Добавлено: 16.08.2022

Возвращение в родную обитель

К 30-летию второго перенесения святых мощей преподобных
Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

21 августа Русская Православная Церковь совершает память перенесения святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.) и второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992 г.).

В августе 1992 года множество петербуржцев пришли проститься с преподобными Соловецкими чудотворцами, покидавшими град Святого Петра и возвращавшимися в родную обитель. Не иссякал поток молящихся у гробницы преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

И снова, как много веков назад, водами Белого, Студеного, моря возвращались преподобные в родную обитель.

Сотни паломников и жителей Соловков ожидали на монастырской пристани возвращения мощей преподобных. Во время морского путешествия не стихали молитвы и песнопения у святынь, всю ночь духовенство читало акафист Соловецким чудотворцам.

С иконами и хоругвями встречали своего священноархимандрита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II насельники обители во главе с наместником монастыря игуменом Иосифом.

Крестным ходом, с молитвенными песнопениями мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были торжественно внесены через Святые врата основанной ими обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе, где они почивали прежде.

Три дня совершались праздничные богослужения у мощей преподобных в древнем Преображенском соборе, который сильно пострадал в период лихолетья. Теперь он преобразился: сиял огнями свечей, блистал красотою священнических облачений, согревался теплотою молитв сердец человеческих, ликовал благолепным торжественным пением.

В интервью для Соловецкого радио, Патриарх подчеркнул: «Для меня это первое посещение Соловецкого архипелага и возрождающегося Соловецкого монастыря. Поразила меня удивительная северная природа, и в то же самое время я как-то соприкоснулся с историей монастыря, с его славным прошлым и трагическим недавним прошлым, когда здесь был Соловецкий лагерь особого назначения.

Сегодня происходит во всей нашей жизни духовное обновление, возрождается и обитель Соловецкая».

Елена Андрущенко, бывший внештатный экскурсовод Соловецкого музея-заповедника вспоминала:
«Соловки невозможно забыть — это знают все, кто хоть раз ступал на Соловецкую землю. Первое мое знакомство с ними состоялось зимой, во время крещенских морозов. Потрясла меня необыкновенная архангельская белизна погруженного в молчание острова, неземная красота царственно-молчаливого леса, словно скрывавшего под белоснежным покровом какую-то непостижимую тайну...

И вот теперь, 20 августа 1992 года, мы стоим, насквозь продуваемые знакомым северным ветром, на монастырском причале на берегу бухты Благополучия, подступающей почти к самым стенам неодолимой крепости. Мы слушаем праздничный звон колоколов, всколыхнувший давно уже забывшие его целительную мелодию соловецкие леса. Когда-то он, оглашая седые беломорские просторы, доносился до Карельского берега сурового северного моря. Ныне этот торжествующий звон возвещает нам о приближении великого и полного духовного таинства события: о возвращении после долгих мытарств под покров родной обители вожделенной святыни — многоцелебных мощей основателей монастыря, преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Более пяти веков прошло с того замечательного лета, когда первые обитатели уединенных островов, ревнители ангельского жития Савватий и Герман причалили к Соловецкому берегу. Тогда и возгорелась на острове неугасимая лампада усердной монашеской молитвы. По прошествии же семи лет, уже после блаженной кончины Савватия, преподобный Герман вместе с другим подвижником благочестия Зосимой окончательно поселяется на Соловецкой земле. И тогда промыслом Божиим навеки утверждается слава удивительных северных островов — здесь основывается, крепнет и украшается один из замечательнейших монастырей России».

«Вот они и на родной земле, святые мощи — сила и слава древней обители, источник благодати, радости и чудотворений, — продолжает Елена Андрущенко. — Праздничное шествие с драгоценной ношей сопровождается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II... Впервые за всю историю обители первосвятитель Русской Православной Церкви ступает на Соловецкую землю.

Шествие приближается к Святым вратам монастыря. Под молитвенное пение священные ковчеги вносят в монастырь, поднимают по ступеням Спасо-Преображенского собора — главного монастырского храма — и устанавливают под изготовленную к этому праздничному дню резную сень… Совершается благодарственный молебен о принятии братией обители святых мощей ее основателей — Зосимы, Савватия и Германа; читается акафист преподобным. И в конце каждого икоса взлетает в поднебесье всем миром поемое: «Радуйтеся, преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе». Давно не видали таких торжеств стены древнего монастыря. Давно не отзывалось в гулких сводах собора такое проникающее до сердечных глубин единое многоголосие. Давно не билось так сердце обители, не исполнено было радости каждое ее дыхание».

«И вот — вершина праздничных торжеств незабвенного августа 1992 года: 21-е число — Божественная литургия в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Литургию служил Святейший Патриарх в храме Преображения Господня».

«Побывали гости в этот праздничный день на горе Секирной, что в 12-ти верстах от монастыря, на вершине которой в XIX веке был основан Свято-Вознесенский скит. Имя свое гора получила после чудесного события, бывшего здесь во времена преподобных Савватия и Германа. В наше время это название приобрело новый, трагический смысл: в жестокие годы беззаконий в Вознесенском скиту был устроен штрафной изолятор соловецкого лагеря, где томились и умирали сотни и тысячи новомучеников, великомучеников, священномучеников. У подножия лестницы, известной своей чудовищной славой, был поставлен большой поклонный крест в память о жертвах большевистских репрессий. Служилась панихида по невинно убиенным и замученным».

«После службы высокие гости совершили путешествие на вертолете на самый удивительный из всех Соловецких — остров Анзер, всегда привлекавший к себе внимание ревнителей уединенного молитвенного подвига…

В жестокое лагерное время священный Анзер стал местом особых людских страданий: брошенные в оскверненные анзерские храмы узники лагеря живыми с острова почти никогда не возвращались. Вот тут-то с особой силой и оправдалось имя горы Голгофы, данное ей Самой Пресвятой Богородицей, явившейся в сонном видении преподобному Иову и повелевшей воздвигнуть на горе храм во имя Распятия Ее Превечного Сына. Сама природа выразила свою великую скорбь о безвинно загубленных здесь в жестокие времена человеческих душах: на юго-восточном склоне Голгофы стоит необыкновенный живой памятник невыразимому человеческому страданию — береза, выросшая в виде креста, явившая собой символ мученического подвига многих наших соотечественников.

Пролетая над островами на вертолете, гости не могли не подивиться почти первозданной красоте Соловецкой природы. Сотни людей, ежегодно дивясь ей, признают, что только промысел Божий, пекущийся о продолжении жизни древней обители, мог сохранить неуязвленной в нашем искалеченном, изуродованном мире эту священную пядь земли. Трудно словами описать головокружительную необъятность соловецких горизонтов, красоту соловецких озер; чудесные миражи над Белым морем, то отдаляющие, то приближающие, то перевертывающие в воздухе далекую гряду голубоватых островов; вспыхивающее мягким светом полярных сияний ночное небо над куполами и башнями погруженного в молчание монастыря…»

«Незабываемые дни второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа были исполнены Божественной благодати, которая щедро изливалась на всех, кто хоть немного причастен был к этому благословенному событию, — продолжаем мы читать воспоминания Елены Андрущенко. — Слитая воедино небесная и земная радость заполняла собой пространство. Немало удивительных явлений и благодатных перемен в душах людей происходило в те дни на Соловках. Люди испытывали на себе чудесную силу, исходящую от великой святыни — нетленных мощей угодников Божиих. Поистине — мощь. Во многих крепла вера, а некоторые, управляемые этой невидимой силой, пробуждались для новой, неведомой им дотоле духовной жизни. Для тех и других монастырь Соловецкий стал духовным прибежищем, источником радости и утешения, светом, освещающим путь к жизни вечной».

В 2001 году состоялся третий приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Соловки, во время которого с паломническим визитом прибыл сюда 20 августа и глава Российского государства. Его Святейшество обратил внимание молящихся на следующий знаменательный факт: «Ныне Соловецкая обитель в третий раз встречает главу государства Российского — после Императоров Петра I и Александра I ее посетил Президент России Владимир Владимирович Путин».

По материалам сайта Соловецкого монастыря
и Синодального отдела по монастырям и монашеству
Русской Православной Церкви
от 28.09.2022 Раздел: Август 2022 Просмотров: 1150
Всего комментариев: 0
avatar