Добавлено: 28.02.2023

«Листая старую тетрадь…»

Страницы истории Севастополя и Свято-Никольского храма-памятника

«Перед Россией встает нечто еще более грозное, чем 1812 год... Россия опять одна против всей враждебной Европы, потому что мнимый нейтралитет Австрии и Пруссии есть только переходная ступень к открытой вражде. Иначе и не могло быть; только глупцы и изменники этого не предвидели».

Так писал русский поэт и дипломат Фёдор Иванович Тютчев 2 февраля 1854 года — за полтора месяца до того, как Англия и Франция объявили войну России.

Поистине невозможно переоценить политическую и историческую прозорливость Тютчева, явленную накануне и во время Крымской войны. Многое из того, что ясно видел тогда поэт, по-настоящему раскрыто нашей историографией лишь в самое последнее время.

24 февраля 1854 года, то есть еще до объявления войны Англией и Францией, Тютчев писал, что Россия «вступит в схватку с целой Европой. Каким образом это случилось? Каким образом империя, которая в течение 40 лет только и делала, что отрекалась от собственных интересов и предавала их ради пользы и охраны интересов чужих, вдруг оказывается перед лицом огромнейшего заговора?»

Весной 1854 г. вражеские эскадры вошли в Чёрное, Баренцево, Белое, Берингово моря и Финский залив и атаковали Одессу, Севастополь, Керчь, Колу, Соловки, Петропавловск-на-Камчатке, Свеаборг и Кронштадт.

По условиям Парижского мирного договора 1856 г. Россия потеряла право иметь флот на Черном море, была демилитаризована зона Аландских островов, а также Российская империя лишилась устья Дуная по линии «Кагул-Измаил».

+ + +

Пятнадцать лет с тех пор минуло,
Прошел событий целый ряд,
Но вера нас не обманула,
И севастопольского гула
Последний слышим мы раскат.
Удар последний и громовый,
Он грянул вдруг, животворя,
Последнее в борьбе суровой
Теперь лишь высказано слово,
То слово Русского Царя.
И все, что было так недавно
Враждой воздвигнуто слепой,
Так нагло, так самоуправно —
Пред честностью Его державной
Все рушилось само собой.
И вот — «свободная стихия», —
Сказал бы наш поэт родной, —
Шумишь ты, как во дни былые,
«И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой!..»
Пятнадцать лет тебя держало
Насилье в западном плену,
Ты не сдавалась и роптала,
Но час пробил — насилье пало:
Оно пошло, как ключ, ко дну.
Опять зовет и к делу нудит
Родную Русь твоя волна,
И к распре той, что Бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна.
И то, что ты во время оно
От бранных скрыла непогод
В свое сочувственное лоно,
Отдашь ты нам, и без урона —
Безсмертный черноморский флот.
Да в сердце русского народа
Святиться будет этот день,
Он — наша внешняя свобода,
Он Петропавловского свода
Осветит гробовую сень…


Ф. И. Тютчев. «Чёрное море», 1871 г

И дольше века длится день

Есть у нас в России храм во имя Святителя Николая Чудотворца, на возведение которого, вся страна собирала в буквальном смысле слова «по копеечке» в течение долгих 13 лет.

Храм необычный не только по своей архитектуре (такого в России и в мире нет подобного!) — он непростой и по месту своего расположения.

Свято-Никольский храм светлой каменной Голгофой с самым большим в мире каменным крестом венчает один из высоких холмов северной стороны Севастополя. Вид с этой высоты на город так напоминает библейские пейзажи Елеонской горы в Иерусалиме (кстати, на этой самой Елеонской горе находится одно из самых старых и священных кладбищ мира, среди его захоронений, в том числе, могилы трех ветхозаветных пророков — Аггея, Захарии, Малахии и их учеников).

Пасхальный храм Святителя Николая Чудотворца был построен и открыт на вершине севастопольского холма как символ вечного Воскресения — над могилами воинов, павших в Крымской войне 1853–1856 гг., при первой обороне Севастополя, над некрополем, который впоследствии весь мир будет знать, как Братское кладбище.

Место для захоронения павших героев определил ещё во время обороны города в сентябре 1854 г. сам адмирал Владимир Корнилов.

«Летом 1857 года проект храма на Братском некрополе архитектора А. А. Авдеева был представлен Его Императорскому Высочеству.

Александр Второй взглянул на проект храма и застыл на месте. Это было то, что мысленным взором видел много раз, вспоминая молитвенное посещение воинского некрополя — незабываемое чувство душевного трепета, охватившего его в этом святом месте покоя и возвышенного восторга перед подвигом воинов, положивших жизнь свою на алтарь Отечества. Император подошёл к столу и немедля Высочайше одобрил проект.

И в знак особого участия Своего к сему отечественному и богоугодному памятнику изволил фрески храма и все отделочные работы выполнить из смальты.

5 сентября 1857 года были освящены первые закладные блоки храма в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца.

В основание молитвенно возложили медали: «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853–1856 гг.». В завершение был отслужен благодарственный молебен и лития».

Из книги протоиерея Георгия
Полякова «Железо и кровь»


Строительство и отделка храма и некрополя требовали огромных средств. Подписка и сборы велись по всей России, участвовали все моряки — экипажи всех кораблей в полном составе: Императорский Флот северных, западных, восточных и южных морей и маленькие речные флотилии Сибири и Дальнего Востока. Все звания, все должности — генералы, адмиралы, капитаны, матросы. По 3 руб., по 5 руб., по 100 руб. Кто не мог помочь деньгами, отдавали утварь для храма — иконы, лампады, подсвечники. Жертвовали и купцы, и крестьяне. В подписке на строительство Свято-Никольского храма-памятника, например, есть личная благодарность Императора «за пожертвованные женою удельного писаря крестьянкою Тушинского приказа Симбирской губернии Евгенией Матвеевой 4 рубля на устройство разорённых неприятелем севастопольских церквей».

«Наступил 1870 год — все работы строительные и отделочные в храме Святителя Николая были завершены. В присутствии генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича, младшего брата Александра Второго, храм был освящен, став любимым не только у севастопольцев, моряков, военных, но и для всех россиян, любящих свою историю, чтущих могилы предков, героической славой своей вписанных золотыми буквами в летопись Отечества нашего. Их горячие чистые молитвы соединялись с десятками тысяч воинов, нашедших упокоение на Братском некрополе, невидимо для взора человеческого, сомкнув ряды, плечом к плечу вставших на молитву.

Эти ряды уходили вверх по холму некрополя к храму, окружив его, пропустив в сам храм адмиралов, генералов, высших офицеров, сестёр милосердия. И только ангелы и Святитель Николай видели всю полноту молящихся — живых и усопших. О, если бы живые могли видеть это потрясающее своей силой молитвенное стояние, то не было бы границ их духовного восторга.

Молитвы их были услышаны любимым Святителем. Прошло чуть больше месяца, как 19 октября 1870 года вышел циркуляр министерства иностранных дел, в котором министр иностранных дел А. М. Горчаков уведомил шесть ведущих европейских государств об отказе русского правительства соблюдать в дальнейшем Парижский трактат. Россия вернула себе право иметь военный флот на Чёрном море».

Из книги протоиерея Георгия
Полякова «Железо и кровь»


Стоит отметить, что царская семья всегда любила и особо почитала Свято-Никольский храм. Три последних русских Императора неоднократно посещали некрополь Братского кладбища.

А потом — Первая мировая война, Революция, Гражданская война…

В 1922 году городские власти ещё летом пытались закрыть Свято-Никольский храм для прихожан, но в декабре 1922 г. по просьбе верующих посёлка Бартеневки церковь на Братском кладбище передали им в пользование при условии, что они будут «беречь памятник, пользоваться им исключительно соответственно его назначению, производить оплату всех текущих расходов, производить ремонт».

Все 20-е гг. храм Святителя Николая на Братском кладбище, благодаря духовенству, всё ещё оставался в Севастополе крепким оплотом истинного Православия, что вызывало у местной власти всё большее ожесточение. Часто превышая полномочия, изыскивались любые возможности для организации травли священнослужителей и развала общин, путем внедрения в них нужных людей.

Из секретного донесения Севрайгормилиции следует, что «5 июня 1928 г. Николаевская церковь при Братском кладбище была ликвидирована». Свято-Никольский храм-памятник был закрыт до декабря 1990 г.

Подготовила Анастасия КУЗНЕЦОВА
от 29.03.2024 Раздел: Февраль 2023 Просмотров: 1088
Всего комментариев: 0
avatar