Добавлено:

Остается на земле память

Прошло сорок дней, как нет с нами души России – Вячеслава Михайловича Клыкова. Сотни людей приехали на его могилу в село Мармыжи Советского района Курской области, чтобы поклониться замечательному человеку, служившему всем нам примером твердого стояния в православной вере, глубокой сыновней любви к своему Отечеству.
Последних три года Вячеслав Михайлович беспрерывно работал. И заказы просто сыпались на него. До самых последних дней он работал, работал. Да и в отпуске как следует он, вероятно, никогда за всю свою жизнь не отдыхал – всегда находилось какое-нибудь неотложное дело. Болел он очень редко, у него и карточки медицинской не было. И в пансионатах-санаториях никогда за всю свою жизнь не бывал. Лишь только за несколько дней до кончины друзья уговорили его поехать в лучшую здравницу Курской области – санаторий «Марьино». Так ведь и здесь он тоже по мере сил работал. Мечтал в городе Рыльске (санаторий расположен недалеко от него) на горе поставить памятник князю Игорю. За несколько дней сделал модель этого памятника.
Он не страдал, что не бывал в санаториях, потому что лучшим пансионатом для него всегда были родные курские просторы, родное село Мармыжи. Вячеслав Михайлович настоящим был патриотом, любил все курское, все русское в неутерянной еще своей самобытности. Знал огромное количество песен, в том числе и казацких, и хорошо, красиво их пел. Он любил людей. Когда приезжал на родную землю, обязательно со всеми встречался, помогал людям, как мог. Все, что зарабатывал своим трудом, отдавал. Потому не ломятся его счета в банках от накопленного, да и счетов-то нет. Главный его капитал остался людям: в скульптурах, в словах, в поступках, в идеях, в чистоте души. Попробуй повтори – не осилишь… По благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа панихиду служил отец Зиновий (Корзинкин). Участвовал в ней и большой друг почившего схимитрополит Иувеналий.
Когда заходит речь о Вячеславе Михайловиче, всегда перед глазами - его могучая фигура. Могучим он был человеком. И душой был под стать былинным героям. И ваял их такими, что дух захватывает, когда смотришь на творения Клыкова. Дух захватывает, когда стоишь у звонницы на Прохоровском поле в Белгородской области. Трепетные чувства охватывают, когда идешь мимо памятника Александру Невскому на Красной площади Курска, когда оказываешься рядом с величественным знаком в честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, вот уже семь веков охраняющей курскую землю. Рука сама тянется ко лбу творить крестное знамение, губы шепчут молитву…
Только верный, талантливый, настоящий сын России мог создать такое. Несгибаемо, несмотря на все течения моды, следовал скульптор раз и навсегда выбранной теме – прославлять ее великих праведников и молитвенников. Всю свою жизнь до последней капли Вячеслав Михайлович отдал людям. Они это помнят. Он был народным художником России не по званию, а по сути своей. И все многочисленные награды и звания, которых был удостоен, отражают неимоверную его работоспособность, широту ума, таланта, широту его сердца.
К своим работам – памятникам он относился, как к детям. Говорил, что каждый должен быть пронизан добрым светом любви в высоком христианском смысле этого слова. И если у автора была эта любовь, то она обязательно передаст-ся зрителю. Передается. Еще как передается…
Он не жалел ни сил, ни времени на то, чтобы вернуть наш народ к своим корням, к своей вере. «Центральная Россия, какая она прекрасная!» – с восторгом говорил он, часто бывая здесь, на курской земле, и в родном селе Мармыжи. Он умел ценить людей не за красивые речи, а за чистую совесть. Умел угадать, увидеть таких людей даже в самом неприметном труженике. Он никого никогда не боялся. Всем говорил правду в глаза. Друживший с ним с детства Владимир Михайлович Харин – ныне он заместитель председателя Курской областной Думы – рассказал, что Клыков с детства был сильным парнем. Легко 20 раз отжимал четырехпудовую гирю, был чемпионом области по вольной борьбе. Не пасовал никогда перед чинами. Например, одним из первых высказал нелицеприятные слова Александру Руцкому, когда тот, в пору своего губернаторства на курской земле, не туда начал рулить. С тех пор оборвалась их дружба.
Много общался с Вячеславом Михайловичем и председатель Курского отделения Фонда славянской письменности и культуры Сергей Павлович Локтионов. 12 марта, когда стало известно, что Сергей Павлович не набрал необходимого для победы числа голосов на выборах в областную Думу, Клыков позвонил ему с Алтая, куда неожиданно уехал, и долго беседовал. По словам Локтионова, это были слова мощнейшего наставления о том, что такое русский дух, и о том, что такое Россия.
У Клыкова было потрясающее художественное чутье. Живя в Москве, Вячеслав Михайлович, пожалуй, более многих курян любил курскую землю, ее историю. Он гордился своими земляками. Из небытия вынул и утвердил многие имена. Фестивали песни имени Надежды Плевицкой вот уже несколько лет собирают ежегодно тысячи поклонников и мастеров русской песни в ее родном селе Винниково. А еще он мечтал вернуть на родину, в Россию, на курскую землю имя и произведения Зинаиды Серебряковой. Бывшее имение ее семьи находилось недалеко от родного дома Клыкова. Он намеревался выкупить землю и само имение и обустроить здесь мемориальный музей знаменитой художницы. Нашел ее наследников за границей, и они готовы были безвозмездно вернуть на родину, в ее музей картины стоимостью в миллионы рублей. Не успел…
Много оставил он нам памятников – в них Клыков будет долго жить. Лишь один не успел торжественно открыть – князю Святославу Храброму в Белгородской области, рядом со Свято-Троицким монастырем. Памятник уже взмыл ввысь. Осталось обустроить территорию вокруг него.
В сороковой день земного прощания со Славой его родные, друзья отправились из Мармыжей на Белгородчину. В монастыре состоялась трапеза, вновь звучали благодарственные речи о почившем. Говорил и архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, исповедовавший, причащавший, ободрявший Вячеслава Михайловича в последние дни его жизни.
…К небу тянутся маковки храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи. Это тоже его творение. Как к ногам родной матери, прижалась могила Славы к стене храма. Ему здесь хорошо. И умер он, как рассказывают близкие, с улыбкой на устах.
22 июня депутаты Курской областной Думы на своем заседании одобрили инициативу мэрии Курска присвоить имя знаменитого земляка одной из улиц областного центра. Также принято решение организовать в родительском доме Клыкова в селе Мармыжи Советского района музей.

от 29.03.2024 Раздел: Июль-август 2006 Просмотров: 572
Всего комментариев: 0
avatar