Добавлено:

Сюда приходят по зову сердца

Слушают их всегда с большим вниманием и неподдельным интересом. У них есть чему поучиться многим нашим офицерам, обязанных, по долгу службы воспитывать солдат словом, признаёт главный воспитатель соединения.

Потенциал священников, их возможности влияния на широкие массы просто огромны.

17 июня Отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН) Внутренних войск МВД России исполняется 85 лет. А вот расположенному на территории военного городка подмосковного соединения, больше известного, как дивизия Дзержинского, храму, во имя Божьей Матери "Целительницы" и священноисповедника Луки Крымского скоро исполнится шесть лет.

- Появление храма в соединении напрямую связано с тем, что изменились жизнь, ситуация в стране, - рассказывает заместитель командира соединения по работе с личным составом полковник Андрей Николаевич Щербина. - Раньше у нас было одно государство. Теперь мы живём, по сути, в другом. Народ стал постепенно возвращаться к своим духовным корням, которые были несправедливо забыты в прошлое время. Стали возрождаться храмы, монастыри; люди стали больше узнавать про позитивной роли Церкви в истории государства; получили возможность свободно общаться с духовенством, открывая для себя Православие - веру наших предков, ставшую государствообразующей идеей.

Мысль о строительстве храма появилась у командира медико-санитарного батальона ОДОН полковника медицинской службы Сергея Андреевича Яцкова в конце 1999 года. Началась вторая чеченская кампания, дивизия несла потери. Тела погибших однополчан, доставленные в соединение "грузом 200", направлялись в медсанбат, но размещать их приходилось где придётся: в боксах, на складах. "Как-то не по-христиански это получается, не потоварищески. Человек отдал свою жизнь, а мы не можем найти ему достойного места для последнего земного пристанища, - мучался в раздумьях командир и решил, посоветовавшись с единомышленниками - настоятелем ближайшего к дивизии Никольского храма иереем Евгением Сидорычевым, своими заместителями: подполковниками Николаем Мурсой и Даниилом Толокновым - надо строить часовню! Однако в дальнейшем, чтобы можно было не только отпеть или помолиться о душе покойного, но и проводить богослужения, совершать Таинства, решили строить храм. Поддержал эту инициативу и новый командир медсанбата - полковник медицинской службы Олег Сиводед.

7 января 2000 года - в день Рождества Христова был освящён закладной камень будущей церкви. Позже оказалось, что это первый храм на территории Московской епархии, который возводится в новом тысячелетии. Началась стройка. Она вызвала большой резонанс среди военнослужащих дивизии: люди без уговоров понимали - свой храм в соединении нужен! По кругу пошла традиционная в таких случаях "шапка", быстро нашлись и благотворители, среди которых особенно стоит выделить межрегиональную ветеранскую организацию "Боевое братство". С теплотой вспоминает один из активных строителей храма, тогда начальник штаба медсанбата подполковник Даниил Викторович Толоконов, что солдаты, которые выделялись на стройку, трудились очень добросовестно, без обычных для этого дела отлыниваний и долгих перекуров - наряду с молодыми старались и старослужащие. Добрая воля хороших людей и молитвы духовенства во главе с благочинным Балашихинского церковного округа протоиереем Николаем Погребняк помогли успешно завершить строительство. 1 октября 2003 года, в день празднования иконы Божьей Матери "Целительница" храм был освящён.

Поначалу прихожан было немного - в основном семьи офицеров, участвовавших в строительстве, да их ближайшие знакомые, а богослужения проводились только по праздникам. О том, что храм открылся, люди узнали не сразу, а кто-то просто не решался пойти на службу - стеснялся. Сегодня, спустя почти шесть лет, в храме сложилась крепкая, дружная община со своим хором, во главе которой, как отец большого семейства, - иерей Алексей Бурцев. В выходные дни и церковные праздники в просторной Церкви бывает тесно. Особенно многолюдно здесь на престольный праздник, на Пасху, Рождество и Крещение Господне. Желающих набрать крещенской воды и освятить куличи набирается предостаточно. Практически после каждого богослужения проводятся Крестины - крестят не только младенцев, но и солдат - двоих, а то и троих.

Храм и задумывался строителями как солдатский, и их сегодня на богослужениях большинство: приходят 20, а то и 30 человек. Из числа солдат и алтарники - помощники священника для служения в алтаре. Первым был рядовой Александр Брагин из войсковой части 3500. Сейчас он уже заканчивает Сретенскую духовную семинарию, получил сан дьякона, на воинской службе и в алтаре его сменил родной брат Михаил. Другим алтарником является сын священнослужителя из Карелии рядовой Юрий Трукшанин. Попав после учебки под Питером в подмосковную дивизию, солдат сильно тосковал по дому. Узнав, что в городке есть храм, парень стал отпрашиваться у командиров на богослужения. Убедившись, что мотивы солдата искренни, его отпускали на каждую службу без особых проблем.

- Душа рвалась сюда, - признаётся Юра. - Я получал здесь необходимую поддержку - освобождался от грехов, очищался покаянием с исповедью, укреплялся молитвой и причастием Святых даров. Священник заметил его прилежание и пригласил алтарничать.

Товарищи относятся к Трукшанину с уважением и пониманием - ведь он в храме Богу служит! Однако его убеждения разделять не спешат - для этого нужно не только добрый пример, но и время.

- Было такое, - вспоминает подполковник Толокнов, - когда солдат сюда приводили строем, как в музей или театр. А посещение храма забивалось замполитами в планы выходных дней. Конечно, это был явный перегиб, и вскоре такое "мудрое" решение по "организации досуга" отменили.

Массовость на богослужении - вовсе не самоцель. Молитва - дело глубоко личное и предельно добровольное. Ведь, как хорошо известно, невольник - не богомольник. Ни батюшке, ни тем более Богу не нужны толпы зевающих и скучающих в храме посторонних людей, собранных здесь по приказу. Сюда надо приходить по зову сердца.

Год назад, - рассказывает по этому поводу одну историю отец Алексей, - к нам на службу ходил один солдатик. Я на него с первого дня обратил внимание. Стоит скромно в сторонке, но ловит каждое слово. Свечей не зажигает, но что-то постоянно шепчет про себя - молится. Понаблюдал я за ним несколько месяцев и решил познакомиться. Оказалось, что Иван из старообрядческой семьи, живущей в таёжной глухомани. Попав в армию, парень столкнулся с непривычной для него атмосферой грубоватого воинского коллектива и… растерялся, а в отношениях с сослуживцами у него возникли проблемы. Как мог, поддержал тогда солдата, дал несколько советов, а в скором времени он исповедался у меня и принял непростое для него, но добровольное решение - перейти в православие. Отношения с сослуживцами у него постепенно выровнялись, он стал чувствовать себя увереннее.

- Атмосфера храма заметно меняет людей, - считает одна из первых и наиболее усердных прихожанок храма, бывший педагог Валентина Михайловна Баранова. Это хорошо видно, если понаблюдать за человеком в течение месяца со дня его первого прихода в Церковь. Ведь здесь незримо, на каждом богослужении присутствуют Силы Небесные. Какая же воспитательная, духовная работа ведётся в храме! Трое наших бывших солдат-прихожан сейчас стали насельниками Оптиной пустыни, живут там и трудятся. Один из них уже стал монахом. Они не забывают нас, пишут письма. Нам приятно, что их служба Небесному Отечеству началась в нашем скромном воинском храме.

Заместитель командира медико-санитарного батальона по работе с личным составом подполковник Владимир Иванович Потапенко тоже заметил, что после богослужения с солдатами легче общаться:

Мы начинаем лучше понимать друг друга. Очевидно, что после службы душа делается более восприимчивой, отзывчивой, легче открывается навстречу искреннему порыву. Этому способствует и то, что общение происходит не в казарме, не в рабочем кабинете, а в храме, в совершенно другой обстановке.

Но есть и вполне земные причины и объяснения того, почему посещение храма благотворно влияет на военнослужащих. На богослужениях помимо солдат присутствуют не только офицеры и контрактники с семьями: жёнами и детьми, но и люди более старшего поколения - ветераны соединения - а это уже воспитательный фактор. Когда в родном гарнизонном храме встречаются несколько поколений русских людей, объединённых не только одной целью - службой Отечеству в одном соединении, но молитвой за него и родных к Господу, появляется живая и наиболее устойчивая связь времён - то, что было, казалось, безвозвратно утрачено и что непременно, ради возрождения и спасения России, надо восстанавливать.

- Храм в медсанбате - это та база, которая позволяет проводить духовно-нравственное воспитание военнослужащих на месте, - поясняет полковник Щербина. - Пока службы проходят там один раз в неделю, по выходным и церковным праздникам, а как будет дальше - время покажет. Ведь сейчас во многих частях открываются храмы и часовни, в войсках накапливается интереснейший опыт духовного окормления военнослужащих.

У священнослужителей есть уникальный опыт церковного служения и свои методы воздействия на паству, которые не менее эффективны. И хотя они могут где-то не совпадать с привычными, уставными, но от этого часто только выигрывают. Зачем же отказываться от такого сотрудничества, если оно несёт реальную пользу?

Командование соединения старается привлекать священнослужителей на все более-менее значимые массовые мероприятия, а также к проведению лекций и бесед с военнослужащими различных категорий. Как правило, эти выступления очень яркие и запоминаются людьми надолго - сказывается высокий уровень подготовки и большой практики священнослужителей. Слушают их всегда с большим вниманием и неподдельным интересом. У них есть чему поучиться многим нашим офицерам, обязанных, по долгу службы воспитывать солдат словом, признаёт главный воспитатель соединения. Их потенциал, их возможности влияния на широкие массы просто огромны.

У Церкви и командования соединения есть много общих задач, решать которые следует вместе. Например, профилактика суицидов, алкоголизма, наркомании, сквернословия и пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей. Известна принципиальная и твёрдая позиция Русской Православной Церкви в этих вопросах, которая совпадает с задачами, стоящими перед командованием соединения.

- За последние годы мы улучшили показатели по дисциплине и небоевым потерям, - говорит полковник Щербина, - и в этом без сомнения большая заслуга священнослужителей и нашей Церкви. Как православный, верующий человек, я являюсь сторонником расширения связей между Русской Православной Церковью и войсками. Это взаимодействие приносит только положительный результат.

В конце прошлого года в соединении появилась ещё одна Церковь - во имя благоверного князя Александра Невского. Это бывший домовой храм московского отряда специального назначения "Русь". Когда большая часть его бойцов влилась в состав создаваемого в дивизии Центра специального назначения, "переехал" сюда и храм. Он тоже не пустует. По словам курирующего храм дьякона Алескея Заварнова, каждую Литургию причащается не менее 50 солдат и офицеров спецназа.

Вместе с Церковью во имя святого Георгия Победоносца, открытой недавно в Главном военном клиническом госпитале ВВ, на территории военного городка дивизии, теперь три действующие Церкви. Это служит лучшим ответом на вопрос в затянувшемся споре: нужны ли в воинских частях храмы? На него отвечает само время - нужны!

Подполковник Роман ИЛЮЩЕНКО.
Фото из архива прихода храма во имя иконы Божией Матери "Целительница" и Священноисповедника Луки Крымского и архива соединения

от 29.03.2024 Раздел: Июнь 2009 Просмотров: 762
Всего комментариев: 0
avatar