Добавлено: 04.11.2014

Русь Рюриковская

4 ноября 2014 года в центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка-форум «Православная Русь – к Дню народного единства. Рюриковичи». Экспозиция выставки станет одним из центральных мероприятий в рамках празднования этого события в России.
 
История Древней Руси, с ее взлетами и падениями, дорога длиной в семь столетий, представлена на выставке в 18 мультимедийных залах общей площадью 4000 квадратных метров.
 
Эпоха Рюриковичей наполнена событиями, оказавшими решающее влияние на формирование не только государственности, но и всех сторон жизни нашей страны: основание древних городов, крещение Руси, двухсотлетнее ордынское иго и его преодоление, борьба с иноземными захватчиками, превращение Москвы в один из центров европейской общественно-политической жизни, создание сильного и самобытного государства.
Связанные с этими вехами исторические сюжеты представлены в экспозиции с помощью нескольких сотен мультимедийных стендов и экспонатов.
 
Посетители могут совершить путешествие во времени, став участниками событий истории государства, перед ними в буквальном смысле оживут созданные историками, художниками и специалистами в области самых современных компьютерных технологий далекие события «Повести временных лет», истории древних торговых путей и легендарных сражений, тайны укрепленных крепостей и великих побед, малоизвестные факты периода раздробленности и татаро-монгольского нашествия. Подвиги героев и дипломатов, примеры святости, жертвенной любви к Родине и горькие уроки отступничества и предательства – это и многое другое. Одна из целей создателей выставки – представить широко известные и забытые страницы истории в неожиданном ключе для понимания современности.
 
Из Троице-Сергиевой Лавры на выставку принесена чтимая икона преподобного Сергия Радонежского.
 
Выставка организована Московской Патриархией и Правительством Москвы при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

 
Меня всегда поражало то обстоятельство, что наша первая русская летопись «Повесть временных лет», составленная преподобным Нестором, имеет название в виде вопроса: «Откуда пошла Русская Земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская Земля». Я всегда это понимал так, что любовь к своей Родине неотрывна от любви к своей истории. Истинная любовь к отечеству всегда ищет свои истоки. То есть, как говорил Пушкин, любовь к Родине связана с любовью «к отеческим гробам».
 
Прошлый год напомнил о 400-летии Дома Романовых. По сути 2013 год стал годом Романовых в России. Было организовано множество мероприятий, самым резонансным из которых стала передвижная выставка «Романовы. Моя история», имевшая совершенно небывалый успех и показанная во многих градах и весях страны.
 
Наступающий 2015 год напоминает о 1000-летии преставления святого князя Владимира. К этому юбилейному году подготовлена новая выставка «Рюриковичи. Моя история». Эти выставки как будто вдохновлены вопрошанием Нестора Летописца: «откуда пошла есть Русская Земля» и дают на древний вопрос ответ с помощью самых новейших технологий. Поэтому, как ни парадоксально, я эти две выставки рассматриваю, как продолжение деятельности преподобного Нестора. Кто знает, может быть в наше время, Нестор также активно участвовал бы в проведении этих выставок?!
 
Выставка, посвященная Роду Рюриковией в современной России, как неожиданна, так и вполне естественна. Род Рюриковией – один из самых удивительных в истории правящих династий мира. Во-первых, это одна из самых продолжительных династий человеческой истории. Рюриковичи правили от «призвания варягов» в 862 году до кончины царя Федора Иоановича в 1598 г. Однако строго говоря последним Рюриковичем на престоле был царь Василий Шуйский. И стало быть конец правления Рюриковичей можно датировать 1612 годом. В итоге получается, что Рюриковичи правили на Руси семь с половиной столетий.
 
По законам генеалогии это тридцать поколений. Род Рюриковичей за эти века разросся в ветвистое родословное древо, которое при этом не распалось на множество саженцев, но сохранило свое единство. Именно это древо и стало кровеносной системой государства под названием Русь.
 
Но более важно то, что Рюриковичи сохранили не только личное сознание единства своего Рода, но сохранили сознание единства всей Русской Земли. Именно Дом Рюриковичей даже во времена междоусобиц, в период распада Киевской Руси как единого государства, когда Русские земли вошли в состав других государств, - позволил сохранить память об историческом и национальном единстве страны и народа.
 
Семь веков русской истории мы должны заслуженно назвать Рюриковскими, а Русь Рюриковской.
 
Вряд ли Рюрик, основывая в 862 году новое государство славян, мог предполагать, что его проект будет столь успешным и что это государство будет существовать более тысячелетия и станет спустя века самым большим государством на земле. Вряд ли Рюрик догадывался, что он станет родоначальником величайшей династии в истории человечества. Все это знаем мы, его потомки и наследники.
 
Династия Рюриковичей одна из самых многочисленных династий мира. В полных генеалогических списках Дома Рюриковичей насчитывается более десяти тысяч имен – от Рюрика до ныне здравствующих потомков династии. Рюриковичи были кузницей кадров русской государственности и дали множество гениальных государственных деятелей: это великие князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III, царь Иван Грозный. Такими именами могла бы гордиться любая династия.
 
Нужно отметить особую пассионарность представителей Рода Рюриковичей, начиная от самого факта основания Русского государства, когда все приходилось начинать с нуля. Они объединяли Русскую землю, основывали новые города, строили крепости, переносили столичные центры, осваивали новые жизненные пространства. Нужно отметить, что Рюриковичам в большинстве была присуща особая креативность. Они совершили много неожиданных деяний, приводивших к судьбоносным переменам в русской истории.
 
Самое главное, что именно Рюриковичи определили, как сейчас стало принято говорить, цивилизационный выбор Руси. Здесь прежде всего нужно назвать Крещение Руси. Духовный выбор, сделанный князем Владимиром, предопределил духовную сущность нашего народа, определил исторический путь России, стал основой формирования Русской цивилизации. Мы можем сказать, что все мы вышли из Днепровской купели святого князя Владимира, которого можно назвать крестным отцом Русского народа. В Днепре не просто крестился, но родился наш народ как новый христианский народ. Многочисленные славянские племена слились в единую христианскую семью. Завет князя Владимира состоит в нашем неразрывном духовном, религиозном, национальном и политическом единстве.
 
Другим масштабным цивилизационным проектом Дома Рюриковичей стала идея Москвы как Третьего Рима. Это было историческое прозрение, вдохновившее на великие исторические деяния, ставшее практической государственной программой Дома Рюриковичей, которую наследовал потом Дом Романовых. Эта идея легла краеугольным камнем в здание Российской империи. Именно при Рюриковичах на русский стяг вознесся двуглавый византийский орел.
 
Дом Романовых стал наследником Дома Рюриковичей. Два Дома строили одну Россию, имели одную духовную основу и историческую идеологию. В этом смысле символично, что Романовы находились в кровном родстве с Рюриковичами, если вспомнить, что основатель династии Романовых Никита Романович Захарьин-Юрьев был женат на Евдокии Александровне Шуйской, происходившей из Рода Рюриковичей. Стало быть первый царь дома Романовых Михаил Федорович был внуков Рюриковны, то есть на четверть сам Рюрикович.
 
Рюриковичи трижды переносили столицы Русской Земли, основав и саму первопрестольную Москву. Они стали создателями концепция подвижной столицы Руси, которая несколько раз спасала Русь от исторического уничтожения.
 
Рюриковичи возвели древнерусское княжество на степень царства, а Русскую Церковь вознесли на степень патриаршества. Для нас это известные и само собой разумеющиеся вещи. Но этих явлений когда-то не было и могло и не быть. Если бы не Рюриковичи.
 
Что еще более важно, Род Рюриковичей дал Русской Церкви целый сонм святых. Святые благоверные Государи Дома Рюриковичей составляют особый, многочисленный собор святых Русской Церкви. Лик благоверных русских Государей Дома Рюриковичей насчитывает в своем составе почти 150 венценосных угодников Божиих, канонизованных к общему или местному почитанию. Среди них Царь Феодор Иоаннович, 40 Великих и более 90 удельных князей и княгинь из Дома Рюриковичей. Мночисленностью этого собора обусловливается и многообразие подвигов, которыми каждый из них угодил Богу и заслужил добрую память и почитание соотечественников. Этот собор святых Государей можно разделить по ликам святости: равноапостольных, мучеников, преподобных, преподобномучеников и благоверных. Среди святых Дома Рюриковичей русских князей и Царей было 2 равноапостольных государя, 37 мучеников, 26 преподобных и 70 благоверных князей. Каждому из святых Дома Рюриковичей приходилось совершать судьбоносный выбор: Христианство или идолослужение, Благочестие или нечестие, верность христианскому долгу ценой собственной жизни или временная жизнь ценой вероломства и измены. Они стали солью Русской земли. В конце концов, давайте зададимся «несторовским» вопросом, а откуда пошла Святая Русь? Мы должны признать, что именно благодаря Дому Рюриковичей и возникло и сформировалось это сакральное понятие – Святая Русь. Дом Романовых создал Российскую Империю, а Дом Рюриковичей – создал Святую Русь.
 
Наследие Дома Рюриковичей живо и поныне. Фундаментальные ценности нашей духовности и исторического самосознания определены этим Домом. Очевидно, что без Рюриковичей не было бы современной России.
 
Хотелось бы подчеркнуть, что и сама династия не исчезла. На царе Федоре Ивановиче пресеклась лишь младшая — московская — ветвь Рюриковичей. Но многие другие ветви продолжают существовать, приобретя в течение времени другие фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и другие. Они составили цвет русской истории и культуры в последующие века.
 
Выставка «Рюриковичи. Моя история» оказывается необыкновенно актуальной в нынешней политической ситуации в контексте внутриукраинского конфликта. Дом Рюриковичей напоминает нам сегодня о историческом единстве Русской Земли: состоящей из Великой, Малой и Белой Руси. Рюриковичи никакой «Украины» не знали. Украинство как идея направлена прежде всего против наследия Дома Рюриковичей, против заветов Святого Князя Владимира. Это один из самых масштабных западных проектов разрушения русского единства.
 
На фоне столь высоких оценок Дома Рюриковичей нужно признать, что историческая роль Дома Рюриковичей не отражена соответствующим образом в реальных памятниках. В России нет ни одного памятника Дому Рюриковичей как таковому. Да и отдельным представителям его также крайне мало памятников. Достаточно сказать, что в Москве до сих так и не воздвигли памятник святому князю Владимиру.
 
Считаю, что наступающий год 1000-летия памяти святого князя Владимира должно максимально использовать для возрождения благодарной памяти о Доме Рюриковичей. В идеале нужно было бы в России объявить Год Князя Владимира. Это был бы достойный акт исторической памяти и справедливости, а также весьма креативный шаг в отношениях с Украиной. Выставка могла бы быть открытием этого года.
 
Очевидно, что нужен особый памятник Дому Рюриковичей в России, который можно было бы установить в Москве, а также параллельно в столицах других государств, основанных Рюриковичами. Можно было бы подумать и о музее Дома Рюриковичей.
 
Необходимо отразить историческое значение Дома Рюриковичей в топонимике страны, ее городов и поселков. А то единственная точка на карте России, носящая имя Рюрика — станция на железной дороге в Тульской области.
 
Безусловно, нужна национальная энциклопедия Дома Рюриковичей.
 
Все это нужно, потому что мы хотим знать «откуда пошла Земля Русская»!...
 
Ну, а начнем с посещения выставки «Рюриковичи. Моя история».
 
Протоиерей Геннадий Беловолов

 
Русское познание Бога
Ольга предстает перед нами как прирожденная правительница, обладающая мощной политической волей. Князь Олег начал объединение разрозненных славянских племен вокруг Киева в единое сильное государство, а она его завоевания удержала, укрепила.
Она, как великая государственная деятельница, несла ответственность за будущее зарождающегося государства.
 
Укрепила его ядро и воспитала такого сына, который в 18 лет возглавил войско, уничтожившее, стершее навеки с лица земли некогда могучий Хазарский каганат.
 
На склоне лет Ольга отправилась в Константинополь и приняла христианство под именем Елены. Восприемником стал сам император. По возвращении на Русь княгиня в некоторых местах уничтожила языческие святилища и воздвигла христианские храмы.
 
Повествование о княгине Ольге Нестор Летописец заканчивает преисполненными высокой поэзии словами: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего примирения!»
 
Удивительная государственная программа
«Владимир – красно солнышко». Так прозвал народ русский своего духовного родоначальника. Разумный и благодарный народ этими словами лучше всего отобразил личность крещеного князя-крестителя. Мрачная телесная масса превратилась в красное солнышко. Это воистину произошло с Владимиром. И Владимир оставался красным солнышком во всю минувшую историю народа русского, все эти девять столетий. Столетия сии изобилуют в России святыми мужами и святыми женами, чудотворцами – среди них и два сына Владимира, святые Борис и Глеб. Они исцеляли больных, освобождали бесноватых, воскрешали мертвых. Но все они должники святого Владимира. И всем им легче было сделаться святыми, нежели Владимиру, великому князю и великому богатею, который сквозь игольные уши должен был пролезать в Царство Небесное, не имея предшественников в святительском календаре своего народа.
 
Итак, Владимир – и необычный человек среди остальных великих людей, и необычный святой среди святых. Он – пионер величия и святительства в русском народе, причем пионер державный, сделавший подлинное величие и святительство государственной программой. Удивительная государственная программа, которую нельзя претворить в жизнь, пока каждый гражданин не претворит ее на себе, по примеру самого Владимира! С этого державного святителя начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестивши русский народ, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел подземную реку из-под земли, прорыл ей новое русло под солнцем и сделал ее полезной в сотнях отношений, то совершил бы дело подобное тому, что совершил Владимир с народом русским, – но намного более скромное и легкое. Мрачная языческая масса русская через Крещение сделалась с течением времени «красным солнышком» среди народов. И мы можем воскликнуть: русский народ, красно солнышко!
 
Своим первым Крещением, водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Произошло это именно тогда, когда православная вера, поддерживаемая Святой Византией, совсем было обессилела – не из-за своего бессилия, но из-за бессилия людей; когда, с другой стороны, политиканская вера Запада – вино, смешанное с водой, – боролась с князьями мира сего за земное царство. Христианство было на смертном одре, истинные христиане – в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, целый неведомый людской муравейник на помощь правой вере. То была Владимирова Русь. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды веры христианской на Востоке и Западе недостаточно сильны, чтобы помочь оглохшему и растерянному миру, и когда, с другой стороны, самое закоренелое язычество под разными именами подняло свои рога на всех пяти континентах, – сегодня вновь Промысл Божий призывает Владимирову Русь помочь христианству, а через него и человечеству...
 
Настанет седьмой период русской истории. На многострадальный Владимиров род изольется новая благодать Духа Божия. Русский народ станет священным народом и будет утренней звездой среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Святитель Николай (Велимирович)
Слово о святом Владимире
15/28 июля 1932 года. Белград

Ярослав Мудрый
Он еще при жизни был назван Мудрым. В том числе и потому, что был автором первого на Руси сборника законов – «Русской Правды».
 
Ярослав был сыном Владимира (Красное Солнышко) и полоцкой княжны Рогнеды. При жизни отца он княжил в Новгороде.
 
Князь был большим книгочеем и предусмотрительным политиком. Он заботился об успехах образования и церковного строительства на Руси. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище на 300 мальчиков.
При Ярославе приехали в Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному (демественному) пению.
 
Владимирская Русь
Андрей Боголюбский - одна из ключевых политических фигур на Руси в 60-70-х годах XII века. Он сыграл решающую роль не только в образовании на Северо-Востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества, но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики. Эта политика была направлена на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси.
 
Солнце земли Русской
Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев, и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы татар на Русь.
Перед смертью он принял монашеский постриг. Летопись рассказывает, что, узнав о его смерти, митрополит Кирилл III сказал во Владимире: «Знайте, что зашло солнце земли Русской!»
 
Собиратель Русской земли
Его часто именуют первым великим князем Московским и собирателем Русской земли. Иван I Данилович прославился тем, что заложил основы позднейшего политического и экономического могущества Москвы и стал именоваться первым собирателем Русской земли.
 
Способствуя развитию ремесел и торговли, Иван I Данилович сумел распространить московское влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.
 
Дмитрий Донской
Москва при великом князе Дмитрии Ивановиче вступает в новую эпоху величия. Дмитрий Иванович довел значение и крепость своей власти до степени царского могущества. И сам город преображается. Кремль, вместо прежних дубовых стен времен Калиты, был окружен каменной крепостной стеной, с железными воротами, бойницами и башнями. Столица обогатилась новыми монастырями и храмами. В Москве были основаны Симонов, Никольский (Николы Старого) и Рождественский монастыри. Возвратившись после Куликовской битвы, Дмитрий основал Высоко-Петровский монастырь.
 
В городе начинают появляться новые и развиваться старые отрасли техники и ремесла. Во времена Дмитрия появилось огнестрельное оружие и был основан «зелейный», или пороховой, завод. Был сделан шаг вперед в чеканке серебряных и медных монет.
Каменный Кремль придал Москве огромное значение.
 
Победа на Куликовом поле способствовала подъему национального сознания русского народа. Москва становилась центром формирования русской народности.
 
Свержение ордынского ига
Летописцы называли Ивана III Васильевича «собирателем земли Русской». При нем было окончательно свергнуто ордынское иго.
 
Принятый еще своим отцом Василием Васильевичем Тёмным в соправители, Иван III Васильевич вступил на московский престол после смерти отца в 1462 году полным властителем Руси.
 
В 1480 году многовековое противоборство Руси и Орды вступило в завершающую стадию.
Русские готовились сражаться за будущее, за независимость родной земли, за свое право на самостоятельное историческое развитие, ордынцы же добивались восстановления тяжкого ига над огромной страной, в которой уже складывалось могучее централизованное государство.
 
Осенью 1480 года на берегах Угры спор был окончательно решен. Сражение было продолжительным и упорным.
 
Так было свергнуто ордынское иго, больше двух столетий тяготевшее над русскими землями. После знаменитого стояния на Угре Иван III воздвиг на Спасской башне Кремля двуглавого византийского орла, ставшего теперь русским, что означало полное освобождение Руси от ордынской зависимости.
 
Безпредельно высокий порыв

Первый Царь Московского государства Иоанн Васильевич (1530–1584), получивший народное прозвание «Грозный» – одна из самых величественных фигур в пантеоне Русской Истории. При нём Русь-Московия превратилась в великую мировую державу, став и по знаку и по существу наследницей великой Римской христианской империи - Третьим Римом, значение которого в мировой геополитике не мог отрицать никто. И уже несколько веков вокруг фигуры этого человека и политика бушуют мировоззренческие страсти. Ряд авторов тратят массу сил и слов для морального «ниспровержения» Первого Царя, облыжно приписывая ему «злодеяния», которые тот по большей части и не совершал.
 
Адекватный портрет Иоанна Грозного – человека и политика – в реальных обстоятельствах времени и места дан в исследовании известного отечественного историка, доктора исторических наук А.Н. Боханова. Привлекая различные документальные свидетельства, используя обширное историографическое наследие, автор развенчивает старые лживые идеологические мифы, показывая истоки и корни их происхождения. Очищение Русской Истории от скверны русофобской западнической идеологии – жизненно важная задача для России настоящего и будущего.
 
Великая эсхатологическая мечта Иоанна Грозного – превратить Русь в подобие общежительного государства-монастыря со строгим уставом и нелицеприятно строгим игуменом, не воплотилась в жизнь. Да она и не могла быть реализована, потому что нельзя же на земле учредить реальное подобие Града Небесного. Несовершенное и временное не может творить совершенное и абсолютное. Первый Царь прекрасно это осознавал; он был далек от совершенства, как и тот исторический «человеческий материал», из которого можно было бы сотворить нечто подобное. Его порыв был беспредельно высоким, искренним и недостижимым, но он не погиб втуне. Первый Царь сделал Русь духовно монолитной и структурно единой, способной превозмочь превратности и опасности, грозившие ей со всех сторон.
По книгам Александра Мясникова «Путеводитель по русской истории» и Александра Боханова «Царь Иоанн Грозный»
от 16.12.2018 Раздел: Ноябрь 2014 Просмотров: 2277
Всего комментариев: 0
avatar