Добавлено:

«От Образа к образованию»

Из выступления архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка
(Русская Православная Церковь Заграницей) на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях

Впродолжение восьмидесяти с лишним лет русской эмиграции удавалось в какой-то мере сохранять свою веру и культуру в условиях рассеяния. Это стало возможным благодаря труду и подвигу русских родителей и воспитателей, оказавшихся за пределами родной страны. Они руководствовались прежде всего любовью к Богу и к православной России, опытом, перенесенным в эмиграцию из родной страны и новым опытом, приобретенным в странах рассеяния.

Этот новый опыт был весьма разнообразен, так что образование, естественно, принимало разные формы в разных странах и на разных континентах (здесь сразу же следует отметить, что многое из того, что будет сказано об образовании детей и молодежи, приложимо и к образованию взрослых, воцерковляющихся в зрелом возрасте, поскольку календарный возраст о Христе ничего не значит: впервые переступивший порог храма — тот же младенец).

Но всегда и везде конкретные формы такого образования опирались на православные устои, унаследованные от прежних поколений, и на живой опыт церковной жизни.

Размышляя об образовании, естественно задуматься, от какого корня происходит это слово, каков его глубинный смысл. Всем понятно, что оно восходит к церковнославянскому слову «образ». Важно другое: по какому именно образу мы «образуем» и «образуемся»? Пока светская школа будет образовывать учащихся по образу мира сего, как это происходит в наше время, ни о каком истинном образовании в такой школе не может быть и речи. Как не может быть в такой школе речи о подлинном просвещении, если иметь в виду евангельское понимание Света.

До тех пор, пока министерства образования (или министерства просвещения, как они себя иногда по недоразумению именуют), будь то в России или в рассеянии, предписывают внушать детям, что человек произошел от бессловесных животных, или преподносить им под видом исторических сведений нелепые выдумки, изменяющиеся сообразно политическим переменам, или навязывать детям то, что чиновники от образования называют «сексуальным просвещением», истинное просвещение будет отстоять от светской школы дальше, чем «востоцы» от «западовъ».

Современное общество, как в России, так и на Западе, страдает от расщепления сознания, от того, что разные общественные институты претендуют «образовывать» по своему разумению отдельные, разрозненные части некогда единого богообразного существа человеческого. Однако евангельский, святоотеческий смысл понятия образования пребывает неподвластным этой шизофрении, оставаясь для нас, православных, надежным маяком для выхода из нынешней печальной ситуации.

Самое начало пути русского народа на стезях христианства показывает, насколько уже на этой ранней стадии присутствовал правильный подход к образованию. Уже древнейший русский кодекс правовых норм — «Русская Правда» — учил тому, что праведность есть основа правильного и праведного управления мысли, основа целомудрия. Целомудрие есть не внешнее телесное состояние, но целостное восприятие всего окружающего мира, и целостное, здравое мышление — ум Христов, по св. Апостолу (1 Кор. 2, 16). Диавол раздробляет, расщепляет человеческую мысль и сердце (схизофрения — расщепление рассудка). Стремление к Богу, хождение в заповедях Его восстанавливает утраченную целостность.

Любимой книгой на Руси издревле была Псалтирь. Столетия тому назад Псалмопевец обращался с богодухновенными словами к нашим предкам, и ныне он так же призывает нас: «Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68, 33) Тот, кто сознает свою духовную нищету и несостоятельность, обретает веселие, спокойствие, душевный мир. Хвалитеся о имени святом Его: да возвеселится сердце ищущих Господа (Пс. 104, 3).

Наше преображение в тот же образ Христов совершается в таинствах Церкви и в добродетелях. И в этом заключается преимущественная задача образования: в уподоблении себя Христу. Когда образование проникнуто духом евангельским, оно ведет этим спасительным путем. Каждая добродетель в человеке рисует образ Христов на основе праобраза, вложенного в его христообразную природу. Задача образования — раскрытие образа Христова в человеке. В Богочеловеке мы видим все Божественные совершенства. Они делаются доступными и нам через любовь к Образу и общение с Ним в таинствах, через подражание Ему в добродетелях.

Как в таинстве крещения крестный принимает ответственность за крещаемого, так и каждый наставник — будь то школьный учитель или духовный отец — отвечает за наставляемого.

Однако нынешнее положение вещей явно обнаруживает недостатки нашего общества — его обмирщение и расцерковление. Как правило, не только школьные учителя, но даже родители и крестные не осознают своей ответственности перед Богом за детскую или взрослую вверенную им душу. Немногие готовы пойти на жертву ради Христа — пожертвовать своей лжесвободой и принять на себя подвиг служения ближнему.

Подвиг этот невозможен без молитвы и других евангельских добродетелей. Первая задача восприемлющего, равно как воспитателя и учителя, — молитва за крестника, за воспитанника. Только при такой постановке вопроса наставник может надеяться на успех своей миссии, принимая ученика как драгоценный дар, который он должен лелеять своей молитвой, постом, подвигом. Через ежедневное отвержение сатаны сам учитель утверждает свое крещение, и этим создает почву для плодотворного образовательного процесса. Отвергаясь сатаны и его ангелов, человек открывает себе и ближнему путь для приятия образа Божия.

В наше время во многих семьях у родителей не остается времени для детей. Учитель, равно как и священник, может и должен восполнить этот недостаток. Даже если он физически проводит с воспитанниками значительно меньше времени, чем родители, духовно он может повлиять на детей намного больше. Опыт в молитве дает ему возможность переносить навык общения с Богом на общение с человеком. Этим он поддерживает и распространяет христианскую культуру общения.

Настоящая цель воспитания, в том смысле, как его понимает Церковь, есть раскрытие образа Христова в душе человека. В расцерковленном обществе слово «воспитание» давно утратило изначальный смысл, который оно имело в церковнославянском языке. Если ввести это слово в поисковую машину Интернета, она выдаст статьи о воспитании детей наряду с советами о воспитании… щенков. Воспитание щенков определяется как привитие им привычек, полезных и удобных для хозяина. Но и наставления о воспитании детей зачастую не выходят за рамки привития им «полезных привычек». «Воспитание» же в церковном смысле слова есть снабжение, питание души человеческой Словом Божиим и таинствами.

Пресвятая Богородица была введена во Храм «воспитатися во Святая Святых». Так должны воспитываться и наши дети: слышанием слова Божия в храме и дома и участием в таинствах, прежде всего в таинстве причащения с младенческого возраста, а позже и в таинстве покаяния. В процесс образования поэтому должно непременно включать приготовление к исповеди. Это очень тонкая область, где ребенок нуждается в чутком подходе со стороны воспитателей. Предпосылка для правильного восприятия таинства исповеди — осознание, с одной стороны, греха и греховности, а с другой — благодатной силы таинств, освобождающих от греха и радости, происходящей от жизни в добродетелях.

Как уже было сказано и как каждый из нас знает по опыту, положительному или отрицательному, образование и воспитание человека начинаются в семье. Мы должны осознать, что ребенка нельзя отгораживать от мира, консервировать, изолировать. Его надо, напротив, подготовить к тому, чтобы он входил в мир с верными представлениями о том, как следует этот мир воспринимать и образовывать. Борьба с грехом неизбежна. Ребенка следует подготовить к этой борьбе, снабдить необходимым оружием. Наилучший способ для этого, самый мощный образовательный фактор — сама семейная жизнь, отношения супругов между собой и родителей с детьми в православной семье, в этой малой Церкви.

Несмотря на то, что современное общество пытается навязать нам свои секулярные ценности, мы не смеем жить по двойному стандарту. Наша задача в том, чтобы выработать, выстрадать целостный христианский подход к жизни и передать его детям (плотским или духовным), прививая им любовь ко Христу, к Евангелию, и, следовательно, к жизни по Евангелию. Если ребенок почувствует евангельскую любовь воспитателя, он сможет естественным образом противостоять греховным и страстным влечениям.

Ребенку, равно как и воцерковляющемуся взрослому, нельзя давать одно голое, рациональное знание. Он должен быть окутан, согрет и защищен любовью ко Христу и к ближнему, должен видеть живой пример живой веры. Родители и воспитатели должны действовать не натиском или требованием, а собственным благим примером. Ребенок или молодой человек (равно как и воцерковляющийся взрослый) должен чувствовать, что наставники уважают его свободу и его личность, как уважает нашу свободу сам Творец человека. Здесь важны не внешние педагогические приемы, а вдумчивая восприимчивость, основанная на личном опыте духовной жизни.

Завершая это краткое слово, вернемся к началу его. Воспитание, образование и просвещение суть грани и ступени единого процесса воцерковления, уготовления души к прятию благодати Божией и возрастанию во Христе. Свет Христов просвещает всех — всех тех, кто готов принять его.

от 14.05.2024 Раздел: Февраль 2008 Просмотров: 567
Всего комментариев: 0
avatar