Добавлено: 08.09.2015

Сельская школа будущего

Начался новый учебный год. Непростым он оказался у Ивановской-на-Лехте школы, что в Борисоглебском районе Ярославской области.

Школа известна во всей России. Выпускники кадетского корпуса при ней поступают в лучшие военные училища и представляют гордость наших Вооруженных Сил. В Ивановской школе воспитывается новая высокообразованная патриотичная элита нашей страны.

И именно это образцовое учебное заведение стало неугодно местным властям.

Какие мы патриоты, если не отстоим всем миром эту уникальную сельскую школу – драгоценную жемчужину сегодняшней России!

Статья Ирины Ушаковой – первая из задуманных нами публикаций о состоянии современного российского образования.


Ивановская-на-Лехте школа целостного развития стала таковой с 1994 г., когда В.С. Мартышин, преподававший там три года историю, разработал и ввёл в практику концепцию целостного развития школьников, которая включала в себя и ряд авторских педагогических программ. Дети здесь изучают красноречие и каллиграфию, живопись, музыку, хореографию. Особая роль в воспитательно-образовательной системе «Школы целостного развития» отводится изучению церковнославянского языка, который, по слову С.А. Рачинского, усиливает веру, очищает нравственность народа, укрепляет его семейные, общественные и государственные отношения.

К 1990 г., когда Мартышины переехали из Москвы в село Ивановское Борисоглебского района Ярославской области, в школе, основанной ещё в середине XIX в., было 62 ученика. Сегодня здесь учатся 185 школьников, и это при том, что не каждый желающий может попасть сюда учиться – в учебное заведение большой конкурс. Владимир Сергеевич Мартышин родом с Новгородской земли, он – известный журналист, член Союза писателей России, его статьи отмечены премией Гиляровского. Супруга В.С. Мартышина Татьяна Викторовна – филолог, специалист по финскому языку. Перед своим отъездом в деревню Мартышин работал редактором отдела публицистики журнала «Москва».
Встречали ли вы в современных школах такой предмет, как «Отечествоведение»? А в Ивановской-на-Лехте школе программный блок этого предмета преподаётся с 1 по 10 класс. Дети постепенно изучают «школьный двор»: времена года и природные явления; в рамках курса «Моя семья, село, деревня» – этнографию, географию, словесность, фольклор; далее изучение охватывает Борисоглебск и другие волости с их историей, промыслами, культурой, Ростовский уезд, Ярославскую губернию с их этнографией, промышленностью, экономикой; затем изучение местной истории переходит во всероссийскую и мировую. Дети изучают «Историю Борисоглебского края в лицах»: от Святогора до Федора Абрамова; «Народный календарь и фенологию», «Мир русской деревни», «Сеятели и хранители» – курс, посвященный русским ученым, которые внесли значительный вклад в науку земледелия и лесоводство России. И заканчивается предмет «Отечествоведение» 34-часовым курсом «Русский народ. Основы самосознания», где рассказывается о характере народа, об укладе русской жизни, национальных традициях.

Предмет «Добротолюбие», разработанный В.С. Мартышиным, также знакомит детей с понятиями добра и зла, милосердия, сострадания, любви, честности, послушания, бесстрашия и другими добродетелями; в разделе «Родительский дом» дети впервые знакомятся с основами семьи, благочестивым устройством семейной жизни, заучивают пословицы и поговорки о семье, а предмет «Моя первая Библия» служит второй ступенькой в постижении основ духовности наших предков. Далее изучается церковная жизнь народа, нравственный закон жизни, которым руководствовался народ, понимание нашими предками основ религии, заповедей – как нравственного закона, совести. В следующих классах в курсе «Достопамятные люди России» показываются личности, которые строили свою жизнь в соответствии с этим нравственным законом от Владимира-крестителя и Ильи Муромца, Ломоносова и Суворова до П.А. Столыпина и героев сегодняшнего дня.

Название курсов «Училище благочестия», «Духовные традиции русской семьи», «Порядок жизни», «Стержень духовной жизни», «Создание духовно-нравственной атмосферы», «Нравственные устои семьи», «Знаменитые русские семьи» говорят сами за себя, и в наше время, когда массовая культура направлена на разрушение семьи, для будущего поколения, что воспитывает Ивановская-на– Лехте школа, это основательный фундамент семейной жизни.
Изучая курс «Христианская эстетика» в программе «Добротолюбие», учащиеся приобретают знания о христианской культуре, христианском миропонимании и проявлении его во внешней жизни; в разделе «Основы нравственности» изучают русскую духовную литературу: труды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского, знакомятся с трудами отцов «Добротолюбия» Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Макария Великого…».

Как же чувствуют себя дети других национальностей в русской школе? «За 20 лет школу закончили ребята многих национальностей: таджики, чеченцы, казахи, – как говорит директор, – они все посещали уроки добротолюбия и отечествоведения, всем интересно узнать о том, чем и как жил русский народ».

Все дисциплины в Ивановской школе преподают профессионалы. За последние семь лет в село и окружающие его деревни со всех уголков страны и Ближнего Зарубежья переехало жить больше 250 человек, то есть более 50 семей, среди которых и учительские семьи. В школе работает более двадцати бесплатных кружков, где школьники учатся петь, играть на фортепьяно, скрипке, гитаре, флейте, старинных инструментах, танцевать классические танцы, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить. Ежегодно здесь проводятся Романовские балы, к которым дети сами шьют себе национальные костюмы народов, входивших в Российскую Империю. Школьники принимают участие в поисковых экспедициях под Старой Русой, где уже обнаружили и подняли останки почти четырёхсот советских солдат, участвуют в установке памятных крестов на местах сражений, захоронений, исчезнувших деревень, разрушенных храмов.

Духовником школы является наместник Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов). Церковный устав введён лишь в кадетском корпусе, устроенном при школе. И каждый родитель пишет заявление, в котором просит, чтобы детям разрешили совершать утреннее и вечернее правила, с молитвой садиться за стол, посещать богослужения. В пост в школьной столовой готовят три вида блюд: строгое постное, не строгое (для тех, кому дано послабление по состоянию здоровья) и скоромное для невоцерковлённых детей. В отличие от других светских школ здесь уважаются права верующего ребенка. «Нужно создать такую обстановку в школе, – говорит директор, – где не запрещают верить в Бога».

В кадетском корпусе каждый день проходят занятия по военному делу, рукопашный бой, верховая езда, стрельба. Выпускники школы служат в элитных войсках. Старшеклассницы посещают при школе курсы сестёр милосердия. А практикой для них стал уход за пожилыми односельчанами.

Не без участия ивановцев организуется вот уже 15 лет Иринарховский крестный ход. Благодаря просветительской деятельности учителей школы Борисоглебск украсили четыре памятника: Пересвету, Иринарху, Дмитрию Пожарскому и Скопину-Шуйскому. Поэтому история для ивановских детей – живая, говорящая, близкая. «В школах ведь изучают войны и революции. А мы объясняем, что помогало нашим предкам побеждать», – говорит Владимир Сергеевич.

Именно эта школа, основанная ещё в середине XIX в., выстроенная тогда на деньги крестьян, имевшая в 1991 г. 62 ученика, а сегодня в три раза больше (!), вобравшая в себя и развивающая все необходимые компоненты образцового учебного заведения, стала неугодна местным властям.

В июне нынешнего года на базе школы состоялся Круглый стол по проблеме её сохранения. Заведующая районным отделом образования С.А. Дербышева сообщила тогда, что возможна приостановка лицензии, потому что «директору и РОНО не справиться с финансовыми проблемами». Глава муниципального района В.П. Попов, отмечая необыкновенный успех школы, также констатировал: «Нужно строить новое здание школы, но ни у района, ни у области денег нет, поэтому нужно добиваться финансирования строительства из федерального бюджета». Для участия в Круглом столе приехала группа депутатов областной Думы: заместитель комитета образования А.В. Неферт, В.А. Колобов, О.Н. Секачева, учителя окрестных школ и преподаватели вузов. Все они единогласно высказывались за сохранение и дальнейшее развитие Ивановской-на-Лехте школы. Кавалер четырех орденов мужества А.В. Новгородов – куратор школьного кадетского отряда «Ивановский спецназ» отметил, что многие ребята, заканчивающие кадетский корпус, поступают в лучшие военные училища страны и представляют гордость наших вооруженных сил. А.М. Путин – писатель, автор знаменитой книги «Родословная президента В.В. Путина», состоящий в клубе друзей Ивановской школы, высказал мысль, что президент, когда говорит о том, какая должна быть школа, называет именно то, что в Ивановской школе уже сделано и работает на протяжении двух десятилетий.
В защиту школы в настоящее время инициативной группой создан проект «Сельская школа будущего», имеющий своей целью поддержать опыт и результаты двадцатилетней работы Ивановской-на-Лехте школы в рамках стратегии Целостного развития. Это уникальное образовательное учреждение должно стать областным образовательным центром, пилотным федеральным сетевым проектом, направленным на модернизацию сельского образования.

На совещании Рабочей группы, прошедшем в Институте этнологии и антропологии Российской Академии наук 16 июля 2015 г., историки и педагоги обсудили и проанализировали общность и преемственность школ С.А. Рачинского и В.С. Мартышина. Совещание, а точнее Круглый стол, так и называлось: «Сельская школа будущего – от школы Рачинского к школе Мартышина» (Ивановская школа, как проект федерального значения). В числе организаторов этого мероприятия – кандидат экономических наук, член Управляющего совета МОУ Ивановская СОШ Алена Викторовна Новгородова и представитель родительского сообщества Ивановской школы, член группы разработчиков программы стратегического развития Ивановской школы Дмитрий Владимирович Топчий.

Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Олег Викторович Кириченко выступил с докладом, в котором отметил, что школа Рачинского прививала отношение к знанию как к некой священной ценности, поддерживала и старалась оформить народное чувство веры и благоговение перед всем, что для народа свято, была школой спасения русского человека и подготовки нашего народа для спасения через него других народов. Олег Викторович уверен, что все эти аспекты актуальны для любой современной школы и в полной мере реализуются в школе В.С. Мартышина.

Личностное устремление на созидание государства, которое воспитывает в своих питомцах Ивановская-на-Лехте школа, а значит, воспитание граждан своей страны, воспитание элиты помогает достигать гармонии Церкви и Государства, о котором говорят сегодня на самых высоких уровнях власти.

У Владимира Сергеевича Мартышина, как и у учителей любой другой современной школы, усложнились задачи – им нужно обучать детей русскости и восстанавливать память народа о самом себе. Такой задачи не могло стоять перед Рачинском и другими педагогами дореволюционной России. Поясним здесь, что восстановление народности – это восстановление национального самосознания, исторической памяти, знания своей этнической традиции, осознание живой ткани народной жизни.

О необходимости сегодня изучения опыта подвижников развития сельской школы и способах его применения, как бы то ни было сложно в условиях нынешних реформ, проводимым государством, рассказал старшина Московского купеческого общества, член Российского Дворянского собрания А.Д. Коншин-Рачинский.

Александр Дмитриевич отметил, что политика, проводимая сегодня на селе, разрушает весь его целостный мир и только благодаря энтузиастам и подвижникам на местном уровне удается сохранять школу и село. О необходимости практически полезного труда в современной школе говорит весь опыт отечественной педагогики. А.Д. Коншин-Рачинский напомнил собравшимся о своих предках, создававших с конца XVIII – начала XIX вв. при фабриках ремесленные училища, а в сельских усадьбах школы, где обучали началам агрономии, ковроткачества, животноводству: «При школах часто организовывали фермы, и по воскресеньям родители с детьми возили продавать на базар произведённую продукцию, а заработанные деньги использовали на школьные нужды. Дети учились ценить труд и воспринимали основы предпринимательства, т.е. экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров. Окончив школу, дети приобретали начальную профессию и могли работать».

По проблеме сохранения сельской школы выступили практики в этой области. Профессор, академик РАЕН, капитан I ранга Евгений Александрович Введенский, имеющий огромный опыт организации кадетского воспитания и обучения, ратует за полное обеспечение образовательного процесса из бюджета учебного заведения или спонсорской помощи. Он уверен, что в каждой школе должен быть свой учебный план, свой бюджет, автономность учебного заведения и отчётность по качеству знаний.

Заведующая отделом русской классической литературы института мировой литературы РАН, доктор филологических наук Марина Ивановна Щербакова сформулировала рекомендации, направления деятельности в помощь Ивановской-на-Лехте школе: организация мероприятий школы за счёт грантовой помощи и спонсорских взносов; получение школой статуса экспериментальной площадки (например, при отделе РАН); взаимодействие с Министерством сельского хозяйства по вопросам организации сельского труда в школе.

Цель русской школы, как и в прежние века, остаётся неизменной: воспитание народа, который сохранит Православную цивилизацию.

В этой связи уместно напомнить слова современного теоретика и практика в образовательной сфере – архимандрита Георгия (Шестуна), утверждающего, что верноподданство – одна из ментальных особенностей русского человека:

«В царской России не было граждан в современном понимании – были верноподданные. Все, кто жил в России, давали клятву верности монарху. Поэтому верноподданными являлись не только этнические славяне, но и инородцы. Христиане присягали на Евангелии, магометане – на Коране, язычники – на огне ли, на сабле, однако тоже клялись служить Белому Царю верою и правдою. Эта семья верноподданных, состоящая из множества наций, становилась единым народом, называемым по имени государственно образующего этноса, – русским.

Русский народ являлся державным народом, состоявшим из православных христиан, создавших в XIV–XVII вв. великую державу. Однако существует еще одно понятие – «имперский народ». Он состоит не только из этнических русских, в него входят и инородцы, представители разных конфессий, – все, кто, как было сказано выше, давал клятву верности Царю – Помазаннику Божиему. И через служение православному императору, который давал клятву Христу и служил Ему и России, весь народ служил Христу. Верность Христу через служение монарху – это сакральная, мистическая основа нашего единения как народа. Идея почитания Небесного и земного Отечества была особенностью монархического миросозерцания в России.

Большинство русского народа в 1917 г. отреклись от клятвы, стали клятвопреступниками, и Царь уже не мог управлять неверными людьми. Не может быть Царя без верноподданных, и верноподданных – без Царя. И сейчас мы живем в обществе, в котором никто никакой клятвы верности не дает – живем так, как хотим. Атомизированное общество, распавшееся на отдельные самодвижущиеся частицы. Однако есть то, по отношению к чему можно быть верноподданным: у нас есть Христос, есть Россия, есть наша история, есть наш народ. Как говорят многие исследователи, монархия не отменялась – от нее отказался сам народ. Однако, если народ вернется к понятию верноподданства, то Господь, может быть, даст нам Царя, и мы опять будем жить как одна семья, без распрей и раздоров.

Целью воспитания и образования является воспитание верноподданного. Пусть он хуже учится, чем другие, но хороший человек, предан России, готов за нее живот свой положить. Именно на таких людях, а вовсе не только на талантливых индивидуалистах веками строилась наша держава, наша империя».

Ивановская на Лехте школа всем своим строем отвечает задаче воспитания нового поколения, которое в полноте будет стоять за веру, народ и Отечество, сохраняя Православную цивилизацию, удерживающую мир от гибели.
Ирина УШАКОВА
от 24.04.2024 Раздел: Сентябрь 2015 Просмотров: 2326
Всего комментариев: 0
avatar