Добавлено: 18.07.2018

Всякое дыхание да хвалит Господа!

Эта поездка на Святую Гору Афон была, пожалуй, самой необычной… И вот почему… Мой давний друг и единомышленник Вячеслав Максимилианович Успенский, врач по профессии, как-то весной попросил меня: «Андрей, мне необходимо поехать на Афон для получения благословения на мои дальнейшие труды».
Дело в том, что он является автором уникальной диагностической системы, которая основана на евангельской истине, что все идет через сердце, и уже добрый десяток лет помогает ставить больным людям точные диагнозы. Кстати, мы в свое время беседовали об этом с профессором Успенским на наших страницах …


Мы встретились с моим другом на арсане (пристани) нашего Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, куда я приехал на день раньше с Игорем Валентиновичем Фроловым, генеральным директором православного содружества Святой Горы Афон «Святогорец», который постоянно помогает мне в паломнических поездках. Небольшой чемоданчик с аппаратурой и маленький рюкзак – вот, пожалуй, и все вещи паломника р.Б. Вячеслава.

Пребывание в любом афонском монастыре складывается из таких составляющих: богослужения, трапеза и краткий отдых. И скажу откровенно, что сил на что-либо другое, по крайней мере, у меня, просто не хватает. И поэтому я был поражен, как Вячеслав Максимилианович (а он на десять лет старше меня), находил в себе силы для своего профессионального долга – обследования монастырской братии. Хотя, думаю, что он и сам не ожидал такого пристального внимания к своим исследованиям с их стороны. И, что несомненно – пользу от общения получали обе стороны: руководство и братия монастыря и р.Б. Вячеслав.

В воскресенье по благословению игумена монастыря отца Евлогия мы совершили поездку по нескольким афонским обителям. Это был Иверский монастырь, Ватопед, скит апостола Андрея Первозванного.

Заехали мы для краткой беседы и благословения к известному старцу Гавриилу Карейскому. Несмотря на недомогания, батюшка согласился принять нас. Я уже несколько раз бывал у этого замечательного человека и всегда выходил из его скромного домика с таким чувством, как будто только что отстоял Божественную литургию и причастился Христовых Таин. Да простит меня мой читатель за, может быть, столь нескромное сравнение, но по-иному мне трудно передать свои ощущения, ту легкость и ясность от разрешенных только что, казалось бы, трудных проблем.

«Желаю, чтобы Господь помянул вас во Царствии Своем, – начал разговор отец Гавриил, – чтобы вы были вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. Чтобы вы жили много лет и не нуждались во врачах. Чтобы Господь позаботился о ваших близких. Чтобы каждый услышал желаемый голос Господа.

Одна из причин, что мы болеем, это то, что не соблюдаем постов и Господь не защищает и позволяет болезням нападать на нас. Давайте каждый день читать Священное Писание. (Об этом мне неоднократно напоминал мой духовный отец архимандрит Кирилл Павлов).

Зачем мы существуем на этой земле? Для того, чтобы славить Бога. Святой ради Христа юродивый Гавриил говорил: «В последние времена человечество спасет доброта, смирение и любовь. Доброта открывает ворота рая, смирение руководит, а любовь являет самого Бога. Делайте добро, чтобы спасла вас ваша доброта».

Вячеслав Максимилианович рассказал батюшке о своей диагностической системе. «Очень хорошая идея, – поддержал его отец Гавриил, – говорить больным о духовности, о том, чтобы они исповедовались, причащались, соблюдали посты, читали Евангелие, молились. И тогда работа врача будет более успешной. Господь иногда посылает болезни, чтобы человек покаялся. Поэтому, если он не кается, и все врачи вместе собрались – они не смогут ему помочь. Очень важно для больного покаяние. И тогда Господь через простого врача может ему помочь».

Старец Гавриил дал нам свои наставления и благословил на дальнейшие дела. Каждому в его основном деле его жизни: Вячеславу Максимилиановичу – в медицине, мне – в дальнейшем издании «Руси Державной», которой в сентябре исполнится 25 лет.

Перед входом в скромную обитель отца Гавриила растет необычное дерево. Две мощные ветви его растут параллельно земле, и получается крест. Как бы сама природа отметила этим знаком обитель святого старца.
С большим сожалением покидали мы отца Гавриила. У меня в сердце до сих пор звучат его слова: делайте добро, чтобы спасла вас ваша доброта!

Несколько дней на Святой Горе как будто сжались в одно молитвенное мгновение, и каждая встреча, каждая беседа заняла в ней свое особое место…

Два дня провели мы в скиту Святого Модеста. К сожалению, не застали его настоятеля, отца Авраамия. Он в это время находился в Москве, где мы и встретились - после возвращения со Святой Горы - в редакции «Руси Державной».

И вот, наконец, конечная точка нашей паломнической поездки: скит Крумица. На пристани нас встретил скитоначальник отец Николай (Генералов). В январе, на Рождественские святки я уже был здесь, и мне очень хотелось показать своему спутнику это заветное место, где в благодатной тишине поднимается к небу монашеская молитва русских подвижников.

Простота и скромность отца Николая, его прямые и безкомпромиссные суждения прочно легли мне на сердце. Вспоминаю, как я, собираясь в поездку, послал отцу Николаю просьбу благословить приехать к нему. «Как Господь управит», – такой был ответ. И слава Богу, Господь управил. Улыбаясь своей широкой улыбкой, он произнес: «А я здесь, пока вас ждал, рыбку половил…»

В скиту всего несколько монахов, два паломника из Питера (насколько я понял, давние знакомые батюшки) и нас двое. Все здесь по-братски: молимся вместе, готовим трапезу тоже вместе. Некоторые новые рецепты усваиваю на ходу.

Богослужения в скиту – это особый разговор. Именно здесь начинаешь остро ощущать присутствие Божие. Иногда даже кажется, что суетный и страстный мир куда-то исчез, а есть только безмолвная тишина благодатного и такого желанного духа православной молитвы.

«Радуйся, Невесто Неневестная» – эти слова акафиста Пресвятой Богородице, которые ежевечерне звучат здесь и во всех афонских обителях, несомненно, доходят до Владычицы Афона, Божией Матери. И не случайно на Святой Горе к Богородице относятся как к живому человеку, с которым можно поделиться своими сомнениями и огорчениями, попросить Заступницу Усердную о помощи и поддержке…

Пока профессор обследовал братию, я прошелся по близлежащим холмам, окружающим скит. Тишина, изредка нарушаемая пронзительными соловьиными трелями, завораживала. Хотелось почему-то петь, прославлять Господа, Матерь Божию, радоваться, что есть еще на земле такие райские обители, к которым даровали тебе хотя бы краткое время прикоснуться.

Солнце припекало, и я остановился передохнуть у небольшой часовни. Сидя на ступеньках, я увидел дорожку, которую проложили муравьи. Как по настоящему шоссе они спешили, каждый в свою сторону по своим важным делам. Некоторые несли на себе какие-то белые листочки, наверное, очень необходимые в хозяйстве. Подумалось, насколько наши человеческие усилия могли быть более успешными, если бы мы трудились также слаженно, как эти муравьи. И я вспомнил фразу из молитвы: «…всякое дыхание да хвалит Господа!»

Уезжать из скита нам обоим не хотелось. «Я бы вообще здесь остался», – с легкой грустью сказал профессор.
Прощаясь с отцом Николаем, я сфотографировал его на память, и мне вдруг показалось, что это не скромный монах, а былинный богатырь, который всегда побеждает врага рода человеческого! И в руках у него самое сильное оружие – горячая молитва.
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
Фото автора
от 28.03.2024 Раздел: Июль 2018 Просмотров: 1064
Всего комментариев: 0
avatar