![](/2015/December/14.jpg)
Учебный курс в первый период существования семинарии (1745–1761 г.г.) состоял из шести классов. В низший, первый класс принимались дети от семи до пятнадцати лет, умевшие читать и писать. В этом классе, именуемом «аналогией», дети совершенствовались в славянском чтении и письме, знакомились с латинским языком. В «инфиме» изучалась латинская грамматика. Два следующих класса продолжали обучение в том же русле. В классе «пиитики» учились образно выражаться, используя тропы и фигуры, а также писать стихи. В классе риторики обучались ораторскому искусству и логике.
С 1747 года для учеников предполагались каникулы с 15 июля по 1 сентября, тогда же были введены и различные поощрительные вознаграждения за отличное поведение и прилежную учёбу. Вскоре возникла нужда в новом семинарском корпусе. Духовная Консистория обратилась в губернскую канцелярию с иннициативой: «Надлежит построить особый училищный дом, как Духовным Регламентом велено, не в городе, но в стороне, на веселом месте, удобном, где несть народного шума, ниже частыя оказии, которыя обычно мешают учению, и построить дом образцом монастыря пространством и житием, где подобает быть церкви, аптеке и доктору, и построить в семинарии несколько жилья и для гуляния семинаристам развести сады». Такое место было найдено в слободе Чижовка, близ Троицкой церкви. К 1752 году на Чижовском холме был построен семинарский корпус, однако весной новое здание сгорело дотла. После этого происшествия под семинарию был построен флигель при архиерейском доме. Однако материальные трудности и недоверие духовенства к латинскому богословию, которое преобладало в тогдашних духовных школах, привели к закрытию (к счастью, кратковременному) семинарии при епископе Иоанникии (Павлуцком, 1761–1763).
![](/2015/December/18.jpg)
При приемнике святителя Тихона, учёном епископе Иоанникии (Полянском 1788-1794 г.г) и префекте семинарии Евфимии Болховитинове Воронежская семинария становится одним из ведущих центров духовного образования России. В семинарии преподают одни из лучших учителей того времени. Одной из главных задач школы тогда становится воспитание пастырей миссионеров, в связи с тем, что увлечение образованным обществом идеями французских философов Вальтера и Дидро не могло не сказаться на общем уровне церковности паствы.
![](/2015/December/13.jpg)
За это время Духовная семинария поменяла немало помещений, пока на кафедру не вступил епископ Воронежский и Черкасский Антоний (Соколов, 1810–1816г.г). В 1813 году епископ Антоний представил на рассмотрение Святейшего Синода следующее предложение: «Выстроить по лицевой стороне новоприобретенного места вновь два каменных корпуса. В этих двух корпусах поместить учебные классы бурсы, квартиры для начальства и учителей, правление и библиотеку с кабинетом, церковь во имя Иоанна Богослова, равно устроить для казеннокоштных столовую, кухню,пекарню с квасоварнею, погреба, кладовые для хлеба и прочее.». Синод благословил строительство и 13 ноября 1813 года утвердил присланный из Воронежа «план трехэтажному каменному корпусу». Посторойка нового корпуса Воронежской семинарии на улице Большая Дворянская (ныне проспект Революции 29) было завершено при епископе епископе Епифании (Канивецком, 1816–1825г.г.). В этом здании семинария и располагалась с 1822 года до своего закрытия в августе 1918 года. (На сегодняшний день историческое здание Воронежской Духовной семинарии занимает Воронежский Техникум Строительных Технологий)
Особое время для Духовной семинарии было при воронежском святителе Антонии (Смирницком, 1826–1846. Являясь образцом истинного православного благочестия и образованности, он тем самым вдохновлял своих пасомых и учеников. При нём были отменены в семинарии телесные наказания, и сам духовный климат школы был удивительно искренним и набожным, о чём сохранились воспоминания тогдашних воспитанников школы.
В течение XIX в. Воронежская Семинария, вместе со всеми духовными школами России, пережила целый ряд реформ. Однако Воронежская семинария была одной из немногих в стране, которой удалось отстоять независимость и самостоятельность церковного образования от светского.
С 1881-1887 г.г. архимандрит (будущий архиепископ) Димитрий (Самбикин), ректор Воронежской Духовной Семинарии улучшил образовательный процесс благодаря привлечению в духовную школу опытных преподавателей, обустроил быт семинаристов и пополнил библиотеку учебно-методической и научной литературой. Будучи примером истинного учёного монашества, он увлекает студентов любовью к богословию, церковной истории, краеведению. О чём сохранились благодарные воспоминания тогдашних студентов. Поэтому, в Воронежской семинарии практически не было увлечений идеями революции, и этим она обязана именно архимандриту Димитрию, и двум своим последним ректорам - протоиерею Алексию Спасскому и архимандриту Серафиму (Соболеву).
События Первой мировой войны и последовавших за ней революций оборвали почти двухвековую традицию духовного образования в Воронеже. В августе 1918 г. Советская власть закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество, уничтожила богатейшую библиотеку. Духовенство, преподаватели и воспитанники были подвергнуты преследованиям и репрессиям.
![](/2015/December/24.jpg)
После долгих лет гонений на Русскую Православную Церковь, Воронежская Духовная школа возродилась в 1993 г., благодаря трудам Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова,1982-2003г.г.). Так, было открыто Воронежского епархиальное Духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (на Монастырщенке). Первым ректором стал священник Александр Домусчи. В августе 1994 г. открыто Регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Студентам тогда приходилось жить в непростых бытовых условиях, но жажда духовного образования превозмогала все невзгоды и трудности , и в 1995 году состоялся первый выпуск возрожденной духовной школы.
При ректоре протоиерее Василие Попове, постановлением Священного Синода 17 июля 1997 г., Духовное училище преобразовано в Воронежскую Духовную семинарию, ставшую наследницей традиций и преемницей дореволюционной семинарии.
16 ноября 1998 г. Семинарию посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословивший преподавателей и студентов на их труды. А в 2000 г. Воронежская духовная школа получила статус высшего профессионального учебного заведения. И в семинарии помимо пастырского и регентского появляется ещё иконописное и заочное отделения.
![](/2015/December/23.jpg)
В настоящее время ректором духовной школы является игумен Иннокентий (Никифоров). Воронежская духовная семинария занимается широкой просветительской, миссионерской и научно-богословской деятельностью. Издаётся семинарский журнал «Образ Жизни», периодически публикуются сборники трудов преподавателей, организуются встречи студентов с ведущими богословами и учёными страны, совершаются паломнические и культурно-просветительские поездки и встречи. При участии преподавателей и студентов семинарии организуются Митрофановские Чтения, в которых участвуют представители различных духовных и светских учебных заведений.
На сегодняшний день в семинарии учреждены кафедры: Библейско-богословская, Церковно-историческая и общеобразовательная, церковно-практических дисциплин. Уровень богословского образования в Воронежской Православной Духовной семинарии непрерывно совершенствуется, преподаватели и студенты активно заняты научной работой и постоянно участвуют в общегородских и общероссийских научных форумах.
Непрерывно улучшается быт студентов. Так, для регентского и иконописного отделений выделено новое современное здание с классами, трапезной, спортзалом и уютными комнатами в общежитии. С момента своего возрождения и до сегодняшнего дня Воронежская Духовная семинария занимает комплекс зданий при Успенском храме на Монастырщенке, и в перспективе здесь же планируется постройка ещё одного нового корпуса семинарии с просторными аудиториями, актовым залом, обширной библиотекой и комфортабельным общежитием.
Пройдя долгий путь от своего основания до сегодняшних дней, Воронежская Духовная семинария как старейшее учебное заведение Воронежской области и России является хранителем и продолжателем богословского образования Русской Православной Церкви и примером служения Богу и Отечеству.
И.Н. Попов