Добавлено: 07.05.2019

Русь Пасхальная у Босфора Восточного

Стоим на дальнем берегу России, на твердыне Владивостока в Пасхальной радости и ликовании. Стоим, восклицая в благодатном порыве о величайшем событии во Вселенной и в истории человечества: «Христос Воскресе!» Вся Русь наполняется этой радостью и Ангели поют на небеси. И слышат эту счастливую победоносную весть вся Азия и вся Европа, весь мир и все живое на земле. «Христос Воскресе!» – свидетельствовать об этом миру – вот для чего Господь создал Россию и дал ей великие просторы от Океана до Океана. «Христос Воскресе!» – вот главная государственная идея и смысл жизни нашего Отечества. «Христос Воскресе! И пали демоны!» – вот начало всех истинных побед Святой Руси. «Христос Воскресе!» – вот счастье и радость русского народа, идущего на Восток. К Океану Вечности. К Солнцу Правды – Христу.

В сияющих волнах Океана новый апрель. Вербы в пушистой зелени и багульниковое цветение. Склоны приморских сопок в ярких, восторженных красках. В розовых цветах. Время багульника. Приморье по-особому встречает Пасху. Небо, Океан и уссурийская тайга в Пасхальной радости. И эта радость разливается по океанским берегам ликующей акварелью багульника. Радость наполняет благоуханием цветущую тайгу.
Радость отражается в небе и океанских волнах великолепием приморской весны. И как явственно чувствуется, что всякое дыхание здесь хвалит Господа. Последние апрельские дни разливаются Пасхальным ликованием над океанскими волнами. Христос Воскресе! И весь май, благоухающий в лепестках цветущих абрикосов и яблонь, будет питать наши сердца Пасхальной благодатью.

…Наш молодой край далеко от российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Русское Приморье – далекая крепость. У южных и восточных стен этой крепости – могучие океанские волны. На западе – древнее царство дракона – седой Китай. На севере – великая река Амур.

«Плавно Амур свои волны несет. Ветер сибирский им песню поет…» – слова этой песни написаны в 1944 году на мелодию знаменитого вальса «Амурские волны». Но сам этот чудный вальс родился не на речном берегу, а рядом с океанским прибоем в 1900-х годах. В морском городе Владивостоке. Взирая на волны Амурского залива, безнадежно влюбленный капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Макс Кюсс, создал свое прекрасное творение…

Амурский и Уссурийский заливы, названные в честь рек Амура и Уссури, омывают своими солеными водами полуостров Муравьева-Амурского. На скалистых склонах полуострова стоит богоспасаемый град Владивосток. Сколько замечательных имен связано с Владивостоком и всей нашей Дальней Россией! Какая славная история у этих мест, к которым веками приближалась Россия, окончательно утвердившись здесь лишь 160 лет назад! Приморье и Приамурье – самые молодые, самые юные и новые земли Святой Руси. Всего-то прошло чуть более полутора столетий, как была отслужена первая Литургия в этих амурско-тихоокеанских краях. Первая Литургия, ради которой Господь наделил Россию такими величественными просторами – Приморьем и Приамурьем.

Тысячелетиями стояли эти места в духовном запустении. Когда-то, много столетий назад, здесь были государства Бохай и Золотая империя Чжурчженей. История давно сровняла с землей их останки. Лишь ядра камнеметательных орудий, черепица и каменные черепахи встречаются на местах средневековых поселений. Воинственные племена кочевников, ведомые мрачным Чингисханом, стерли с лица земли Чжурчженьское царство – последнюю страну-цивилизацию, жившую тогда на берегах Амура, Уссури и Тихого океана. После здесь обитали лишь небольшие полудикие племена, да заходили сюда редкие китайские скупщики пушнины, торговцы и добытчики природных богатств. Сам Китай находился далеко от этих приамурских просторов. Китай отгородился от мира своей Великой стеной, довольствуясь землями, что лежат вдали, за тысячу верст, от нынешней границы с Россией.

Господь хранил и берег эту землю для тех, кто прославит здесь Имя Божие. Для тех, кто в Литургическом служении вознесет сердечную молитву ко Творцу мира и человека. И Бог привел сюда, к соленым водам Великого Океана людей, которые уже познали и полюбили Христа. Господь привел сюда наш русский народ. Народ, который в сердце своем принес любовь ко Святой Троице на далекий Восток, к тихоокеанским берегам. Не в поэтическом порыве именовался тогда Тихий океан «новым Средиземным морем», а град Владивосток – «новым Константинополем». То была ясная мысль, родившаяся в русских умах и ставшая плодом осознания того, зачем Русь идет на восток. В этом героическом пути на восток, в этом великом подвиге русского народа Москва во всей полноте являет себя Третьим Римом. Русь выполняет свою Божественную миссию – она просвещает Светом Христовым народы. И Господь открывает Руси новые земли на тихоокеанском побережье, где живут новые народы, еще не познавшие истинного Бога. Еще не слышавшие радостную Весть, которая разнеслась во Вселенной в первом столетии в 33-м году от Рождества Христова. Радостную, счастливую и победоносную Весть: «Христос Воскресе!».

Велико спасительное дело русского народа, утвердившего Православие и Россию на берегах Тихого океана. И еще больше величия в подвиге святых людей, прославивших Христа здесь, «на грани Востока с его загадочной судьбой».

Апостол Сибири и Америки святитель Иннокентий, митрополит Московский заложил духовный фундамент церковного строительства не только в Америке, Якутии и на Камчатке, но и на берегах Амура и Уссури. Его дело продолжили новые архиереи и священники, трудившиеся в Приморье и Приамурье. Однако молодые и дикие дальнероссийские края, которых только-только коснулась евангельская проповедь, нуждались в больших миссионерских силах. Нужны были новые проповедники, церкви и монастыри. Нужны были люди, которые смогли бы донести Слово о Христе до сердец азиатских соседей. В русском народе думали об этом, осознавали, какое сокровище в виде восточно-сибирских просторов дал Господь России. Лучшие умы России видели Промысл Божий в том, что Отечество наше утверждается на тихоокеанских берегах и скалистых сопках Владивостока. Русь с восторгом и восхищением смотрела на восток, где строился Новый Константинополь, свидетельствующий миру о Христе.

Известный всероссийский пастырь святой батюшка Иоанн Кронштадтский духовным зрением проглядывал глубину великого замысла в призвании Руси на восток. И потому так много усилий положил он ради укрепления Церкви и нашей Державы в Приморье и Приамурье. Он много молился о духовном процветании наших дальневосточных краев. Сам направлял священников и мирян на миссионерские труды в Дальнюю Россию. По его благословению прибыл на Дальний Восток, во Владивосток, а затем на Камчатку, известный просветитель митрополит Нестор (Анисимов).

Вот как вспоминает в своей книге «Моя Камчатка» сам митрополит Нестор, бывший до пострига Николаем, о благословении великого всероссийского батюшки: «Я обратился за благословением к отцу Иоанну Кронштадтскому, еще в детстве поразившему меня своей отзывчивостью и участливым отношением к больной маме. Вскоре прибыл ответ. На своей фотографической карточке отец Иоанн написал: «Раба Божия Николая Анисимова благословляю на великий подвиг миссионерства, если он находит себя способным и чувствует в себе призвание к нему. Да явится в нем благодать Божия, немощныя врачующая. Целую его братски. Протоиерей Иоанн Сергиев. 18 марта 1907 года».

И вот еще в той же книге замечательные воспоминания Владыки Нестора: «Накануне моего отъезда из Кронштадта прибыл нарочный. Он привез мне от протоиерея Иоанна Сергиева его розовое священническое облачение и устное напутствие: Передай камчатскому миссионеру (я его монашеское имя не знаю) от меня облачение. Бог ему в помощь. А вот этот сосудик передай ему и скажи: все выпитое (больше половины) — это мной выпито за мою жизнь, а оставшееся он будет допивать в его жизни, но пусть переносит все невзгоды терпеливо, да благословит его и спасет Господь Бог». Также, по воспоминаниям Владыки Нестора, известно, что святой батюшка Иоанн передал в том сосудике херес. И потом на Камчатке «в тяжелые минуты болезни одна капля этого хереса являлась для о. Нестора лучшим лекарством».

Духовный взор святого праведного Иоанна был постоянно обращен на восток. Он внимательно следил за событиями на Русском Востоке. И старался помогать делу церковно-государственного освоения дальневосточных земель. Сам много жертвовал на строительство храмов и школ в Уссурийском крае и по всей Дальней России. Интересно и душеполезно читать об этом. И многие сегодняшние почитатели отца Иоанна восхищаются его духовной и материальной заботой о дальних краях нашего Отечества. Но особое восхищение и духовный подъем возникают в минуты, когда вы входите в какую-нибудь уцелевшую или восстановленную церковь, построенную в Русском Приморье на пожертвования или по благословению Кронштадтского пастыря. В селе Владимиро-Александровском Приморского края стоит отремонтированный храм, свидетельствующий о большой жертвенной заботе отца Иоанна Кронштадтского о дальних рубежах России. Есть такое свидетельство в селе Алексеевка – там стоит храм в честь преподобного Тихона Калужского. Эта церковь построена в начале XX века на средства одной московской жертвовательницы, которую, по некоторым сведениям, благословил на строительство приморского храма сам святой батюшка Иоанн.

Крепкие полковые храмы на пожертвования святого батюшки Иоанна были выстроены на Русском острове. Известный владивостокский краевед и почетный житель Владивостока Нелли Мизь пишет о том, как возник на Русском острове первый воинский храм, фундамент которого обнаружен двадцать лет назад в поселке Поспелово на острове: «история этого храма началась в 1896 году, когда солдаты батальона уезжали с Русского, их служба заканчивалась. Они обратились к командованию с просьбой построить храм в расположении батальона. Их поддержали и объявили сбор средств по всей Российской Империи. Из Москвы прислали напрестольный крест, а с берегов Балтики пришел денежный взнос от почитаемого всем русским народом пастыря Иоанна Кронштадтского. Уже летом следующего 1897 года купола храма засияли над проливом Босфор Восточный. В августе 1922-го храм был разобран по брёвнышку» (https://www.vladivostok-eparhia.ru/eparhia/dokument/?id=22393).

Особую заботу являл отец Иоанн о нашей Дальней России в годы Русско-японской войны. По его благословению были изданы книжицы-наставления русскому воинству, защищавшему Отечество на фронтах войны с японцами. Современный протоиерей Геннадий Беловолов, директор музея-квартиры святого праведного Иоанна в Кронштадте получил в дар для музея такую книжицу. «На обложке начертано «Всероссийскому христолюбивому победоносному воинству благословение протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Санкт-Петербург, 1904. Но особую ценность книжечке сообщает то, что она адресована русским воинам, предназначалась для раздачи солдатам на фронтах Японской войны», – так рассказывает протоиерей Геннадий Беловолов о небольшой брошюрке Кронштадтского пастыря. Отец Геннадий говорит: «Эта книжечка была духовным оружием. Через нее сам батюшка Иоанн сражался на Японской войне. <…> Слово начинается простым и торжественным обращением пастыря к воинам: «Возлюбленные братья, Христолюбивые воины. Волею Божиею и повелением Русского Царя, вам, грудью своею вставшим на защиту нашего дорогого Отечества я, смиренный пастырь Церкви Христовой, издалека шлю свое пастырское благословение» (https://otets-gennadiy.livejournal.com/269890.html).

Отец Иоанн много молился о том, чтобы чудесно явленный в 1903 году под Киевом образ Пресвятой Богородицы был доставлен на Дальний Восток. Икону ждали в Порт-Артуре, но промедление чиновников и знати не позволило добраться с образом Пречистой до места назначения. Порт-Артурская крепость была взята японцами. И об этом сокрушался Кронштадтский пастырь. Он укорял военное и гражданское чиновничество в небрежении к святыням.

Новоявленный Порт-Артурский образ Божией Матери остался на некоторое время во Владивостоке. И через несколько лет бесследно исчез. Лишь в 1998 году, когда правящим архиереем был митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, образ вновь чудесно обретен приморскими батюшками в Иерусалиме. И с великими почестями доставлен в наш богоспасаемый Владивосток.

Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский имел близкую дружбу с великим адмиралом Русского Флота Степаном Осиповичем Макаровым. Они дружили семьями. Отец Иоанн всегда поздравлял Степана Осиповича с церковными праздниками. Адмирал Макаров, будучи главным командиром Кронштадтского порта, принимал самое деятельное участие в строительстве Морского Никольского собора в Кронштадте. Он даже стал председателем Комитета по сбору пожертвований на строительство Собора.

Перед походом в Порт-Артур, только что назначенный командующим Тихоокеанским флотом адмирал Макаров молился за Литургией в Морском соборе Кронштадта. Литургию вел отец Иоанн. После торжественного богослужения святой батюшка Иоанн напутствовал Степана Осиповича: «Желаю тебе быть мужественным и получить венец!» Святой праведный Иоанн Кронштадтский имел от Господа великий дар предвидеть грядущие события. Вероятно, духовным зрением он предвидел геройскую и славную гибель русского адмирала в том походе, целиком уповая на волю Божию.

Крепкая дружба великого Кронштадтского пастыря и выдающегося флотоводца – еще одно свидетельство того, как прочно были связаны и переплетены государственное дело, служение Отечеству со священническими трудами, с делом служения Церкви в алтаре. И эта связь, эта симфония и соработничество, основанные на любви ко Христу, в наибольшей полноте явили себя в Подвиге русского народа и его выдающихся сынов на Дальнем Востоке. В святом деле утверждения Православия и России на берегах Тихого океана – «нового Средиземного моря».

Во Владивостоке на берегу Амурского залива стоит памятник русскому адмиралу Степану Осиповичу Макарову, его именем названо Тихоокеанское высшее военно-морское училище, находящееся в сегодняшней столице Дальней России. Но помнят ли доблестные выпускники и курсанты военно-морского училища о выдающихся служителях Русской Церкви, чьими молитвами и трудами возрастало наше Отечество на берегу Океана Великого? Помнят ли об этом жители Владивостока и Кронштадта, Санкт-Петербурга и Москвы, Мурманска и Магадана, Архангельска и Петропавловска-Камчатского...? Как сегодня почитают и благодарят наших великих молитвенников, потрудившихся на строительстве прекрасного духовного здания Святой Руси у Океана? Помнят ли, почитают ли на дальнерусских берегах святителя Иннокентия (Вениаминова), священномученика Иоанна Восторгова, святого праведного Иоанна Кронштадтского?

Как-то мы обратились к нашему Владивостокскому архиерею митрополиту Вениамину: «Владыка, а ведь как много помогал здесь святой Иоанн Кронштадтский!»

На это Владыка Вениамин очень спокойно и уверенно заметил: «Он и сейчас помогает».

Милостью Божией, под Покровом Пресвятой Богородицы и по молитвам наших святых, мы вновь встречаем Пасху на берегу Тихого океана. Все мы, сыны и дочери нашего славного Отечества, стоим здесь на берегу Золотого Рога и Босфора Восточного, хваля и благодаря Бога, Его Пречистую Матерь, всех Святых. И наших святых миссионеров-молитвенников и покровителей.
Христос Воскресе!

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»


Наследники Святой Руси

и знамение обновления икон


Русь любила Бога и Творца от своего Крещения в Днепровской купели. И почти тысячу лет она была послушна Богу, любила Троицу Святую, Восставшего от гроба Христа, Божию Матерь и всех святых. Она любила духоносные Божии службы, украсила лицо своей земли тысячами храмов и монастырей с золотыми куполами-луковками. Из своих детей она дала небу сонмы угодников Божиих и святых…

В сложные годы гонений и оскудения веры среди русских Благодать Божия посетила многие дома верующих через обновление икон, благословив людей Нового Израиля, наследников Святой Руси. Обновление икон, храмов, камней в их кладке, церковной утвари было безсловесной, но громогласной проповедью Православия. Это было свидетельство о Всемогуществе Божием, об истине пришествия Бога в мир через Деву, о Его искупительной жертве на Кресте и славном тридневном Воскресении, о примирении человека с Богом во Христе.

Обновление икон – духовная Пасха христиан.

У прекрасного русского писателя Владимира Солоухина есть рассказ «Черные доски». Этот рассказ посвящен старинным иконам. В этих иконах писатель советских времен, когда были закрыты храмы, чувствует и видит душу народа. В мастерской друзей–реставраторов он узнает, из-за чего иконописные образы со временем становятся темными. Из-за покрытия их олифой, которая чернеет по прошествии десятилетий. Так старинные иконы становятся от времени темными. Владимир Солоухин пишет, как стал свидетелем рукотворного чуда – реставраторы с помощью специального раствора бережно и аккуратно сняли со старинной иконы слой олифы, и под ним, к восторгу писателя, открылись яркие свежие краски, нанесенные мастером сто, а то и двести лет назад…

Благодаря работе реставраторов, сегодня мы можем познакомиться со многими иконописными шедеврами. Но в истории Святой Руси в ХХ веке было явлено удивительное чудо Самим Господом – в 1920-х годах происходило массовое обновление икон, потемневших еще много веков назад – в домах русских людей и в православных храмах.

Для того, чтобы понять, как происходило чудесное обновление икон, приведем описание лишь одного из подобных многочисленных событий. Одной из обновившихся икон стала главная святыня Китайской духовной миссии – Пекинская икона святителя Николая Чудотворца, принесенная пленными русскими казаками из крепости Албазин в китайскую столицу еще в 1685 году.

Архиепископ Пекинский Симон (Виноградов) свидетельствовал: «Прежде икона была совершенно темная, так что на ней трудно было разобрать изображение Святителя. При попытках снять с иконы фотографию выходили только венчик (металлический), навешанные крестики и общие очертания лика и облачения… В Николин день 5-6 декабря минувшего года (1923 – авт.), когда икона по обычаю была вынута из киота и стояла среди церкви, никто не замечал в ней каких-либо перемен. А в следующие две недели совершенно неуловимо для наблюдения произошла в иконе перемена: помимо общего проявления очертаний и теней обнаружились такие подробности, каких нет в копии. Особенно поразительно обновление омофора. На груди цвет омофора изменился из темного в светлый и обнаружились на нем красные кресты с таким же узором кругом <...> Заметно прояснились малые изображения Спасителя и Божией Матери по бокам, особенно Божией Матери. Фон иконы, особенно около головы и плеч, заметно просветлел. Самые венчики и оклад иконы блестят как бы почищенные.

Уповаем, что обновление иконы Св. Николая – этой нашей древней святыни – есть знамение нам во благо. Это событие – наше домашнее торжество. Оно много говорит сердцу верующих, составляющих здесь ничтожное меньшинство не только в отношении ко всему населению языческой страны, но быть может и к общей массе наших соотечественников и инославных христиан. 23 января 1924 г.».

Владыка Симон констатирует оскудение веры среди русских. Но так было не всегда. Русь веками хранила Святое Православие истинно и непорочно. За такую любовь Русь стала избранницей Божией. На Русь за много лет до падения Константинополя чудесным образом переместились византийские святыни, среди которых знаменитый чудотворный образ Пресвятой Богородицы Тихвинской, написанный апостолом Лукой и таинственно явленный на Руси в 1383 году.

В 1920-х, 1940-х годах русские люди стали свидетелями великого проявления силы Божией и благоволения к немногочисленным наследникам Святой Руси, которая спешно упрятывалась и укрывалась красными знаменами безбожия и неверия, духовно ослабевала и теряла веру. Чтобы не иссякла вера совсем, Господь послал Свои благодатные знамения. В эти сложные годы, главным образом по границам Руси, волнами прошло обновление икон. На глазах у тысяч людей неведомою силою происходило чудо. Как будто какая благодатная река омыла Русскую землю – здесь и там в определенной хронологической последовательности в домах простых людей, благочестивых верующих и даже неверующих сами собой обновились иконы. Обновились моментально с сопровождением вспышек света, или постепенно, в течение нескольких дней. Простые дешевые бумажные иконки или напечатанные на жести, старинные родовые образа, потемневшие от времени, где-то закапанные воском, где-то поврежденные. Пребывающие в простой и бедной обстановке. Все они обновлялись вместе с киотами, вместе с дешевой фольгой, служащей бесхитростным украшением, обновлялись вместе со старыми акафистными книжечками, лежащими рядом. Святые изображения светлели, краски становились яркими, трещинки в красках затягивались, надрезы на бумажных иконах срастались, оставляя лишь небольшие рубчики в память о чуде.

Из всех случаев обновления икон не известно ни одного произошедшего в домах богатых или знатных людей. Иконы обновлялись только в простых бедных жилищах, где теплилась вера. Обновлялись и целые храмы, как это было в Киеве со Скорбященской церковью – со всеми куполами, крестами, настенными изображениями, хоругвями, иконами, плащаничками… От обновленных икон нередко происходили исцеления. Свидетелями таких чудес были сотни тысяч людей, которым теперь запрещали верить в Бога. И не только православные. Такие обновления происходили порой и в домах большевиков и неверующих людей, где хранились иконы как память о родителях. А в Киеве об обновлении куполов и крестов сообщали иудеи, собравшиеся на площади посмотреть чудо. Тем самым Господь свидетельствовал и иноверным о Себе.

Такое проявление Силы Божией длилось несколько лет – одновременно оно началось на Юге России – в Киеве, Ростове-на-Дону и в Приморской и Харбинской епархиях – в 1923-1925 годах. Об обновлении икон на Дальнем Востоке в 1925 году в Харбине вышла книга архиепископа Харбинского Мефодия (Герасимова) «О знамении обновления святых икон». В Приморье обновление началось с пограничного поселка Гродеково весной 1923 года, затронуло Владивосток, окрестные села, затем началось в Харбине, на КВЖД, в Пекине. Обновлялись домовые иконы, купола, кресты храмов, ворота и надвратные иконы в Амурской области, Благовещенске и селах. На Дальнем Востоке обновилось больше всего икон – около 300. Вероятно, из-за особого почитания чаще всего обновлялись образы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

Обновления святынь шли в 1920-х годах в Петроградской и Псковской епархиях, там обновилось около 150 икон. После победы в Великой Отечественной войне в 1945-1950-х годах началось массовое обновление икон в некоторых областях Белоруссии и на Кубани. Современные исследователи видят в этих процессах знамение Божие. Господь укреплял своих людей в условиях окончания Гражданской войны и победы безбожной власти. Многие села Западной Белоруссии после Великой Отечественной войны впервые столкнулись с вызовом коллективизации, от вступления в колхозы глубоко верующие люди старались уклоняться. Как раз в этот период на Кубани и в Западной Белоруссии тоже началось обновление святых икон.

Часто обновлялись иконы у тех владельцев, которые перед этим ходили посмотреть на обновившиеся образы в других домах, и когда в их душах просыпались благоговейные чувства. Для большей части свидетелей такие чудеса обернулись укреплением и углублением их веры. Они духовно встретились с Господом, укрепились в исповедническом пути перед лицом гонителей Христа и всех грядущих невзгод – об этом уже в современности свидетельствовали очевидцы обновления икон на Кубани.

Господь обновил очень многие родовые иконы, которые бережно хранились в семьях как родительское благословение. Составитель книги об обновлении икон на Дальнем Востоке архиепископ Харбинский Мефодий, считает, что среди всех обновившихся икон родовых и родительских было большинство. Чудо как будто зримо проявило молитвы целых поколений перед святыми образами. Архиепископ Мефодий пишет: «Какая молитва может быть сильнее, искреннее, пламеннее, как молитва родительская? Эта искренняя, исходящая из глубины самой души, эта огненная молитва как бы проникла самое вещество иконы и проявила свою силу через десятки лет, иногда столетия, благодатным обновлением их...».

Господь и этим дал нам урок. Владыка Мефодий в своей книжке об обновлении икон, по слову Библии, призывает родителей благословлять, а не проклинать детей, а детей – ценить родительской благословение.
Это событие напоминает прохождение ангелом Господним в ветхие израильские времена по земле Египетской. Когда в ночь первой ветхозаветной Пасхи, ночь избавления и выхода из плена, Господом был поражен каждый первенец в земле Египетской – от человека до скота – а евреи были спасены, помазав косяки дверей своих жилищ жертвенной кровью пасхального агнца.

В 1920-е годы Святая Русь распиналась. Тогда, по слову архиепископа Харбинского, «рука безбожной власти сняла все драгоценные украшения со святых икон, изъяла все священные ценности из храмов, взяла все, что с молитвой было принесено в течение веков верующим народом в дар Богу. Но, утешая страждущие души верных рабов своих, взамен тленных ценностей милосердый Господь украсил святые иконы и храмы нетленною духовною красотою».

Тогда обезумевшие люди, подобно окружавшим Господа на Кресте, хулили Его. «...человек восстал на Самого Всевышнего и … отверзе уста своя в хуление к Богу». Обновив иконы, Господь зримо явил Свою силу – Он мог испепелить всех безбожников и хулителей, как когда-то мог в одно мгновение уничтожить синедрион, Понтия Пилата и всех пригвождавших Его к Кресту. Но Господь уважает нашу свободную волю и наш свободный выбор в сторону зла или добра, спасения или вечной погибели…

И, как пишут свидетели чуда обновления икон: «среди смрадной мглы неверия и безбожия блеснул яркий луч благодати Божией в дивных знамениях обновления святых икон». За Крестом следует только Воскресение! Вечная победа Жизни над смертью. Христос Воскресе!

Владислава Николаевна Романова,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
от 29.03.2024 Раздел: Апрель 2019 Просмотров: 898
Всего комментариев: 0
avatar