Добавлено:

ТРУДНОСТИ ВСЕХСВЯТСКОГО ХРАМА

Как же так, скажут многие, ведь храм этот действующий и практически за его почти трехсотлетнюю историю служба в нем прерывалась ненадолго всего лишь дважды, да и то по чрезвычайным обстоятельствам. В Справочнике московских монастырей и храмов (издания 2001 года) читаем: “В 1812 году храм был разорён наполеоновским войском, но вскоре был восстановлен… В 1939 году храм был закрыт, а пятиярусный иконостас выломан и сожжен перед храмом “в назидание”. В 1945 году местные жители добились открытия храма”.
 Село Всехсвятское благодаря своим православным святыням прославилось на русской земле уже в такую далекую пору, что и представить трудно. Тот же Справочник сообщает, что находившийся там мужской монастырь при старинной Тверской дороге был известен с 1398 года. И не заметить его куполов и крестов любой путник – пеший или конный – попросту не мог. А значит, обязательно кланялся святому месту, крестился – и чувствовал на душе легче становилось, все нехорошие мысли и бесы летели в сторону.
 Трудные времена переживает храм сейчас. Они бросаются в глаза нынешним путникам – пешим или на железных конях – не важно. Главное – человек может оказаться всего лишь в нескольких метрах от алтаря и… не заметить эту древнюю церковь, кстати, числящуюся как памятник московской истории и архитектуры и охраняемую государством.
 Суть заключается в том, что сегодня этот храм, этот свидетель столичной истори отгорожен от этой самой старинной Тверской дороги, по-нынешнему – Ленинградского проспекта, – двумя постройками 20-30-х годов только что минувшего столетия: пожарной каланчей с гаражом для служебных машин и западным вестибюлем станции метро “Сокол”. По правде сказать, надо лишь поблагодарить строителей за эти сугубо утилитарные сооружения: не будь их, не сохранился бы храм, ведь незадолго до Великой Отечественной столица стала, как тогда любили повторять, “портом пяти морей”. В предвоенные революционные праздники именитых гостей Красной площади, а также делегатов предвоенных конгрессов Коминтерна чуть ли не в обязательном порядке вывозили полюбоваться на главный «морской порт» - московский “Речной вокзал”. Вот почему Ленинградский проспект уже тогда получил статус правительственной трассы.
 И не надо иметь слишком большую фантазию, чтобы представить следующую картинку:
 День международной солидарности трудящихся 1-е мая. И в этот же день Светлое Воскресенье, то есть православная Пасха (что такое совпадение в предвоенные годы бывало – ручаюсь, сам помню). И вот выезжает праздничный первомайский кортеж с иностранными делегациями на развилку с Волоколамским шоссе, и перед ними белокаменный православный храм в окружении многотысячных толп верующего народа. И вот какой-нибудь Матиас Ракоши с ехидцей интересуется у гостеприимных хозяев: мол, претендуете на звание столицы атеистического (по нынешней терминологии: “секулярного”, или “светского”, что по сути одно и то же) мира, а у самих сплошные “пережитки”. Оргвыводы из подобной ситуации очевидны. Так что спасибо тогдашним строителям за их своеобразную “потемкинскую деревню”.
 Времена изменились, и сейчас уже нет необходимости набрасывать на церковь «маскхалат». Да и место для пожарной части подобрали более удобное и совсем недалеко. Во всяком случае, пожарники довольны. Есть соответствующее решение Правительства Москвы, работы уже идут, и из здания пожарной части вскоре уйдет последний пожарный. Казалось бы, пришло время показать миру Всехсвятскую церковь, но почему-то всё в нашей нынешней действительности происходит по Черномырдину: “Хотели, как лучше, а получается…”
 Увы, получается так. В распоряжении Правительства Москвы № 868-рп от 05.05.2004г. оказались такие строчки: “Принять предложение … МЧС России г. Москвы о проведении в 2003-2005 годах… реконструкции с надстройкой и пристройкой … д. 71А (а это та самая нынешняя пожарка общей площадью менее 3000 кв. м, отгораживающая храм от проспекта и от людей!)… с дальнейшим размещением в нем торгово-общественного центра со следующими основными показателями: ориентировочная общая площадь объекта 6000 кв. м, в том числе подземный гараж-стоянка – 2000 кв. м (объемы уточняются проектом)… Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на префекта САО Объедкова В. И.”.
 То есть вместо постоянно молчаливой и малозаметной пожарки в 2,5 этажа и потому не являющейся архитектурным вызовом и антиподом храму – в директивной бумаге московского правительства предлагается соорудить нависаюший над оградой церкви многоэтажный бедлам (ведь оговоренная в решении суммарная площадь “торгово-общественного центра” в два раза превышает площадь пожарки!). А ведь всё это будет беспрерывно сверкать, моргать, зазывать… Что по сравнению с этим чисто символические агитки близ храмов безбожной молодежи 70-летней давности в дни приходских праздников!
 Несуразность такого решения московского правительства со всех точек зрения (кроме близорукой торгашеской и притом сугубо частного характера) ни у кого не вызывает сомнения. И поэтому…
 В первую очередь забили тревогу жильцы самого ближнего жилого дома (подземный гараж-стоянка 2000 кв. м чревата букетом непредсказуемых неприятностей уже сама по себе, не говоря об остальном) и те самые прихожане храма Всех Святых на Соколе, которые в 1945 году, сиречь в Год Великой Победы, добились восстановления в нем церковной службы сразу после окончания Второй мировой войны (ибо нельзя назвать иначе как кощунством даже сам замысел устроения нового развлекательно-торгового центра и подземного гаража прямо на земле, совсем недавно еще служившей для многочисленных мемориальных воинских захоронений).
 То есть лучшего способа нарушить мир и согласие среди москвичей, чем такая запись в официальном документе Правительства Москвы, трудно даже представить.
 Свою обеспокоенность перспективой появления нового соседа в виде торгово-развлекательного центра с подземным гаражом высказал в телепрограмме «Вести» (8 августа 2004 г.) и настоятель храма Всех Святых протоиерей Василий Бабурин: «Если котлован идет глубиной 6 метров, обязательно будет подвижка почвы, и храм поползет».
 Естественно, пошли письма и жалобы во все инстанции, копии которых (и ответы на них) уже не вмещаются в весьма пухлую папку.
 Причем все отвечающие практически солидаризуются с жалобщиками. Приведем только список депутатов Государственной Думы РФ, письменно поддержавших настоятеля и прихожан храма: Бабурин С. Н., Безбородов Н.М., Варенников В. И., Жириновский В.В., Кибирев Б. Г., Крутов А. Н., Кузнецов В. Е., Курьянович П. В., Макашов А. М., Муравленко С. В., Нарочицкая Н. А., Родионов И. Н.
 Вот выдержки из их писем:
 “… остановить беззаконие и оказать всяческую поддержку настоятелю и прихожанам храма Всех Святых на Соколе;
 “… не допустить разрушения храма Всех Святых на Соколе и прилегающей к нему охранной зоны”;
 “Выполнение работ создает реальную угрозу уничтожения памятников истории и архитектуры…”;
 Но воз и ныне там… Первый заместитель префекта САО Бочаров А. Г. отбивается просто: “Строительство данного торгово-общественного центра предусмотрено распоряжением Правительства Москвы от 05.05.04…” (23.06.2004), то есть, поскольку-де есть распоряжение начальства, то мы будем его выполнять.
 В свою стародавнюю солдатскую бытность (с весны 1943-го по весну 1950-го) накрепко, сиречь на всю оставшуюся жизнь, запомнил одно неуставное, но зато мудрое правило всякого бывалого солдата: “ Не торопись выполнять приказ командира, ибо он может быть отменен”. Стоило бы напомнить эту солдатскую мудрость руководству САО, ведь не первогодки, не салаги какие-нибудь.
 А что решение это в части строительства в пределах охранной зоны (бывшего воинского мемориального кладбища) нового торгово-увеселительного комплекса будет в конечном итоге отменено, сомневаться не приходится. Сегодня это сделать проще и безболезненней, поскольку это следует из имеющихся документов (например, из письма Прокурора САО Е. В. Залегина от 15.09 2004-го: “Сообщаем Вам, что в настоящее время… по реконструкции здания по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 71А исходно-разрешительная и проектная документация не разрабатывается”) – никаких затрат и вложений даже на разработку предпроектной документации на этот комплекс еще не сделано. Значит, и неустоек никаких быть не может!
 Остается вопрос к МЧС г. Москвы, предложившему разбираемый нами вариант (см. упомянутое постановление от 5 мая 2004 года): что, неужели новое учреждение с красным фонарем, которое предлагается вклинить в уже существующий у западного вестибюля метро “Сокол” людской муравейник, будет способствовать борьбе с терроризмом в частности и полностью удовлетворяет нормативам по гражданской обороне вообще?

Владимир ДЬЯЧКОВ

от 19.04.2024 Раздел: Декабрь 2004 Просмотров: 712
Всего комментариев: 0
avatar