Добавлено: 05.12.2015

Воронежская Духовная Семинария

Первые шаги к созданию Духовной школы в Воронеже были положены ещё в начале 18 века. Необходимость образования пастырей Церкви рассматривалась священноначалием как одно из важнейших деяний. После составления Священным Синодом Духовного Регламента при епископе Воронежском и Елецком Льве (Юрлове, 1727-1730 г.г.) собираются средства для создания школы для воспитания будущих священнослужителей, а при его приемнике епископе Иоакиме (Струкове, 1730-1740г.г.) в 1730 году состоялся первый набор воспитанников в учебное заведение при Архиерейском доме. Но, к сожалению тогда школа просуществовала всего лишь год, и из за недостатка средств вскоре была закрыта. Преемником преосвященного епископа Иоакима по кафедре явился епископ Вениамин (Сахновский,1742–1743), который сразу же принялся за восстановление дела образования. Понимая всю сложность предприятия, владыка пригласил новых преподавателей и попытался организовать учебный процесс но, смерть владыки Вениамина прервала это благое начинание.

Фактической датой основания Воронежской Духовной Семинарии является 1745 год, при воронежском архипастыре Феофилакте (Губанове,1743-1757 г.г.), и на сегодняшний день воронежская духовная школа является старейшим учебным заведением Воронежского края. Тогда семинария располагалась при архиерейском доме, и сам архипастырь строго следил за моральным и научным обликом будущих священнослужителей.

Учебный курс в первый период существования семинарии (1745–1761 г.г.) состоял из шести классов. В низший, первый класс принимались дети от семи до пятнадцати лет, умевшие читать и писать. В этом классе, именуемом «аналогией», дети совершенствовались в славянском чтении и письме, знакомились с латинским языком. В «инфиме» изучалась латинская грамматика. Два следующих класса продолжали обучение в том же русле. В классе «пиитики» учились образно выражаться, используя тропы и фигуры, а также писать стихи. В классе риторики обучались ораторскому искусству и логике.

С 1747 года для учеников предполагались каникулы с 15 июля по 1 сентября, тогда же были введены и различные поощрительные вознаграждения за отличное поведение и прилежную учёбу. Вскоре возникла нужда в новом семинарском корпусе. Духовная Консистория обратилась в губернскую канцелярию с иннициативой: «Надлежит построить особый училищный дом, как Духовным Регламентом велено, не в городе, но в стороне, на веселом месте, удобном, где несть народного шума, ниже частыя оказии, которыя обычно мешают учению, и построить дом образцом монастыря пространством и житием, где подобает быть церкви, аптеке и доктору, и построить в семинарии несколько жилья и для гуляния семинаристам развести сады». Такое место было найдено в слободе Чижовка, близ Троицкой церкви. К 1752 году на Чижовском холме был построен семинарский корпус, однако весной новое здание сгорело дотла. После этого происшествия под семинарию был построен флигель при архиерейском доме. Однако материальные трудности и недоверие духовенства к латинскому богословию, которое преобладало в тогдашних духовных школах, привели к закрытию (к счастью, кратковременному) семинарии при епископе Иоанникии (Павлуцком, 1761–1763).

С 1763 года, трудами святителя Тихона (Соколова, 1763-1767), духовная школа заметно реформировалась и преобразилась. Являясь примером образованного архипастыря и подвижника, святитель лично руководил семинарией, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. И вскоре Воронежская Духовная Семинария становится одной из лучших в России, а семинарская библиотека по количеству книг, занимает третье место среди духовных библиотек Русской Православной Церкви.

При приемнике святителя Тихона, учёном епископе Иоанникии (Полянском 1788-1794 г.г) и префекте семинарии Евфимии Болховитинове Воронежская семинария становится одним из ведущих центров духовного образования России. В семинарии преподают одни из лучших учителей того времени. Одной из главных задач школы тогда становится воспитание пастырей миссионеров, в связи с тем, что увлечение образованным обществом идеями французских философов Вальтера и Дидро не могло не сказаться на общем уровне церковности паствы.

Следующий Преосвященный – епископ Воронежский и Черкасский Мефодий (Смирнов, 1795–1799), прославился как учитель богословия. Именно он стоял у истоков перевода Священного Писания на русский язык, осуществив еще в 1792 году перевод Послания апостола Павла к Римлянам. Преосвященного владыку Мефодия отличали прямодушие и твердость в убеждениях. При нем семинария достигла образцового устройства. Как отмечают историки, епископ Мефодий был одновременно строг и щедр. Он активно покровительствовал префекту семинарии Евфимию Алексеевичу Болховитинову. В 1777 году Евфимий, сын священника дворянского рода, поступил в Воронежскую духовную семинарию, которую закончил с отличием в 1784 году и в скором времени был рукоположен во священника. В семинарии Болховитинов сразу же занялся обустройством библиотеки и даже организовал литературный кружок, при котором в Воронеже возникла первая типография. Евфимий Болховитинов заслуженно считается первым историкомкраеведом. Он оставил множество исторических, поэтических, богословских, научных исследований. В 1800 году он принял монашество с именем Евгений, а затем был поставлен митрополитом Киевским и Галицким. Владыка Евгений умер в 1837 году, снискав заслуженное уважение современников и потомков.

За это время Духовная семинария поменяла немало помещений, пока на кафедру не вступил епископ Воронежский и Черкасский Антоний (Соколов, 1810–1816г.г). В 1813 году епископ Антоний представил на рассмотрение Святейшего Синода следующее предложение: «Выстроить по лицевой стороне новоприобретенного места вновь два каменных корпуса. В этих двух корпусах поместить учебные классы бурсы, квартиры для начальства и учителей, правление и библиотеку с кабинетом, церковь во имя Иоанна Богослова, равно устроить для казеннокоштных столовую, кухню,пекарню с квасоварнею, погреба, кладовые для хлеба и прочее.». Синод благословил строительство и 13 ноября 1813 года утвердил присланный из Воронежа «план трехэтажному каменному корпусу». Посторойка нового корпуса Воронежской семинарии на улице Большая Дворянская (ныне проспект Революции 29) было завершено при епископе епископе Епифании (Канивецком, 1816–1825г.г.). В этом здании семинария и располагалась с 1822 года до своего закрытия в августе 1918 года. (На сегодняшний день историческое здание Воронежской Духовной семинарии занимает Воронежский Техникум Строительных Технологий)

Особое время для Духовной семинарии было при воронежском святителе Антонии (Смирницком, 1826–1846. Являясь образцом истинного православного благочестия и образованности, он тем самым вдохновлял своих пасомых и учеников. При нём были отменены в семинарии телесные наказания, и сам духовный климат школы был удивительно искренним и набожным, о чём сохранились воспоминания тогдашних воспитанников школы.
В течение XIX в. Воронежская Семинария, вместе со всеми духовными школами России, пережила целый ряд реформ. Однако Воронежская семинария была одной из немногих в стране, которой удалось отстоять независимость и самостоятельность церковного образования от светского.

С 1881-1887 г.г. архимандрит (будущий архиепископ) Димитрий (Самбикин), ректор Воронежской Духовной Семинарии улучшил образовательный процесс благодаря привлечению в духовную школу опытных преподавателей, обустроил быт семинаристов и пополнил библиотеку учебно-методической и научной литературой. Будучи примером истинного учёного монашества, он увлекает студентов любовью к богословию, церковной истории, краеведению. О чём сохранились благодарные воспоминания тогдашних студентов. Поэтому, в Воронежской семинарии практически не было увлечений идеями революции, и этим она обязана именно архимандриту Димитрию, и двум своим последним ректорам - протоиерею Алексию Спасскому и архимандриту Серафиму (Соболеву).

События Первой мировой войны и последовавших за ней революций оборвали почти двухвековую традицию духовного образования в Воронеже. В августе 1918 г. Советская власть закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество, уничтожила богатейшую библиотеку. Духовенство, преподаватели и воспитанники были подвергнуты преследованиям и репрессиям.

В истории Русской Православной Церкви началась новая страница. Но даже после закрытия Воронежской духовной семинарии ее благие плоды продолжали питать православных христиан и России, и даже других стран. Последний предреволюционный ректор архимандрит Серафим (Соболев) в сане архиепископа Богучарского стал Управляющим православными русскими приходами в Болгарии. Он стяжал славу глубоко почитаемого подвижника и чудотворца, педагога, воспитавшего множество пастырей и в России, и в Болгарии, яркого духовного и общественно-политического писателя. Бывший некогда преподавателем Воронежской семинарии, а позже Санкт-Петербургской духовной академии, известнейший русский библеист профессор Н.Н. Глубоковский в 1921 году был вынужден эмигрировать в Финляндию, оттуда в Германию, некоторое время он занимал кафедру Священного Писания Нового Завета в Праге. Затем читал лекции в Белграде, а с 1923 года стал фактически основателем и профессором Богословского университета в Софии. В 1925 году он был избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук. В Болгарии он продолжал активную научную деятельность в традициях русского богословия. Выпускник Воронежской духовной школы епископ Тихон (Лященко) возглавил Берлинско-Германскую епархию Русской Зарубежной Церкви. А другой выпускник, опытный пастырь, педагог и духовный писатель протопресвитер Иаков Ктитарев стал одним из сподвижников Экзарха Православных Русских Церквей в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). Духовная семинария выпустила тысячи священно и церковнослужителей. Среди преподавателей и выпускников духовной школы были почитаемые святые священномученики Пётр митрополит Крутицкий и Василий епископ Кинешемский, преподобноисповедник Сергий (Сребрянский), святитель Иннокентий (Борисов), преподобномученик Нектарий (Иванов), выдающиеся учёные: митрополит Евгений (Болховитинов), митрополит Леонтий (Лебединский), архиепископ Димитрий (Самбикин). Из стен духовной школы вышли поэты А.П. Сребрянский и И.С. Никитин, литературовед А.М.Путинцев, мостостроитель Л.Д. Проскуряков, врачи О.И. Рудинский и В.В. Пашутин, депутат 3-й Государственной Думы С.А. Петровский.

После долгих лет гонений на Русскую Православную Церковь, Воронежская Духовная школа возродилась в 1993 г., благодаря трудам Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова,1982-2003г.г.). Так, было открыто Воронежского епархиальное Духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (на Монастырщенке). Первым ректором стал священник Александр Домусчи. В августе 1994 г. открыто Регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Студентам тогда приходилось жить в непростых бытовых условиях, но жажда духовного образования превозмогала все невзгоды и трудности , и в 1995 году состоялся первый выпуск возрожденной духовной школы.

При ректоре протоиерее Василие Попове, постановлением Священного Синода 17 июля 1997 г., Духовное училище преобразовано в Воронежскую Духовную семинарию, ставшую наследницей традиций и преемницей дореволюционной семинарии.

16 ноября 1998 г. Семинарию посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословивший преподавателей и студентов на их труды. А в 2000 г. Воронежская духовная школа получила статус высшего профессионального учебного заведения. И в семинарии помимо пастырского и регентского появляется ещё иконописное и заочное отделения.

Являясь центром богословского образования Чернозёмного края, Воронежская семинария к началу 21 века становится одной из ведущих семинарий Русской Православной Церкви. С 2003 года, при архипастырском попечении Митрополита Воронежского Сергия (Фомина) и трудами ректора протоиерея Сергия Моздор, воронежская духовная школа начинает активно участвовать в общецерковных богословских конференциях и общегородских культурных мероприятиях.

В настоящее время ректором духовной школы является игумен Иннокентий (Никифоров). Воронежская духовная семинария занимается широкой просветительской, миссионерской и научно-богословской деятельностью. Издаётся семинарский журнал «Образ Жизни», периодически публикуются сборники трудов преподавателей, организуются встречи студентов с ведущими богословами и учёными страны, совершаются паломнические и культурно-просветительские поездки и встречи. При участии преподавателей и студентов семинарии организуются Митрофановские Чтения, в которых участвуют представители различных духовных и светских учебных заведений.
На сегодняшний день в семинарии учреждены кафедры: Библейско-богословская, Церковно-историческая и общеобразовательная, церковно-практических дисциплин. Уровень богословского образования в Воронежской Православной Духовной семинарии непрерывно совершенствуется, преподаватели и студенты активно заняты научной работой и постоянно участвуют в общегородских и общероссийских научных форумах.

Непрерывно улучшается быт студентов. Так, для регентского и иконописного отделений выделено новое современное здание с классами, трапезной, спортзалом и уютными комнатами в общежитии. С момента своего возрождения и до сегодняшнего дня Воронежская Духовная семинария занимает комплекс зданий при Успенском храме на Монастырщенке, и в перспективе здесь же планируется постройка ещё одного нового корпуса семинарии с просторными аудиториями, актовым залом, обширной библиотекой и комфортабельным общежитием.

Пройдя долгий путь от своего основания до сегодняшних дней, Воронежская Духовная семинария как старейшее учебное заведение Воронежской области и России является хранителем и продолжателем богословского образования Русской Православной Церкви и примером служения Богу и Отечеству.

И.Н. Попов
от 24.04.2024 Раздел: Декабрь 2015 Просмотров: 2495
Всего комментариев: 0
avatar