Добавлено: 08.04.2015

Икона Собора Святых Русских Афонитов

Святая Гора Афон – Удел Божией Матери. При слове «Афон» в сердце православного русского человека возникает необъяснимое чувство умиления и благоговейного трепета. Афон всегда воспринимался на Руси как место возвышенное и таинственное. Афон – это молитва и очищение сердца. Афон – это опытные наставники, старцы. Афон – это и великие святыни: чудотворные образы и мощи святых угодников Божиих. Афон – это и древнейшие храмы, иконы и фрески.

А все вместе, это живая традиция Вселенского Восточного Византийского Православия. Первые русские монахи появились на Афоне в X веке. И с того времени вот уже на протяжении тысячи лет между Святой Горой и Русью существует неразрывная связь. В библиотеках русского Свято-Пантелеимонова монастыря и других афонских обителей хранится огромное количество документов – исторических свидетельств теснейшей духовной связи Святой Горы и Руси, что в значительной степени помогает Институту Русского Афона реконструировать историю Росикона.

Историю Русского Афона и нашего монастыря исследовали многие ученые, но эти исследования носили фрагментарный характер.

Впервые Институт пытается реконструировать историю Русского Афона комплексно и на протяжении всей его обозримой истории.

Столетиями живет Русский Афон. Столетиями общается с Русью. Первые русские люди вступили на эту землю еще 1000 лет назад, как упомянуто об этом в летописи. Основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний Киево-Печерский являлся последователем Афонского устава. Многие паломники, посещая Афон и возвращаясь на Родину, поклонялись русским афонским старцам.

Но на пороге 1000-летнего юбилея письменного свидетельства присутствия русских монахов на Афоне возникла идея попытаться выявить из общего сонма Афонских святых именно тех русских преподобных, которые просияли над Афоном и Русью, воздав долг их духовному подвигу.

С первого раза показалось, что это очень простое задание. Всего лишь порыться в архивах. Однако, приступив к этой, казалось бы, несложной задаче, мы ощутили и увидели колоссальный массив документального наследия самого Афона. Афон влиял на монастырскую и церковную жизнь русских людей. Этот труд потребовал скрупулезной, многолетней научной, творческой, аналитической и где-то даже фантастической деятельности. Пришлось перерыть, исследовать огромное количество материалов в архивах ряда стран, исследовать, перевести и понять множество актов, писем, записок с разных языков того времени (греческий, русский, старославянский, сербский, турецкий, османский, караманлы, молдавский и другие европейские языки).

Благодаря этой работе мы с радостью выявили очень глубокую, многостороннюю, постоянно действующую духовную связь Афона со всеми монастырями на территории Руси. Это оказало большое влияние на их становление. Шла взаимная духовная, материальная помощь. Афонские аскеты, просиявшие на Руси и на Афоне, сыграли не последнюю роль в становлении этих монастырей.

С глубоким уважением и заботой нами были не только выявлены 50 святых, но и восстановлены их жития и биографии. Как дань нашего восхищения и преклонения пред их подвигами, был составлен Русский Афонский Патерик, а на основании его сделана попытка создать принципиально новое отображение этих русских святых афонитов вместе с Пресвятой Богородицей на фоне русского святогорского монастыря.

В своем дерзновении, дабы определить форму и содержательность, цветовую гамму и художественную форму, нашими сотрудниками было составлено несколько вариантов иконописного изображения Святых и их жития, которые были переданы талантливым иконописцам, представителям двух направлений – живописного и аскетичного. В результате с двух старых, намоленных досок, на нас смотрят святые афонские старцы, сияющие благодатью ниспосланной Божией матерью. Два разных стиля. Два разных художника. Но переданная ими святость была едина. Перед нами лики тех святых, которые молились за нас, за Святую Русь, как 1000 лет назад, так и сейчас.

Еще не существует отдельного памятного дня, когда будут праздновать память Собора Святых Русских Афонитов, но уже существует их иконописный образ, составленный и воплощенный трудами сотрудников Института Русского Афона по благословению старцев Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Планируется разработка акафиста, тропаря и кондака.

Каждый из ликов святых, которые представлены на этой иконе, официально уже прославлен Русской (отечественной и зарубежной) Церковью в разное время, тем или иным Собором. Хотелось бы отметить, что прославлены они все по отдельности.

Ныне Институт Русского Афона по благословению священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря готовит всестороннюю историю обители с момента зарождения на Святой Горе и по наше время.

Главной целью проводимой исследовательской работы является составление полной истории Русской обители на Афоне, истории духовных и политических связей Руси и Афона. Центральное место в этой работе занимает изучение материалов и составление жизнеописаний афонских святых, так или иначе связанных со Святой Русью.

Изображение всех Русских Святых, просиявших на Афоне, причем уже в двух иконографических видах, было создано в Институте Русского Афона в 2013 году. Среди святых афонитов на иконах мы видим образы святителей, преподобных, мучеников: Григорий V, патриарх Константинопольский; Киприан, митрополит Киевский и Московский; Антоний Печерский и Максим Грек, Нил Сорский и Паисий Величковский, Силуан Афонский и Кукша Одесский, Никита Славянин и Аристоклий Московский.

В центре иконы образ Богородицы, Покровительницы и Игумении Святой Горы (данное изображение Богородицы рекомендовано ко внесению в икону старцами Русика). На иконе представлены все три обители, на протяжении 1023 лет являвшиеся местами иноческих подвигов русской святогорской братии.

Видимым знаком признания этого образа достойным к дальнейшему повторению и употреблению является отношение к нему Святейшего Патриарха Кирилла при вручении ему этого образа от братии русского монастыря на Афоне, во время патриаршего визита в июне 2013 г. Святейший Патриарх, принимая впервые образ, назвал изображенных святых на этой иконе «Святыми Русскими Афонитами». Таковое название, впервые данное иконе Святейшим Патриархом, закрепилось за образом и стало теперь общеупотребляемым.

Екатерина Чухонцева,
Институт Русского Афона,
Портал «Русский Афон»
от 16.04.2024 Раздел: Апрель 2015 Просмотров: 1560
Всего комментариев: 0
avatar