Добавлено: 15.04.2021

«Душеполезный собеседник»

Дорогие читатели! Мы продолжаем публикацию отдельных статей журнала «Душеполезный собеседник», издававшегося в 1888–1918 гг. в Москве Русским вмч. Пантелеимона монастырем на Святой Горе Афон. Многие выпуски этого журнала бережно сохраняются в библиотеке обители и представляют несомненный интерес и для современного читателя. Удивительно, что многие статьи в журнале «Душеполезный собеседник» звучат сегодня очень актуально.

Эту драгоценную возможность публикации статей журнала любезно предоставил нам и благословил игумен монастыря священноархимандрит Евлогий.

Из дневника Православного христианина

В этом отделе нашего скромного издания мы будем собирать появляющиеся от времени до времени в разных периодических изданиях, как духовных, так и светских, сведения о проявлениях благодатной силы Божией в чудесных знамениях от св. мощей и икон и поучительные явления Промысла Божия в разных знаменательных обстоятельствах жизни христианина. Такие сведения особенно нужны и полезны в наше скудное верою время, и мы почитаем себя счастливыми, что можем начать свой Дневник описанием нового исцеления от иконы св. Великомученика Пантелеимона, покровителя нашей св. обители, помещенным в № 13 Тамб. Еп. Ведомостей за 1887 год. Икона эта находится в храме, что на хуторе Трех Лощин, Тамбовского Архиерейского дома. Краткие сведения о ней были помещены в «Душеполезных Размышлениях» за 1887 год (выпуск 3). Вот что сообщается в упомянутых Епар. Ведомостях.

Проживающая в г. Козлове вдова дворянина Марья Афанасьева Матросова десять лет страдала головною болью и ревматизмом в ногах. От головной боли она по временам ни смотреть, ни говорить не могла. А ноги ее поражены были хронической формы ревматизмом, постоянно были опухшие и не сгибались. Ходить она без поддержки не могла, и ходила только дома, опираясь рукою на какой-либо предмет. В храм к богослужению ездила на лошади, и здесь больше сидела. Боль в ногах по временам была невыносимая, так что она часто кричала и не спала по целым ночам. И в таком печальном положении она находилась до второй недели Великого Поста 1887 года. Но вот в субботу второй недели больная Марья Афанасьева приобщилась св. Таин Христовых, а дочь ее Мавра Гаврилова в этот день взяла в дом сказанную икону св. Великомученика Пантелеимона, которая на этот раз, вследствие усердной просьбы некоторых граждан, находилась в Козлове. Отслужили молебен св. Великомученику Пантелеимону с акафистом и водосвятием, а также и всеношную: больная приложилась к св. иконе и тотчас же почувствовала значительное облегчение. После этого она ежедневно пила св. воду и масло из лампады, горевшей пред иконою св. Великомученика Пантелеимона, а вместе с тем мазала этим маслом и ноги, и в следствие этого изо дня в день ей делалось лучше и лучше. На четвертой неделе Великого Поста, в понедельник, она проснулась в три часа утра. Спустила ноги с кровати и хотела было стать, но в этот момент ноги ее сильно хрупнули, открылась в них жгучая боль, она испугалась и, сидя на постели, слезно молилась св. Великомученику Пантелеимону об исцелении. Посидев немного, она снова решилась стать на ноги, и когда стала, ноги ее опять хрупнули, но тише, между тем она тотчас же почувствовала себя способною к хождению, умылась, помолилась Богу, и вскоре за тем отправилась пешком в церковь к утрени. С той поры она совершенно здорова и свободно ходит.

Этот случай чудесного выздоровления Марии Афанасьевой Матросовой в апреле месяце сего 1887 года подвергался узаконенному расследованию и, при расследовании, подтвержден показаниями двенадцати свидетелей, из которых два священника и один диакон дали свои показания по долгу священства, а остальные свидетели — по долгу принятой ими присяги. О тяжкой же болезни Матросовой знал весь г. Козлов.

Благодатное заступление Божией Матери,
явленное от иконы Ея «Всех скорбящих Радость»

В 1882 году, во время служения моего в селе Чудиновском, во время великорецкого хода, пришла ко мне в дом женщина не молодых лет, по-видимому, не из простого сословия, и просила меня отслужить молебен пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После молебна я спросил ее: кто она такая и почему молебствует пред иконою Богоматери? Она объяснила мне, что она жена отставного чиновника Вятской Казенной Палаты Елизавета Максимовна Бахматова, назад тому несколько лет страдала болью на ноге вследствие рожистого воспаления, лечилась у докторов, но пользы не было. С молитвою об исцелении обращалась она к Богородице. Но передам рассказ ее словами. «В одно время, — говорила она, — я заснула и вижу во сне, что ко мне подошел какой-то старичок, взял меня за руки и повел; доведши до неизвестного мне храма, сказал: исправь здесь молебен пред иконою Богородицы и будешь здорова. Я будто бы вошла в этот храм и исправила молебен пред иконою Божией Матери, неизвестною мне по названию, а старичок сделался невидим. Пробудившись, я дала обещание разыскать этот храм. Ходила я в Волминское, Слободского уезда, к Софии Премудрой, но храм в этом селе оказался не таким, какой я видела во сне. Была я и в Каметницком селе, Орловского уезда, но и тамошний храм оказался не таким. Ныне же из села Великорецкого я вздумала пройти через село Чудиновское и заметила, что дорога, ведущая в село, та самая, которую я видела во сне. Вошедши в церковную паперть, я увидела, что это тот самый храм; потому что увидела на стенах прохода изображения страданий Иисуса Христа и событий, заимствованных из Пролога и Четьих-Миней: такую точно паперть видела я во сне. Вошла я в самую церковь и увидевши образ Божией Матери — «Всех скорбящих Радость», вполне убедилась, что это тот самый образ, пред которым я молилась во сне. Теперь я отслужила молебен пред сею иконою и благодарю Бога, что Он помог мне исполнить мое обещание, и чрез это даровал мне душевное успокоение».

Вразумление во сне

В 1885 году 6 декабря крестьянин прихода Чудиновского видел во сне следующее: «Пришел я, — рассказывал крестьянин, — с матерью, братом и некоторыми из соседей в Чудиновскую церковь и попросил после утрени отслужить молебен пред иконою Пантелеимона и Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Просьба моя были исполнена. По окончании молебна, допуская ко Кресту и Евангелию всех молящихся со мною, о. Петр (он служил молебен) меня только отстранил.

Я спросил о. Петра: что это значит? Он отвечал, что я недостоин того, потому что постоянно курю табак, и даже теперь пришел покуривши. Проснувшись, я изумился сну этому, и однако ж в тот же день пошел в церковь, отслужил молебен пред означенными иконами, рассказал о своем сне нашим священникам, и тогда же дал обещание более не курить табаку». И действительно крестьянин этот, человек еще молодой, по имени Алексей Никитин Рылов, человек религиозный, трезвый и хороший домохозяин, имевший страсть к табакокурению настолько, что курил даже и ночью, когда пробуждался, утром не умывшись и не помолясь Богу, вообще постоянно, — теперь вразумленный во сне вовсе не курит.

От души желал бы я, чтобы эти достоверные поучительные события послужили уроком и назиданием для читающих.

Вятской губернии, Орловского уезда, села Великорецкого священник Петр Макаров.

О почитании святых икон

Православная Церковь учит нас чтить и поклоняться святым икона, то есть священным изображениям Господа, Пречистой Его Матери и Святых. Но, уча сему, она вместе заповедует воздавать почтение не веществу, из которого сделаны иконы, и не краскам, представляющим лики священные, но первообразному; то есть учит, чтобы мы при поклонении иконам, возносили ум и сердце наше на небо, или к Самому Господу или к Святым, смотря потому, Кому молимся. Но к несчастию многие из невежд вовсе не хотят знать этого учения и думают получить милость не от Самого Того, кто написан на иконе, а от самой последней и потому, смотря на икону как на божество, предпочитают одни иконы другим, и одни из них принимают, а другие отвергают. Так недугущие расколом молятся лишь на старые иконы, и не хотят знать новых; а из простецов, иные — большой образ предпочитают малому и т.п. Знают ли подобные люди, что чрез свое невежество они грешат пред Богом и впадают во власть диавола? Если не знают — то пусть узнают. И дай Бог, чтобы то, что они услышат, послужило им к тому, чтобы они навсегда оставили свое грубое суеверие относительно икон и воздавали им почтение разумно, — не боготворя их, а вознося при поклонении им ум и сердце на небо, к Тому, Кому они молятся.

В годовую память св. Симона Мироточивого, во время великой вечерни, вошел в церковь один брат, именем Савва, из обители св. Дионисия, что на Олимпе, чтобы приложиться к святому лику преподобного. Но заметив, что икона очень мала, оскорбился и сказал: «Я не хочу кланяться такому образу». Конечно, это было следствием его невежества, а не пренебрежения к преподобному, однако же непосредственно затем одно страшное сновидение вразумило его, ему приснился страшный змий, готовый пожрать его. Инок Савва, вне себя от страха и трепета, завопил: «Преподобный Симеоне, помоги мне!» — и, в это мгновение пробудившись с ужасом, пошел в церковь, где пав на колена пред образом преподобного, с любовию лобызал его несколько раз, так что все бывшие тут, удивились перемене сего брата, ибо лицо его было бледно, как у мертвеца. Тогда же рассказал он всем, что за свое невежество пострадал от сатаны. «Малый образ, брат мой, — заметил при этом один из старцев, — при теплоте веры и благоговении, при чистоте ума и непорочности тела, ничем не различается от большого; посему будь внимателен, воздавай достойную честь Святым и священным их ликам, — малые они или большие». Таким образом исправленный брат воздал славу Богу и благодарение преподобному (Пат. ч. 1 стр. 305–306).

Оставьте же свое грубое заблуждение вы, предпочитающие одну икону другой. Не для того даны иконы, чтобы мы боготворили их и тем оскорбляли Бога; а для того, чтобы, взирая на них, вместе с тем верою созерцали Господа и Святых Его, на небо устремляли ум и сердце, с неба просили помощи и заступления. «Не веществу», говорит св. Иоанн Дамаскин, — поклоняемся, а Тому, Кто на иконе изображен. Не веществу, из которого сделаны Евангелие или Крест кланяемся, но тому, что ими изображается». (Точн. излож. прав. веры кн. 4 гл. 16). Оставьте же, повторяем, ваше заблуждение, и на будущее время положите себе за непременное правило не делать различия между тою или другою иконою, старой или новой, малой или большой, а воздавая честь ей и вместе возносясь вашими мыслями и чувствами к небу, просите молитв и ходатайства пред Богом у Святых Его. Так от образов возноситесь вашею душою к изображаемым и к Первообразу всех совершенств и всякой святости — Триипостасному Богу. Аминь

Добрые ангелы суть подлинно наши хранители

Царь и Пророк Давид говорит, что верующим Бог посылает ангелов, чтобы сохраняли их от всякого зла. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (Пс. 90, 10–11). И в другом месте: ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его, и избавит их (Пс. 33, 8). Эту истину нетрудно доказать историею Ветхого и Нового Завета: например, Ангелы спасли Лота от погибели вместе с нечестивым городом Содомом; Ангел, по молитве Езекии, спас Иерусалим от нападения Ассириан; Ангел спас Даниила от съедения львами; Ангел освободил Апостолов из темницы; Ангел утешил и подкрепил Апостола Павла в опасности. Но вот вопрос: так было в Ветхом Завете, так было и в первые дни Церкви Христовой, но так ли теперь? Продолжают ли теперь Ангелы охранять и избавлять верующих? Несомненно, братия, продолжают охранять и избавлять. Это мы докажем вам самим делом.

Один из послушников преподобного Неофита Дохиарского, юноша Василий нашел большое количество золота и возвестил об этом старцу. Так как найденное золото можно было перевести в монастырь только морем, то Неофит отправил с Василием на место находки ещё трёх человек, чтобы все они общими силами собрали золото и привезли в обитель. Когда эти — трое, данные в помощь Василию, увидали золото, то так соблазнились им, что решили юношу убить, а золото поделить между собою. Связав несчастному руки и ноги и повесив на шею его камень, они бросили его в море, золото же разделили и скрыли. Но Бог чудес не допустил погибнуть Василию. Лишь только он был брошен в море, тотчас явились, осияваемые небесным светом ангельские чиноначальники — Михаил и Гавриил, — и юноша, подобно Аввакуму, в один час принесённому Ангелом из Иерусалима в вавилонский львиный ров, в то же мгновение лежал уже в монастыре, внутри запертой церкви, пред святым алтарем, на полу у царских врат, и в том самом виде, в каком был брошен в глубину морскую. Потрясенный предшествующими обстоятельствами, и от того лишившийся чувств, юноша долго не мог прийти в себя, а когда пришел, то рассказал преподобному Неофиту следующее: «Посланные тобою, отче, люди, получивши указанные мною золото, согласились утаить его, а для утайки своего преступления, решились утопить меня. Поэтому, связавши мне руки и ноги и привесив камень на мою шею, бросили меня в море. Далее я ничего не знаю. Как вышел я из глубины морской и очутился здесь — не знаю; одно только помню, — что, лишь только погряз я в бездне морской, тотчас явились какие-то два златокрылые, как бы орлы, осияваемые неизреченным светом, и восхитили меня куда-то». Услышав эту повесть, святой понял, кто были златокрылые орлы, и всегда возлагая по Боге свое упование, на сильную помощь Архангелов Михаила и Гавриила, он несомненно верил и видел, что Бог, предстательством их, освободил юношу из глубины морской (Пат. ч. 1 стр. 176–179).

Итак, истина, непреложная, что как прежде, так и ныне Ангелы всегда близки к верующим, и пекутся о них, как старшие братья о младших. Ангелы, как недремленно предстоящие лицу Божию, внимая всеблагому попечению Божию о человеках, всегда охраняют их, по мановению Божеской воли. Но если таково попечение о нас Ангелов, то не обязывает ли оно нас к чему-либо по отношению к ним? О, конечно так, братие! Помышляя о том, что они суть невидимые защитники наши и охранители, мы должны почитать их, как предстоящих лицу Божию, как молитвенников и заступников наших. Помышляя о чистоте и святости их, должны учиться ангелоподобной жизни; помышляя об их непрестанном служении Господу — стараться, сколько можем, подражать им в непрестанном славословии Господа. Помышляя, наконец, об их близости к престолу Божию и о могуществе их, должны просить их невидимого покровительства и руководства; умолять их, чтобы они были нашими молитвенниками пред Богом, и чтобы всегда осеняло нас благословение Отца Небесного. Аминь.
от 20.04.2024 Раздел: Апрель 2021 Просмотров: 553
Всего комментариев: 0
avatar