Добавлено:

Жизнь, пройденная без служения, не имеет оправдания

Беседа с Председателем Общероссийского Движения Поддержки Флота Михаилом Петровичем Ненашевым



У нашего Отечества благодаря великим предкам судьба сложилась – в континентальном и морском, океанском измерении – можно считать, счастливо. Россия, богатая ресурсами и омываемая океанами, имеющая самые большие в мире реки, озера, и в XXI веке, и в последующих веках способна быть лидером на планете.

Но эти действительно мощнейшие и уникальные возможности для развития страны по-прежнему используются неэффективно.

И сегодня в беседе с известным общественным деятелем Михаилом Ненашевым, Председателем Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитаном первого ранга запаса, кандидатом политических наук, мы обсудим эти и другие актуальные темы в контексте морских, военных и общественно-политических вопросов.

Читатели нашей газеты информированы о деятельности ДПФ и его лидера. Подчеркну лишь то, что мне не известно ни одно общественное объединение, работающее так же эффективно, как Движение Поддержки Флота – в общероссийском масштабе на протяжении более двадцати лет.


– Михаил Петрович, известно, что в своей многолетней работе вы – и в качестве Председателя Движения, и в то время когда вы были депутатом Государственной Думы России пятого созыва, – реализуете объединительный принцип в отношении всех морских составляющих: моряков, морских пограничников, рыбаков, речников, судостроителей (судоремонтников), морских ученых. А как в реальности? Удается воплотить этот принцип в жизнь? Прежде чем Вы ответите, напомню читателям о том, что еще в 1999 г. М.П. Ненашев Русским биографическим институтом был признан «Человеком года» за разработку национальной морской политики России.

– И без вашего намека ясно, что много времени ушло почти без пользы, с точки зрения реального развития всех составляющих частей Российского Флота. В силу прежде всего управленческих, кадровых причин современное осмысление объединенного морского потенциала страны начиналось в 90-е годы в нашем общественном Движении, хотя для этих целей существовали на деньги налогоплательщиков государственные структуры. Само понятие «национальная морская политика России», которое было предложено нами, приходилось с большим трудом утверждать в жизни. Из 83 регионов России 60 это морские, речные края и области, республики. Самая большая морская, водная граница у нас – три океана, по сути. Своими ресурсами они усиливают наш морской потенциал. Во всех флотских ведомствах – в ВМФ, Морской пограничной охране, в Морском (транспортном), Рыбопромысловом, Речном флотах, Судостроительной (судоремонтной) промышленности, морской науке, в других частях морского сообщества разрабатывались свои, ведомственные линии деятельности. Эта политика велась десятилетиями. А тут наше Движение выступает с системными предложениями объединительного характера. Много было споров, дискуссий, а кое-кто очень завидовал и мешал делать нам эту работу. Но эти инициативы были рассмотрены и одобрены на известной Всероссийской мартовской конференции по Флоту в 1999 году, которую организовало и провело ДПФ при содействии других морских организаций.

Из предложенного тогда нашим Движением реализована значительная часть, начиная с учреждения Морской коллегии при Правительстве России, с восстановления самостоятельного статуса ряда флотских, морских структур, учреждения морского ордена и некоторого другого.

– А у вас нет ощущения, что это осмысление затянулось? Нужны и другие практические шаги.

– Конечно, наряду с конструктивным, интеллектуальным обсуждением стоящих перед флотом, перед всей страной проблем, необходима реализация масштабных программ в расчетное время. С момента создания нашей организации, с сентября 1991 года и по 1998-й – приходилось, одновременно с работой с общественностью убеждать, доказывать представителям руководства, служащим, работающим в составных частях Российского Флота, особую важность и необходимость объединенных действий. Ведь в разные периоды этого двадцатилетия и в здравом осмыслении, и в псевдотеоретических обоснованиях решения флотских проблем были такие шараханья… К огромному сожалению, они еще продолжаются, так что этот процесс можно охарактеризовать как «стрельба» на поражение или на ослабление Флота.

Приведу всего лишь один пример. Гражданская часть Флота – морской, речной транспорт, рыбопромысловики, судостроители (судоремонтники), морская наука по пять-семь псевдореформ испытали за это время. А как разрушительно аукается такое экспериментирование – по другому не скажешь – в регионах страны, в структурных подразделениях гражданского Флота!

Понимаю, что во многих подобных преобразованиях теория ни при чем, когда кое-кому хочется поживиться, обогатиться на соответствующих финансовых потоках, за счет общенародного добра.

– О положении дел в морском, речном транспорте становится известно обществу, больше всего, после различных аварий и катастроф…

– Но ведь вначале государство распустило или, так сказать, гуманизировало систему контроля, предоставив полную свободу на морях и реках. А потом все спрашивают с чиновников за возникшие проблемы. И сейчас мы видим: дело дошло до того, что некоторые владельцы компаний игнорируют распоряжения морских, речных властей как по соблюдению режима судоходства, так и в отношении качества используемых судов. Порядок еще долго, к сожалению, в такой обстановке будем наводить.

И других острейших проблем в Морском, Речном флоте, к сожалению, еще хватает, готов их обсуждать при следующей встрече. Главное могу в этом вопросе выделить: Морской и Речной Флот России – это государственное и частное судоходство, включающее порядка трех тысяч судов, объединенных в 350 пароходств. Эта цифра не отражает большое число имеющихся у нас паромов, буксируемых барж и т.п. И государство, и общество должны динамично работать, чтобы морской и речной транспорт реально и на современном уровне развивались в интересах России.

– Каково нынешнее состояние отечественного Рыбопромыслового флота?

– Россия по морским и речным биоресурсам веками считалась великой рыбопромысловой державой. Но в последние годы из-за известной чехарды с управленческими кадрами в руководстве отраслью, из-за административных метаний в правительстве рыбопромысловики России по-прежнему не имеют нормальных условий для эффективной деятельности.

В том числе и по этой причине огромное количество рыбацких судов базируются у чужих берегов и ходят под чужим флагом. Наш Рыбопромысловый флот, состоящий из более чем двух тысяч семисот судов, подавляющее большинство из которых в предельном или запредельном возрасте, как может, так и выполняет свою экономическую миссию. Проблемы рыбопромысловиков также заслуживают отдельного и объективного обсуждения на страницах вашей газеты.

– Понимаю, что проблемы судостроительной, судоремонтной промышленности, организаций отечественной морской науки – это тоже предмет специального разговора, но все же, хотя бы два слова…

– Общероссийское Движение Поддержки Флота все годы своей деятельности эти сферы считает одним из самых важных не только среди составных частей Российского Флота, но и во всей системе государственных институтов. Подчеркну всего лишь один стратегический фактор судостроения, судоремонта – такой завод как «Севмаш» генерирует экономическую, научную, кадровую кооперацию с 2-3 тысячами предприятий по всей стране.

– А в военной части Российского флота что можно выделить в качестве наиболее характерного?

– Здесь парадоксов до бескрайности много! С одной стороны, корабли, подводные лодки уже на постоянной основе находятся в морях и океанах. Моряки регулярно начинают проводить учения. Но, с другой стороны, кораблей, подводных лодок основных проектов, судов специального назначения мало, слов нет – как мало! А те, которые есть, нуждаются в качественном ремонте и модернизации. В морской авиации уже давно ситуация сверхкритична– нет достаточного количества самолетов и вертолетов всех типов. Хотя налет часов экипажами воздушных кораблей увеличивается. А о вопиюще-критическом состоянии флотской инфраструктуры – причалов, арсеналов, аэродромов, тренажеров, оборудования военно-морских баз и т.п. – можно сказать одной фразой: срочно провести ее обустройство, иначе – беда!

– Что можно сказать о морской пограничной береговой охране?

– Для выполнения морскими пограничниками береговой охраны России огромных и важнейших задач, особенно учитывая рост напряженности и риски почти по всем азимутам, также нужно увеличить до необходимой степени поступление новых кораблей и катеров, самолетов и вертолетов патрульной и транспортной авиации. Стоит отметить, что руководство погранслужбой сумело организовать, несмотря на финансовые и иные кризисы, возможные в этих условиях заказы на корабли и катера для обеспечения защиты морских, речных и озерных пограничных рубежей. Но и пограничникам срочно нужны средства и государственная поддержка для создания современной морской инфраструктуры, особенно в Заполярье, в других арктических регионах, на Дальнем Востоке России.

– Во время вашей работы депутатом Государственной Думы от Мурманской области я читал тексты ваших выступлений. Помню и ваши выступления по телевидению и радио, где вы выражали в том числе и принципиальную, жесткую позицию по так называемой военной реформе, подчеркивая ее неприемлемость. Но почему парламенту, думскому Комитету по обороне, в который вы входили, не удалось остановить многоущербные для Вооруженных Сил, для ВМФ России нововведения уволенной недавно верхушки Минобороны и Генштаба?

– На протяжении всех четырех лет депутатской работы я предпринимал действия по прекращению этих, объективно говоря, чудовищных опытов над оборонной системой государства. Достаточно посмотреть стенограммы моих выступлений в Государственной Думе, в стенах Министерства обороны, в главных штабах ВВС, ВМФ, РВСН и штабе ВДВ, материалы в центральных и региональных СМИ по этой теме.

В октябре 2008 года в Государственной Думе, на заседании Комитета по обороне я высказал обоснованную позицию о негодности предлагаемого варианта реформы, как говорится, глаза в глаза.
Аргументированно объяснил тогдашнему начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил России, что двигаться по пути реформы надо только после полноценного обсуждения, добросовестной экспертизы возможных вариантов преобразований, а не тупо следовать сценарию, который неизвестно кем и когда был написан! Я тогда еще сказал генералу армии Макарову, что за провальные итоги «вы должны будете ответить!»

В таком же духе в феврале 2009 г. на совместном выездном заседании ряда комитетов Государственной Думы в здании Министерства обороны я сказал в лицо министру обороны, ныне уволенному, о критически ошибочном курсе проводимой реформы.

Естественно, я предпринимал и другие меры, чтоб остановить эти минобороновские и генштабовские шараханья.

– И что, вас не слышали или не хотели слышать, или не понимали сути происходящего?

– Разные причины были. Одни по привычке, по слабости характера уклонялись от оценки творимого хаоса, а если и высказывались, то только в формате междусобойчика, чтоб никто не слышал. Другим же было все равно – раз высшее начальство назначило таких «творцов» на этот участок, так тому и быть. Многие из военных, политиков боялись, что если объективно, честно оценивать происходящее – карьеру не сделать. Ведь «искренне» одобрять, а теперь видим, когда сняли руководство Минобороны, и обличать можно лишь по команде сверху.

– На ваш взгляд, какие выводы необходимо сделать из всей этой истории с псевдореформой, со снятием руководства Минобороны и Генштаба с должностей?

– Главный урок заключается в том, сможем ли начать самонастройку военного, военно-морского сообщества на действительное служение делу обороны России, а не конъюнктуре? Было же за эти четыре года множество заседаний, собраний, встреч, в том числе и с участием руководства государства. Если бы смогли большинство присутствующих на этих собраниях или хотя бы какая-то их часть только высказаться объективно – по целям и методам осуществления военной реформы, – возможно были бы остановлены эти разрушительные преобразования!

Денег, сил, времени, а главное, людских нервов потрачено огромное множество. Взять хотя бы, к примеру, необъяснимый ни с какой точки зрения перевод Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург!

Общероссийское Движение Поддержки Флота еще при первых задумках такой авантюры, выступило против абсурдного проекта, направленного на ослабление государственной роли ВМФ и направило обращение к соответствующему руководству. Теперь необходимо возвращать Главный штаб ВМФ на законное и логичное место!

А что натворили горе-начальники с другими органами военного управления? А с военными, военно-морскими училищами, академиями, госпиталями? Словно совершена диверсия. И это все теперь предстоит переделывать или создавать по сути заново.

Второй вывод. Новому руководству Минобороны, Генштаба, оборонно-промышленного комплекса надо научиться организовывать содержательный диалог по всем ключевым направлениям. И вообще, на мой взгляд, это должно стать главным военным, военно-морским правилом управления, действующим законом жизни: руководителям надо не бояться слушать достойных участников диалога. Но надо и подчиненным, равным участникам обсуждения, не бояться говорить правду тому, кто принимает или готовит те или иные государственные решения. Независимо от ранга. Если бы уволенные – министр, начальник Генштаба, их заместители – в глаза услышали в свое время хотя бы десятую часть правды из того, что говорилось за глаза, уверен, многое из разрушительного можно было не допустить.

То же самое касается и встреч представителей официальных организаций от военной общественности с Президентом страны, с Председателем правительства. Какая польза была в том, что в кулуарах, друг с другом – все, подчеркнем, все критически оценивали происходящее в Вооруженных Силах или, вздыхая, разводили руками, мол, ничего не поделаешь, мы люди маленькие, а публично – одобрямс!

Третий вывод. Надо наконец-то по современному научиться планировать и строить реальные, но при этом прорывные стратегии развития видов и родов Вооруженных Сил России. Вместе с этим давно пора строго спрашивать за «высосанные из пальца» доктрины, программы, которыми пичкают Армию, Флот, все общество. Необходимо, чтобы понесли реальную ответственность за профнепригодность те псевдодеятели, которые, понаписав многочисленные прожекты и тому подобное за приличные деньги налогоплательщиков, тут же принимаются за изготовление других таких же фантастических или банальных псевдодокументов.

И главный урок – надо по всем направлениям в Армии, на Флоте, в оборонно-промышленном комплексе в течение года провести разумный, безбоязненный анализ ситуации. И нужно наряду со срочным исправлением того, что необходимо сегодня исправить, завершить решение давно обещанных, очевидных социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Необходимо выработать просчитанные на годы, десятилетия планы и программы, апробировать их в течение года-двух в рамках одного округа и одного флота, и потом воплотить в жизнь.

Ведь основная задача Вооруженных Сил России – в действительности обеспечивать надежную оборону, безопасность нашего Отечества и эффективно служить реализации национальных интересов в мире. А то в обществе сложилось мнение, что главное для военных – это получить квартиру. Но надо сказать и о том, что огромные деньги под эту цель выделяются и жилье строится, а очередь все не уменьшается. И будучи депутатом, и работая председателем Движения, постоянно общаюсь с офицерами, адмиралами, генералами, с представителями военной, морской общественности и хорошо знаю, что наши люди хотят и могут достойно служить, работать, самореализовываться, выбрав военную, морскую стезю. Надо только создать позитивные условия для службы и работы, стимулы. Этого сегодня нет.

– Михаил Петрович, мы в ходе беседы с Вами обсуждали вопросы состояния флота, а что надо развивать сегодня в нашем человеке, в современных людях, как в военных, моряках, так и в людях гражданских?

– Думаю, уместно ответить словами великого русского писателя Николая Семеновича Лескова: «Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания».
Необходимо создавать и поддерживать в обществе культ человека – совестливого, мыслящего и делающего полезную работу любого значения в интересах России. Уже опасно и для самой нынешней жизни и для будущего нашего народа многое из происходящего сегодня в общественно-политическом пространстве, способствующее произрастанию в людях равнодушия, уныния и тиражированию персон, зараженных цинизмом. Разве была в России когда-либо беда такого размаха – по данным социологов 35-40 процентов молодых людей хотят, как они выражаются, свалить из страны? Или захлестнувшая школы эпидемия изощренных издевательств среди девочек-подростков разве может бесследно пройти!

В нашем человеке, во всем обществе надо снова и снова пробуждать чувства, мысли и стремления, направленные на искреннюю поддержку друг друга, из которой формируется общенациональный лидерский настрой всего народа для успешной и доброй жизни в бесконечном соревновании народов и государств.

Россия – великая страна и в прошлом, и ныне, по многим измерениям. Но будущее наше зависит от глубинных, масштабных изменений к лучшему во всем обществе, а это может следовать только из повседневной работы уважающих себя граждан, действий личностей и способных на действительно значимые, масштабные проекты общественных и политических организаций России.

Беседу вел Роман ИЛЮЩЕНКО


от 27.04.2024 Раздел: Декабрь 2012 Просмотров: 871
Всего комментариев: 0
avatar