Добавлено:

поговорим о патриотизме

Беседа с архимандритом Сильвестром, настоятелем Храма мученика Андрея Стратилата в селе Сулость Ростовского района, благочинным Ростовского округа и монастырей Ярославской епархии.

Он родился и вырос в Ленинграде, окончил Университет, факультет прикладной математики. Работал конструктором, инженером, ассистентом кафедры высшей математики, готовил кандидатскую диссертацию. Но Господь судил иначе. Уже 22 года батюшка служит в Ярославской епархии.

– Отец Сильвестр, хотелось бы сегодня, накануне юбилея Великой Победы, побеседовать с Вами о различном понимании патриотизма в нашем обществе. Это слово сегодня используют все. Хотя еще несколько лет тому назад в некоторых слоях нашего общества понятия «патриотизм» старались просто избегать… Наверное, должны существовать прежде всего духовные основы этого понятия?

– Безусловно. Без духовных основ патриотизм вырождается в некие ужасные формы, к примеру, крайние формы национализма. Здоровый национализм тоже нужен, но ни к чему агрессивный, нездоровый. Он проявляется как реакция на какое-то другое агрессивное действие или спровоцированный кем-то сознательно…

Для русского человека патриотизм зиждется, прежде всего, на православии, где основная заповедь – заповедь любви. Любить врагов своих – это не значит им потворствовать. Господь дает человеку возможность проявить себя как личность, которая может защищать свое Отечество, свою Веру, свою честь. И если бы не было противоборствующих сил, как проявить эти свои качества: есть ли у нас Вера, Любовь, патриотизм?

За последние годы в России созданы десятки различных движений, партий, союзов с громкими названиями. Наверное, здесь использован весь словарь патриотической и православной лексики. Но, к великому сожалению, в основном все это одни слова, реальных дел просто нет.

Дел нет, потому что в любом движении, в том числе и патриотическом, нужны люди, которые могут предложить конкретные действия, то, что можно реализовать и самим в этом активно участвовать. Не только на трибунах, а в конкретных делах.

Для того чтобы возглавить какое-то движение, нужны некая духовная сила, духовное видение того, что ты должен делать. И бегают люди: батюшка, благословите на то, на это. Дела-то хорошие, да люди для них не созрели еще, не проснулись… Россия еще только поднимается, выздоравливает. Только отходит от материалистического ощущения, от мертвого видения. Еще недавно прийти в храм для многих было данью скорее моде, чем истинному движению души. И хорошо, что это уже отходит, и люди идут в храм по внутренней потребности, убеждению. И мы видим, как разные слои нашего населения к православию, к вере относятся серьезно. Они уже переживают за те удачи и неудачи, которые происходят в нашем обществе, в нашей церковной жизни. Они болеют сердцем, душой. К нам приходят в Церковь уже люди не случайные, не равнодушные, а люди, которые ищут и находят это именно в храме Божием.

И все же мода на православие еще очень сильна. И лукавые люди используют это в своих интересах, подчас совсем неправедных. Как однажды сказал мне один батюшка: «Раньше верующего от неверующего легче было отличить…»

– Да, действительно, не так далеко мы ушли от тех тяжелых времен, когда человек, открыто заявляющий о своей вере, подвергался гонениям и преследованиям. И верующего можно было не по бороде определить, а по его делам. И самое главное, что человек не отрекался от веры. Их было не так, быть может, много, но это был некий костяк. Другое дело, что основной костяк составляли женщины, эти наши жены-мироносицы. В деревнях считалось, что ходить в церковь – это удел женщин. А мужики приносились туда уже в гробах для того, чтобы их отпели.

Теперь другое время и не менее сложное. Потому что искушений у человека, приходящего в храм, стало больше. Появилось большое многообразие взглядов. И это обрушивается на нас со страниц газет и журналов, по радио и в особенности по телевидению. Не надо говорить, что все плохо. Появились достойные передачи и по телевидению. Появились думающие и переживающие ведущие.

Появляется новая интеллигенция, которая проводит время не только в словесных упражнениях. Эти люди начинают ездить по святым местам, начинают жить церковной жизнью, исповедуются, причащаются. Это люди самых разных профессий: ученые, военные, журналисты, предприниматели…

Что же касается моды, то всегда были люди, которые пытались использовать Церковь для достижения своих корыстных целей. В целом же наш русский народ взрослеет, мужает, идет к Вере осознанно, он приобретает духовную силу. И мы, православные люди, должны быть оптимистами. Дух пессимизма, который пытаются посеять ряд патриотов – это враждебный дух. Для них, куда не взглянуть, – все плохо. Если с таким духом идти в бой – заведомо проиграешь его. Православный христианин должен понимать, что ничего в мире без воли Божией не происходит, волос с головы не упадет… А мы подчас считаем, что можем сами что-то изменить. Но под лежачий камень вода не течет.

Есть еще одна тема, напрямую связанная с темой нашей беседы. Это праздник защиты Отечества.

С моей точки зрения, праздник, объединяющий защитников Отечества после революции 17-го года, – это именно день Победы 9 мая. А 23 февраля мы продолжаем праздновать День создания Красной Армии, а не день защитника Отечества. Эта дата не несет необходимой смысловой и духовной нагрузки. Праздник должен объединять людей, давать духовный заряд. Такой датой мог бы стать день Победы русского народа на Куликовом поле.

То, о чем мы рассуждаем сегодня, имеет конкретные проявления, и хотелось бы услышать примеры из Вашей повседневной жизни и церковного служения. В частности, приходится знакомиться с материалами, связанными с нестроениями вокруг Борисоглебского монастыря. Мне многое здесь непонятно. В частности, раздуваемый конфликт вокруг сооружения памятников св. Иринарху и Пересвету.

- Я являюсь благочинным монастырей Ярославской епархии, и проблемы эти мне хорошо знакомы. Прослеживается действие сил, которые пытаются использовать чувства православных, патриотически мыслящих людей, в своих, пока непонятных целях. Зачем было противопоставлять двух скульпторов? Зачем выстраивать некие баррикады, устраивать гражданскую войну? Да, кому-то не нравится Церетели и его творчество, кому-то не очень нравится творчество Клыкова. Это можно отдельно на узком кругу разбирать. Но в мастерской Церетели есть разных направлений скульпторы, которые пришли в эту мастерскую, может быть, для того, чтобы заявить о себе. И нашлись два скульптора, которые готовы в дар городу Борисоглебску, как некоей крепости духовной русской земли, которая сыграла свою роль в Смутное время, создать два памятника нашим двум подвижникам – святому Иринарху и Пересвету. И нет в этом никакой корысти. В этом есть некая внутренняя потребность сделать что-то в дар для этого города в память о великих подвижниках. И зачем же примешивать к этому великому патриотическому чувству грязь, какие-то свои многоходовые политические комбинации? Ведь на поверку может оказаться, что жар вражды раздувают люди, далекие от православия. Зачем пытаться зарабатывать себе очки в этой войне. Ведь грязью будут облиты не только Клыков и Церетели, но и многие православные люди. А руки будут потирать другие. В эту свару писателей притянут, известных общественных деятелей, художников, ученых, будут выстраиваться какие-то хитросплетения. И ради чего?

Ради того, чтобы двое молодых талантливых скульпторов не смогли осуществить свое благое дело, чтобы утвердить, закрепить память нашего народа. Прекрасный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, но там тоже нужны будут немалые средства на памятники. Никто ведь не рассматривал проекты молодых скульпторов, никто не сказал, что они плохи…

- Наверное, приведенный Вами пример как раз и свидетельствует о ложном патриотизме. Я много лет знаю нашего замечательного скульптора Вячеслава Клыкова. Он истинный патриот России. И памятники его, я уверен, войдут в нашу историю… А эту конфликтную ситуацию можно легко разрешить народным обсуждением проектов памятников. Но, насколько мне известно, это не первый конфликт вокруг монастыря?

- Эти конфликты длятся уже лет семь. Люди, которые ищут удовлетворения своих амбиций, видимо, не имеют православного духа, духа любви.

Хотелось, чтобы наша Россия православная не проливала крови своих собратьев. Это недостойно православного человека проливать кровь там, где можно договориться. Враг на то и рассчитывает, что одна сторона и другая начнут противоборствовать, оправдываться. А заработает себе очки другой, кто это хладнокровно разжигает. Может быть, не надо отдавать бразды правления в руки таких людей? Умным людям надо остановиться и сказать: будем делать каждый свое дело, достойно и с мирным духом. Всем нам надо быть осмотрительнее, чтобы не поддерживать ложный патриотизм, агрессивные, злобные нападки. У каждого есть своя точка зрения. Но это не повод для разжигания войны.

Вернемся, батюшка, к основной теме: патриотизма настоящего и ложного. К сожалению, многие наши «борцы» за справедливость не отдают себе отчета, куда призывают они людей, не думая о возможных последствиях для самого патриотического движения. Примеров тому масса.

– Для любого действия надо созреть. И надо разумно подходить ко всему, смотреть, какие будут последствия. Нельзя выходить пахать и сеять зимой, когда замерзшая земля еще покрыта снегом. Ничего не получится. Но не надо пахать и сеять, когда земля уже выжжена, когда засуха. Тогда это тоже бесполезное занятие. Все должно быть вовремя и с благими намерениями. Чего хотим добиться своими действиями: обидеть кого-то или что-то защитить, отстоять? И надо спросить каждого, кто метит себя в патриотические лидеры: ты сам-то православный, ходишь в храм, исповедуешься, причащаешься? Живешь ли по заповедям Христовым? Помнишь ли главную заповедь: Возлюби ближнего? Любишь ли ты своих ближних? Или ты, как в семнадцатом году, пытаешься решить вопрос шашкой? Свою правду отстоять, отсекая голову или расстреливая сотни, а может быть, и тысячи людей? Подумай, какую сторону ты отстаиваешь? Кому это нужно и кому выгодно? Богу нужны эти жертвы?

Другое дело, если Господь попустит для нашего вразумления. На войне воины должны защищать свое отечество и использовать оружие по назначению - против врага. Когда же в этом нет необходимости, надо всегда думать, особенно людям, которые называют себя православными. Каждый шаг должен быть обдуман. Посмотрите внимательно на заповеди. Почитайте Жития святых, обратитесь к своему сердцу, своей совести, если она еще осталась. Не разжигайтесь страстями. Посмотрите на иного трибуна, у него слюна изо рта брызжет, руки сжаты, готов всех разорвать. Нужен ли такой патриотизм? Нет! Патриотизм нужен такой, когда человек готов свою жизнь отдать за жизнь других людей. Как Александр Матросов, который лег грудью на пулемет, чтобы остальные прошли и победили. А иные горлопаны готовы других посылать под пулеметы, самим же оставаться на белом коне.

Это весьма характерно для нашего времени. Я совсем недавно был у своего духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова). О его принципиальной позиции по многим вопросам Вы, несомненно, знаете. Я был очень удивлен, услышав от него слова, которые перекликаются с Вашими. Батюшка всегда говорит со мной, зная, что за мной стоят «Русь Державная» и ее читатели. И в этот раз он говорил со мной о мире в душе.

Он говорил о мирном состоянии духа для того, чтобы мы знали, как жить дальше в этих условиях. А поскольку я уверен, что его словами, несомненно, руководит Господь, то очень крепко задумался после этой встречи. Мы были у батюшки вдвоем со священником Виктором Кузнецовым и пришли к единому мнению: батюшка говорил о том, что не баррикады нужны сегодня человеку, а духовное пробуждение от спячки. И чтобы наши слова не расходились с делами.

– Хотелось бы, чтобы побольше людей проснулись от спячки духовной. Везде сейчас в нашем обществе проблемы. Не хватает руководителей, людей, отвечающих за свое дело, принимающих верные решения. Мало среди нас людей, которые готовы взять и повести. А больше других, которые не думают о том, что будет в результате их пламенных призывов.

Процесс духовного пробуждения идет. На примере нашей епархии я вижу, как меняются люди, как меняется их духовное мировоззрение. Возрождаются храмы, монастыри. Люди из дальних мест приезжают, чтобы приложиться к святыням, которые возрождаются нашими же руками из небытия, к которому причастны наши отцы и деды.

Беседу вел Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

от 19.04.2024 Раздел: Май 2005 Просмотров: 737
Всего комментариев: 0
avatar