Добавлено:

Загляни в свое сердце

Интервью профессора Успенского Вячеслава Максимилиановича, напечатанное в декабре 2008 года в нашей газете «Русь Державная», вызвало большой интерес у читателей. Были высказаны пожелания продолжить на страницах газеты разговор об особой роли сердца в духовной жизни человека, о его информационной функции, о которой впервые заявил профессор Вячеслав Максимилианович Успенский. Осознавая актуальность обсуждаемой темы, редакция газеты сочла целесообразным организовать и провести «круглый стол» по этой важнейшей теме.

Андрей Печерский: Я узнал об этом открытии Вячеслава Максимилиановича Успенского около 8 лет тому назад. Мы много раз при встречах обсуждали значение теории информационной функции сердца для научной и практической медицины. Вячеслав Максимилианович демонстрировал мне материалы ранней диагностики на этапе, когда ещё нет жалоб и симптомов, характерных для этих заболеваний. Диагностическая система, разработанная им на основе информационной функции сердца, поражает своей доступностью, простотой и кратковременностью исследования, до 6-12 минут.
В свое время мы вмести ездили в Оптину пустынь, общались с наместником монастыря архимандритом Венедиктом, со старцем Илием, которые поддержали исследования, проводимые Вячеславом Максимилиановичем, и благословили его на их продолжение. Было ясно, что информационная функция сердца и разработанная на её основе диагностическая система помимо медицинского значения, являются современным научным и практическим материалом, свидетельствующим о роли сердца не только как жизненно важного органа, но и как органа, связывающего духовно-нравственное состояние человека с его здоровьем.

Вроде бы простая формула, о которой каждый православный человек знает: «болезни даются по нашим грехам», однако большинство из нас не придают этой истине должного значения.

Много людей у нас остаются за пределами Церкви, а те, которые считают себя воцерковленными, не всегда стремятся эту истину реализовать в практике своей жизни. Создается впечатление, что в основной массе народ «спит», убаюканный средствами массовой информации, и в первую очередь телевидением. Помолиться, заглянуть в свое сердце, оценить состояние своей души, вынести свои грехи на исповедь у кого-то нет времени, а у кого-то нет и желания. Обо всем этом хотелось бы поговорить, затронуть в первую очередь вопросы, которые выходят за рамки медицинского аспекта и касаются духовного возрождения нашего народа.

Вячеслав Успенский:
Мне как православному врачу часто приходится встречаться с таким фактом, когда больные, хотя и являются православными, а некоторые из них считают себя воцерковленными, тем не менее совершенно далеки от представлений, что многие болезни действительно могут быть по грехам. Эта формула, всем хорошо известная, тем не менее, многими не осознана и не усвоена душевно. Большинство больных ищут причины заболевания вне себя: в экологической обстановке, в качестве продуктов питания, в неудачах на работе, в семейных отношениях – в общем, в чем угодно только не в самом себе. Редко кто заглядывает в свой духовно-нравственный мир и пытается объяснить свою болезнь с позиций личной духовно-нравственной практики: греховного поведения, дурных привычек, порочных страстей. К сожалению, бытует однозначное мнение о сердце, как об органе, который только качает кровь и обеспечивает жизненно важное кровообращение в нашем организме. Представление о том, что сердце одновременно еще и важнейший духовный орган, существуют только среди православных людей, усвоивших Священное Писание. Теорию информационной функции сердца и опыт медицинской практики на её основе я рассматриваю в качестве научного подтверждения хорошо известной евангельской истины: все идет через сердце, т.е. духовная составляющая человека и его физическая сущность взаимодействуют именно через сердце.

Работа с больными каждый раз подсказывает, что незнание именно этой истины делает многих из них слепыми в оценке своего состояния, в понимании причин болезни и соответственно объясняют одностороннюю практику лечения: ставку делают только на официальную медицину и на предлагаемые ею методы лечения, а духовно-нравственные причины заболевания при этом, как правило, игнорируются.

В качестве примера вспоминается поучительный случай, который произошел прошлой осенью с ребенком в одной семье. Ко мне обратилась молодая пара, их дочь 8 лет страдала от кожных проявлений типа крапивницы. Педиатры заболевание объясняли аллергией, однако все виды лечения, направленные против аллергии, не давали эффекта. Был осуществлен тщательный поиск аллергена, но его не обнаружили. Возникла тупиковая ситуация.

Родители обратились ко мне. При осмотре я обратил внимание на невротическое состояние ребенка. Исследование на диагностической системе, основанной на информационной функции сердца, подтвердило наличие у девочки невротического состояния и не выявило заболеваний, которые могли бы сопровождаться крапивницей. Поэтому я стал изучать микроклимат в семье, в которой живет ребенок. И тут вскрылось, что между родителями часто возникают конфликты, порой даже по пустякам. Эти конфликты со стороны отца и матери сопровождаются раздражением, доходящим до гнева, взаимными оскорблениями и обвинениями. Ребенок, который любит и того, и другого родителя, каждый раз оказывался в тяжелой психо-эмоциональной ситуации. Девочка не знала как себя вести, она металась в слезах между родителями. Именно в эти периоды у нее и возникала тяжелая крапивница. Я пришел к выводу, что в этом и есть главная причина заболевания ребенка.

Родители, хотя и были крещеными людьми, однако в Церковь ходили редко, не исповедовались, ребенка не причащали, их брак был невенчанный. Передо мной был типичный случай, когда крещеные люди, считающие себя православными, жили не по-православному. Совместно с родителями я провел анализ духовно-нравственного микроклимата в семье, подвел их к осознанию причины болезни ребенка. Они поняли, что микроклимат в семье греховный и что ими нарушается главный принцип – все должно решаться в семье по любви, а болезнь ребенка, любящего своих родителей, не что иное, как протест, болезненная реакция на их греховные конфликты, лишенные в эти моменты чувства любви. Я призвал молодых родителей привести семейную жизнь к православным правилам, посоветовал им купить и изучить книгу по православному домострою, обратиться к батюшке за советом, как решать возникающие в семье проблемы. Ну и, конечно, исповедаться и венчаться! По прошествии четырех месяцев, в Рождество Христово этого года, родители девочки звонят и поздравляют меня с праздником. Они сообщают, что у них все хорошо, девочка совершенно здорова, они венчались, на исповедь вынесли все свои греховные взаимоотношения, по воскресным дням посещают Церковь и причащают девочку – стали жить по православному.

Узнав об инициативе проведения «круглого стола» с целью обсудить те проблемы, которые могут решаться через православную медицину в пользу духовного развития, становления или возвращения в духовное лоно людей нашего Отечества, я вспомнил тот обильный материал, который имею как православный врач. Действительно, люди сейчас находятся в какой-то спячке. Суетой современной жизни они настолько закручены и отяжелены проблемами, что им некогда в храм сходить. Люди не молятся дома, не устраивают свою жизнь по-православному, не исполняют евангельские заповеди. Возникающие болезни, к сожалению, не всегда становятся для них сигналом к анализу духовно-нравственной основы своей жизни с целью выявлении тех грехов, которые могли бы стать причиной заболевания.

Медицинская практика православных врачей убеждает в том, что только воцерковление может уберечь человека от греховных соблазнов современной жизни, спасти от многих болезней, возникающих по грехам нашим.


А если болезни все-таки возникают, то, совмещая усилия современной медицины, таинства Церкви и собственные усилия жить по православному, люди могут исцелиться от них.

Участие в «круглом столе» дает мне также возможность выполнить наказ батюшки архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры. Мне посчастливилось быть у него, исповедаться, рассказать ему про научные исследования и медицинскую практику. Он поддержал меня и благословил продолжать эту работу, сказав: «Доктор, вы должны заниматься не только лечением больных, но и просветительской деятельностью». С другой стороны, для меня, как православного врача, очень важна православная интерпретация или православный взгляд на информационную функцию сердца, и я надеюсь на помощь в этом от присутствующих служителей Церкви.

Иерей Сергий Фейзулин, священник Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Вячеслав Максимилианович, а можно я задам вопрос: «Скажите, пожалуйста, вы руководите школой?»
Ответ: Школы нет. Учеников мало. Это ближайшие мои коллеги. Надеюсь, что их круг будет расширяться. Но есть ряд объективных причин, которые сдерживают этот процесс. Во-первых, данное научное направление я развивал в определенной изоляции. Если бы я начал «трубить» о результатах первых исследований, то думаю, что мне не дали бы вовсе развивать это направление, потому что оно доступно пониманию только с позиции православной науки, которая, к сожалению, до сих пор не признается или в лучшем случае игнорируется. Во-вторых, сложившийся стереотип представлений о роли сердца порождает серьезное недоверие к теории информационной функции сердца. Всем известно, что сердце обеспечивает жизненно необходимое кровообращение организма, и закономерно возникает вопрос: при чем тут информационная функция? Когда я доказываю, что импульсы, которые рождаются в сердце во время его сокращений, обладают всеми свойствами сигналов информационных систем, и они свидетельствуют о том, что сердце обладает информационной функцией, которую следует изучать, многие игнорируют данный факт или проявляют сдержанность. Однако есть врачи, в первую очередь православные врачи, которые меня горячо поддерживают. Первыми поддержали мои исследования специалисты, работающие в области радиосвязи и информатики, то есть люди, занимающиеся информационными системами. Один из них даже высказался: «Почему раньше об этом никто не подумал? Это открытие, валяющееся прямо на дороге, оставалось только подобрать!».

Иерей Сергий:
В связи с поставленной на обсуждение проблемой возникает вопрос: как формируется личность и как человек воспринимает все, что происходит в его жизни? Вспоминаются слова Священного Писания, еще в Ветхом Завете сказанные: «праведник верою жить будет». Вспоминаются также слова одного французского писателя: «Человек видит в мире то, что уже с собой несет в этот мир». Известны и другие слова: «Каждому воздается по его вере». Поэтому, что касается православных людей, которые обращаются к диагностике и лечению вне православного мировоззрения, уповая только на официальную медицину – это явление нуждается в православной оценке.

С другой стороны, в Библии сказано: «Кому много дано, с того много и спросится». И это, прежде всего, относится к нам, священникам. Именно под этим углом зрения я воспринимаю мою встречу с Вячеславом Максимилиановичем. Я познакомился с трудом, который любезно он мне лично предоставил, мы с ним долго общались по этому поводу. Я разделяю с ним миссионерский и просветительский аспект обсуждаемой проблемы. И раз меня Господь ввел в эту область, то как бывший психолог и человек, интересующийся в какой-то степени информатикой и занимающийся философией, считаю своим долгом привлечь ваше внимание к следующим проблемам. Нашу эпоху философы называют уже не эпохой модерна и даже не эпохой постмодерна, а информационной эпохой. Поясню. Модерн – это когда нет ничего постоянного, нет никакой опоры, все меняется: сегодня – одно, завтра – другое, т.е. почти авангард. Постмордерн – это уже разрушение культуры. Информационная эпоха – это постоянная ложь, то есть информация, ни на чем не основывающаяся, она посылается в мир и управляет им. Если праведник верою жив будет то: какой верой живут люди на самом деле? Во что веруют? Чем будет жить человек, не имеющий веры? Мы живем в эпоху информационных технологий, в эпоху, когда информация начинает управлять нами, осуществлять доминантные функции в мире.

Если во второй половине двадцатого столетия говорили, что мы живем в техногенную эпоху, когда техника нами управляла, то сейчас нами управляет информация. Информация может рождаться из ничего и определять все. Понимаете, какая страшная ложь? Сатанизм уже не демонизм. Демонизм – это когда зло владеет человеком, и он несчастен. Он борется, мучается, страдает. А сатанизм – это наглая, вызывающая ложь.

Открытие Вячеслава Максимилиановича актуально! И мы должны понять, что оно значит для Церкви, что значит для нашей духовной практики.

Пафос этого открытия связан с покаянием. Евангелие начинается со слов: «Покайтесь!» Покайтесь, почему? Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное! Войдите! То есть – призыв войти. И далее заповеди. Не только Десять заповедей мы знаем. Мы знаем Откровение Заповедей Блаженства. Вот этой верой мы должны жить. Почему только некоторые – сейчас мы говорим люди-уникумы, феномены духовные, – как отец Кирилл, отец Наум, почему только они имеют постоянную полноту радости? Потому что вера их блаженная. И практикующий человек, и священник, конечно же, знает то, о чем вы говорите. Но вот как это доказать обычным людям?

Осуществить это бывает очень непросто. Вот у меня соседи по лестничной площадке с ребенком мучаются. Каких только диагнозов не ставили ему. В том числе предполагали рак крови. Когда я познакомился с семьей, увидел, что очень хорошие молодые любящие друг друга люди, однако, хотя и крещеные, в Церковь не ходят, отец с утра до вечера на работе.

Я говорю: «Молодые люди, давайте-ка я вас поисповедую». Однако московская специфика такова: люди, живущие на одной лестничной площадке, друг с другом не общаются, к ним еще надо суметь «ворваться». В конечном итоге я их исповедал и обнаружил «корень» болезни ребенка. Сказал отцу: надо тебе пойти и исповедаться в церкви, причаститься и читать Евангелие. Тут он ухмыльнулся и говорит: «Значит, мне нужны духовные костыли?». И тут вот нужно было бы буклетик какой-то ему дать, популярным языком рассказать, что это все не просто, дорогой мой. К сожалению, мы живем в такое время, когда люди меньше верят в Слово Божие, а больше доверяют каким-то аннотациям, инструкциям, буклетам, то есть надо дать им почитать что-нибудь такое…

В тот момент у меня ничего с собой не было. Мне оставалось только убеждать в том, что путь к спасению лежит через Церковь, и другого пути нет. Слава Богу, они прислушались к моему призыву, их ребенок Рома сейчас здоров. По-видимому, духовные вибрации от родителей в какой-то момент вселяли в ребёнка страх. Известно, душа ребенка очень тонко чувствует и воспринимает окружающий мир и особенно душевное состояние родителей. Вероятно, создались какие-то внешние синдромы, набор признаков сходных с патологией, которой, может быть, и не было вовсе. Или была греховная генетическая связь с родителями, что называется Вячеславом Максимилиановичем «информационной сущностью, создающей риск болезни наследственной природы». Поэтому, на мой взгляд, теория и практика профессора Успенского Вячеслава Максимилиановича – это открытие мирового уровня. Я восторженно говорю, прошу прощения, но когда знакомишься с такими людьми, как Вячеслав Максимилианович, прибывает вера, умножается радость, что такие люди есть. И дай Бог вам еще много лет, чтобы вы трудились. Чтобы знали о ваших трудах не только мы, но и общество. Ваши исследования следует популяризировать.
Вячеслав Успенский: Первый опыт популяризации уже получился. Андрей Николаевич, собственно, первый из писательской среды решил организовать интервью «Загляни в свое сердце!» в газете «Русь Державная». И хотя были затронуты самые элементарные вопросы, положительных откликов было много. Люди с интересом читали и хорошо отзывались. Так и говорили: многие простые вещи мы воспринимали не так, как надо. И очень хорошо, что такое интервью состоялось. Этому способствовало также первое интервью, опубликованное на сайте Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры. Позже ряд православных газет местного значения перепечатали его.

Продолжая тему разговора, хочу познакомить наше общество с Николаем Дмитриевичем Гурьевым. Он православный психиатр, много занимался больными, написал замечательную книгу, которая имеет прямое отношение к теме «круглого стола» и называется: «Страсти и воплощение их в психосоматические заболевания». Я много полезного почерпнул из этой книги и использую ее в своей практике. Он, как православный психиатр, в этой книге представил очень интересный материал и дал ему православную интерпретацию. Поэтому очень хотелось бы услышать его мнение по обсуждаемым вопросам.

Николай Гурьев, православный врач-психиатр: Спасибо за внимание. Когда я был в ординатуре медицинского института, меня заинтересовал вопрос соотношения греха и болезни. Какая конкретная болезнь, каким грехом вызывается? Я попытался установить корреляцию. Мне удалось её получить для некоторых заболеваний. В процессе этой работы мне пришлось потратить много времени на то, чтобы любые душевные качества были распознаваемы, чтобы их можно было идентифицировать. К сожалению, среди людей мало кто различает, например: терпение, терпимость, выдержку; печаль, тоску, уныние; упорство, упрямство, настойчивость, постоянство. Как правило, всё путается и сваливается в кучу. Я составил словарь и дал определение этим духовным качествам. Словарь готов к изданию, и он может оказать большую помощь в первую очередь специалистам – психологам, педагогам, врачам, служителям Церкви и всем, кто стремится к образованности.

Всем известно, что состояние души сказывается на физическом теле. Об этом свидетельствует большой фактический материал, полученный Вячеславом Максимилиановичем с помощью диагностической системы, которую он создал на основе теории информационной функции сердца, им же предложенной.

Работая с больными, имеющими расстройства психики, я всегда придавал решающее значение анализу их духовно-нравственного состояния, установлению возможных греховных поступков, ставших причиной расстройств психики. После осознания больным своих грехов начинался этап объяснения ему основ религии, значения исповеди, освоения молитвы, в первую очередь Иисусовой молитвы, и посещения Церкви. В тех случаях, когда удавалось больного вовлечь в активный духовный процесс с отхождением от греховных поступков, лечебный эффект оказывался максимальным при отсутствии или минимальном использовании психотропных лекарств.

К сожалению, среди больных часто наблюдается два совершенно недопустимых и очень вредных для них же варианта отношения к духовной составляющей лечебного процесса. Во-первых, недооценка, а в некоторых случаях недоверие мероприятиям, направленным на духовное исцеление. Например, один больной с тяжелой формой поражения сосудов нижних конечностей (эндартериит с трофическими осложнениями), несмотря на явный положительный эффект в процессе духовной работы, заявил мне: «Спасибо, Николай Дмитриевич, вы мне так старались помочь. Но наконец-то лекарства помогли». Хотя те лекарства, которые он многие месяцы принимал, никакого положительного эффекта не давали, более того, болезнь, несмотря на их применение, продолжала прогрессировать.

Во-вторых, часто люди ко всем нравственным требованиям относятся, как к инструменту исцеления физического тела. Прагматический подход характерен для современного человека, но он совершенно недопустим в практике врача и тем более в духовной составляющей лечебного процесса. Больные пытаются выпросить у Господа Бога исцеление или приходят в Церковь, как в магазин, для удовлетворения своих просьб, при этом продолжая жить в грехах.
А теперь хочу поделиться опытом использования диагностической системы, разработанной Вячеславом Максимилиановичем на основе теории информационной функции сердца. Я встретил старого знакомого, формально верующего человека, т.е. формально посещающего церковь, формально относящегося к исповеди и без внимания к своей душе. Мы давно не виделись, разговорились. Оказалось, что у моего знакомого рак щитовидной железы, перенёс облучение, химиотерапию, но без эффекта. Ситуация фатальная, как он выразился, от стека до стека…

Пять дней у меня ушло на то, чтобы ему объяснить, что такое православная жизнь и какое значение имеет Иисусова молитва. После этого мы пришли к Вячеславу Максимилиановичу. И на обследовании обнаружилась ужасная картина. Я демонстрирую вам заключение, в котором, как вы видите, на первом месте наличие в организме раковой ситуации высокой активности, также подтверждена гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца высокой активности. Есть и другие заболевания, но не столь опасные для жизни.

В течение двух недель мой подопечный многократно исповедался и творил Иисусову молитву. Через две недели повторное исследование у Вячеслава Максимилиановича и неожиданный результат: раковой ситуации нет, а те заболевания, которые были, стали значительно менее активными, хотя специального лечения по поводу них не проводилось.

У меня создалось впечатление, что через диагностическую систему удаётся оценить состояние души больного, степень духовного очищения. Причем динамика духовного состояния значительно опережает по времени динамику симптомов болезни.


Тело инертно, но оно постепенно приводится к тому состоянию, в котором находится душа. Доказательством тому – больной, о котором я вам говорю. Клинически сохраняющийся рак на фоне отсутствующей программы раковой болезни постепенно исчез. Мой знакомый здравствует вот уже пятый год.

Я желаю Вячеславу Максимилиановичу упорства и успехов в дальнейшем развитии теории информационной функции сердца и в совершенствовании диагностической системы, на мой взгляд, очень полезной не только для медицинской, но и для духовной практики.

Лев Котюков, секретарь правления Союза писателей России: Дорогие друзья, я, собственно говоря, познакомился с Вячеславом Максимилиановичем как больной. Первое – это то, что он верующий человек. Я в храм хожу с детства – бабушка приучила. Доктор сразу стал меня, так сказать, в грехах изоблачать. Очень даже хорошо у него это сразу получилось. Я, как говорится, придерживаюсь того, что каждый человек есть последний грешник. К сожалению, многие, особенно писатели, в среде которых я вращаюсь, считают, что они не последние, а первые грешники. Это тоже причина гордыни. Я вспоминаю храмы своего детства, количество людей, там пребывающих тогда и сейчас. По моему мнению, количество верующих, что в 50-е годы, что сейчас, мне кажется, остается неизменным. К сожалению, говорить, что верующих заметно прибавляется, очень трудно, особенно среди нашей интеллигенции.

Мы являемся свидетелями разрушения культуры и появления антикультуры – пустоты, причем пустоты воинствующей. Это особенно хорошо видно, когда включим телевизор.

Да, если хотите беса посмотреть, нажимайте на любую кнопку каналов. Вот они, бесы! И переживаем мы времена очень страшные, причем мы их даже оценить не можем. Мы находимся внутри времени и не можем взглянуть на него снаружи. И вот то, казалось бы, возрождение, которое всюду, повсеместно у нас, в Союзе писателей провозглашается, оно иллюзорно. Чудовищные вещи! Вот у меня сейчас один интеллигент – я его в Союз принимал – написал книгу о происхождении Вселенной… Я говорю ему: сходи к священнику. И он пошел в церковь. Он вернулся и говорит: я пришел к нему, у него два высших образования, а он там какие-то псалмы свои поет. Я ждал-ждал… и ушел. Ну как так? Ведь службу же батюшка вел, литургию. А у него к церкви такое отношение.

Когда я прочитал статью в «Руси Державной», вообще-то для меня ничего нового там не было. Я как бы это все с детства знал. Но Вячеслав Максимилианович сумел доходчиво связать медицину и духовность.

А теперь о науке. По моему мнению, истинная наука – это познание Бога и его творения. Говорят, наука этого направления не принимает. Некоторые коллеги нашего дорогого профессора не признают информационную функцию сердца. Действительно, я одному профессору показал интервью, монографию Вячеслава Максимилиановича – он мне говорит: Ты знаешь, Лев Константинович, это интересно. Но это какая-то метафизика. Я его спрашиваю: «Ну а что такое метафизика, ты знаешь?» Он мне отвечает: «Это вроде… Мистика!»
Метафизика – это просто-напросто сверхфизика в известном переводе. Это то, что после физики…Современная физика, по моему мнению, находится в духовном тупике. И из этого тупика, видимо, она уже не выйдет, не придет к Богу. Более или менее умные ученые это прекрасно понимают и с этим соглашаются.

Но вот если взять мою жену – она у меня человек относительно верующий, – купила она обыкновенные иконки. И вдруг они замироточили. И она: «Вот как это нам наука объясняет?» Я говорю: «Да что такое наука? Ну что она может нам объяснить? Наука объясняет то, что есть. Наука не может объяснить того, чего нет. Только и всего».

Я ведь к Вячеславу Максимилиановичу попал не от хорошей жизни – на меня тоже болячки свалились.

Я перехожу к практической стороне открытия, которое совершил профессор. Дело в том, что у нас, к сожалению, с внедрением этой разработки профессора дело идет очень и очень тяжело. Вы знаете, человек он очень скромный. Даже я бы сказал, как говорил Сергей Михалков: скромность украшает скромного человека. Какая-то застенчивость, и так далее. И в то же время, насколько мне известно, дикие деньги тратятся на совершенно шарлатанские вещи в науке, уж не говорю про экстрасенсов… Мне бы хотелось, чтобы мы как-то посильно смогли помочь нашему дорогому профессору в этом плане, да и, может быть, и самим себе в первую очередь. Чего греха таить, все мы страдаем болячками! Все мы заботимся о своем здоровье, держимся за этот мир, хотя прекрасно понимаем, что вечный мир иной – это мир Божий.

Андрей Печерский: Говоря о мироощущении верующего и неверующего человека, я вспомнил одного священника из Псковской епархии. Он очень метко выразил это мироощущение: все мы в Бога верим, только мы Богу не доверяем. Очень глубокое наблюдение. Когда чирей вскочит, не молится человек, а бежит к доктору. И вот этот стереотип существует как в православной среде, так и вне её. И как мне кажется, наша задача в плане продвижении идеи Вячеслава Максимилиановича заключается в том, чтобы найти такой мостик или такую возможность, чтобы его идеи дошли до миллионов. Вспомним Серафима Саровского – под его влиянием рождалась «Русь Державная» – хочу напомнить: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». А многие люди не хотят мирный дух стяжать. Вот я по долгу своей работы открываю православные сайты и вижу, что многие из них напичканы драками, пересудами, рассудами, обвинениями и тому подобным. Я не думаю, что человек, который будет читать такую информацию, якобы подаваемую с православной точки зрения, вылечится от каких-то заболеваний. Скорее всего он еще больше заболеет. И как сделать так, чтобы до людей дошло, что же для них главное, а что второстепенное. Мне кажется, именно эту тему хотелось бы обсудить, как говорится, в мирном духе.

Окончание «круглого стола» читайте в следующем номере газеты


от 29.03.2024 Раздел: Сентябрь 2010 Просмотров: 2418
Всего комментариев: 0
avatar