Русь называют Святой, ведь Русская земля родила для Бога столько святых, особенно с 1917 года, что это можно сопоставить с первыми тремя веками гонений на Церковь.
Первыми прославленными русскими святыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб, своим мученическим Подвигом засвидетельствовавшие Любовь ко Христу.
13 августа нынешнего года исполняется 100 лет со дня мученической кончины выдающегося подвижника и просветителя Русской Церкви митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского). Святой Новомученик Русской Церкви пострадал в годину гонений безбожных сил на Православие в 1922 году в Петрограде.
Владыка Вениамин с юности вел такой образ жизни, что, когда он стал пастырем, даже лицо его, по словам очевидцев, сияло тихой радостью Божественной благодати. Воспитанный на чтении житий святых, будущий Владыка еще в отрочестве желал всего себя отдать на служение Господу. Безмерная любовь к Богу и людям была его главным человеческим качеством и началом всех христианских подвигов.
Чувствуя эту любовь, простой народ, к которому особенно стремился обратиться со своей проповедью священномученик Вениамин, отвечал ему глубокой взаимностью. Еще будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии и являясь членом Общества распространения религиозного просвещения в духе Православной Церкви, будущий митрополит Вениамин (Казанский), а тогда Василий Казанский, проповедовал среди рабочих на окраинах Санкт-Петербурга. И уже в те годы он обретал любовь среди простых православных людей.
В двадцатидвухлетнем возрасте принял монашеский постриг с именем Вениамин в честь святого мученика диакона Вениамина, и, уже оканчивая Санкт-Петербургскую духовную академию, стал иеромонахом. Долгое время он трудился на поприще духовного образования. Преподавал в семинариях, был ректором Самарской, а затем Санкт-Петербургской духовных семинарий.
Часто проповедуя среди простого народа, старался приблизить семинаристов к жизни обыкновенных небогатых людей, крестьян, рабочих. Устраивал с семинаристами паломнические поездки — на Валаам, в Саровскую пустынь, в Киево-Печерскую Лавру.
В те годы народу, молодежи особенно необходимо было нести Евангельское слово, просвещать людей Светом Истины. Ведь повсюду тайно плодились революционные кружки, которые вели свою антихристианскую и антимонархическую деятельность.
В 1910 году священномученик Вениамин был рукоположен во епископа Гдовского, викария при Петербургском митрополите. Среди архиереев, совершавших чин наречения, был митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий святой священномученик, и архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), будущий Патриарх Исповедник, прославленный Господом. Господь словно собирал Своих мучеников и исповедников.
Став епископом, Владыка Вениамин сохранил духовную близость с простым народом. Его часто видели в отдаленных рабочих кварталах Санкт-Петербурга. Он был очень скромным, ходил по городским трущобам, где жила беднота. Внешне неотличимый от простого священника, с епитрахилью подмышкой, крестил младенцев в семьях рабочих, проповедовал, совершал различные требы.
После Февральской революции в Церкви под влиянием революционеров были введены новые «демократические» требования — избирать правящих архиереев путем голосования на съезде клира и мирян. В это время Петербургская епархия была вдовствующая. Православный народ в Санкт-Петербурге единодушно избрал Владыку Вениамина. Он стал архиепископом, а накануне открытия Поместного Собора в Москве возведен в сан митрополита.
Известен такой факт, что когда в Казанском соборе Санкт-Петербурга кончилось голосование на выборах правящего архиерея и стали известны результаты, кто-то запел величание святому Патриарху Мученику Гермогену. Новым Гермогеном видел народ Владыку Вениамина в годину начинающейся смуты и разгорающегося революционного пожара.
Приехав в Москву для участия в Поместном Соборе, Владыка остановился в Чудовом монастыре Московского Кремля. Во время обстрела большевиками Кремля митрополит Вениамин чудом Божиим остался жив. В келье, из которой он только что вышел, разорвалось два снаряда. Три дня велся обстрел, Владыка вместе с братией укрывался в подвалах монастыря. В подземной церкви, устроенной там, где в 1612 году поляки мучили Патриарха Гермогена, постоянно шли богослужения. Уже вернувшись благополучно в Петроград, в память о своем чудесном спасении Владыка благословил соорудить пещерный храм в честь Патриарха Мученика Гермогена в Казанском соборе Петербурга.
Будучи на Петроградской кафедре, Владыка не жалел живота своего ради Церкви и единения русского народа во Христе. Устраивал большие Крестные ходы, которые порой собирали по несколько сотен тысяч человек, часто служил молебны, в особенности Казанской иконе Божией Матери. Еще епископом во время Великого Поста Владыка Вениамин всегда служил пассии. Став митрополитом, в 1918 году в Великий Пост, он благословил во всех храмах Санкт-Петербурга служить пассии для утешения и ободрения верующих в наступившее время тяжелых испытаний.
Митрополит Вениамин был тесно связан со Святейшим Патриархом Тихоном, Исповедником Русской Церкви. Патриарх любил Владыку, всегда болел душой о Петроградской епархии. В тяжелые дни, когда Святейший Патриарх пребывал в заточении в Донском монастыре, он твердо знал, что в Петрограде крепко стоит на защите интересов Церкви митрополит Вениамин. Перед арестом Патриарх Тихон назвал Владыку одним из своих преемников.

Но час суровых испытаний настал. Вершина Голгофы была уже близка. Безбожную власть не устраивал такой архиерей, который, несмотря на готовность к переговорам, проявил твердость в вопросе передачи церковных ценностей и не позволил большевикам насильственно захватывать церковное добро. Большевицкое руководство приняло решение убрать митрополита Вениамина, избавиться от него. Был устроен формальный суд. Владыку безосновательно обвинили в препятствовании изъятию церковных ценностей и в контрреволюционном заговоре. Суд над митрополитом Вениамином был показательным, демонстративным, проходил в зале филармонии и собрал большое количество народа. Вместе с Владыкой большевики судили по выдуманным предлогам еще около ста православных людей, священников и простых мирян. И это злое дело в своей духовной сути походило на дьявольский суд над Христом.
Теперь уже известно о секретном письме Ленина членам Политбюро по поводу проведения кампании по уничтожению Церкви. Там были такие дьявольские слова: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
Священномученик Вениамин был расстрелян, а с ним еще трое православных мучеников. Они стали жертвами дьявольской ненависти ко Христу. Известны такие слова Владыки, сказанные однажды после
Крестного хода и молебна в Александро-Невской Лавре: «Знайте, что невозможно бороться с Богом, нельзя искоренить веру. Гонения только укрепляют ее. Так было, так будет, так и теперь есть».
В истинности этих слов мы не раз убеждались в истории Церкви.
Но разве сегодня мы не сталкиваемся со скрытыми гонениями на Церковь, которые прикрываются различными рациональными доводами, утверждениями, что Церковь отделена от государства, что у нас «толерантное» общество, и Церковь не должна «выделяться» или «навязывать» свои ценности, что православные не способствуют прогрессу, являются его тормозом… А открытая хула, возносимая на православных святых, порой даже при поддержке власти — это не гонения на Церковь? Совсем недавно отмена больших Крестных ходов, закрытие храмов под предлогом вирусной угрозы в то время, когда свободно проводились массовые шоу — ведь это тоже форма гонений.
Мы живем в такое время, когда скрытое противостояние сатанинских сил Православию может стать открытым и явным, как во времена наших Новомучеников. Ведь сегодня даже тот, кто призывал к кровавым расправам над священниками, над Русской Церковью, кто виновен в гибели тысяч святых мучеников и наших святых Царственных Мучеников, лежит в мавзолее на Красной площади, в самом сердце Москвы.
Мы думаем, что в 1990-х годах, провозгласив свободу, мы проснулись и в один миг стали верующими христианами, попали в другой мир, и вера вернулась в сердца наши. Но на самом деле, многие остались такими же, как и в атеистическое время. Мы вышли из советской шинели, а она пропитана атеизмом. Нам нужно много трудиться духовно, чтобы преобразиться. Нам нужно истинное покаяние, осознание своего состояния и понимание того, что на нас лежит тяжелое бремя грехов, совершенных нашим народом в годы революции, гонений на Церковь. На нас лежит тяжкий нераскаянный грех убийства святого Царя Мученика Николая и его святой Семьи. Может быть, потому и попускает нам Господь уже начавшиеся страдания, путем которых наш народ придет к покаянию и обратится к Богу. Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях указывал на то, что мученичество не прекращается и в наши дни. Нам надо помнить об этом и быть готовыми, если придется, пострадать за Христа.
Взирая на мученический Подвиг священномученика Вениамина и подвиг безчисленных святых мучеников за веру Христову, имена которых мы знаем, и которые одному Богу ведомы, мы должны подражать их вере, их любви ко Христу и к нашей православной Родине. Должны стремиться к твердому стоянию в Истине, свидетельствуя о Христе и о том, что Русь наша — Святая, что она рождена для Христа. И призвана всему миру возвестить: «Христос Воскресе!»
Митрополит ВЕНИАМИН (Пушкарь)