Добавлено: 16.10.2017

Лечить дух, душу и тело

На Архиерейском Подворье в честь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Фатеже Курской области создаётся монастырь.

В самый расцвет осени довелось побывать мне в старинном русском городе Фатеж, что лежит к северо-западу от Курска. Он основан как станица казаками-черкасами в XVII в. на берегу реки Усожа. В начале XIX в. здесь было две каменные церкви, женская прогимназия, два начальных училища и земская больница. В этой больнице работал в 1907–1909 гг. знаменитый врач-хирург, ныне святой Русской православной церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) (1877–1961).

Ранним утром по дороге от Курска до Фатежа над зелёными ещё верхами ясеней поднималась рыжая заря. Ядрёная, осенняя. Над убранными полями от тёплой южной земли тянулись полосы тумана. Кое-где на полях ещё стояли зрелые подсолнухи.

Уже в разговоре с водителем я поняла, что самое значительное событие на сегодня в Курской губернии – это приезд Курской Коренной иконы «Знамение». Курская земля освящена явлением здесь в XIII в. этой чудотворной Коренной (найденной при корне дерева) иконы. После известных коллизий революционных лет икону увезли наши эмигранты в Америку. За рубежом она – одна из самых почитаемых православных святынь. В Курске же народ – местный и приезжающий со всех концов России встречать икону – вдохновлён неиссякаемой от иконы благодатью и всечасной чудесной помощью Божией Матери.

Проехав насквозь Фатеж – самый маленький город в России с пятитысячным населением, мы оказались у заброшенных больничных корпусов царских времён. Это место, где четыре года назад затеплилась монастырская жизнь. Окрест старинных зданий больницы в Фатеже остро ощущается величие того, что здесь совершалось столетие назад. Эти корпуса были построены в 50-е годы XIX в. Тогда шла война с турками, и фатежское земство выкупило землю для строительства больницы с целью реабилитации раненых.

В 1907 г. хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был направлен сюда работать, приехав из Любажа, где оперировал после окончания Русско-японской войны. В своих дневниках он писал, что даже его молодых сил не хватает, чтобы оказать помощь всем страждущим. Он первым в условиях Фатежа занялся регионарной анестезией (передача нервного импульса по крупному нервному стволу введением раствора местного анестетика в параневральное пространство: укол при этом способе делается в определенные участки тела по ходу нервных стволов).

Архиепископа Луку Войно-Ясенецкого называли человеком – абсолютом. У него была абсолютная вера, абсолютное знание. Его долгая жизнь охватывает царский период – время невероятного скачка в научной сфере, включая медицину; время революционной разрухи, время трудов в условиях лагерей, войны, лишений, унижений.

Вспомним известный монолог из протокола допроса В.Ф. Войно-Ясенецкого:

«– Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днём людей режете?


Отец Валентин ответил:

– Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?

Следующий вопрос был:

– Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?

– Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил...»

Одно время Валентин Феликсович работал в больнице Переславля-Залесского. В 70-х гг. XX века врач этой больницы с гордостью докладывал: делаем полторы тысячи операций в год силами 10-11 хирургов. Однако в 1913 году один В.Ф. Войно-Ясенецкий делал в год тысячу операций!

Сегодня для нас, современников, церковных и нецерковных, святитель Лука – это выдающийся врач-хирург и верный архипастырь, близкий нам по времени русский святой. Его «Очерки гнойной хирургии», медицинский и богословский труд «Дух, душа и тело» имеют ныне мировую известность.

В созданной в Фатеже женской общине пока подвизаются 10 монахинь во главе со старшей сестрой матушкой Серафимой (Головиной). Уже четыре года они молятся на этом месте. За это время отремонтировано три небольших корпуса, где разместились трапезная, музей архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), общежитие сестер и домовая церковь в честь Воскресения Христова. Матушка Серафима организовывает монастырское хозяйство, быт сестёр, ведёт хор: регентует и поёт. Родом из Санкт-Петербурга, она служила сестрой милосердия при храме Серафима Саровского в посёлке Песочный, близ северной столицы. В 2003 г. проходила послушание в Иосифо-Волоцком монастыре, а в 2004-м община сестёр с духовной матерью схиигуменией Антонией (Сухих) по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова) переехала в Курск. В 2012 г. по просьбе епископа Железногорского и Льговского Вениамина и по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа матушка Серафима была назначена старшей сестрой Архиерейского Подворья в честь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Фатеже. Здесь матушка Серафима тоже организовала общину сестёр милосердия из мирян, которая органично вливается в монашескую общину.

Даже среди нынешней разрухи можно представить былое величие и благоустроенность этих мест в царской России. Трудно вопреки всеобщему постсоветскому развалу в стране взять и восстановить эту обитель. Но вернуть, вымолить благодать – в силах молящихся. И это ощутимо уже сейчас. В незримой ограде обители, незримой, потому что корпуса больницы обнесены не забором, а бурьяном и подлеском, над осенними цветами вьются бабочки, каких я не видела с детства в деревне, сюда приходят лисы, здесь живут павлины. Пушистый кот, как огромный одуванчик, по-хозяйски обходит территорию. Этого зверя, как рассказывает одна из монахинь, подкинули к больнице еле живого, без шерсти. Монахини отвезли его в «ветеринарку», после месяца пребывания там кота вернули, признав, что он неизлечим. Монахини его не только вылечили, здесь он стал так хорош собой, что кота этого украли. Однако по молитвам сестёр вернули. Всё здесь живится молитвенным духом. Некоторым сёстрам уже за 80. И все они несут своё молитвенное послушание. Сейчас оно – самое главное для зачина будущего монастыря.

Если храмы имени святителя Луки у нас в стране существуют, то монастыря нет. Есть в Греции – нам в пример. Из этой общины должен вырасти первый монастырь имени великого русского врача и архипастыря. Он и объединит, быть может, медицинское и молитвенное служение, которое только воедино способно правильно лечить дух, душу и тело. Надо полагать тогда и медицина наша выйдет из тупика, в который завел её отказ от понимания, что это триединство существует, что оно болеет и лечится – неразделимо. Многое должно открыться медицине, когда она перестанет бороться со Христом. Что впрочем касается и образования.

Священник, приезжающий служить в Фатеж, как и архиепископ Лука, пришёл к пастырскому служению из служения гражданского, государственного. Услышав его голос на Литургии, мне безошибочно подумалось: это военный человек. Евангельские слова он произносил жёстко и чеканно, будто вёл за собой десант. Одновременно слышались в его голосе и забота, милосердие. И верно. Отец Валерий Кирсанов в 90-е годы служил в ОМОНе и принимал участие в боевых действиях в двух чеченских кампаниях. В прошлом – старший прапорщик, командир взвода. Слуга царю, отец солдатам, как говорили в старину. Сегодня он – священник. С ним можно рассуждать о многом, но как человек своего времени он говорит о том, что для него живо: «Благодаря кавказским войнам сохранилась наша армия и наше государство. Россия поднялась тогда, и мы увидели, что русских дух не исчез». В разговоре отец Валерий вспоминает, что его воцерковление в 90-е годы, как и многих его ровесников, шло благодаря газетам «Русь Державная», «Историческая газета», «Русский вестник». Отрадно, что есть некие скрепы, объединяющие нас в единый народ.

Несколько дней пребывания в монастырской общине – это целая жизнь для человека – страждущего, мятущегося, потерявшего близких или потерявшего себя. Любой человек, окунувшийся в монастырскую жизнь, выйдет из ограды монастыря непременно другим и уже не сможет быть прежним, независимо от того, получит он разрешение своих духовных проблем или нет.

Утро в общине начинается с молебна в домовом храме, затем Литургия. После трапезы едем в Коренную пустынь, что в пятидесяти верстах от Фатежа, петь Акафист у чудотворной иконы. Курско-Коренной образ привезён на Родину всего на несколько дней. В соборе матушка Серафима с сёстрами поёт Акафист трижды, не отходя от иконы в течение двух часов, пока её не сменяют два священника из другого курского монастыря. А народ всё идёт и идёт прикладываться к древнему богородичному образу: дети, молодые семейные пары, пожилые люди. Тяжко болящих ведут близкие. И так до глубокой ночи.

Вечером в общине читается монашеское правило. Матушки держатся чинно, стоя читают у аналоя, а нас, мирских, по-матерински заботливо просят молиться сидя. Но и это ещё не конец трудового дня. Мать Серафима спрашивает монахинь, накормлены ли кошки, собаки, которые прибились к монашеской общине, спасаясь от жестокого мира. Если не накормлены, кормит. Мать Анастасия следит за тем, чтобы был порядок в курятнике. Несколько послушниц ещё хлопочут в трапезной. Сёстры милосердия, которые разделяют часть молитвенной жизни общины, разъезжаются по своим домам. Это молодые девушки, женщины, семейные и совсем ещё юные. В своих сереньких платьях и белых фартуках с красным крестом на груди они являют островок прежней России. Как хорошо, что эта молодёжь понимает, что в эсхатологическом смысле у нас ничего не изменилось, и христианское служение осталось прежним.

Приезд Курской коренной иконы здесь – настоящий праздник для всей области. Даже День города Курска отмечается в день принесения в город иконы. Это серьёзно по меркам нынешней всеобщей нашей духовной расхлябанности и глухоты. Икону в Курске и пригородах встречают не только «белые платочки», но и светские учреждения, школы, буквально все жители городов и сёл. О чём свидетельствую.

И ещё одно наблюдение. Где начинается молитвенная жизнь, проходят крестные ходы, там обязательно возрождается хозяйство: засеваются поля, становится чисто окрест. Чуда здесь нет, просто у людей меняется отношение к окружающему миру, к природе. Уменьшается количество уголовных преступлений. Такая закономерность. Приедете в Борисоглебский район Ярославской области, где проходит Иринарховский крестный ход, в Свято-Алексиевскую пустынь в той же области, в Брасовский район на Брянщине, где хранится мироточивый образ Божией Матери «Умиление», в Вятку, где идёт известный на весь мир Великорецкий крестный ход – и увидите то же самое, засеянные поля, кресты на въездах в деревни и сёла, и даже обочины дорог – чистые. Закономерность – и только.

Пожилые монахини в фатежской общине рассказывают, как их родители, соседи, родственники тайно молились всё советское время и ходили к источнику, что забил после явления Коренной иконы и считался много веков целебным. В разные годы при советских правителях его засыпали, прятали, оскверняли, замуровывали. Но он пробивался. Монахиня Ангелина вспоминает, как её тётушка с подругами ходили ночью крестным ходом к этому источнику. Маловерным людям казалось, что их преследуют бандиты, но глубоко верующая женщина твёрдо сказала: нет никого. И в тот момент исчез тот, кто хотел их настигнуть. Другой женщине, по рассказам матушки Ангелины, когда она пришла к замурованному источнику (было это в хрущёвское время), явилась монахиня и попросила набрать воды из реки. «Тебе хватит воды, пока не откроется источник», – был голос. И действительно, воды этой женщине хватило, пока не открыли в конце 80-х гг. святой источник и не стала возрождаться Курская Коренная пустынь.

О чём молился народ, проходя крестным ходом за любимой иконой? Не только о разрешении своих личных забот. Но о том, чтобы Россия осталась православной страной, чтобы вернулась нашему государству не только экономическая мощь, но и то достоинство, с которым жил на своей земле народ всех сословий.

Остатки городской больницы в городе Фатеже на курской земле – музей под открытым небом, удивительное место, освящённое трудами великого подвижника. Поэтому здесь должен быть устроен монастырь с лечебницей. И дело это не только церковной, но и государственной важности.

Ирина УШАКОВА
Фото Железногорской епархии
и автора


Монахиня Серафима (Головина)
обращается лично к президенту России В.В. Путину с просьбой оказать материальную помощь для восстановления архитектурного ансамбля больницы и создания здесь монастыря и лечебницы.


Газета «Русь Державная»
обращается к медицинским
учреждениям, церковным приходам, медицинским и духовным учебным заведениям с просьбой поддержать молитвенно создание монастыря в Фатеже, который станет и медицинским центром и продолжит врачебное дело в традициях святителя Луки
(Войно-Ясенецкого). Женской общине в данное время также нужны трудники и насельники.


День памяти великого Святителя


В праздник Всех святых и День памяти Святителя Луки (11 июня), Преосвященнейший Вениамин, епископ Железногорский и Льговский, совершил Божественную литургию с праздничным молебном на архиерейском подворье в честь Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) в г. Фатеж. Владыке сослужили благочинный Фатежского церковного округа иерей Евгений Карачевцев, личный секретарь иеромонах Родион (Ибрагимов) и клирик подворья иерей Валерий Кирсанов.

Обратившись к собравшимся, Владыка подчеркнул, что на этом подворье торжество особенное – праздник Всех святых и престольный: день памяти великого святителя, хирурга, трудившегося здесь в 1907-1908 годы, Луки Крымского.

Обратившись же к истории, напомнил, что слово Божие и учение Христа пришло к нам через апостолов, на которых сошел Святой Дух. Сначала именно они проповедовали по всей земле, потом, рукополагая, это право стало передаваться епископам, а от них – священникам. Через проповеди и учение Христово вера приходит в сердца, заставляет людей меняться, помнить Заповеди Божии, исполнять Таинства. Тот, кто идет за Христом, – обязательно спасется. Именно таким путем шли святые угодники. Их много: преподобных отцов, праведников, священномучеников, исповедников.

– Один из них – Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), – особо подчеркнул Владыка имя святого, который нам так близок. Ведь его можно считать нашим современником. Еще недавно среди местных жителей были живы те, кто общался с этим удивительнейшим доктором и святым, получал от него помощь.

– Но еще больше святых, – тут же обратил епископ внимание присутствующих,- которые с Господом, но пока не прославлены на земле, но они тоже нам помогают.

Сказал Владыка и о том, что у каждого из нас со дня крещения есть Ангел-хранитель из небесного мира и покровитель – святой, в честь которого нас нарекли. Так что праздник День Всех святых – День Ангела для всех православных. И архиерей сердечно поздравил с этим праздником всех присутствующих, напомнив, что небесные покровители участвуют в жизни каждого из нас. И с сожалением отметил, что в наше время есть родители, которые дают своим детям имена, больше похожие на клички, языческие. У таких детей не может быть небесных покровителей.

– В этот праздник все святые собрались на земле вместе, – сказал Владыка то, о чем многие из присутствующих, возможно, и не догадывались. – Это такая великая сила. От их молитв к Господу – наше благополучие, исцеления, все, о чем просим. Если обращаться к ним с молитвой и верой, они обязательно помогут.

Архипастырь призвал молиться, в том числе и покровителю Фатежской святой обители – Луке. Для епархии большая честь, что великий исповедник жил и трудился на этой земле. Его знают и почитают во всем мире, даже атеисты. Научными трудами по хирургии пользуются не только в России и странах СНГ, но и в Америке, Германии, Франции.

Обратил Владыка внимание присутствующих и на то, что в епархии есть схимница, которая носит имя святого Луки, и она чувствует его покровительство. Покровительствует святой и архиерейскому подворью. Это – будущая обитель, где сейчас ведется строительство. Предполагается, что с помощью святого Луки здесь соберется большое количество монашек, которые будут вместе с сестрами милосердия оказывать местной больнице еще большую помощь по уходу за больными и, конечно, духовную поддержку. В своей обители святитель Лука незримо присутствует всегда и помогает больным, дает утешение, исцеляет.

– Молитесь святителю Луке, и он обязательно услышит вас и поможет, – напутствовал архиерей в завершение и каждому из присутствующих преподал свое архипастырское благословение.

В ответном слове старшая сестра подворья монахиня Серафима (Головина) поблагодарила Владыку за архиерейскую службу и преподнесла в дар икону святителя Луки.
Сайт Железногорской епархии


Дорогие читатели» Руси Державной», поможем строительству монастыря в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Религиозная организация «Железногорская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
При перечислении обязательно указать: на уставную деятельность епархии.
40703810800100024038 в ОАО «Курскпромбанк»
БИК 043807708
ИНН 4629019959
КПП 463201001
ОГРН 1024600001458
к/с 30101810800000000708 в ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
307170, г. Железногорск Курской области, ул.Гагарина, д.22
Тел.: 8 (951) 080-80-00,
8 (950) 877-22-88.
от 29.03.2024 Раздел: Октябрь 2017 Просмотров: 7035
Всего комментариев: 0
avatar