Добавлено:

Главное оружие российского воинства

Важнейший этап военного строительства России


Русского солдата мало убить, его ещё и мертвого надо повалить, чтобы
пройти там, где он стоял.

Фридрих Барбаросса
Дайте мне русского солдата, и я завоюю мир.
Наполеон


Вопрос о возрождении военного духовенства был поставлен представителями армии и флота сразу после Указа Президента РФ от 7 мая 1992 г. о создании Российских Вооружённых сил. Думая, на каких идеях строить работу с военнослужащими, как мотивировать их учебно-боевую деятельность, мы обратились к истории России и не только умом, но и сердцем поняли исключительную роль Православия и Церкви в становлении и защите Отечества. Неожиданно простым оказалось для многих советских офицеров осознание истины, что патриотизм русских людей проистекает из сути Православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя».

Освобождённый от идеологии взгляд на историю Отечества помог понять и сформулировать вполне очевидные истины :
Православие и Церковь сыграли определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности;
много веков развитие российского государства и его Вооружённых сил были неотделимы от Православия и Русской Православной Церкви;
объединение вокруг идеалов Православия, сохранение и защита единого Отечества, стремление к внутреннему духовному совершенствованию – вот столпы, на которых возрастали Святая Русь, Российская империя и её воинство, его Жертвенность, Доблесть и Честь.

военная мощь России всегда имела в своей основе духовную мощь Православия, и именно это определяло все её исторические победы, включая Победу в Великой Отечественной войне.

На этой основе был сделан вывод о необходимости соединения усилий Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил в защите настоящего и будущего России. Одним из основных условий этого виделось скорейшее возрождение института военного духовенства. Это мнение было доложено Святейшему Патриарху Алексию II начальником Военной академии Генерального штаба генерал-полковником Родионовым И.Н. Мне выпала честь принимать участие в этой и ряде последующих встреч.

В том, что институт военного духовенства будет восстановлен, Святейший Патриарх Алексий II был твёрдо уверен. Его спокойная уверенность воодушевила нас, ещё бы, сам Патриарх подтвердил правильность наших взглядов. Но Его Святейшество твёрдо, уважительно и ласково остановил наше нетерпение, сказав, что для реализации этой идеи ещё не время, что всем надо проработать, чтобы создать необходимые для этого условия, и подробно раскрыл, в чём они заключаются. Разговор со Святейшим Патриархом помог нам увидеть проблему во всей её духовной глубине и оценить мудрость взгляда Русской Православной Церкви на проблему, казавшуюся нам частной.

Важную роль в осмыслении путей возрождения военного духовенства сыграла Всероссийская конференция: «Православие и Армия» (25-27 октября 1994 г.). Её участники высказались за скорейшее введение военных священников, но отметили, что к этому надо подготовить и общество, и Вооружённые Силы, и дать время подготовиться Церкви.
С 1992 г. проведена огромная работа. Ссылки противников идеи возрождения военного духовенства на отделение Церкви от государства и его светский характер не что иное, как лукавство. На все вопросы даны аргументированные ответы. Патриарх Кирилл подчёркивает, что в армии могут работать представители всех традиционных религий России, однако должен быть исключён прозелитизм: «Важно подчеркнуть, что в армии не должно быть соревновательной миссии». Святейший Патриарх отмечает: в Европе и США всей работой с верующими руководит Церковь большинства: «…поскольку во французской армии появляется всё больше русских, мы поставили вопрос об их пастырском окормлении. Нам ответили: да, пожалуйста. Но всю капелланскую работу там курирует католическая Церковь, потому что это Церковь большинства».

Сегодня, Слава Богу, решение принято, теперь необходимо осторожно наполнить его содержанием. Введение военных священников сложный и длительный процесс, требующий напряжённого труда и государства, и Церкви, котором необходимо учитывать две взаимосвязанные проблемы.
Первая, это незнание офицерами и генералами истории и роли Русской Православной Церкви в строительстве армии и флота, непонимание ими духовных истоков побед русского оружия, в т.ч. изумлявших весь мир побед Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Ушакова, Кутузова, Скобелева и др. выдающихся полководцев и флотоводцев России.

Вторая проблема - отсутствие у многих священников необходимой подготовки к работе с военнослужащими. Некоторые из них не понимают сути армии, не представляют содержание воинской службы, а потому не видят своей роли и места, и неправильно себя ведут. Священник, прежде чем идти к военным людям, должен знать особенности их мышления и восприятия. Есть детали, которые могут определить отношение военнослужащих к священнику. В связи с этим представляется необходимым вести работу одновременно как минимум по двум направлениям:

Первое направление, введение военной тематики в программы духовных семинарий и академий. В своё время мы предлагали использовать для этого возможности целой группы православных генералов и офицеров. Полагаю, что к этой идее самое время вернуться.

Опыт показывает, что военным священникам необходимы минимальные знания военной истории России, основ строительства Вооруженных Сил и т.д. Говорить с военным человеком надо не только высоко духовным, но и грамотным с военной точки зрения языком. Разве плохо, если все священники будут знать памятные воинские даты, дни воинской славы, воинские традиции и символы, смысл военной присяги и положения о знамени и т.д. Эти всегда пригодятся им в работе с прихожанами из числа бывших военнослужащих и членами их семей, с приходской молодёжью.

Второе направление, введение основ православной культуры в программы военных вузов, создание в них факультетов православной культуры по опыту Военной академии РВСН им. Петра Великого, где такой факультет работает второе десятилетие. Должно быть организовано взаимодействие военных и духовных учебных заведений.
Нельзя не сказать еще об одной важной проблеме, связанной с военным духовенством. В общество вбрасывается мнение, что военные священники будут бороться с «неуставными взаимоотношениями», «дедовщиной», укреплять дисциплину. Это очень опасная идея, способная дискредитировать военное духовенство.

Не имея возможности раскрыть проблему полностью, скажу коротко: «дедовщина» и «неуставные взаимоотношения» – явления закономерные и они присуще всем армиям мира. Люди не могут жить и общаться только по уставу, и воинскую дисциплину они всегда будут нарушать. Проблема трансформации «неуставных взаимоотношений» в глумления, издевательства и преступления чрезвычайно сложная и никакой священник её не решит.

К сожалению, подобные мысли находят поддержку в военной среде. К ещё большему сожалению и некоторые священники поддерживают их. Это недопустимо. Не дело священников укреплять воинскую дисциплину. Заниматься этим должны командиры и весь офицерский состав.
Священнослужители будут положительно влиять на воинскую дисциплину, занимаясь духовным воспитанием, проповедью Слова Божьего, душеспасительной работой с военнослужащими, их духовно-религиозным образованием. Священник в армии – это, прежде всего, носитель духовного опыта и духовный утешитель, в любой ситуации он призван наполнять сердца воинов Благодатью Духа Святаго, помогать спасению их душ, укреплять их духовно-нравственную устойчивость.
Для общества и Вооруженных сил является опасным духовно-нравственное опустошение военных людей, потеря ими духовных основ и ориентиров своего служения. Как ни больно это говорить, но сегодня такая опасность есть. Связана она с неприемлемой для России идеей комплектования Вооруженных сил на контрактной основе. Главная опасность в том, что комплектование по контракту уничтожает основное качество воинского служения в России - его духовное наполнение, его духовную сущность. Воинская служба превращается из святого служения Отечеству в наемное ремесло.
Фридрих Великий говорил, что русского солдата мало убить, его еще и мёртвого надо повалить. И Наполеон заявлял: дайте мне русского солдата, и я завоюю весь мир. Таким русский солдат был, и такой он в своей основе и остается, но ещё немного усилий современных реформаторов, и армия превратится в организацию вооруженных людей, объединяемых совсем не духовными целями. Не- случайно победы Наполеона закончились в России. Русскую землю защищали не наемники, а её сыновья в военной форме. Российская империя была отеческим домом для всех народов, ею объединяемых, и все они вместе с русским народом защищали свое Отечество в Отечественной войне 1812 г.

Несокрушимый православный Дух всегда был главным оружием российского воинства. Возродить его можно лишь с помощью Русской Православной Церкви и её самоотверженных сынов военных священников. Вот почему так необходим приход в армию и на флот православных священнослужителей. Отсюда вытекает и главная цель восстановления института военного духовенства - возродить Православный Дух Армии и Флота России, вернуть высший духовный смысл воинской службы, обеспечить ее духовную наполненность. Именно это должно определять содержание, систему образования и подготовки военных священников, а также слушателей духовных и военных образовательных учреждений.

Поздравляю всех нас с началом восстановления в Армии и на Флоте России института военного духовенства. Честь имею!

Черкасов А. В.,
генерал-майор,
профессор Военного
университета МО РФ, доцент,
кандидат военных наук, Председатель Попечительского Совета
регионального общественного
благотворительного фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор».


от 28.04.2024 Раздел: Сентябрь 2010 Просмотров: 1176
Всего комментариев: 0
avatar