Добавлено: 29.08.2023

Великое Божие чудо

К 20-летию Саровских торжеств 2003 года и Крестного хода «Курск — Дивеево»

Празднование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского в 2003 году стало центральным событием общенационального масштаба. Многие сравнивали его с 1000-летием Крещения Руси и даже с 2000-летием христианства.

Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Саров на специальном поезде вечером 29 июля. Вместе с ним — архипастыри и пастыри, представители всех братских Поместных Православных Церквей; в том числе два Предстоятеля — Святейший Патриарх Сербский Павел и Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Герман.

Вдохновенно звучали слова Святейшего Патриарха Алексия на освящении воссозданного Саровского храма: «Ныне совершается великое Божие чудо: Господь благоволил вновь даровать Своим чадам одну из драгоценнейших святынь Земли Русской — первый храм, освященный во имя преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца».

31 июля стало, без преувеличения, центральным днем торжеств. В Саров прибыл Президент России В. В. Путин, который посетил храм во имя преподобного Серафима. В храме главу Российского государства встречал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Президент и Патриарх, поклонившись мощам преподобного Серафима Саровского, осмотрели воссозданную по старинным изображениям келлию преподобного старца, находящуюся в основании Свято-Серафимовского храма.

Затем Президент и Святейший Патриарх Алексий направились на площадь перед бывшим монастырем. Вначале сюда под пение пасхального тропаря перенесли мощи преподобного. Волна радости докатилась до тысяч людей, и вот уже разноголосый хор запел: «Христос воскресе из мертвых...» Так было и сто лет назад, когда пророчество старца о том, что среди лета запоют Пасху, исполнилось впервые.

Очевидец событий 1903 года писатель Евгений Поселянин вспоминал: «Могучее чувство стояло в воздухе, мужчины не стыдились утирать слезы... Пой же, Русь, греми ему хвалу высоко, громко, все выше и громче, до самого Престола…» Вполне сравнимым с тем светлым волнением, охватившим русских людей сто лет назад, было и нынешнее настроение богомольцев в 2003 году.

Перед ракой с мощами преподобного Серафима совершили торжественный молебен, и Святейший Патриарх Алексий произнес запоминающиеся слова: «Сто лет назад на Саровской земле был прославлен великий угодник Божий, преподобный Серафим Саровский. Тогда вместе со множеством народа здесь молился Император Николай Александрович. Промыслом Божиим сегодня, спустя ровно век, Саров вновь встречает главу Российского государства — Президента Владимира Владимировича Путина».

Затем Святейший Патриарх благословил многолюдный крестный ход... С этим грандиозным крестным ходом мощи преподобного Серафима вернулись в Дивеевскую обитель, где они постоянно почивают.

Вечером 31 июля Патриарх Алексий прибыл в Дивеево и торжественно встретил крестный ход с мощами Саровского старца. После окончания всенощного бдения мощи преподобного Серафима были открыты для народного поклонения. Людской поток к святыне не иссякал всю ночь.

Следующий день, 1 августа, стал кульминационным моментом торжеств и ознаменовался Божественной литургией под открытым небом, которая прошла на центральной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Многие из молившихся за Литургией совершили пешее путешествие в Дивеевскую обитель. На праздник пришли более десяти крестных ходов из Москвы, Сергиева Посада, Сочи, Екатеринбурга, Курска — родины преподобного Серафима — и других городов России.

«Торжества затихли... Праздник миновал... Народное море вошло в берега... Но те глубокие чувства, которые были пробуждены при этом, еще не улеглись... Впечатления саровских дней свежи еще у многих доселе. Слишком уж сильно была потрясена в эти дни народная верующая душа священным восторгом, чтобы можно было так скоро забыть их», — вспоминал в 1903 году священник Павел Миртов. И через сто лет, как и тогда, православный люд еще долго вспоминал переживания этих дней, благословенное Дивеево и батюшку Серафима!

Из открытых источников


Дорогой Преподобного

Крестный ход из Курска — родины Преподобного Серафима Саровского, пройдя сотни километров по землям Курской, Орловской, Тульской, Рязанской областей и Мордовии, завершился в Дивеево. Дорожкой батюшки Серафима, кроме курских верующих, шли и представители других русских земель: москвичи и архангелогородцы, жители Брянска и Воронежской области, Среднего и Нижнего Поволжья, далекого Иркутска и забайкальского казачества, многих регионов России.

Основной состав участников в первые недели сохранялся постоянный — около ста человек, почти штатная рота русской армии. Это воистину Христово воинство, Его земная гвардия, а она не бывает многочисленной. И великий архистратиг русского воинства Александр Суворов тоже учил бить врага не числом, а умением.

Присоединился к Крестному ходу на Куликовом поле, близком сердцу каждого русского человека.

Село Ивановка расположено ближе всего к месту славной битвы. Здесь у крестоходцев привал.

Размещаемся в сельской школе. Здесь же в Ивановке, присоединяются к ходу иконы матушки Матроны, родина которой — село Себено — находится в нескольких километрах от Куликова поля, и явленная икона Божией Матери «Споручница грешных», которую доставили из Подмосковья.

На обочине дороги стоят малыши — два мальчика и девочка:
— Дядя, а что это такое?

Веду их к иконам, объясняю деткам, подыскивая слова, раскрывающие духовный смысл события, столь радостного, должного отложиться у них на всю жизнь. Дети доверчиво прикладываются к иконам и неумело крестятся. Отворачиваюсь, смахивая непрошеную слезу, и натыкаюсь взглядом на гипсового истукана с поднятой рукой. «Куда идешь, молодое поколение?» — как бы вопрошает он наш народ. Он звал его некогда идти другим путем. Нет, Россию никому не удастся свернуть с пути Христова, ибо это ее исторический выбор и судьба. Семидесятилетнее пленение русского народа закончилось, пали тяжкие оковы государственного атеизма, и хотя на смену ему пришел враг не менее страшный и коварный — демон обогащения и удовольствий, народ все же получил возможность узнать Истину, Христа, и пошел в храмы.

Перед тем как вновь отправиться в путь, паломники во главе с духовником иеромонахом Александром и иеромонахом Анастасием молятся о убиенных воинах. Панихида совершается у взвившейся ввысь монументальной стелы, увенчанной маковкой с восьмиконечным крестом. Грозным напоминанием служит этот памятник русской славы всем недругам Отечества. По окончании панихиды мы обнесли памятник святыми иконами.

Выходим, построившись в колонну по три — верный способ коллективного передвижения. Провожающие последний раз прикладываются к украшенным цветами чудотворным иконам, проходят под ними. По благословению батюшки с Иисусовой молитвой трогаемся в путь.

Только возложив на плечи носилки с иконой Пречистой, начинаешь понимать, какая тебе оказана честь. Сама Богородица снизошла до меня, грешного, облагодетельствовав Своею милостью. С каждым шагом Крестного хода приходит чувство очищения. Нет, нет, носилки, как и полагается по законам физики, оттягивают руки, и руководящий носильщиками хорунжий забайкальского казачьего войска своевременно меняет пары. Руки и ноги болят. Нет искупления греха без пролитой крови, как нет его и без пота, усталости, мозолей и стертых ног. Но усталости радостной и благодатной. Крестоходцы, как и вся Православная Церковь, состоят, конечно же, из людей немощных и грешных; но людей, не отчаявшихся в своих падениях, а кающихся и совершающих труды ради Христа.

Ладно мужики, но удивительно, откуда берутся силы у пожилых женщин, бодро идущих Крестным ходом? Кто же, как не Господь, позвав их за собой, не оставляет в дальнейшем, питая, согревая и давая силы в пути. С Крестным ходом — иначе как чудом не назовешь — идет немолодая женщина, она вышла проводить крестоходцев до околицы родного села, да так и ушла с ними в чем была: домашних тапочках и халате, оставив дом, семью и хозяйство… Безрассудство? Но не так ли оставили свое имущество — рыбачьи сети и лодки — и пошли за Христом первые Его ученики Симон и Андрей?

Духовная брань — это не только мозоли и гудящие ноги, это и непрестанная молитва:
«Го-о-осподи...», спаси нас погибающих, утопающих во лжи экранных прелюбодеев и сладкоголосых политиков; не заграждающих свои уста от брани и богохульства; наслаждающихся негой и пороком, угождающих пресыщенной плоти;

«…И-исусе Христе…», вразуми нас, как же мы своим бездействием, а то и прямым соучастием позволили разрушить великую страну, растащить веками накопленное богатство, подобно блудным сынам пустили по ветру отцовское наследство, отчего пребываем в унынии и скорби, ругая и понося власти и желчно злорадствуя о всех ее промахах;

«…Сыне Божий…», свободи нас от оков греха, утонувших в разврате, грязи; каждые три секунды убивающих во чреве своих детей; пропивших честь, совесть, разум; жалеющих порой пса, но перешагивающих через бездомных калек; равнодушных и трусливых, расчетливых и эгоистичных;

«…Помилуй нас!», кичащихся своим мнимым превосходством над ближними, суесловящих и празднословящих, всех осуждающих, но в действительности таких безпомощных и слабых.

Шаг за шагом, километр за километром освящается земля русская молитвами людей, вставших на путь духовной брани. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стоять против козней дьявольских, — писал в своем послании Апостол Павел, — потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных...»

Вот так идут и идут сомкнутым строем ратники Божии, чтобы не было на Руси таких сел, как ближайшее Никитское, где впервые за 150 лет некому будет идти на будущий год в первый класс. Звучит и звучит Иисусова молитва, чтобы очнулись люди и почувствовали себя не деградирующими существами, а хозяевами своей земли. В селе Грибоедове, что лежит на пути, находилось имение Раевских, потомков героя Отечественной войны 1812 года. Здесь Николай Раевский в 1891 году, когда был голод, открыл за свой счет безплатные столовые для крестьян. Многих он спас тогда от смерти. «Благодарные» потомки в 1918 году сожгли барскую усадьбу, выгнав ее хозяев. Вскрыли склеп и выбросили останки благодетеля собакам; а церковь, построенную его попечением, осквернили, а позже и разрушили. Текут и текут слезы по щекам крестоходцев...

Русь, храни веру православную! Кайся, и Бог тебя простит!

+ + +

Скоро возвращаться домой. Мирские заботы, суетность мира, мертвая хватка которого ослабла лишь на время Крестного хода, природное малодушие не ставят меня в ряд с крестоходцами, идущими, «не оглядываясь», до конца. Скорблю и прошу у Божией Матери искупления. И Она меня слышит. Двадцатитрехкилометровый переход до рязанского села Чернава дается очень тяжело. Бездорожье, пересеченная местность, проливной дождь превращают маршрут в сплошную полосу препятствий. Идем без привалов, без отдыха. Скоро уже перестаешь обходить лужи и не стряхиваешь размокший, хватающий за ноги чернозем. Мокрая, по пояс трава. Некоторые идут босиком. Все чаще меняются носильщики. Иконы, укрытые пленкой, молчаливо взирают на нас и как бы вопрошают словами Христа, сказанными Петру: «Любишь ли Меня?» Никто из крестоходцев не сдается. Очередной спуск к безымянному ручью, переход его практически вброд, медленный подъем. Кто-то падает, хватаясь за мокрую осоку, режет руку; спотыкается один из носильщиков… Падающих поддерживают соседи, носилки подхватывают руки братьев. Вперед!

На границе Тульской и Рязанской областей нас встречают благочинный и священники Рязанской епархии, с хоругвями, прихожане в национальных костюмах, с хлебом-солью. Это наша Родина, Россия! Дождь быстро смывает слезы умиления с лиц крестоходцев. Господи, помилуй! Батюшки возлагают на свои плечи носилки с иконами. Впереди, сразу за хоругвями, промокший до нитки, перебирая четки, молча идет отец Анастасий. Как и в прошлый раз, едва дойдя до храма, где будут находиться иконы, он буквально рухнет на руки подоспевших духовных чад. Изможденный священник преклонных лет лишь каким-то чудом переносит все тяготы пути. А сейчас, едва затихает общая молитва уставших людей, батюшка, возвысив голос, начинает: «Го-о-осподи, И-и-исусе Христе…». Сквозь шум дождя и порывы ветра молитва снова и снова возносится к Небу.

Осенью далекого 1778 года, может быть, этой же дорожкой шел никому тогда еще не известный богомолец Прохор с двумя товарищами. Шел, горя желанием послужить Богу. Шел, хранимый молитвами матери, еще не зная, что станет «любимцем» уже другой Матери, Царицы Небесной, пред Которой и будет он молитвенным ходатаем за Русскую землю...

Р. Б. Роман.
«Русь Державная», 2003, № 8


Великая Дивеевская тайна

Последним испытанием для участников Крестного хода «Курск-Дивеево» стала ночь с 28 на 29 июля. Все дороги в Дивеево перекрыты. Подошли к селу поздно вечером. Проверка документов затянулась. Уставшие путники, а их шло уже более трехсот человек, буквально валились с ног.

Паломники привыкли в пути довольствоваться малым. Понимая, что в юбилейные дни здесь соберется огромное число людей, они рассчитывали лишь на малую толику участия в торжествах. Но все в руках Божиих! Удостоены они были за труды невиданного. Тридцать человек были выбраны для участия в молебне на площади Саровского монастыря и в колонну для перенесения раки со святыми мощами Преподобного!

Позже многие удивлялись: некоторые события не были запланированы в программе Оргкомитета торжеств. Не предполагалось участия в главных торжествах никому не известной, по сути, Локотской иконы Божией Матери «Умиление». Однако принесенная Курским крестным ходом она чудесным образом оказалась в закрытом городе атомщиков Сарове в присутствии Главы государства и высоких представителей всего Православного мира. Затем Локотская икона шла прямо перед честными мощами Преподобного Серафима, образуя вместе с ними средоточие главных святынь грандиозного Крестного хода из Сарова в Дивеево.

По словам паломников, когда святые мощи батюшки Серафима принесли в Дивеево, солнце «играло». Вокруг светила был радужный ореол.

«Мы в раю пожили», — такое мнение сложилось у многих. Ничего не бывает просто так, а все — по воле Божией. Пятьдесят дней длился курский пеший Крестный ход, 50 дней длилась знаменитая Курская битва, проходившая в те же летние дни, юбилей Победы в которой в 2003 году отмечался. Пройдено по Центральной России около тысячи километров. Закончился Крестный ход накануне 50-летия служения у Престола Божия митрополита Курского и Рыльского Ювеналия, пригласившего в Курское шествие чудотворную Локотскую икону Божией Матери «Умиление».

Духовная брань Крестного хода была сродни военной.

Дай Бог, чтобы этими торжествами на нижегородской земле началась проповедь всемирного покаяния. Курский Крестный ход — одна из составляющих частей Великой Дивеевской тайны, которая нами не познана.

Людмила Кутыкина
«Русь Державная», 2003, № 9


Явление Локотской иконы предсказал сам Серафим Саровский

В Крестном ходе «Курск-Дивеево» нас сопровождали радуги в безоблачном небе, кресты из облаков, чудесные исцеления. Мироточили все иконы хода — и главные, и те, что носили крестоходцы на груди. Совершалось мироточение храмовых икон. Когда крестный ход входил в храм — служили молебен, и с первых же слов молебна начинали мироточить храмовые иконы и фрески. Все эти чудесные явления письменно засвидетельствованы настоятелями храмов. И названное — только часть необыкновенных чудес. Совершались они только в 2003 году — в столетие прославления Преподобного.

По завершении Курского крестного хода нас разместили в Дивеево, в одном из палаточных лагерей. Но основные торжества были не в Дивеево, а в Сарове. Город режимный, секретный, совершенно закрытый. Никто из нас даже не мечтал туда попасть, но накануне в наш палаточный лагерь приехал представитель Оргкомитета. Был поздний вечер. Расспросив хранительницу иконы «Умиление» Наталью о святыне, он произнес загадочную фразу: «Да, по всей вероятности, это та самая икона, и ей нужно быть завтра в Сарове». На вопрос «почему?» ответил: «А вы разве не знаете? Ведь завтрашний Крестный ход еще при жизни предсказал Серафим Саровский, он говорил: «Придет время, пойдет Крестный ход из Сарова в Дивеево, народу будет, как колосьев в поле, а впереди будут нести чудотворную икону». И Святейший считает, что Серафим Саровский имел в виду вашу икону».

Именно на Локотской иконе исполнилось пророчество Преподобного, и теперь мы можем утверждать, что явление мироточивой двусторонней иконы Божией Матери «Умиление» предсказал сам Серафим Саровский.

С нами тогда случилась еще одна нечаянная радость. Уже ночью служба безопасности выдала пропуска тридцати участникам нашего Крестного хода, и мы очутились в Сарове. Когда начался Крестный ход в Дивеево, раку с мощами понесли двенадцать архиереев. Рака тяжелая, серебряная, 240 килограммов. Далее иерархи должны были передать ее специально отобранным участникам шествия. Но по какой-то неожиданной причине их в нужный момент не оказалось. И братии курского Крестного хода выпала честь возложить на свои плечи честные мощи Преподобного Серафима.

Юрий Шишков
«Русь Державная», 2018, № 2; 2019, № 4


Летняя Пасха

Перенесение мощей Преподобного из Дивеевского монастыря в Саров. Ударил монастырский колокол, и Крестный ход начался!

Мы поднялись на взгорок, я оглянулся назад: людская река протянулась далеко-далеко, теряясь за поворотом дороги. Паломники отовсюду — с Волги и Урала, Вологодчины и Тамбовщины, Камчатки и Байкала, с Енисея и Оби. Они молятся о спасении России, жаждут вновь увидеть ее Святой Русью.

Вместе с нами идет и Небесное Воинство — Ангелы, Херувимы и Серафимы, Архистратиг Божий Михаил, Царь-мученик Николай, все новомученики и исповедники Российские, все святые, в земле Российской просиявшие, и, конечно же, Преподобный батюшка наш Серафим. Их молитвами мы не идем, а летим. Летим на крыльях Божией благодати.

Когда людской поток повернул к поселку Сатис, мы увидели встречный Крестный ход из Нижнего Новгорода. Колонны остановились. Священники начали служить молебен.

Небо совершенно чистое. Вдруг в вышине, прямо над тем местом, где стояла рака с мощами преподобного Серафима, появилось светлое облако в виде креста. Затем крест видоизменился, и мы все увидели образ Преподобного Серафима, благословляющего народ. Паломники упали на колени. Прошла минута, другая, облако стало уменьшаться и уходить вверх…

Вдохновленные чудом, мы продолжили наш Крестный ход, и время для нас остановилось.

Я вышел на обочину дороги, чтобы посмотреть на участников шествия. Идут молодые и пожилые, мужчины и женщины, идут с иконами и свечами. Идут инвалиды на костылях, не отставая от других паломников. Едут инвалиды на колясках, малыши на плечах пап и мам. Какие у всех прекрасные, одухотворенные лица! Какие у всех чистые, ясные, небесные глаза! Нет лучшего зрелища, чем это шествие, — идет проснувшаяся Русь! Идет с молитвой и покаянием!

+ + +

Через день честные мощи преподобного отправились в обратный путь из Сарова в Дивеево. В этом Крестном ходе народу было намного-намного больше.

Молитва проникала в сердце, душу, пронзала все мое существо — такой молитвы не было у меня ни дома, ни в храме, нигде. Так я еще ни разу в жизни не молился! Молитва была так глубока, искрення и захватывающа, что казалось ступаешь не по земле, а по Небу. Так бы и шагал и шагал до скончания своей земной жизни.

Крестный ход — это квинтэссенция духовной жизни. Он нас очищает, просвещает, наставляет, окрыляет, вразумляет, исцеляет от физических и духовных недугов. Он дает такой духовный опыт, который невозможно приобрести ни в одном, даже самом престижном учебном заведении.

Меня привел в совершенное умиление один штрих Крестного хода: христиане — как участники шествия, так и жители селений — становились на колени, и иконы проносили над ними.

Такой благочестивый обычай мог родиться только в сердцах русских людей, для которых преклонить колени перед образом Божией Матери или Преподобного Серафима так же естественно, как утром умыть лицо. В этом обычае — весь русский человек с его смирением и неодолимой жаждой Небесного.

— Пониже нагибайте головы! — то и дело командуют те, кто несет иконы.

И богомольцы послушно пригибают свои головы пониже к земле.

Вот самое лучшее занятие для русских людей в наши дни!

Если бы все делали так! И в Дивеево, и в Костроме, и в Игарке, и в Находке! И безо всякой команды! Совершенно добровольно! Да пониже, пониже! Да поусерднее, поусерднее! Если бы люди прислушались к зову своего сердца! Если бы они смогли услышать стук в него, который не прекращается никогда — ни утром, ни днем, ни ночью. Тогда все наши проблемы решились бы в одну секунду, и русские стали бы самыми счастливыми людьми во вселенной.

+ + +

Первое августа 2003 года. В Дивеевском монастыре завершилась Божественная литургия.

— Мы с вами пережили летнюю Пасху, истинную спасительную Пасху, — звучат слова Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Алексия. — О ней говорил сам Преподобный Серафим, который все эти дни был с нами, и любовь которого обильно изливалась на нас.

Николай Кокухин
«Русь Державная», 2003, № 9
от 20.05.2024 Раздел: Август 2023 Просмотров: 603
Всего комментариев: 0
avatar