Добавлено: 27.09.2017

Великий гражданин России


Ушел из жизни Илья Глазунов. Всякие слова о безвременной кончине и о тяжелой утрате, которую понесло Русское патриотическое движение, будут звучать как-то даже банально, хотя все это справедливо. Случилось что-то гораздо более значимое: с Ильей Глазуновым ушла в историю целая эпоха и сейчас нам надо научиться жить без этого гиганта, который олицетворял собой, казалось, вечную борьбу за историческую Россию, за Православно-монархическую Россию, за Вечную Россию.

Все этапы его жизни от рождения и до кончины были отмечены особыми знаками.

Илья Глазунов родился в 1930 году в семье потомственных петербургских интеллигентов в городе Ленинграде, где и прошли его детские годы.

Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...

Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в свой родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, где занимался в мастерской Народного художника СССР профессора Б.В. Иогансона. То был период поисков своего пути в искусстве, своего понимания реализма - как выражения внутреннего мира человека, передаваемого через правду объективного мира. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.

Память о войне всегда будет жить в душе художника. Став взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине «Дороги войны», полной истинного драматизма и правды жизни. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы, но академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: «Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск - такого еще не было в советском искусстве». Картину несколько лет не выставляли. На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее показать. Однако выставка была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где и была уничтожена. В середине 1980-х годов художник написал повторение уничтоженной картины. Она находится теперь в художественном музее Алма-Аты.

Все творчество И.С. Глазунова с самого начала было направлено против великой лжи нашего времени. Он пренебрег признанием и славой быть придворным художником партноменклатуры и весь свой талант направил не просто против лжи соцреализма, а во имя утверждения своей Правды – подлинно русской, подлинно национальной, подлинно гражданской. Лживость большевизма была опасна еще и тем, что все лучшее, что было в советском прошлом, было взято от христианства и русской традиции, но направлено было на уничтожение как христианского, так и национального начала идеалов Святой Руси. И можно только позавидовать Илье Сергеевичу Глазунову, что он сам, будучи в расцвете творческих сил, стал свидетелем краха презренных им лживых ценностей.

Каждый эпизод в жизни и творчестве И.С. Глазунова имеет свой глубокий смысл. Родился он в юбилейный год и если бы советская Россия не пребывала в социальном бреду богоборческой пятилетки и национального беспамятства, то в 1930 году по всей стране широко праздновалась бы великая дата – 550–летие Куликовской битвы. Надо ли здесь говорить, что за стоном умирающих от голода в русской деревне крестьян под гнетом социальной химеры коллективизации, за шумом насаждаемого воинственного пролеткульта в его стремлении уничтожить последние ростки затаившейся, почти погибающей русской культуры, за стоном гибнущего в лагерях русского купечества, офицерства и духовенства никто в советской России не вспомнил о великой победе на Куликовом поле. Но пройдет 50 лет и уже зрелый художник Илья Глазунов заставит своим циклом работ «Поле Куликово» пробудиться Россию от векового сна, хотя ему предстоял еще титанический труд, чтобы молва о Куликовом поле разошлась от его персональных выставок по всей Руси Великой.
Жизнь и творчество И.С. Глазунова – яркий пример того, как человек может воплотить в себе все то, что не смогли или не успели выразить его предки, такие как действительный тайный советник Константин Иванович Арсеньев, академик Петербургской Академии наук, историк, географ, воспитатель Цесаревича Александра II, генерал Григорьев. Имея таких исключительных прародителей, Илья Сергеевич просто не имел права прожить другую, менее яркую или менее плодотворную жизнь. Подводя итог его гражданского и творческого подвига, мы особенно явственно осознаем его исключительную роль в судьбе современной России.

Там же, в бывшей Императорской Академии художеств - 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, - Нину Александровну Виноградову-Бенуа, ставшую до последнего своего вздоха его земным ангелом-хранителем. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа.

Завершение И.С. Глазуновым высшего художественного образования совпало с первыми проявлениями краха социальной химеры коммунизма, так называемой оттепелью. Обстановка того времени способствовала появлению новых идей. В этот момент Глазунов смог явить всем яркий и смелый пример того, как может быть востребована искренняя попытка возвращения к своим истокам, своему народу, своей вере.

Уже первая выставка ленинградского студента Ильи Глазунова, состоявшаяся в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве, сразу вызвала невиданный интерес и громоподобный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником.

Основанием для проведения выставки послужило тогда получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за созданный им образ заключенного в тюрьму писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключенных вывели на прогулку, и они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого Илью Глазунова, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, столь необычная и драматическая, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.

Обращение художника к образу автора «Репортажа с петлей на шее» было тогда поддержано официальной идеологией в традиционном интернационалистском звучании, и это, вероятно, давало основание предполагать развитие творчества молодого художника в нужной им перспективе. Но то, что увидели потрясенные зрители на его выставке, вошло в полное противоречие с советскими идеологическими установками.

Илья Сергеевич был непревзойденным портретистом. Со многих портретов, выполненных Глазуновым, глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника всегда были характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить ее духовную жизнь. Ильей Сергеевичем были написаны портреты рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Сергей Смирнов, архимандрит (ныне епископ) Тихон. Многое написано с места событий. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России). Зрители и авторы публикаций, приветствовавшие появление дерзкого таланта, отмечали его глубоко национальный характер, говорили о правде жизни и поэтическом видении, об открытии новых и свежести трактовки таких вечных тем, как любовь, верность, преданность, об особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского.

Одной из граней деятельности Глазунова какой гражданина была защита древнейших памятников истории и культуры России. Вначале им был создан клуб, затем объединение «Родина», из которых в дальнейшем выросло широкое общественное движение, окончательно оформившееся в середине 60-х годов во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

И все же особенно значительна и неоценима заслуга И.С. Глазунова перед русским и мировым искусством в том, что он, получив мировую известность и будучи увенчанным лаврами, с энтузиазмом и энергией молодого человека создавал Академию живописи, ваяния и зодчества, в которой сегодня творят, учатся и работают сотни юных дарований со всех уголков нашей Родины.

Важным этапом в возрождении русской школы высокого реализма явилось создание Ильей Глазуновым мастерской портрета в Суриковском институте, которая родилась в 1978 году и за время своего существования фактически сформировала педагогический состав будущей Академии. За все 15 лет существования мастерской Глазунова ее окончили 41 художник. Это был первый вызов Ильи Сергеевича советскому диктату идеологического царства: создать творческий коллектив, который был организован не по законам господствующей идеологии, а вопреки ей, по закону служения Красоте и Правде Божией. И несмотря на недоброжелательство и даже противодействие педагогического коллектива Суриковского института, мастерская все-таки стала развиваться. Это было возможно только благодаря творческому горению и масштабу личности уже тогда всемирно известного художника, которого любил народ, но очень ревностно относились свои собратья по кисти и, разумеется, власть. Его обвиняли как в неумении рисовать, так и в попытке использовать популистские приемы, воздействующие на народную массу. И вот в такой атмосфере непонимания и противодействия Глазунов начинал торить свой путь к созданию русской школы высокого реализма. Сегодня, проходя по роскошным залам и коридорам Академии, невозможно оценить, сколь труден был путь к созданию всего того, что сегодня является уникальным достоянием русской культуры.

Еще в 1986 году, когда в стране только начиналась перестройка, уже была очевидна трагическая картина разрушения Академий мира, включая и многие наши некогда авторитетные учебные заведения, которые не устояли перед натиском абстрактного формотворчества, что привело к краху реалистической школы, И.С. Глазунов обостренным видением художника и чутьем гражданина и патриота понял, что настал долгожданный момент во всеуслышанье заявить о необходимости создания в Москве нового художественного высшего учебного заведения, в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы – Петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Им был поставлен вопрос о возвращении художникам России здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества по Мясницкой улице, 21, и размещении в нем вновь создаваемой Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.

И.С. Глазунов взялся за этот проект со всей гражданской страстью и силой своей масштабной личности, пытался убедить руководство страны решить эти вопросы. Надо сказать, что решение было принято не сразу. Однако умение убедить в правоте своих доводов и авторитет художника сыграли свою роль. После долгих обсуждений в 1986 году вышли правительственные постановления, определяющие создание нового высшего учебного заведения изобразительного искусства и передающие ему комплекс зданий по Мясницкой улице дом 21. Академия была создана, и Илья Сергеевич Глазунов был назначен в 1987 году первым ее ректором.
Занятия студентов пришлось начинать в полуразрушенных помещениях на Мясницкой улице, 21, а затем (после начала реконструкции и реставрации) в различных арендуемых Академией помещениях Москвы. Одновременно формировался профессорско-преподавательский состав.

Надо отдать должное Правительству города Москвы и лично тогдашнему мэру города Ю.М. Лужкову, который помог Академии в трудную пору ее существования, выделив в аренду необходимые учебные помещения. Благодаря этой помощи, Академия смогла продолжать учебный процесс и проводить ежегодные наборы студентов.

В 1994 году по инициативе Правительства Москвы в Московском манеже была проведена выставка работ народного художника СССР И.С. Глазунова и выставка работ преподавателей и студентов Академии. Она имела огромный успех и показала, что заложенные в основу работы Академии принципы опоры на классическую школу русского и западноевропейского реалистического искусства, создание крупномасштабных исторических полотен находят широкий отклик у большинства зрителей и являются весомым вкладом в возрождение духовных сил нашего народа. Первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, посетивший выставку и давший высокую оценку выставленным работам, своим Указом от 10 июня 1995 года, учитывая вклад Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества в возрождение духовности российского общества, преобразовал Академию в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества, определив, что Устав Академии будет утверждаться Правительством Российской Федерации, а ректор Академии был назначен на свою должность Президентом Российской Федерации бессрочно.

Замечательный русский художник В.М Васнецов справедливо утверждал, что все подлинно великое в искусстве выросло на национальной почве. В связи с этим постижение традиционной культуры своего народа – задача не менее важная для молодого художника, чем освоение профессионального мастерства. А потому, когда среди торжественных парадных интерьеров Академии, оформление которых было выполнено по эскизам ректора Академии И.С. Глазунова и в которых оживает образ имперского стиля, вдруг возникает «русская комната» - она воспринимается хотя и неожиданной, но совершенно не чуждой общему духу. Здесь разместилась коллекция икон и предметов русской старины из собрания семьи ректора. Это с любовью воссозданный уголок патриархального быта, где царит словно нерукотворный мир вещей – былых свидетелей неподражаемости, очарования и красоты русской народной жизни. В орнаменте народной вышивки, в узоре расписных прялок живет древнее предание. В образах и красках древнерусской иконописи открывается мир, близкий душе каждого православного человека. На своих плечах по бездорожью Илья Глазунов по крупицам от забытых сегодня окраин Архангельской и Вологодской областей до Минусинских степей собирал эти бесценные экспонаты. Значительная часть этих икон, народных костюмов, утвари привезена сыном художника, Иваном Ильичом Глазуновым, из его путешествий с друзьями по северным окраинам России.

Историческая тема в живописи во всех академиях мира считалась самой ответственной и высокой по своему назначению. Мастерская исторической живописи создана в первые же дни существования Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Создатель ее – ректор Академии И.С. Глазунов. Ныне ее руководителем является заслуженный художник РФ, академик, профессор Иван Ильич Глазунов. Мастерская ставит перед собой задачу – возрождение традиции создания картины, отражающей историю нашего Великого Отечества. Создание такой картины требует особого мастерства художника и может быть сравнимо лишь с созданием романа в литературе или симфонии в музыке.

Как известно, историческая картина практически исчезла как жанр с выставок современного искусства, а значит, и умирает традиция ее создания. Из искусства ушел самый духовно наполненный жанр. А ведь именно поэтому в старых академиях мира на первом месте стояло обучение умению создавать произведения на исторические и религиозные темы во всем многообразии нравственного, художественного, религиозного опыта человечества.

О характере работы мастерской свидетельствуют такие, например, темы дипломных работ, как «Битва на Калке», «Призвание на царство Михаила Романова», «Утро Воскресения Господня», «Поцелуй Иуды», «Изгнание торгующих из храма», «Великомученица Елизавета Федоровна», «Положение во гроб», «Смутное время».

Сегодня важнейшая задача - сохранить и обеспечить правильное использование богатейшего культурного наследия. Поэтому совершенно естественно выглядит появление в Академии такого направления как подготовка специалистов в области охраны культурного наследия. То, что подобная специальность появилась именно в Академии Ильи Глазунова, весьма закономерно, так как создатель Академии, выдающийся русский живописец и общественный деятель Илья Сергеевич Глазунов, еще в молодые годы вошел в число не просто любителей старины, но борцов за сохранение ее исторического и культурного наследия, выступая и против сноса древних построек Китай-города ради строительства гостиницы «Россия», и за сохранение арбатских улиц, исчезавших под безликим Новым Арбатом, и, наконец, реально возродив Дом Юшкова - один из лучших памятников допожарной Москвы и русской художественной культуры. На протяжении всей своей творческой деятельности И.С. Глазунов не только спасал и сохранял памятники русской культуры, но и развивал традиции национальной архитектуры, проектируя и строя новые здания и сооружения.

В 1997 г. началась реконструкция Большого Кремлевского Дворца. Художественным руководителем был назначен Илья Сергеевич Глазунов. По утвержденному проекту восстанавливали два зала «Андреевский» и «Александровский». Появилась необходимость решить прилегающие помещения так называемой «Гостевой пристройки» в духе дворцовых интерьеров.

Вот уже 30 лет Академия, созданная волей и энергией великого художника и гражданина Ильи Глазунова, дает блестящее образование и виртуозное мастерство молодым художникам, скульпторам, архитекторам, искусствоведам и реставраторам. Свидетельство этому – выпускники Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, многие имена которых сегодня стяжали заслуженную известность.

Наша самая молодая из Академий, но единственная, которая сохраняет верность традициям, уходящим корнями в великую культуру, питающую своими живительными соками нашу древнюю и вечно молодую русскую цивилизацию.

21 декабря 2006 года Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил Академию и сделал в Книге Почетных гостей надпись: «Поздравляю преподавательский, творческий коллектив с высокой планкой, которую вы держите при подготовке студентов, воспитывая их на лучших традициях отечественной художественной школы. Гордимся Вами!».

Как закономерный итог огромной созидательной деятельности Ильи Сергеевича Глазунова в области художественного образования в Российской Федерации явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2009 г. о переименовании Академии, полное название которой сегодня гласит: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова».

При широте взгляда, при всем разнообразии тем и изобразительных средств, высоком мастерстве живописца, своеобразии рисунка и колорита, манеры и почерка главное в творчестве Ильи Глазунова - цельность восприятия мира, его философский, идейный порыв, одухотворенность. Его работы освещены отблеском огня, который горел в душе художника, направляя течение мыслей. Все это составляло смысл его жизни.

Великие творцы, независимо от своей творческой профессии, всегда ощущали непреодолимую тягу к исповедальному слову. Суть этого влечения прекрасно определил Иван Ильин: «Они призваны не только творить, но и преподавать; не только созидать творения, но и подслушать свое творчество и рассказать о нем другим творящим людям... Мало самому гореть - надо других научить горению».

Илья Сергеевич остался бы в народной памяти как национальный герой, даже если бы он написал бы только одну картину «Вечная Россия», которая словно набатный колокол пробуждала русский народ в канун 1000-летия крещения Руси.

Но И.С. Глазунов помимо всех своих свершений оставил потомкам удивительное литературное наследие - книгу «Россия распятая», где вернул нашим, утратившим память, современникам забытые имена таких мыслителей как: Мавро Орбини, Александр Гильфердинг, Василий Флоринский, ученых, которые обогатили своими исследованиями наше историческое прошлое и приоткрыли завесу над тайной, скрывающей от нас чудо боготворения и духовно-генетическое родство древнейшей арийской и современной славяно-русской цивилизаций.

Еще в 1965-1966 годах в нескольких номерах журнала «Молодая гвардия» была напечатана его книга «Дорога к тебе» - лирическая исповедь о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью. В те годы, когда само понятие «русское национальное сознание» было изъято из лексикона, эта книга воспринималась как гимн историческому бытию России, ее национальному величию.

Собственно книгу “Распятая Россия” Илья Глазунов творил всю жизнь: в многолетних беседах с Олегом Красовским в Германии, с Николаем Рутченко в Париже, с Владимиром Солоухиным, Сергеем Михалковым, Леонидом Бородиным и другими — в Москве, с Валентином Распутиным на Байкале и Василием Беловым – на Белозере, с другими русскими писателями, поэтами, художниками. Он буквально навязывал своим собеседникам свои обширнейшие знания по истории России. Он предлагал книги, которые в советское время невозможно нигде было достать, он называл имена, о которых не знали многие просвещенные академисты. Он привозил в Россию мешки с книгами русских эмигрантов с работами Ильина, Солоневича. Скольким дал возможность прозреть.

Истоки душевного горения Ильи Глазунова и плоды его просвещения теплятся во всех закутках русского национально-освободительного движения сколько бы не раздавалось критических замечаний в его адрес, все его оппоненты в итоге признавали, что дело он, конечно, сделал огромное.

Книга “Распятая Россия” — это его путь к себе, но это не только путь Ильи Глазунова, это и путь для других. Это открытый для всех глубокий и вдумчивый взгляд на национальную Россию. Она поможет открыть свой путь и обрести себя многим молодым людям, пробудит их национальное самосознание и сделает сознательными борцами за Великую Россию. Книга “Распятая Россия” была написана страстным человеком, а не холодным академистом. Он не изрекал последние неоспоримой истины, скорее, втягивал всех в поиск своей правды. Она осыпает всех словно градом россыпями плодотворных идей, которые в тайниках души каждого русского человека, словно песчинки в ракушках на морском дне, преображаются в неподражаемые жемчужины и станут украшением будущей великой и непостижимой России.

Особенность книги в том, что она написана восторженным человеком, автор не скрывает своей радости всякому проявлению русского своеобразия, и потому он радуется любому русскому таланту, радуется русской природе, глубине очарования русской души. Даже самые горестные страницы воспоминаний, травли и унижений, самые горестные страницы русской истории, самые злостные имена разрушителей Отечества — лишены ненависти, подавленности, уныния. Вот его кредо: “Я не верю в ложь коммунизма и не верю в ложь демократии. Я верю в третий путь: возрождения самобытной — идущей своим путем — исторической национальной России, что явится спасением для нас, русских, живущих на пороге XXI века. С нами Бог!”
Еще одно великое свершение: Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР Ильи Глазунова, созданная Правительством Москвы, мэром города Москвы Ю.М. Лужковым и Народным художником СССР И.С. Глазуновым, передавшим в дар столице нашей Родины свои живописные и графические произведения, вошедшие в основу собрания галереи. Галерея была торжественно открыта при стечении всей национально-мыслящей русской элиты 31 августа 2004 года. Она расположена в отреставрированном особняке напротив Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на углу Волхонки и Всехсвятского проезда. Рядом расположен парк Храма Христа Спасителя. Открытие галереи стало настоящим праздником русской культуры и русского духа. Вероятно, не напрасно, по воле каких-то неведомых сил, открытие галереи откладывалось трижды, и всякий раз находился какой-то «объективный» повод.

Уникальность галереи – это огромный мир образов, созданных художником в течение второй половины XX - начале XXI вв. В галерее Ильи Сергеевича Глазунова представлены свыше 700 работ, в том числе монументальные исторические полотна («Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Разгром храма в Пасхальную ночь»), портретная живопись и театральные декорации к русским классическим операм. Большой раздел экспозиции посвящен иллюстрациям художника к произведениям русских писателей-классиков. Коллекция также включает экспонаты, собранные художником.

Открытие картинной галереи, особенно в таком месте, в самом сердце столицы, это безусловно факт признания исключительных заслуг Ильи Глазунова перед своим Отечеством. Попадая в этот старинный, отреставрированный с тонким вкусом и изяществом особняк, вы окунаетесь в особый неповторимый самобытный мир Ильи Глазунова.

Ни один из русских художников не сделал столько иллюстраций к классикам русской литературы, как Илья Сергеевич Глазунов. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого писателя и философа, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского,— одна из вершин его творчества. Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его.

Иллюстрации Глазунова, его портреты Федора Михайловича овеяны глубоким философским содержанием и духом великого имперского города Петербурга, где жили и страдали униженные и оскорбленные герои и антигерои, созданные писателем — нашей национальной гордостью. Книги с иллюстрациями Глазунова к Достоевскому давно стали библиографической редкостью.

Лесков и отраженный им мир русской жизни тех лет вдохновил художника на проникновенное воплощение образов многих его произведений. Пушкин – любимый поэт Ильи Глазунова. Портрет Пушкина, созданный Глазуновым в 1994 году, покоряет зрителей глубоким проникновением в образ «солнца русской поэзии», изображая его в канун злодейского убийства. Тревожно сумеречное небо над Зимним дворцом. Падает снег. Александровская колонна. Именно здесь, между Императорским дворцом и его квартирой на Мойке, показывает зрителю гениального поэта Илья Глазунов. Запоминаются глаза Пушкина, его скорбный вид и одиночество.

Со многих картин художника смотрит на зрителя своими мокрыми глазами образ маленькой девочки. Нельзя не отметить вообще образы женщин в творчестве Ильи Глазунова. Как хорошо удалось передать эмоциональное состояние многочисленных красавиц, смотрящих на нас с полотен. Глаза, губы этих женщин заставляют остановиться напротив них и замереть в благоговейном молчании.

В галерее очень много картин с изображением Иисуса Христа. Образ Христа – Спасителя мира в картинах Глазунова вызывает у зрителя особенно глубокое чувство. Христос в его картинах Спаситель, это именно то, что нужно нашей безбожной стране, чтобы опираясь на генетическую память, вернуться к Православной вере. Не случайно советская критика организовала травлю художника, называя его художником церковным и мистически православным, «не помогающим строить коммунизм». Христос у Глазунова – с голубыми глазами, русыми волосами, непостижимый и поражающий. Он в произведениях художника – Спаситель и Утешитель Мира.

Каждая работа Ильи Сергеевича несет в себе смысл, который с первого взгляда не разглядеть. Его картины заставляют думать, анализировать и сопоставлять; и искать выход.

Обращает на себя внимание, что много у И.С. Глазунова картин, наполненных чувством смерти, безысходности, например, в картинах «Умирающий», «Город», «Кукла», «Больной. Последний лист», «Орина», «Влас». Все они выполнены в серых тонах, художник очень точно передал то падшее настроение, как и грустные, полные печали глаза Орины, Власа. А ведь это состояние, в отличие от эмоций радости, очень сложно передать. Глядя на эти картины, понимаешь, какие чувства испытывал Илья Глазунов при их написании, как он сопереживал чувству одиночества, когда писал, например, картину «Одиночество»; близости со смертью так же, как, вероятно, тогда, когда в блокадном Ленинграде на его глазах умирали родные и близкие.

Удивительны его гравюры. В них ощущается подлинное мастерство художника, высокий профессионализм и какое-то по-глазуновски особое своеобразие внутреннего мира. Это своеобразие поражает не только в его масштабных и законченных работах, но и в зарисовках, сделанных им в поездках по Волге или в излюбленной им Луге.

Самое глубокое впечатление, конечно, производят масштабные картины. Чтобы рассмотреть их, нужно немало времени, но они стоят того. Необычные замыслы художника, историка и философа воплощаются в поражающие своей необъятной ширью и музыкальной красотой. Цветовые созвучия подлинного колориста, которому доступны самые смелые ракурсы, группировки людей и ритмы композиции.

Наши молодые современники, множество раз видя репродукции картины «Вечная Россия», даже не подозревают, что она написана Глазуновым. Такое ощущение, что эта картина существовала вечно, как и сама Русь. Но те, кто были свидетелями ее первого явления миру помнят, что это была словно вспышка негаснущей молнии, освятившей необычайным блеском серый и мрачный небосклон советского искусства. Какая там бездна неповторимых образов, мыслей, чувств гордости за наши победы, горечи и сострадания поражениям.

О том, что изображено на этой картинах, люди годами пишут книги, оттачивая мастерство искусствоведов. Можно посвятить целую жизнь, чтобы донести до зрителя свое мнение о трудностях становления русской государственности в нашей стране, а можно написать такую вот замечательную картину, что собственно и сделал художник, и ничего лучше придумать даже нельзя. Пользуясь словами Александра Бенуа можно сказать, что действительно, никакие славянофильские рассуждения не смогут сделать того, что сотворила с Россией картина Ильи Глазунова «Вечная Россия».

Картина «Вечная Россия» - это неповторимый учебник русской истории в ее подлинном величии, песнь славе нашей державе. В старину говорили, что «иконы - это книги для неграмотных». Картины живописца, историка и философа Ильи Глазунова – это открытые книги для всех, кто хочет знать и лучше понимать Россию. Многие не согласны с замыслом этой картины, но увидев ее, нельзя не гордиться нашей великой и трагичной историей. Здесь вся Россия от ее самых истоков и до наших дней. Иисус, возвышающийся над народом, символизирует торжество христианства и идеалов Святой Руси. Православная вера помогала всегда, и прежде всего в тяжелое смутное время.

После ухода из жизни Ильи Глазунова невольно приходит на ум его картина «Больной. Последний лист». На картине преобладают оттенки серого. В комнате нет ничего живого, все словно вытесано из камня, даже одеяло на постели напоминает мрамор. Над постелью пустая клетка – жизнь покидает эту комнату. Единственное яркое пятно – последний красный лист на дереве за окном. Лист треплется порывами ветра, создавая тягостное ощущение, что, стоит только этому листку оторваться от ветки, как больной умрет.

Но это только внешняя, кажущаяся аналогия. Да, с уходом Ильи Сергеевича образовалась гигантская зияющая «черная дыра» в нашем патриотическом движении. И, поскольку люди, столь «высокого калибра», появляются раз в сто лет, то становится понятным, что сегодня не найдется человек, который заполнит собою образовавшуюся брешь. Но есть многочисленные последователи «дела Глазунова». Прежде всего – это его сын, Иван Ильич Глазунов. Талантливый художник, действительный член Академии художеств, в течение многих лет возглавляющий мастерскую исторической и религиозной живописи РАЖВиЗ Ильи Глазунова. Это преподаватели Академии Ильи Глазунова. Это Галерея Ильи Глазунова с входящим в его состав недавно открытым музеем четырех сословий – нерукотворный памятник, созданный Ильей Сергеевичем красоте и величию Российской империи.

Покидаешь галерею переполненный впечатлениями и с ворохом разных мыслей, а душа поет, не вмещая весь тот духовный заряд, который несет в себе творчество великого мастера. Как может один человек написать столько картин? Как можно владеть столькими техниками и быть в них столь совершенным профессионалом? Да к тому же заниматься еще активной публичной, литературной и в самом широком смысле реставрационно-собирательной и созидательно гражданской деятельностью? Можно сказать, что это была редкая гениальность. Ну что ж, Илья Сергеевич Глазунов действительно был гений. Но в этом удивительном явлении есть что-то еще… Быть может, отдавая себя без остатка и с любовью служению своей Родине и её народу, гениально воспевая своими творениями славу Творцу, тебе помогают какие-то неведомые силы? И весь творческий путь Ильи Глазунова – доказательство его Божьего избранничества.

Илья Глазунов в нашей памяти останется одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходили по столицам и крупнейшим городам планеты - от Мадрида до Токио, донося душу и жизнь НЕПОКОРЕННОЙ России до самых окраин мировой цивилизации.

Очень часто задавали себе вопрос: почему Глазунову удавалось все то, что не получалось у других художников? Ведь среди них было и сейчас есть немало весьма энергичных и талантливых мастеров. Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в том, что помимо таланта и трудолюбия надо было еще иметь мужество и ясную гражданскую позицию, готовность к жертвенному служению для утверждения своей Правды, чтобы прежде всего противостоять господствовавшей системе власти, подавляющей всякое проявление русской идеи. Но не только власть не поддержала Глазунова, сама русская интеллигенция того времени, да и современная тоже, была и остается чуждой русской культуре. Она не готова искать корни своего творчества в глубинах истории, а стремится поскорее слиться с милым ее сердцу сообществом «цивилизованных» стран. Она так и продолжает пребывать в либерально-национальном духе. Но с другой стороны, столь ревностное отношение со стороны собратьев по цеху, трагичное детство и превратности судьбы сформировали ту атмосферу оппозиции и недоброжелательства, которые в конечном счете выковали бойцовский характер и творческую дерзость великого художника и гражданина Ильи Сергеевича Глазунова, создателя и бессменного руководителя Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.

И.С. Глазунов - Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, член Мадридской и Барселонской королевских академий, профессор, лауреат премии ЮНЕСКО.

Выставки произведений И.С. Глазунова с триумфальным успехом проходили в столицах и крупнейших городах многих стран мира. Творческая деятельность художника, получившая широкое признание как в России, так и за рубежом, отмечена рядом высоких званий и наград. И.С. Глазунов - народный художник СССР (1980), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1985), трижды кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» (IY степень - 1995), (III степень - 2000), (II степень - 2005). Русская православная церковь удостоила его награды орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени (1998). И.С. Глазунов является лауреатом премии имени Дж.Неру, награжден орденом Вишну (Лаос, 1967), Серебряной медалью Всемирного Совета Мира (1976). Старейшие в Европе Королевские Академии Мадрида и Барселоны избрали его почетным членом (1979). Именем художника Глазунова И.С. названа малая планета.

В 1999 году по результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМ, И.С. Глазунову был присвоен титул «Самый выдающийся художник ХХ века».

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор вручил Илье Сергеевичу высшую награду этой международной организации - Золотую медаль Пикассо, присуждаемую за выдающийся вклад в мировую культуру.
Публичные выступления И.С. Глазунова в средствах массовой информации, посвященные исторической судьбе России и ее культуре, его книги вызывали и вызывают неподдельный интерес и отмечены премией Союза писателей России «Имперская культура» в номинации «Публицистика».

Именно И.С. Глазунову было доверено право представлять в самом популярном проекте «Имя России» на Центральном телевидении, в 2008-2009 гг. Ивана Грозного одного из самых значительных, но противоречивых личностей русской истории.

В июне 2009 года галерея попала в поле зрения масс-медиа, когда в день 79-летия художника её посетил премьер-министр России Владимир Владимирович Путин и во время осмотра поделился с художником своими мыслями. Только близкие люди знали, что И.С. Глазунов принимал В.В. Путина после тяжелейшей болезни, хотя никто этого даже не заметил. Таким он и был – наш Илья Сергеевич! Вечная ему память!
Член Союза писателей России,
Академик Российской академии
социальных наук,
зав. кафедрой «Основы гражданственности»,
проректор по научной работе РАЖВиЗ,
доктор философских наук,
профессор В.И. Большаков
от 29.03.2024 Раздел: Сентябрь 2017 Просмотров: 1933
Всего комментариев: 0
avatar