Добавлено:

Северная твердыня Отечества

К 90-летию города-героя Романова-на-Мурмане и в память о святой Царской Семье

Наш святой Царь Николай II одновременно с Южным фронтом укреплял Российскую Империю на севере, главным оплотом которой здесь, по его стратегическому замыслу, должен был стать Романов-на-Мурмане. Таким образом, Империя получала стратегически важные опорные точки сопротивления заводилам мировой политики начала XX века – Германии и Британии. На этот раз была взята под контроль северная часть Атлантики.

Этот гениальный замысел Николая II был вскоре в одночасье разрушен, когда на русскую землю пришла страшная революционная стихия 1917 года. И вместо того, чтобы укреплять государство, новые правители, за которыми стояла мировая закулиса, ввергли страну в пучину ненависти и гражданской войны, обрекли миллионы простых людей на голод и вымирание, коренным образом изменили размеренный ход и православный вектор тысячелетней русской истории.

4 октября (21 сентября по ст.стилю) 1916 года на северных рубежах Российской империи произошло знаковое событие: на правом берегу Кольского залива был основан новый город Романов-на-Мурмане. В этот осенний день на вершине холма, расположенного в долине между окрестных сопок, была заложена бронзовая плита в основание будущего храма во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, и состоялся молебен. Церемонию закладки нового храма и основания нового русского города возглавил архиепископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил. В том памятном событии также участвовали церковный причт, военнослужащие, железнодорожники и моряки.

И не случайно главный соборный храм нового города было решено освятить в честь Святителя Николая – наиболее почитающегося на Руси святого, скорого помощника и заступника за православных христиан.

Первый на Руси храм в честь Николая Чудотворца был возведен еще в 882 году в Киеве на могиле князя Аскольда. С тех пор слава святителя росла и крепла по всей русской земле, города украшались красивейшими соборами и монастырями в его честь. Но на Русском Севере почитание святителя Николая было особым: суровые условия жизни, неразрывно связанной с морскими промыслами, сформировали у жителей Поморья четко выраженный культ Николая Чудотворца. Недаром в народе бытовала такая поговорка: от Холмогор до Колы тридцать три Николы.

И здесь перед нами открывается величайший стратегический замысел русского православного царства, необоримой крепости русской государственности, являющейся главным сдерживающим фактором распространения и господства мирового зла. В начале XX века русская имперская идея Третьего Рима, высказанная еще псковским монахом Филофеем в XVI веке, наполняется новым, дотоле невиданным по масштабу геостратегическим содержанием. Оно предполагает укрепление на евроазиатском континенте величайшей державы всех времен и народов – православной Российской империи. Пребывающие под царской короной огромные земельные пространства – от Ирана до Заполярья и от Балтики до Дальнего Востока – становятся видимым свидетельством христианского Третьего Рима.

По первоначальному плану 1916 года главные улицы города предполагалось назвать в честь имен представителей императорской семьи. В центре планировалась полукруглая Мариинская улица, затем – Ольгинская (в честь Великой княжны, дочери Николая II), далее – Алексеевский проспект (по имени наследника Царского престола, Цесаревича Алексия), южнее – Михайловская улица (в честь брата Царя), а в качестве главного проспекта – Николаевская (в честь самого Царя).

Город хранил имена царских правителей совсем недолго: в апреле 1917 года Романов-на-Мурмане потерял первое слово и стал называться Мурманском, центральные улицы были переименованы на новый лад. А строительство главного Никольского храма было заморожено: в понятии новой советской власти православие являлось «опиумом для народа», потому о возведении церкви и речи быть не могло. Правда, в октябре 1918 года советская власть на Мурмане была упразднена решением Временного правительства Северной области (подчинявшегося «верховному правителю России» – адмиралу Колчаку), куда вошел и Кольский полуостров. Но власть колчаковцев на мурманской земле продержалась недолго – до 21 февраля 1920 года.

Страшными, бездуховными, откровенно дьявольскими делами советской власти был поставлен крест на православных по духу первых днях славного заполярного города. С тех пор город утратил свое историческое православное лицо и, как следствие, небесное покровительство теперь уже прославленного в лике святых Царя-страстотерпца Николая II. Самочинная вакханалия с переименованием города и улиц обернулась утратой духовности и выхолащиванием нравственности.

Лишенный изначально данного имени, город потерял свой исторический лик, а горожане – памятование о своих истоках. Мне, например, однажды пришлось общаться с одним студентом Мурманского университета, который, не зная истории, уверял меня в том, что наш город был основан при советской власти...

Всенародное покаяние непременно должно включить в себя возвращение исконных русских названий городам России, в том числе и Мурманску. Без этого не будет восстановления исторической справедливости, а без нее, в свою очередь, невозможно представить возрождение нашего православного Отечества.

И здесь речь идет даже не о переименовании Мурманска, а о возвращении ему исконного имени – Романов-на-Мурмане, данного городу мудрым и святым сыном Отечества, Царем Николаем II. В этом имени запечатлена священная память не только о последнем российском императоре, ставшим небесным покровителем прекрасного северного города и своей мученической смертью засвидетельствовавшим верность России и ее народу, но и память о всей царской династии Романовых. Начиная от государя Михаила Федоровича с его отцом Патриархом Филаретом и заканчивая Николаем II династия Романовых дала России величайших державников и радетелей об Отчизне. При Романовых в России активизировалось развитие промышленности, выросла военная мощь и слава русской армии. Российская империя вступила на новый виток развития, освоив одну шестую часть суши и выйдя в передовые страны мира.

Следует помнить еще вот о чем: Романовы за три века своего царствования лишь одному городу дали свою фамилию. В этом свете вопрос о возвращении исторического имени Мурманску становится еще актуальнее и наполняется животрепещущей силой и глубинным смыслом. Ведь большевики, пришедшие к власти, решили под корень срубить тысячелетнее православное древо России, искоренить и раз и навсегда вычеркнуть из памяти потомков величайшую историю боговдохновенного русского народа, озаренного творческим правдоискательством. Потому в круговороте мракобесия были наспех переименованы многие русские города и их улицы, ну а Романов-на-Мурмане, как единственный город, носящий царскую фамилию, получил сильнейший моральный удар. Секуляризованное, духовно нейтральное название «Мурманск» было куда удобнее новой советской власти.

А какое величавое, радостное созвучие чувствуется в имени города – Романов-на-Мурмане – словно напоминание о былых временах, светлый отблеск тысячелетней Святой Руси. Это и есть отблеск, которому дано было сиять под исконным именем совсем немного. А уже потом, переименованный, Мурманск мужественно проявит себя во время Великой Отечественной войны и станет городом-героем.

Сейчас назрела необходимость возвращения не только прежнего имени города, но первоначальных названий мурманских улиц. До сих пор мурманчане прогуливаются по главному городскому проспекту, который носит имя величайшего тирана всех времен и народов – Ленина. Этот кровавый изверг в пылу ненависти решился стереть то, на что еще ни у кого из прежних правителей Руси-России не поднималась рука. Ленин осмелился перечеркнуть дореволюционную российскую историю и выкорчевать православный корень русского государственного древа. Проспекту Ленина должно быть непременно возвращено исконное название – проспект Николая II. Даже из чисто гуманных позиций обоснованность этого решения вполне ясна: приятнее называть имя кровавого тирана или прославленного в лике святого русского Царя-страстотерпца? Аналогично нужно поступить и по отношению к остальным центральным улицам заполярного города: вернуть им имена членов Царской Семьи.

Среди противников всегда найдутся те, которые будут не только апеллировать к привычности ныне существующих названий, но и те, кто скажет: «Какой бы история ни была – кровавой ли, мирной ли – но она есть. Ее не вычеркнешь! Потому улицы должны именоваться так, как и сейчас». Согласен: всякое бывало за более чем тысячелетнее существование Руси-России. Но не является ли кощунством такое бережное хранение памяти о тиранах, безбожниках и убийцах в названиях городских улиц? Не есть ли это открытым почитанием и соглашательством с их антихристианскими и античеловеческими деяниями?

Ну а что же храм Николая Чудотворца, с закладки которого и началась жизнь Романова-на-Мурмане? Сейчас на его месте стоит областной Дворец культуры имени Кирова, попросту говоря, “кировка”. Но стараниями благочестивых горожан и по благословению архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона в парке недалеко от “кировки” будет построена часовня в честь Святителя Николая, закладной крест которой был установлен в октябре 2003 года. Часовня станет одним из символов примирения нынешнего поколения с прежней историей города.

Россия, Святая Русь и ее города могут жить в согласии, нравственном равновесии и иметь обнадеживающее будущее лишь в том случае, если будут носить исконные, духоносные, святые имена, отражающие православные чаяния и великую богоносную историю русского народа.

Сергей СУРОВЦЕВ
Романов-на-Мурмане

от 19.04.2024 Раздел: Октябрь 2006 Просмотров: 694
Всего комментариев: 0
avatar