году проявила желание послужить Богу и отдать Ему все оставшиеся годы своей жизни. Пришла к правящему Владивостокскому архиерею Владыке Вениамину. И после бесед и некоторых испытаний, Владыка постриг её в монашество. Господь сподобил матушку стать первой настоятельницей монастыря на самом берегу морского залива…

Сейчас нам, нашей молодежи говорят, что надо обновляться. Но зачем нам такое обновление, которое требует от нас отказа даже от своих предков, от их добрых примеров, от такого примера, какие являла нам своей любовью и молитвой наша любимая матушка Мария?

Говорят, что нужны новые люди. Но кем станут эти новые люди, если не будут они знать старых традиций, не будут чувствовать связь с поколениями людей, уже умудренных жизненным опытом и сохранивших добрые традиции нашего православного народа, христианскую веру и любовь?

Русский писатель Владимир Николаевич Крупин, которому недавно исполнилось 80 лет, в своем замечательном рассказе «Кильмезь — сердце мое» писал: «Неужели такая нам суждена кара, что Россия погибнет при нас? Нам ведь тогда не отмолиться. Не на пустое место мы пришли в мир, делали первые шаги по земле Святой Руси, неужели закончим свой путь, шагая по чёрным пустырям и белым костям?»

Владимир Николаевич — человек православный, выдающийся писатель и литератор, умудрённый богатым жизненным опытом, слова его имеют немалый вес. Он тоже из поколения людей старой закалки. Родился в суровом 1941 году на Вятской земле, у притоков реки Камы, в старинном русском селе Кильмезь. Родители — люди верующие, в советские годы сохраняли в сердцах веру православную и любовь ко Христу. От самых своих истоков писатель Владимир Крупин напитывался чудесной силой, живой водой Божественной любви. В этой любви воспевает он нашу великую Родину — Святую Русь. Творчество его вдохновляет и глубоко впечатляет не только писательским профессионализмом, выдающимся умением «держать перо», но в первую очередь тем, что пишет он своим любящим русским сердцем. Сердцем коренного русского человека.

Нам бы задуматься над сказанным Владимиром Николаевичем, прислушаться, поучиться у него. Надо бы услышать глас мудрых православных людей старшего поколения. Нам всем надо услышать глас наших предков, тех, кто тысячу лет Россию созидал молитвой и трудами праведными.

Хотим стать новыми людьми? Так давайте обновляться через покаяние, вырываться из плена страстей и греха, менять свою жизнь. Давайте молиться и каяться. Давайте любить Бога и друг друга. Давайте жить, как жили наши святые предки, стяжавшие благодать Божию. И тогда воскреснет Русь! И расточатся врази ея!

И. А. Романов,
доктор социологических наук,
эксперт-аналитик в сфере внутриполитических, социальных,
религиозных и межэтнических процессов.

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 09.09.2024 Раздел: Сентябрь 2021 Просмотров: 729
Всего комментариев: 0
avatar