Публикуем отрывок из статьи Петра Маслюженко, посвященной А.И.Маринеско.
Каков же был в жизни этот подводник-легенда, успешно осуществивший «Атаку века», в ходе которой было потоплено самое крупное военное судно за всю Вторую мировую войну?
А.И. Маринеско родился 15 января 1913 года в городе, как он говорил, тепла, красоты и веселья – Одессе. Его отец Ион Маринеску был коренным жителем портового города Галаца, служил в Румынском королевском флоте. Не выдержав унижений со стороны офицера, ударил его, за что был приговорен к расстрелу. В ночь перед казнью бежал из карцера, переплыл Дунай и перебрался в Одессу, где женился на украинке и сменил последнюю букву в фамилии. Безумную храбрость, уверенность в себе и несгибаемую решительность Александр унаследовал от отца.
![](/img/4/zas022013.jpg)
В первые дни Великой Отечественной войны подводная лодка М-96 под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Но уже 12 августа 1942 года в первой же операции вывела из строя тяжелую плавбатарею SAT-4 «Хелене». Ему удалось успешно доставить, высадить и забрать диверсионный отряд в операции по поиску немецкой криптографической машинки «Энигма» в штабе фашистского полка. Саму «Энигму» добыть не удалось, но действия капитана Маринеско начальством были отмечены.
Маринеско был повышен в звании до капитана 3-го ранга и назначен командиром подводной лодки класса «Сталинец» С-13.
Гидроакустик экипажа С-13 И.М. Шнапцев вспоминал: «Внешне он большого впечатления не производил – небольшого росточка, говорит тихо, без командирской солидности... Но по-настоящему понравился нам новый командир при очередной швартовке. Маланченко не
![](/img/4/lodka022013.jpg)
И за первый же боевой поход на этой лодке Александр Маринеско, как и его команда, был награжден орденом Боевого Красного знамени – удалось нанести критические повреждения вражескому боевому транспорту «Зигфрид» и успешно уйти от преследователей.
Окрыленный успехами, Маринеско позволил себе самоволку, которая, учитывая условия боевых действий, вылилась в крупные неприятности. Была угроза отстранения командира от командования подводной лодкой. Рассказывают, что за талантливого моряка вступился комдив А.Е. Орел, был и слух, что команда даже отказывалась выходить в море с другим командиром.
Так или иначе, уже после этой непростой дисциплинарной коллизии подлодкой под командованием Маринеско была совершена так называемая «Атака века».
30 января 1945 года около Данцигской бухты, в районе Штольпмюнде, лодка С-13, выбирая лучшую позицию для атаки, в течение двух часов преследовала крупнейший германский корабль «Вильгельм Густлов» («Wilhelm Gustloff») водоизмещением 25 484 (!) тонн.
![](/img/4/transport022013.jpg)
30 января 1945 года на Балтике был сильный шторм, видимость – ноль. Подлодка С-13 зашла со стороны берега и с дистанции менее километра успешно выпустила три торпеды – «За Родину!», «За советский народ!» и «За Ленинград!». Четвертую заклинило, но ее удалось обезвредить и успешно уйти от преследования кораблей охранения противника.
Торпеды нанесли непоправимые повреждения «Густлову», развеяв миф о его непотопляемости. На борту немецкого лайнера было, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек, спаслись менее тысячи. По мнению адмирала Н.Г. Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в Великой Отечественной войне, «половину пассажиров лайнера составляли высококвалифицированные специалисты – цвет фашистского подводного флота». Немецким ВМС был нанесен серьезный урон. По свидетельству журнала «Марине» (1975, №№ 2-5,7-11, ФРГ), с кораблем погибли 406 подводников. Кроме того, на борту «Вильгельма Густлова» находились женский флотский батальон, подразделение 88-го зенитного полка, несколько отрядов хорватских добровольцев, около двух десятков нацистских руководителей, офицеров СС и гестапо.
Советский историк И.С. Исаков считал, что беспримерный успех атак подводной лодки С-13 стал одним из самых ярких событий конца войны, потрясшим нацистов, включая Гитлера, и, несомненно, ускорившим приближение Победы. Даже если вспомнить и другие впечатляющие победы советского оружия в тот период.
В том же весьма результативном походе С-13 под командованием Маринеско был потоплен крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 600 тонн, перевозивший 3 600 танкистов. «За один этот боевой поход, – писал в статье «Боевая деятельность подводных лодок КБФ в 1944-1945 гг.» кандидат военно-морских наук В.А. Полещук,- Маринеско, по существу, отправил на дно целую дивизию!»
Александр Иванович Маринеско стал самым успешным подводником за всю войну, две его самые крупные атаки были совершены с прорывом сторожевого охранения, преследования противника на максимальной надводной скорости и с выходом на минимальную дистанцию торпедного залпа.
В послевоенные годы Александр Маринеско непросто приспосабливался к мирной жизни. Писатель С. Смирнов, автор известной книги «Брестская крепость», посвятил Маринеско один из выпусков телеальманаха «Подвиг». Вот что писал А.И. Маринеско незадолго до смерти: «После выступления писателя С. Смирнова живу, как во сне. Удивляюсь, как я выдерживал все эти дни. Начиная с прошлой субботы – атаки школьников. Пионеры стояли в очереди и целыми отрядами, один за другим, входили ко мне в комнату. Жутко утомлялся, но отказать не мог».
Легендарный командир Краснознаменной подлодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота после тяжелой и продолжительной болезни скончался 25 ноября 1963 года в Ленинграде, пятидесятилетним, преждевременно уйдя из жизни. Похоронен на Богословском кладбище.
В Кронштадте ветераны-балтийцы написали ходатайство о посмертном награждении командира С-13 «Золотой Звездой Героя» и установке ему памятника. Но звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Ивановичу Маринеско лишь в 1990 году!