Добавлено:

"Без христа суетно все образование"

Педагогические мысли святого Иоанна Кронштадтского

 Святой праведный Иоанн Кронштадтский известен не только как великий подвижник и созерцатель духовных тайн. Свыше четверти века протоиерей Иоанн Ильич Сергиев преподавал Закон Божий в городском училище и классической гимназии г. Кронштадта. Неоднократно посещая трущобы города, он увещевал опустившихся людей бросить пьянство, бродяжничество и иные пороки. Таким образом, сей подвижник имел практический опыт как преподавательской деятельности, так и того, что сегодня было бы названо социальной педагогикой.

Дневниковые записи подвижника еще при его жизни были напечатаны в виде двухтомника «Моя жизнь во Христе». Более поздние размышления вошли в сборники «Христианская философия», «Живой колос с духовной нивы». Содержащиеся в них мысли замечательны тем, что там запечатлены не отвлеченные идеи, но живая практика молитвенника, пастыря, гражданина и педагога.
 «…Если человек совершает различные дела, – писал святой, – Он (Святой Дух) укрепляет сердце его сознанием важности и необходимости труда его и терпением несокрушимым, которое все трудности преодолевает». Не только по обязанности, которая довлеет над человеком, но и из убеждения нужности своего дела надлежит совершать жизненные труды. И нет ничего случайного в том, какое место каждый человек занимает в этой жизни, поскольку «мы определены Творцом каждый на свое место служения, ибо Он один знает совершенно наши силы и способности и место нашего служения в обществе».
 Отношения людей, в том числе и служебные, должны строиться на высоких евангельских идеалах. «Ближний – равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий». «Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо Божией премудрости и благости».
 Исключая всякую предвзятость в отношениях между людьми, святой Иоанн Кронштадтский пишет: «Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем». А потому «не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело – одежда временная), а смотри на того, кто им одевается…»
 Берясь воспитывать других, следует повнимательнее присмотреться к самому себе. «Чтобы управлять другими, надо наперед научиться управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобрести знание. Когда я не умею владеть собою, когда нет во мне духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я – плохой управитель. Когда играют мною всякие страсти, лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда себе и им».
 Как же исправлять чужие недостатки, особенно, если это входит в круг твоих прямых обязанностей? «Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами: сами мы больше портим дело своими собственными страстями, например, гордостию и происходящею оттуда раздражительностью; но «возверзи печаль на Господа» (Пс. 54, 23) и помолись Ему, «испытующему» наши «сердца и утробы» (Пс. 7. 10), от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовию и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца, и ты вскоре скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься: «сия измена десницы Вышняго» (Пс. 76, 11).
 В другом месте святой Иоанн Кронштадтский об этом же пишет: «При выговоре подчиненным за их неисправность тщательно воздерживайся от рвения, раздражительности и смущения и будь кроток, исполнен любви, степенен и покоен. Если подлежащий исправлению обижается, кротко заметь ему, что ты вовсе не имеешь намерения обижать и раздражать его, а искренне желаешь ему добра и порядка в его деле, что тебе противен не он, а беспорядок, который он производит. Не оскорбляй его самолюбия и человеческого достоинства, возвышая себя в глазах его и унижая его… В противном случае ты только раздражишь ближнего, а пользы нравственной не принесешь ему».
 Сочетание кротости и настойчивости, личной убежденности и ответственности – необходимое условие воспитания. По поводу детских капризов, перерастающих в более тяжелые пороки, подвижник пишет: «Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов перед вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста будут горько жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца». Или в другом месте: «…представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…».
 XX век наглядно подтвердил правоту святого в том, что образование ума без воспитания, и прежде всего воспитания духовного, малополезно, а нередко и обесценивает само себя. «При образовании юношества… надо больше всего стараться… о том, чтобы стяжать ему «просвещенные очи сердца» (Еф. 1, 18), ибо «вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце… Общество растлено именно от недостатка воспитания христианского».
 А этот укор касается не только современного святому образования, но и того, что происходит поныне: «Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, «просвещающего всякого человека, грядущего в мир» (Иоан. 1, 9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно все образование». Однако, думается, что не стоит это замечание принимать как руководство к самому быстрому действию. Прежде чем «одухотворить» школу, нужно много поработать над собой, чтобы преподавание духовных знаний не превратилось в факультатив по суевериям или собственной жизнью не скомпрометировать саму идею духовного просвещения современников.
 Обратите внимание на следующую мысль: «Учившаяся и недоучившаяся молодежь редко ходит в церковь, вообще не ведет дела воспитания своего духовного, считая его как бы ненужным и отдаваясь житейской суете». Многими замечательными людьми, в том числе и в XX веке, не раз отмечалось, что бездуховность, материализм – это удел недоучек, мнящих о своем знании непомерно высоко. Как писал Иоанн Кронштадтский, «необразованный умом есть темный человек, достойный снисхождения и сожаления, а образованный, но преданный страстям и порокам, злобе, гордости, презорству, зависти, чревоугодию, объедению, пьянству, любостяжанию, блуду и другим страстям… есть человек черствый сердцем, мертвый для Бога».
 Отмечая значимость образования духовного, святой не отрицает и светские науки. В частности, он признается, что и сам «изучил законы ума человеческого и его любомудрие, строение и красоту речи; проник отчасти в тайны природы, в законы ея, в бездны мироздания и законы мирообращения… много и книг у меня многоразличного содержания, читаю и перечитываю их, но все еще не насытился. Все еще дух мой жаждет знаний; все сердце мое не удовлетворяется, не сыто…».
 Неформальное отношение к своему долгу, ответственность перед собственной совестью – это извечное профессиональное требование к педагогическому труду. Сегодня об учительской самоотверженности нередко можно слышать высказывания, что это, мол, пережитки коммунистического воспитания и больше ничего. Хотя свыше ста лет назад, когда и понятия-то о «коммунистическом воспитании» еще не существовало, святой Иоанн Кронштадтский писал: «Духа не угашайте» (1 Сол. 5, 19), – говорит слово Божие. Помни это всякий христианин, особенно священник и наставник детей. Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству. Как мы много сделали бы для Бога, для людей и для себя, если бы с верою и любовию, с усердием, с горячностью и энергией занимались своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет наше делание, когда мы станем заниматься вяло, лениво, с холодностию, без всякого усердия и энергии! В великом ответе будем перед Богом и за себя, и за вверенных нашему попечению».
 Как высоки и как трудны в исполнении слова святого! Возможно, нам по силам лишь некоторое, крайне незначительное, приближение к тем идеалам, о которых он писал. Но и не стремится к ним – это все равно что …обесценивать свой труд, а вместе с ним и собственную жизнь.

Владислав ПУПАКОВ, г. Брест, (газета «Духовный вестник»)

от 29.03.2024 Раздел: Октябрь 2004 Просмотров: 680
Всего комментариев: 0
avatar