Добавлено: 01.08.2020

Через подвиг покаяния к возрождению Самодержавной России

Пандемии не удалось воспрепятствовать Соборному покаянию на Русской голгофе


Как христианство и его спасительная миссия на земле не начиналась и тем более не заканчивалась на Голгофе, так и крах Российской Империи — Русская голгофа — не начало и, несомненно, не конец истории Русской государственности, Русской цивилизации. Поэтому нам важно сегодня через подвиг покаяния увидеть в Екатеринбургской трагедии залог возрождения грядущей Самодержавной России, «в зримом умирании незримое ее воскресение». И это непременно свершится «по закону исторического возмездия!»

Время бежит все быстрее и стремительнее, властно вовлекая людей в круговорот мирской суеты. И все беспечные граждане мира куда-то спешат, словно не замечая, как на них накатывается бездушная машина современной, упакованной в цифровой стандарт и управляемой «золотым тельцом», техногенной цивилизации, вынуждая людей сделать свой выбор: либо подчиниться этому бесчувственному железному потоку, скрывающего от нас божественные и спасительные Истины жизни, которые только одни и способны в этом адском водовороте времен сохранить «единое на потребу», либо, взяв свой крест, пойти за Христом и спасти себя и Русскую цивилизацию для благополучия и процветания народов России, и как неугасимую лампаду для всего мира.

102 года назад совсем не случайно именно в Екатеринбург — в большевистскую столица Среднего Урала — Царская семья была перевезена из Тобольского заточения и размещена в доме инженера Ипатьева. В доме «особого назначения» — это был, в полном смысле слова, большевистский застенок. Царская семья добровольно предала себя в руки Божии, и никто из членов семьи не попытался искать путь земного спасения. Они прошли крестным путем, приняв все попущенные Богом испытания. Это добровольное жертвенное следование по пути Христа, совершенное ради спасения своего народа и государства, и есть великомученический подвиг, совершенный Царской семьей. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна).

Открытая шахта в урочище Четырех братьев, неподалеку от болота, называемого Ганиной ямой, в двадцати километрах от Екатеринбурга, стала местом погребения Царской семьи и, — это тот сакральный покаянный рубеж, через который должен пройти каждый русский человек и весь православный народ, чтобы осознать грех богоотступничества и цареубийства и получить надежду возрождения России. В противном случае, раздор и братоубийство будут продолжаться и впредь.

Наиболее последовательную и активную позицию в распространении правды о державном служении и мученической кончине Николая II занимал Союз Православных братств — добровольная церковно-общественная организация, созданная в октябре 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ставшего ее почетным попечителем.

Православные братства, как мы знаем, возникали на Руси там и тогда, где и когда была угроза Православию; особое распространение они получили в период униатского церковного раскола. Также в начале XX века в России насчитывалось более 10 тысяч Православных братств. В 90-е годы вновь созданный Союз Православных братств (СПБ) выступал за строгое сохранение чистоты Православной веры, возврат нашей церковной жизни в каноническое русло, восстановление Церковного суда, за выход Русской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей. Союз Православных братств, стоя на страже церковного единства, выступал против церковного сепаратизма, за воссоединение с зарубежной частью Русской Православной Церкви, за диалог со старообрядцами на основе верности святоотеческим традициям. Серьезной опасностью Союз Православных братств считал модернизм и обновленчество в церковной среде и обеспечил преграду упорному стремлению братства «Сретение» перевести богослужение на современный русский язык, ввести новый календарный стиль и т.д.

3-й съезд СПБ, состоявшийся 17–19 июня 1992 года в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре, обратился с «Исповедническим воззванием к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви» по вопросу скорейшей канонизации Царской семьи, где подробно изложил свою позицию, историю вопроса и основные факты, основываясь на опубликованных исторических документах.

По решению съезда силами Православных братств в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1992 года был запланирован первый Покаянный крестный ход от дома Ипатьева к открытой шахте у Ганиной ямы, где 18 июля 1918 года было совершено надругательство над честными телами Царственных страстотерпцев. Было решено укрепить традицию проведения Покаянного крестного хода по пути следования автомобиля с Царскими телами, как «Via Dolorosa, буквально «Путь Скорби». Первый такой крестный ход состоялся в 1992 году, когда несмотря на отчаянное сопротивление власти в мрачную непогожую ночь все же нашлось десять энтузиастов из Екатеринбурга, Москвы и Челябинска, которые прошли по бездорожью и мрачному ночному лесу более двадцати километров от бывшего дома Ипатьева, где совершилось злодеяние, в урочище Четырех братьев, куда головорезы отвезли честные тела Царственных мучеников и надругались над ними. С тех пор Покаянный крестный ход проводится ежегодно. Разумеется, после всецерковного прославления Царской семьи, число участников Покаянного крестного хода стало стремительно возрастать. Если в 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России, то в 2008 году, в связи с 90-летием убийства Царской семьи, в Крестном ходе приняли участие около 40 тысяч человек. В 2009 г. количество участников снизилось — их было около 25 тысяч. В 2011 году 50 тысяч человек прошли этот скорбный путь. Точное количество «крестоходцев» в 2013 и 2014 гг. неизвестно, однако о масштабе события может говорить то, что Причастие совершалось из 100 чаш! В 2015 году крестным ходом прошли 60 тысяч человек! Следует отметить, что в это число не включаются многочисленные паломники, приходящие в храм в продолжение дня 16 июля. 2018 год — год 100-летия Царской голгофы. В Царском Крестном ходе прошло 100 тысяч человек!

Чтобы оказаться сопричастными этого чуда, из разных уголков Русского мира православные люди съезжаются в Екатеринбург. Большая группа паломников из Санкт-Петербурга ежегодно приходила туда пешком, идя в течение трех месяцев только ради того, чтобы стать участником этого великого покаянного и молитвенного действа, чтобы в эту страшную, но священную ночь принести свой достойный плод покаяния.

Не скрою, что будучи участником и организатором первого Покаянного крестного хода, я ехал ныне в Екатеринбург с затаенной тревогой. Слишком много было нарушено в этом году, казалось, незыблемых Православных традиций. Тем более, что в Екатеринбурге продолжался режим карантина, который был продлен накануне праздника еще до 20 июля.

Утешало, конечно, то, что правящий архиерей митрополит Кирилл в течение всего карантина занимал наиболее последовательную и взвешенную позицию. Его Послание к своей пастве в дни начала карантина проникнуто без преувеличения глубиной мысли Иоанна Златоуста. И все же тревога была: она подогревалась еще заявлениями и действиями отца Сергия Романова, к которому, кстати сказать, в попытке его увещевать также с весьма пространным и обстоятельным открытым письмом обратился митрополит Кирилл. Разумеется, митрополит обратился не столько к отцу Сергию, а скорее к тем доверчивым православным русским людям, которые стали его духовными чадами еще в период его благодатных трудов на благо Церкви, а сейчас не могут или не хотят осознать, что отец Сергий давно переступил ту черту, которую не должен пересекать никакой православный христианин, а тем более монах и даже схимник.

Как быстро у нас забывается весьма поучительная история епископа Диомида, не говоря уже о трагедии некогда великого богослова, проповедника и несгибаемой личности Савонаролы. Тот тоже поначалу руководствовался благими намерениями и деяния первого времени его пребывания во Флоренции вселяли надежду на Преображение Флорентийской республики. Даже Великий Боттичелли сжег некоторые свои произведения живописи, наполненные языческим духом. А потом он не почувствовал эту тонкую грань, которая отделяет действия, возможные в кризисной ситуации, от недопустимых для монаха. Конец его известен: он был сожжен после пыток и издевательств, хотя позже, в XVII, был оправдан папой Павлом IV. Ни в коей мере не оправдывая действия папы Римского Александра VI, отдавшего приказ на сожжение строптивого монаха, хочется, чтобы подобные примеры служили уроком для потомков.

Не продолжая сравнения со страстями Флорентийскими, надо признать, что сегодняшнее положение в России и мире тоже непростое. Есть от чего растеряться: слишком много оказалось невероятных явлений мы наблюдаем сегодня. Храмы закрываются и открываются не по решению церковного священноначалия, а по указаниям чиновников из службы Роспотребнадзора и главного санитарного врача.

А самого патриарха, как стало недавно известно, уже может просто назначить полковник ГРУ Квачков, который уже определил отца Сергия патриархом Гермогеном (!?) Себе, как следует из его выступления, сам полковник наметил роль нового Пожарского. Осталось только определиться с гражданином Мининым. Но тут проблем не будет: желающих под видом Божиего благословения обложить всю Россию «пятой деньгой» и собрать народное ополчение у нас хоть отбавляй.

Обидно, что все они прикрываются святой монархической идеей, не осознавая, что идею Самодержавия надо вымолить у Господа и самому быть к ней готовым, в том числе практикой смирения. А пока отец Сергий разрушает то соборное покаянное единство — Покаянный крестный ход, собирая своих верных чад, забаррикадировавшись в монастыре, где они ходят по кругу, вместо того чтобы присоединиться ко всем участникам соборного покаяния. К сожалению, пример отца Сергия оказался заразительным: так стали поступать и другие приходы, оправдывая свои действия недостоинствами Патриарха, несовершенством архиереев и чем угодно еще.

Конечно, трудно отказать в логике тем аналитикам, которые утверждают, что отец Сергий «плоть от плоти» современного священноначалия и он лишь обнажил и назвал своими именами проблемы, существующие в нашей Церкви, когда Патриарх и безропотно подчиняющиеся ему архиереи демонстрируют свое неверие ни в силу таинств Церкви, ни в всемогущество Бога. Единственное, в чем можно не сомневаться: обуздать отца Сергия церковному священноначалию будет очень непросто. Это вам не Диомид, а человек с богатым прошлым и связанный с сильными мира сего прочными узами.

Однако, несмотря на все эти недобрые обстоятельства Праздник состоялся, крестный ход прошел с соблюдением всех устоявшихся ранее традиций. Более того, можно утверждать, что с момента объявления карантина это было первое столь массовое церковно-общественное мероприятие, не подверженное никаким ограничениям. Разумеется, он не был таким массовым, как в лучшие времена. Это и понятно: государственные границы закрыты, поэтому многие участники и даже архиереи не смогли приехать; ухудшение финансового положение российских семей в условиях кризиса не дало возможности многим позволить себе поездку на Урал, чтобы принять участие в соборном покаянии. Радовало, однако, то, что причастие Святых Даров проходило по старым добрым традициям, и никаких ограничений не накладывалось. Надо отдать должное и властям Екатеринбурга, которые не только не чинили препятствий, но во всем помогали молящимся.

Здесь уместно сказать, что столь важный для православного христианина вопрос о Царских останках напоминает нам Смутное время начала XVII века, когда один Дмитрий, точнее Лжедмитрий, был на Царском троне в Кремле, а другой — настоящий Дмитрий — в Угличской могиле. И оба Дмитрия признавались народом одновременно, и мать даже вынуждена была считать и того, и другого своим сыном. То же самое происходит сегодня у нас, только со святыми мощами Царственных мучеников. Несгоревшие частицы святых мощей, которые были собраны следователем Соколовым в 1918 году, находились в его архиве, а другие останки покоятся в Петропавловской крепости. Совершенно очевидно, что одновременно и те, и другие не могут быть подлинными останками царственных мучеников. Однако сейчас кому-то очень хочется поставить точку в этом важнейшем вопросе, что мол все ясно, проблем нет. Всем доверчивым людям через СМИ навязывается мысль, что в деле с царскими останками «эти церковники» опять чего-то требуют, им все не угодишь. На самом же деле все здесь запутано до предела. Единственная открытая и подлинно научная конференция, где действительно попытались разобраться в этом непростом деле, прошла еще в 1993 году в Международном славянском культурном центре. В ней участвовали все самые крупные эксперты. Ее приветствовал тогда еще здравствующий племянник Государя Тихон Николаевич Куликовский-Романов, и принимала участие чудом оставшаяся в живых в Советской России дочь генерала Дитерихса. Того самого генерала, благодаря покровительству которого и было расследовано следователем Соколовым дело об убийстве Царской семьи.

Сегодня единственное, что пока не найдено, — это керамический кувшин с недогоревшими остатками кострища, на котором сжигалось тело Императора. Кувшин, который Ермаков, по приказу спасавшихся от наступающих отрядов Колчака головорезов, опустил в болото у гати, ведущей в Чертово городище. Но чтобы отыскать этот кувшин и разрешить эту важную для будущего Русской Церкви и государственности задачу, нужна политическая воля и твердая позиция со стороны руководства как церковной, так и светской власти России.

Сегодня нам важно помнить, что только искреннее всенародное покаяние в грехе богоотступничества и цареубийства может возвратить нас к своим историческим корням, поможет восстановить традиционные институты русской государственности, и ниспошлет России ту благодать, которая будет хранить Русь как защитницу Вселенского Православия и вернет мощь Державе Российской и благополучие ее гражданам.

Как христианство и его спасительная миссия на земле не начиналась и тем более не заканчивалась на Голгофе, так и крах Российской Империи — Русская голгофа — не начало и, несомненно, не конец истории Русской государственности, Русской цивилизации. Поэтому нам важно сегодня через подвиг покаяния увидеть в Екатеринбургской трагедии залог возрождения грядущей Самодержавной России, «в зримом умирании незримое ее воскресение». И это непременно свершится «по закону исторического возмездия!»

Владимир БОЛЬШАКОВ
Президент Международного
художественного фонда,
д.ф.н., член СЖ России,
Профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества
Ильи Глазунова
от 24.04.2024 Раздел: Июль 2020 Просмотров: 810
Всего комментариев: 0
avatar