Добавлено:

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Во главе всех процессов в России должна стоять духовность"

"Пока сердце бьётся, нужно трудиться"

На следующий день после отпевания и похорон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II главный редактор газеты "Русь Державная" Андрей Печерский встретился с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием и попросил его поделиться своими воспоминаниями о покойном Патриархе, вместе с которым он работал многие годы.


- Мои воспоминания о Святейшем Патриархе уходят в шестидесятые годы, когда я учился в Московской духовной семинарии. В ту пору митрополит Алексий, будучи Управляющим делами Московской Патриархии, возглавлял учебный комитет. Почти каждый год он считал своим долгом побывать у нас на экзаменах. Семинаристы знали - если приезжает Владыка Алексий, с экзаменами всё будет в порядке. Его любовь к нам всех поражала. При всём старании руководства и преподавателей представить ему самых сильных студентов он часто попадал, особенно на нашем курсе, на слабачков. Когда они видели митрополита, то буквально теряли дар речи. Владыка умел наводящими вопросами убедить отвечающего, что он не так уж плохо знает предмет, поэтому ниже четвёрки ставить не благословлял.

Его архиерейское служение всегда было глубокой молитвой. Молодёжь есть молодёжь, но и с ее стороны никогда не было ни критики, ни замечаний в его адрес, напротив, лишь глубокое почтение.

Мы встречались с ним в разные времена: и когда я был священником, и когда стал епископом. Он абсолютно ровно держал себя с человеком, независимо от его статуса. Всегда чувствовались уважение, любовь и доверие к собеседнику.

Когда я трудился на посту заместителя председателя отдела внешних церковных сношений, мне приходилось общаться со многими членами Синода, и должен откровенно сказать, что самые конструктивные рабочие отношения были именно с митрополитом Алексием. Конечно, положение обязывает, и член Синода окружён своеобразным ореолом, но Владыка Алексий всегда подскажет, как лучше поступить, и никогда он не отмахивался: мне-де некогда, уйдите, я занят. Это всегда была помощь старшего собрата. Запомнились долгие беседы с ним на самые разные темы. Он всегда вёл себя как отец, а я - как сын по отношению к нему.

Помню приезд в Женеву председателя отдела по делам религий при Совете Министров СССР Константина Михайловича Харченко на Всемирный Совет Церквей. Тот часто ставил митрополита Алексия в неловкое положение. Владыка, несмотря на свой высокий пост, всегда спрашивал у меня совета, как найти лучший выход из той ситуации, в которую загонял нас Харченко.

Владыка Алексий хорошо знал Зарубежье и понимал зарубежную культуру. Он очень много сделал для того, чтобы Запад почувствовал, что вера в России жива.

Помню Поместный собор в день голосования. Мы шли с ним к Троицкому Собору в Троице-Сергиевой лавре, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Я говорил ему, что нет никакого сомнения в том, что именно он будет избран главой нашей Церкви. С глубоким смирением и кротостью он выслушал меня, после чего сказал: "Владыка, есть ведь много примеров, когда и Святитель Алексий, и Преподобный Сергий отказывались от первосвятительского служения. Но если Господь возложит служение на мои немощные плечи, то это воля Божия". Этот наш разговор очень трудно передать, его нужно пережить, чтобы почувствовать глубину веры этого человека, который не просто бросал в пространство какие-то слова, а говорил с большой ответственностью и убеждённостью.

Когда избрание состоялось и все подходили поздравлять его, Святейший нашёл для каждого нужные слова, и все почувствовали, что это отец, который будет заботиться о Церкви.

В июне 1996 года, когда я был назначен постоянным членом Священного Синода и Управляющим делами Московской Патриархии, началось каждодневное наше общение. Я всё время удивлялся мудрости этого человека, который очень терпеливо выслушивал меня, и если я что-то не так понимал, давал отеческий совет. Никогда я не слышал от Патриарха плохого слова ни про одного архиерея, который, быть может, вполне заслуживал осуждения. Напротив, он всякий раз оправдывал его, старался понять, почему он так поступил или оступился.

Работать с ним было одно удовольствие. Помню, когда приезжал к нему президент Борис Ельцин, все мы испытывали вполне естественно волнение, и только Патриарх был спокоен. Беседа у них складывалась очень тёплая. Было видно, что президенту нужно это общение. Он, естественно, не обсуждал с Патриархом государственные проблемы, но какие-то вопросы, которые очень беспокоили президента и требовали соответствующего решения, проговаривались. Было видно, что Ельцин испытывает особое чувство уважения и доверия к Патриарху, и было очевидно, что при всей харизматичности Бориса Николаевича, ему нечего было возразить Святейшему.

Однажды Ельцин, уступив советам своего окружения, не подписал Закон о свободе совести, несмотря на просьбу Патриарха, и через какое-то время, приехав на освящение храма Бориса и Глеба, он сказал Его Святейшеству: "Не переживайте, всё будет подписано". Я был свидетелем всего этого. Не было дискуссий, были лишь молитва и доброжелательное отношение Патриарха. Президент понял, что допустил ошибку, после чего исправил её - Закон был подписан.

Патриарх вёл корабль церковный, который иногда казалось: вот-вот зачерпнёт бортом воду. Но всё, слава Богу, выравнивалось. Я никогда не видел Святейшего растерянным. Только однажды, когда начались в стране скачки цен, я заметил тень растерянности в его глазах. Случилось это после приёма какой-то правительственной делегации. На мой вопрос: "Что же вас так огорчило?", - он воскликнул: "Вы представляете, Владыка, рубль обесценится в 15 раз! Как же народ жить будет?".

Святейший был очень скромным в быту. Матушки, помогавшие ему, снискали его любовь и заботу. Он вёл себя одинаково уважительно и по отношению к архиереям, и по отношению к обслуживающим его людям. Всякий благодарил Бога за общение с таким великим человеком.

Стол его был прост - никаких особенностей или изысканностей. Пост всегда соблюдал очень строго, не давая себе никаких послаблений даже во время болезни.

Его жизнь очень поучительна для всех нас. Всенародная любовь к нему, сотни тысяч людей, пришедших проститься с ним в Храм Христа Спасителя, - всё это созидалось годами.

Когда Владыка Алексий стал патриархом, народу было, образно говоря, не до Патриарха и не до Церкви. Разваливалась страна, к власти пришли люди, которые вели себя не по-государственному. И он сумел заговорить от лица Церкви так, что люди стали глубоко уважать и признавать Церковь и Патриарха. Слабому человеку не под силу было бы такое. Патриарх Алексий обладал сильнейшей энергетикой. Наша Церковь много невзгод перенесла за свою историю, но в неё был заложен мощнейший потенциал жизненной силы.

Энтузиазм и потрясающая работоспособность были присущи Святейшему Патриарху до самого последнего вздоха. Помню, я разговаривал с ним за несколько недель до кончины и просил поберечь себя. На что он ответил: "Пока сердце бьётся, нужно трудиться". И этот настрой первоиерарха всегда заставлял работать с удвоенной энергией.

Мне приходилось путешествовать с ним в самые отдалённые уголки России. Условия пребывания не всегда соответствовали его уровню, но это никогда не останавливало и не смущало Патриарха Алексия.

И то, что мы потеряли такого человека, это, конечно, беда.

Когда в 1991 году к власти пришло ГКЧП, он был первым, кто отказался поминать власть. Это ещё раз подчёркивает его высокую гражданскую позицию.

Противостояние в обществе в 1993 году он всегда ощущал и молился о спасении России. Священнослужителей, которые находились в Белом доме, он не только не осуждал, а, наоборот, поддерживал их в дальнейшем служении. Отца Алексия Злобина он пригласил к себе и поблагодарил за служение.

Он всегда уделял внимание простым людям. Если посещал монастырь, обязательно навестит больных матушек, с детьми поговорит. Незнакомый ребёнок уже после нескольких слов Святейшего не отходил от него. В любой его программе посещения всегда был детский дом или дом престарелых. А ведь это совсем не патриарший уровень.

Что касается иконы Державной Божией Матери, то само явление этой святыни в день отречения императора свидетельствует о том, что именно Державная Божия Матерь опекает нашу Родину. И поэтому Святейший, который был горячим патриотом Отечества и любил эту икону, молился за свой народ перед ней и изливал перед ней свои просьбы и свою боль, чтобы Матерь Божия, которая взяла попечительство о России, услышала его молитвы.

Примечательно его трогательное отношение к преподобному Серафиму Саровскому. Он любил приезжать в Дивеевский монастырь как простой паломник. Многочисленные чудеса, происходившие там, он воспринимал как милость Божию к нам. Он вёл себя очень скромно и смиренно, всё время уделяя молитве и духовным размышлениям. Всё это дорогого стоит.

В одном из выступлений Святейшего есть слова: "Патриархом не рождаются, Патриархом становятся". Это заключение было сделано им из личного опыта. Патриотизм Святейшего был огромен. Он всегда ассоциировал Церковь с Россией. Все события в стране сопровождались его сердечной болью.

Иногда некоторые его высказывания по тем или иным вопросам шли вразрез с общепринятыми мнениями. А потом оказывалось, что это правда. Его служение всегда было остриём меча. Все острые вопросы Патриарх поднимал таким образом, что они не разделяли общество, а объединяли его.

На протяжении всех пятнадцати лет издания "Руси Державной" наш Святейший Патриарх многократно давал интервью нашей газете, затрагивал самые важные моменты нашей духовной жизни, наставлял и советовал народу православному идти путем Христовым.
Сегодня мы публикуем отрывки из его выступлений на наших страницах.

+ + +

"...В условиях политического и экономического противостояния и нестабильности России и бывших республик СССР, духовного, нравственного и культурного кризиса отчётливо выступает необходимость в нашем дальнейшем развитии идея православной духовности. Именно духовность должна сегодня стоять во главе всех происходящих процессов.

В переживаемый нами трудный период отечественной истории да благословит Господь вас на дело важное и благое - оценить наши потери и обретения, отстоять ценности нашего национального бытия, наметить пути упрочения единства русского народа, защитить правовые и законные интересы соотечественников за рубежом нашей Родины, осмыслить роль русских людей в мировой истории. Соборным разумом мы преодолеем любые разногласия, сможем наметить ближние и перспективные цели, выработать и, с Божьей помощью, реализовать проект государственного и церковного строительства. Надеюсь, что настанет время, когда совместными усилиями мы обеспечим единство русского народа как активного субъекта мировой истории, его основополагающую в державе Российской волю".

+ + +

"Россия - на краю пропасти. Ныне мы перед выбором: или остановить безумие, или похоронить надежды на мирное будущее России. Особенно трагично то, что сегодня может распасться Российская держава. Если это произойдёт, будущие поколения проклянут нас.

Противостояние на пределе нервов вокруг Белого дома в любой миг может взорваться кровавой бурей. И поэтому я слёзно умоляю стороны конфликта: не допустите кровопролития! Не совершайте никаких действий, могущих разрушить донельзя хрупкий мир! Не пытайтесь решить политические проблемы силой! Не предавайтесь безумию, не переставайте уважать человеческое достоинство друг друга! Имейте мужество не поддаваться на какие угодно провокации, как бы больно они ни задевали вас! Помните, что нынешней смутой могут воспользоваться экстремисты, преступники да и просто нездоровые люди.

Всех православных христиан прошу молиться о спасении России. Пусть и те, кто ни разу в жизни не обращался к Богу, возопят ныне к Нему. Верю: "Господь благословит народ Свой миром" (Пс.28,11)"!

+ + +

Гнев Божий пролился на Россию. По грехам нашим Господь попустил совершиться трагедии. Не послушав призыва Церкви, люди подняли руку на ближних своих. Пролилась невинная кровь.

Ныне каждый час может принести стране новые страдания. Когда совершается кровопролитие, велико искушение местью, искушение жестокостью и попранием свободы ближнего.

В этот миг молю всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте бесу ненависти и мести лишить нас разума! Не допустите смерти женщин и детей, раненых и безоружных людей, оказавшихся в зоне конфликта, всех тех, кто не причастен к насилию!

Сделайте всё, что сейчас возможно, для прекращения кровопролития. Вспомните, что сказал Господь Иисус апостолу Петру, с мечом в руках решившему отстоять справедливость: "Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26, 52).

Матерь Божья, Заступница наша! В годы нашествий иноземцев и междоусобных браней Ты никогда не оставляла Россию и всегда спасала народ наш. Не оставь нас и ныне. Смиренно прибегаем к Тебе: умоли Бога и Сына Твоего, да помилует и спасёт Русь!

+ + +

Беседуя с главным редактором газеты "Русь Державная", Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Мы имеем великий дар, которым должны пользоваться, - это молитва! Молитва не знает расстояний, не знает границ, может и должна укреплять каждого из нас: за кого мы молимся и кто за нас молится в это непростое время, в которое мы живём. Укрепляемые молитвой друг за друга, будем с Божией помощью переносить трудности и испытания и непременно поддерживать таким образом своих близких и родных, которые оказались в трудных условиях разделения".

"Еще пять-шесть лет тому назад русские люди были лишены возможности иметь книги Священного Писания. На них был огромный духовный голод, так же как на другую духовную литературу. За минувшие годы много было сделано для того, чтобы в каждом доме было святое Евангелие или Библия, книга духовно-нравственного содержания. Всё больше издаётся сейчас литературы, которая указывает путь духовного и нравственного совершенствования.

В этом отношении, я думаю, большую роль должны сыграть газеты, носящие православный характер, в которых в доступной форме и в то же время по доступным ценам будут приходить в дома людей слово Божье, Истинная Вера, духовность и нравственность.

Процесс возвращения к Вере - процесс сложный и трудный. Потому что в течение 70 лет планомерно осуществлялось отторжение людей от Веры, от своих традиций, от своих духовных корней. И потребуются, видимо, не один год, а десятилетия, чтобы люди могли вернуться к своим отеческим традициям, к вере отцов.

И не виноваты три поколения, которые выросли и воспитались в послереволюционный период, что их воспитывали в духе безверия, в духе отрицания духовных и нравственных ценностей. Всё больше и больше людей возвращаются к вере. Это свидетельствует о том, что всё-таки русский народ является народом богоносным. "Святая Русь", - мы называли землю русскую, и дай Бог, чтобы народы Руси возвращались к своим духовным традициям. Больше нужно напоминать сегодня людям об истории, о духовном прошлом нашей страны. А Россия и Православие - это почти синонимы. И исторический путь государство Российское осуществляло вместе с Православной Церковью. Трудность в том, что у людей образовался духовный вакуум. И этот духовный вакуум пытаются заполнить разные силы: добрые, а чаще всего недобрые. Современному человеку, воспитанному в духе безверия, трудно найти правильный путь к вере, разобраться в разных религиозных учениях. Необходимо вернуться к вере своих отцов".

+ + +

"Для тех, кто в течение последних 70 лет был проповедником атеизма, обращение людей к вере вызывает озлобленность и нетерпимость, которые выливаются и в средствах массовой информации. К этому нужно относиться спокойно. Потому что атеизм не исчез и не может исчезнуть в одночасье. Годы насаждения государственного атеизма оставили свой след. Потребуются новые годы, чтобы изжить остатки атеизма в душах людей.

Я думаю, что возвращение людей к отеческим традициям, к вере отцов, к Святому Православию началось. Может быть, это нелёгкий процесс, но он происходит"

"Я никогда не забуду молитву в Елоховском Богоявленском Кафедральном Соборе, когда туда была привезена икона Владимирской Божьей Матери, чудотворный образ из Третьяковской галереи. С какой надеждой, упованием и верой люди встречали эту Святыню - на коленях, со слезами на глазах, с зажженными свечами. Молитва, которая в тот день совершалась в Богоявленском Соборе перед нашей национальной российской святыней, была настолько сильной и горячей, что, я думаю, может быть, поэтому и не разлилась кровь по Руси, хотя трагично, что она всё же пролилась в Москве. И Царица Небесная, перед которой мы молились, она как и в древние времена представительствовала и хранила наш народ от междоусобной брани и гражданской войны, от которой мы, к сожалению, были столь недалеко…"

"Мне, как предстоятелю Церкви Русской, выпал, конечно, тяжёлый крест. В 1990 году, когда Поместный Собор избрал меня Патриархом, я, может быть, еще не осознавал той тяжести Креста, который придется нести мне как предстоятелю Церкви. Сейчас, по прошествии четырёх лет, я в полной мере осознаю ту огромную ответственность, которая лежит на мне за сегодняшний и завтрашний день Церкви. И самым трудным и тяжёлым вопросом моего служения является стремлением противостоять попыткам разорвать хитон церковный, разорвать единство церковное, внести расколы, разделение в жизни Церкви, сохранить единство Святой Матери - Русской Православной Церкви. С Божьей помощью Господь как-то даёт и силы, и мудрость, чтобы сохранить это единство при всех попытках его нарушить".

"Христианин всегда должен быть оптимистом, несмотря на все трудности. И в самые тяжелые годины испытаний, гонений, религиозного геноцида, который пришлось нам пережить, мы не забывали слова Апостола: "Всегда радуйтесь" (1 Фес. 5:16). Радуйтесь о том, что господь даёт нам возможность исповедовать свою веру, хранить её. Радуемся мы, что судил нас Господь жить в это судьбоносное время, когда есть возможность восстанавливать и кресты, порушенные храмы и поруганные обители, и мы являемся свидетелями этого возрождения".

"То, что господь судил нам жить в это время, когда возвращаются святыни, когда зажигаются лампады в тех обителях, храмах, которые, казалось, были навсегда порушены и осквернены, - это великая милость Божья к нам, грешным, и мы должны за это благодарить Господа и радоваться тому духовному возрождению, которое происходит. Мы - православные христиане - должны быть все достойны этого возрождения. Чтобы люди, окружающие нас, те, которые еще не вошли в церковь, или идут по той дороге, которая ведёт к Храму, видя наши добрые дела, прославили Отца Нашего Небесного. Это слова Христа Спасителя. И дай Бог, чтобы все мы были носителями христианских идеалов, добрых дел во имя Христово, и высоко несли честь и достоинство православного христианина".

+ + +

"…Так, высказывались мнения, что в трудное время не нужно строить Храм. А наша история, если оглянуться на неё, - разве в лёгкие времена строились и созидались храмы, которые сегодня украшают землю Руси? Именно в трудные времена люди становятся более жертвенными…".

"Я думаю, самое главное сегодня - это сохранить мир и согласие в нашем обществе. Потому что, к сожалению, оно раздираемо противоречиями и противостояниями, часто нетерпимостью друг к другу. И только в условиях мира и согласия можно решать те огромные задачи, которые стоят перед нашим обществом, перед страной".

"Россиянам всегда была свойственна доброжелательность друг к другу, взаимопомощь. К сожалению, может быть, эти качества были утеряны в прошлом, когда осуществлялся поиск врагов. И сегодня мы хотим искать врагов и обвинять их во всех бедах, которые сопутствуют нам. Но нужно подумать о том, что каждому из нас необходимо вернуть те отличительные свойства, которые присущи были русскому человеку: это внутреннее спокойствие, это то, о чём говорил преподобный Серафим Саровский: "стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя". Я думаю, что каждый на себе ощущал и проверил своей жизнью, что если у него на душе спокойно, то его внутреннее спокойствие отражается и на семье, на окружающих людях, с кем он идет одной дорогой жизни. И наоборот, если у него нет внутреннего мира и спокойствия, то это беспокойство отражается и на окружающих. Нужно вернуться к внутреннему мирному состоянию нашего духа. Нужно вернуться к тому доброжелательному отношению к своим ближним, к заповеди Господней: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Или: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".

И если мы будем постоянно, ежедневно, ежечасно, ежеминутно этим критерием проверять себя, свои поступки, то легче будет жить и нам, и окружающим людям. Потому что нам бывает больно, когда о нас говорят плохо, когда нас осуждают, когда проявляют по отношению к нам черствость, невнимательность, не поддерживают в трудную минуту жизни. Мы должны проявлять добрые чувства по отношению к ближним. И если это будет взаимно, то легче будет и нам, и всему нашему обществу".

"И земная наша жизнь даётся не для того, чтобы мы её проводили в распрях и раздорах, а для того, чтобы каждый из нас совершенствовался, возрастал в христианских добродетелях. Жизнь скоро проходит. И об этом нужно думать, задумываться о будущем, с каким багажом мы придём на суд Господень".

Смиренномудрие… Смотрите как смирение называется мудростью. И действительно мудрость, ибо Господь гордым противится, а смиренным даёт благодать. Смирение есть великая христианская мудрость, которой нам нужно следовать.

Дальше мы просим у Господа терпения. Терпение в несении нашего жизненного креста, который у каждого есть - свой, маленький крест. Он дан нам, и о нём сказал Господь: "Кто хочет идти за мной, пусть возьмёт крест свой и следует за мной".

Мы просим у Господа любви - Христовой любви. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - говорит Господь. Мы просим, чтобы Господь дал нашему сердцу любовь друг к другу - легче будет в жизни всем нам, если она будет у нас.

Вот так, в каждом слове молитвы преподобного Ефрема Сирина, которую мы читали в течение Великого поста, заключается огромная христианская нравственная доблесть. Ей нам надо следовать, и тех добродетелей, о которых говорится в этой молитве, нам нужно просить у Господа Бога".

+ + +

"Этот образ был явлен в трудное время, которое наступало тогда для нашего Отечества. Благодаря помощи, заступлению и предстательству Царицы Небесной наш народ и Отечество прошли через горнило революций и испытаний. Множество новомучеников и исповедников приняли мученическую смерть за веру Христову, явили себя той основой духовного возрождения, которое мы видим сегодня, ибо известно, что кровью мучеников утверждается Церковь Христова.

Каждый раз, вспоминая жертвы, принесённые теми, кто стоял за веру, осознаёшь тот великий пример мужества и стойкости, который они явили нам.

Наш народ всегда любил читать жития святых. Мы с умилением читаем мучеников первых веков Христианства, хотя от тех событий отделены веками. Но ещё ярче и отчётливее запечатлевается в нашем сознании подвиг новомучеников российских, живших в трагическом для России и Святой Церкви XX веке.

Обретением державного образа Матери Божьей Господь явил и являет свою милость нашему Отечеству. Сегодня мы молились перед этим чудотворным образом, который был возвращён нашей Церкви после празднования 1000-летия Крещения Руси. Мы молились о том, чтобы Царица Небесная укрепила нас в вере своим предстательством перед престолом Божьим, чтобы избавила наш народ и Отечество от междоусобной брани, чтобы народ в согласии созидал своё будущее, будущее своей страны и Церкви Христовой.

Если мы вспомним нашу отечественную историю, то обратим внимание, сколь многократно Царица Небесная являла свои милости России, даровала победы, избавляла от нашествий, укрепляла в вере. В смутное время, в военную годину, в тяжёлое послевоенное время молитвенное предстательство Богородицы не оставляло Отечество и Церковь нашу".

+ + +

"Разве за эти десять лет не изменилось нравственное и духовное состояние нашего общества? Разве не вернулись десятки тысяч людей к отеческой вере, к своим традициям, к Святой Православной Церкви? Многим, может быть, было трудно переступить порог храма. Но, несомненно, духовно-нравственный климат изменился. Намного увеличилось количество людей, уже сегодня являющихся активными членами Православной Церкви, которые живут церковной жизнью, способствуют восстановлению разрушенных храмов, обителей, а главное - стараются реставрировать свои исковерканные идеологическим режимом души. И не надо приводить статистические данные, чтобы увидеть, как изменился возрастной состав людей, пришедших сегодня в Церковь.

Если раньше часто говорили и писали, что в храмах в основном только бабушки (хотя те из них, кто ходили в храм в шестидесятых годах, в то время бабушками не были), то сегодня новое поколение приходит в Церковь. Иногда происходит обратный процесс, когда дети, занимающиеся в церковноприходских воскресных школах, воцерковляют своих родителей, помогают им войти в церковную жизнь, со знанием дела, показывают в храмах, как поставить свечу, как подходить к исповеди.

Думаю, что возвращение к вере, к нравственным, духовным основам жизни является залогом будущего России в XXI веке. Мы прожили необычный, тяжёлый ХХ век. Сколько людских потерь понесли в результате двух мировых войн, гражданской войны, репрессий, сколько потрясений выпало на долю нашего народа в ХХ веке! Хочется верить, что XXI век будет для нашего Отечества, для нашего народа веком мира, созидания и благополучия. Думаю, что наш народ своим великим терпением заслужил лучшей доли. Но будущее России, так же как её прошлое, её тысячелетняя история, тесно объединено со Святым Православием, которое всегда давало русскому человеку мужество и силы побеждать недругов, приходящих и с востока, и с запада, преодолевать трудности".

"Была большая критика самой идеи воссоздания Храма Христа Спасителя. Многие тогда не верили, что это вообще возможно. Высказывались совершенно различные, иногда полярные мнения на этот счёт - и то, что Храм строился сорок лет, и то, что нынче время тяжёлое, не то время, чтобы строить храмы. Мне часто приходилось на это отвечать, что если мы вспомним нашу историю, то поймём, что храмы, стоящие сегодня по всей Русской земле, созидались в нелёгкие времена. Да и было ли в нашей истории лёгкое время? В трудное время люди более жертвенны. И по мере возрастания воссоздаваемого Храма волна критики постепенно спадала.

Думаю, это и было самым трудным - то, что резкой критики подвергалась сама идея воссоздания Храма Христа Спасителя. Сегодня уже никто не может сказать, что бессильно дело его возрождения, потому что вера - основа возрождения всей России".

"Молитва за власть предержащих на протяжении всей истории Церкви возносилась во всех храмах и монастырях. Молилась Церковь даже в эпоху римских гонений, молилась и в тяжкие годы богоборчества, молится и сейчас, потому что испытание властью - самое серьёзное испытание. Быть во власти - большой подвиг, нуждающийся в молитвенной и духовной поддержке. Церковь всегда молилась, и будет молиться за тех, кого избирает народ, помогая своими молитвами правителям осуществлять их служение, чтобы оно было на пользу России, каждому государству, на пользу народу, доверившему им это служение".

"Русская Православная Церковь, на протяжении своей тысячелетней истории всегда была консолидирующим началом в жизни России. Семьдесят лет будут еще долго о себе напоминать. Часто люди, которые хотели бы воцерковляться, как бы извиняясь, говорят, что ничего не понимают. И это вина идеологии, которая их воспитала в отрицании духовных ценностей и христианских основ веры.

Большие шаги сделаны за последние десятилетия. Первым победным моментом к возвращению к вере, к своей истории было празднование тысячелетия Крещения Руси, которое стало называться вторым Крещением Руси. И вторым моментом должно стать двухтысячелетие пришествия в мир Христа Спасителя. То, что и на государственном, и на общественном, и на научном, не говоря уже о церковных уровнях, будет отмечаться в этом юбилейном году двухтысячелетие пришествия в мир Христа Спасителя, заставит многих задуматься. Ведь это не просто начало летосчисления. Этот юбилей должен помочь нашему разобщенному обществу вернуться к вечным, непреходящим ценностям. От каждого человека зависят мир и согласие в обществе".

"Державная икона Божьей Матери явилась в тяжёлую годину испытаний на земле русской. На основании уже прожитого невероятно трудного отрезка времени в послереволюционный период мы ощущаем, что предстательство Божьей Матери было над нашей землёй. Сегодня мы восстанавливаем храмы, которые наполняются народом Божьим, не потерявшим веру Христову.

Сегодня, в нелёгкое время, которое переживает Отечество наше, существуют ещё враги Церкви, ибо и атеизм не исчез в одночасье. Беды от лжебратий, которые сегодня встречаются на нашем пути, но, несмотря на все трудности, возрождение церковной жизни и воссоздание храмов Божьих даёт нам, православным людям, и силы, и мужество, и крепость. Превозмогая все трудности, мы делаем дело Божье.

Сегодня мы вновь, как многократно в Великом посту, повторяли молитву преподобного Ефрема Сирина - и мы просили дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Целомудрие - это высокая христианская нравственность. Сегодня разрушить христианскую нравственность, разложить духовно наш народ пытаются разные силы. С экранов телевизоров и кинотеатров те люди, которые не имеют в сердце своём искры Божьей, нарушают заповедь о нравственной чистоте, и мы должны противостоять попытке нравственного растления нашего народа.

Фото Ларисы БЕЛЯЕВОЙ,
Сергея ВЛАСОВА,
Владимира ХОДАКОВА

от 29.03.2024 Раздел: Декабрь 2008 Просмотров: 748
Всего комментариев: 0
avatar