Добавлено: 18.09.2021

Духовные торжества в Воронеже

Чтобы жизнь в нашей России была по заповедям Божиим

Из проповеди митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в день памяти святителя Митрофана Воронежского в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа

20 августа 2021 года в г. Воронеже в Благовещенском кафедральном соборе состоялись торжественные богослужения, посвященные празднику обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Богослужения у его честных мощей возглавил Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, Глава Воронежской митрополии.

В канун праздника соборным служением было совершено всенощное бдение. В день праздника Небесного покровителя Воронежской земли служение поздней Божественной литургии стало сердцевиной духовного молитвенного торжества.

Верующие воронежцы и богомольцы, прибывшие на праздник из различных регионов России, возносили свои сердечные молитвы великому угоднику Божию святителю Митрофану, скорому помощнику и молитвеннику пред престолом Божиим.

После отпуста Литургии митрополит Сергий с сослужащим духовенством совершил праздничный молебен святителю Митрофану у раки его честных мощей. Единым сердцем и устами воспевали священнослужители и миряне молитвенный запев, обращенный к Небесному покровителю и первому Архипастырю Воронежского края: «Святителю отче наш Митрофане, моли Бога о нас!» В завершение молебна Высокопреосвященнейший митрополит Сергий вознес молитву святителю Митрофану, после чего духовенство и все богомольцы воспели величание: «Величаем тя, святителю отче наш Митрофане, и чтим честную память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего».

Митрополит Сергий обратился ко всем присутствующим со словами поздравления и духовного назидания.

Глава Воронежской митрополии в своем обращении отметил:
«Мы с вами мысленно переносимся в тот далекий 1832 год, когда вся Россия собралась у гроба святителя Митрофана. По свидетельству очевидцев, в город приехало 50 тысяч человек. Когда мощи святителя открывали, весь народ пел: Господи помилуй. В 1919 году его мощи был вскрыты, а потом поместили их в музее.

В 1989 году Церкви вернули гробницу святителя Митрофана, по ходатайству владыки Мефодия. В 2009 году мощи святителя был торжественно перенесены в Благовещенский кафедральный собор.

Приходя к святителю Митрофану, мы с вами молимся, чтобы он благословлял нас своею молитвою, чтобы жизнь в нашей России была бы благочестивой и богоугодной.

Святитель Митрофан стал третьим святителем, который был прославлен в лике святых. До него были святитель Иннокентий Иркутский и святитель Димитрий Ростовский. Все это говорит о сильном почитании святого в русской земле».

Владыка также отметил, что святитель Митрофан особо почитается на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, где с его памятью связано возрождение монастыря в середине XIX века.

В конце своего слова владыка Сергий поприветствовал и поздравил Сергея Анатольевича Гаврилова, депутата Государственной думы, председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

За время его служения, отметил особо владыка, произошли самые существенные изменения в законодательной практике, в результате чего Русская Православная Церковь обрела надлежащий правовой статус. Владыка поблагодарил Сергея Анатольевича за его огромный труд, пожелав ему и в дальнейшем успешно служить на этом поприще.

Выдающийся церковно-государственный деятель

В конце семнадцатого века небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров и невиданным ранее многолюдством. Здесь, в Воронеже, на берегу Воронеж-реки, волею Петра I было положено начало Российскому флоту.

В этом великом начинании молодого императора поддержал епископ Воронежский Митрофан, которого Петр почитал «святым старцем» и пользовался его советами в духовной жизни и в «государевых» указах.

После взятия Русским флотом крепости Азов государь повелел епископу Митрофану, который жертвовал на строительство военного флота немалые денежные средства, «именоваться впредь титулом «Азовский» — за неоценимые заслуги перед Державой.

Святитель Митрофан родился в 1623 году на Владимирской земле. Он начал служение Церкви в числе белого духовенства на сельском приходе. Овдовев в 39 лет, Митрофан поступил в Успенский Золотниковский монастырь под Псковом. Спустя всего три года он был призван игуменом в соседнюю обитель. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием.

Через десять лет, узнав о достоинствах игумена Митрофана, патриарх Иоаким поставил его во главе большого монастыря под Москвой. И на новом месте святой был столь успешен в начинаниях, что ему поручили управление несколькими монастырями, а затем рукоположили в епископа новой Воронежской епархии — через несколько недель после смерти царя Феодора.

В епархии не хватало священнослужителей, особенно просвещенных, способных противостоять раскольническим настроениям и языческим суевериям, по-прежнему живущим в народе. Однако новый пастырь смело принялся за дело, желая прежде всего призвать священнослужителей к их духовному предназначению. «Вы — ангелы, — говорил он, — которых Бог послал в пустыню, чтобы раздавать народу манну Господню. В своих молитвах вы должны подражать пророку Моисею и святому Павлу, которые ревностно просили за народ Божий». Епископ посетил все монастыри своей епархии и восстановил в них традиции святых отцов, напомнив монахам об их долге подвижничества и непрестанной молитвы за Церковь.

Святитель Митрофан боролся с народными суевериями, безнравственностью, наставляя паству в верности учению Единой Святой Апостольской Церкви. Его труды были вознаграждены быстрым усилением авторитета Церкви, символом чего стало строительство величественной Благовещенской церкви в Воронеже.

Молодой царь Петр I часто навещал иерарха и выражал ему свое восхищение. Но когда Митрофан понял, насколько опасно влияние на Петра западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к царю.

Как-то раз, будучи в Воронеже, молодой царь пригласил к себе во дворец архипастыря. Тот с готовностью поспешил, но, подойдя ко дворцу, увидел статуи обнаженных языческих богов и богинь, украшавших царский двор по моде того времени. Святитель Митрофан развернулся и со скорбью пошел домой. Пробыв двадцать лет на Воронежской кафедре и много потрудившись для утверждения святого Православия, святитель Митрофан не разделял свободного отношения государя к вопросам веры.

Дважды упрямый царь посылал к епископу своего гонца.

Царский гонец:
— Приказ государев: явиться тебе, владыко, в царский дворец, и не медля!
Святитель Митрофан:
— Передай царю: пока не прикажет он снять идолов, соблазняющих весь народ православный, не могу я войти в его дворец.

Во второй раз гонец принес святителю Митрофану угрозы разгневанного Петра.
Царский гонец:
— Государь говорит, если не явишься, то ослушанием предержащей власти подвергнешь себя смертной казни!
Святитель Митрофан:
— Тело мое в руках царских, но на душу мою никакая власть человеческая не простирается. Неприлично государю христианскому ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца.

Зная вспыльчивый нрав Петра, епископ Митрофан стал готовиться к смерти и велел бить в колокол. Видя мужество и самоотверженность в делах веры епископа Митрофана, государь, будучи сам человеком мужественным и самоотверженным, уступил и повелел истребить языческие статуи. После этого владыка явился во дворец благодарить государя.

С того времени и до самого конца дней святого угодника Божия Государь Петр Великий возымел к нему глубокое душевное уважение и чувство, которое при всяком случае обнаруживал перед всеми. Во всякий свой приезд в Воронеж в первую очередь посещал он святителя Божия, подолгу беседовал с ним, отходя всякий раз от него с духовным назиданием и утешением.

В 1703 году святитель Митрофан заболел и принял схиму с именем Макарий. Он почил в мире 23 ноября.

При его погребении присутствовал царь Петр, который узнав о кончине епископа, поспешил в Воронеж. После заупокойного богослужения Петр I сказал всем присутствующим:
— Не осталось у меня такого святого старца. Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. И так вынесем его тело сами.

Царь лично нес гроб владыки до Благовещенского собора, где и поныне покоятся святые мощи первого воронежского архипастыря.

Святитель Митрофан даровал нам не только образ христианина, любящего свое Отечество и стремящегося к его благу, но и пример духовной жизни.

За несколько лет до своей кончины святитель составил духовное завещание, в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Употреби труд, храни мерность — богат будешь. Воздержно пей, мало ешь — здрав будешь. Твори благо, бегай злаго — спасен будешь».

Вскоре в народе возникло его почитание, но официально он был прославлен лишь в 1832 году, когда были обретены нетленными его честные мощи.

Близость святителя Митрофана к Царскому дому предопределила его особое почитание в верхних слоях общества, а многочисленные чудеса у гроба — широкую славу по всей России и за ее пределами. Сохранилось множество храмов, посвященных святому (от Москвы до Афона), церковных росписей и мозаик (храм Христа Спасителя, Исаакиевский собор, храм Спаса-на-Крови), многочисленные иконы, гравюры и литографии, памятники шитья, эмали, паломнические реликвии.

Во всех редакциях жития святого и в жизнеописаниях святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского, содержится рассказ о том, как в 1830 году воронежский купец Гарденин обратился к губернскому секретарю И. В. Шевцову, «занимающемуся живописью по склонности», с просьбой сделать список со старого портрета святителя Митрофана. Но портрет был столь ветхим, что художник не решился, «почтя за грех написать такого Святителя неверно». Убеждая Шевцова, святитель Антоний предрек: «Ты будешь видеть наяву или во сне». Живописец, действительно, в следующую ночь увидел во сне старца в сумраке, а потом «представился ему ясный день, и пред ним портрет святителя Митрофана, ясно и чисто написанный, который он в продолжение сновидения списал и остался доволен своей работой». Проснувшись, Шевцов воспроизвел увиденный портрет на холсте. Преосвященный Антоний благословил его писать копии с этого изображения.

В письме к наместнику Троице-Сергиевой Лавры преподобному Антонию (Медведеву) святитель Московский Филарет (Дроздов) сообщает историю, рассказанную святителем Воронежским Антонием (Смирницким). Накануне торжественного открытия мощей святого Митрофана он вознамерился положить на мощи новое архиерейское облачение, но внезапно почувствовал слабость и услышал тихий голос: «не нарушай моего завещания». Стремясь все-таки исполнить задуманное, он открыл хранилище с облачениями и тут же обнаружил схиму, незадолго до этого полученную от неизвестной при странных обстоятельствах. «Теперь, увидев сию схиму, он понял, что слова «не нарушай моего завещания» есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставить оныя в схиме», — пишет святитель Филарет.

Действительно, в «Духовном завещании» Первосвятитель Воронежский настоятельно просил о пострижении в схиму и погребении в ней.

Нередко в изображениях святителя представлена Смоленская икона Божией Матери. Известно, что этот образ являлся его келейной иконой, благословением Патриарха Иоакима, и находился возле мощей святого.

Святитель Митрофан и основание русского военного флота

Первый российский линейный корабль «Гото Предестинация», то есть «Божье провидение», был построен в Воронежском крае. В деле строительства российского флота Петра I поддерживал святитель Митрофан.

Историческое судно было спроектировано самим русским царем. Под его непосредственным руководством работой занимались отечественные корабельные мастера без помощи иностранных специалистов. Позже, перед отъездом Петр I поручил заканчивать строительство линкора Федосею Моисеевичу Скляеву и Лукьяну Алексеевичу Верещагину — одним из первых русских корабельных мастеров. Поэтому именно это судно было выбрано для того, чтобы увековечить память о первых шагах российской кораблестроительной школы.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий так говорит об этом:
«Когда-то давно, в конце XVII века, здесь построили храм Успения Пресвятой Богородицы, первый храм Российского Адмиралтейства. И вскоре святитель Митрофан освящал здесь первый линейный корабль — «Гото Предестинация». Потом он освятил здесь еще много кораблей, ибо здесь, на месте, где некогда был монастырь, молодой император Петр основал первое в России Адмиралтейство. И мы благодарны и русскому царю Петру, и святителю Митрофану за их мысли и заботу о России. Для нас, обладающих современными средствами коммуникации, удивительно, насколько быстро тогда распространялись идеи императора Петра, который хотел, чтобы Россия была крепким самостоятельным государством! И эти замечательные начинания были поддержаны народом. Без этого одержать те славные победы, которые совершили на Азовском, Черном и, затем, Балтийском морях наши великие флотоводцы, было бы невозможно…

Воронеж был форпостом Отечества, большим пограничным городом. Им он остается и в наше время, в XXI веке. История повернулась так, что мы снова стоим на границе. На границе с миром, который пытается быть альтернативным миру России. И мы должны помнить заветы наших предков — и царя Петра, и святителя Митрофана, — их устремления к тому, чтобы Российский народ жил свободным, счастливым, по тем законам и традициям, которые веками складывались на Руси.

Дай Бог, чтобы наш город, переживая эти духовные и исторические события, и сейчас был бы опорой нашего государства и надеждой на будущее России. Мы верим, что воронежцы дадут пример и патриотизма, и духовной жизни, и любви к Родине и своему малому отечеству».

Подготовил Александр Зверев
от 18.04.2024 Раздел: Сентябрь 2021 Просмотров: 519
Всего комментариев: 0
avatar