Добавлено:

№ 04 (106), 2003 год. ОСНОВА ДУХА НАРОДА - В ЕГО ВЕРЕ

 Незадолго до начала трагических событий в Ираке с миротворческой миссией там побывала православно-мусульманская делегация из России. Православную ее часть возглавлял епископ Магаданский и Синегорский Феофан. Преосвященный Владыка нашел возможность встретиться с нашим корреспондентом и ответить на ряд вопросов.
 – В человеческой истории было много войн. Как сказано, мир во зле лежит. Но почему же именно эта война вызывает особенную тревогу у мирового сообщества?
 – Вообще любая война вызывает тревогу. Но нападение на Ирак – это военные действия, которые ведутся не по правилам войны. Это война против мирного населения, война, которую ведет сверхдержава со своими сателлитами, в техническом плане превосходящая в десятки, сотни раз ту страну, на которую они напали. Это именно нападение на Ирак. Да ведь и время-то сейчас какое: начало третьего тысячелетия, начало ХХI века. Всегда катаклизмы на переломе веков, на переломе тысячелетий, вызывали очень серьезную тревогу. Да и место, где началась война – это не простое место.
 Вспомним, – это библейское место, древнейшая библейская страна. Поэтому, я думаю, здесь есть много оснований говорить о тревоге. И тревожит то, что какая-то, хотя и супердержава, совместно с Великобританией, Испанией отвергли голос организации, которая выражает озабоченность мирового сообщества, и которой как бы дано право давать мандат на начало войны, я имею в виду Совет безопасности Организации Объединенных Наций. И вот попраны международные права и практически получается, что международные институты, которые были созданы, начинают в связи с этой войной утрачивать свою силу. Отсюда тоже тревога: что же может быть в дальнейшем? По какому пути пойдет мир, человечество, геополитика? Какой вообще миропорядок, какие ценности будут навязаны миру? Сегодня не понравился режим и правитель одной страны, на очереди есть уже другие страны.
 А где гарантия, что страна, которая называется Россией, в какой-то момент тоже не понравится сверхдержаве? Где гарантия, что не будет принято решение отправить военную силу «наводить порядок» и в нашей стране. Поэтому, война в Ираке – это не просто какой-то локальный военный конфликт. Это опасная точка возгорания, последствия которого пока никто не может предугадать и точно дать рекомендации, как и что будет после этой войны не только на Ближнем Востоке, но и в целом в мире.
 Какой миропорядок? По какому пути вообще пойдет человечество? Действительно ли мировое сообщество будет успокоено, или эта война, как показывает ее начало, явится яблоком раздора?
 Мы видим, что происходит уже сейчас, какой протест, с одной стороны всей мировой общественности, по всей планете: проходят митинги, другие протестные действия, целые парламенты, страны осуждают нападение на Ирак. Раскол в Европе: Германия, Франция, Россия. И цель-то какая? Что достигнуто? С одной стороны, поставлена, вроде бы, благородная цель: навести порядок, убрать диктатора и дать свободу, лучшую жизнь людям. А в итоге что? Амбиции. Амбиции какой-то одной державы со своими сотоварищами приводят мир к опасной черте.
 – Мы знаем, Владыко, что Вы возглавляли православную часть российской делегации, посетившей Ирак непосредственно перед началом бомбардировок. Одновременно с духовным осмыслением иракских событий могли бы Вы поделиться с читателями нашей газеты и впечатлениями от поездки, пребывания в Ираке, встреч с жителями страны?
 – Как я уже говорил неоднократно, в том числе и на пресс-конференции, повторю это и для читателей «Руси Державной»: вера мусульман, она дает очень многое. Буквально за день, даже за какие-то часы до начала бомбардировок я беседовал с десятками, с сотнями простых иракцев. И я не видел самого главного негативного фактора, того, что присуще, к великому сожалению, европейцам и что присутствует и у нас, в России, что стало нас лихорадить, это какая-то паника. Не успели сказать о том, что что-то может случиться, как соль, спички, мыло – все пропадает, все исчезает, тревога кругом. Беготня, неспокойствие, нестабильность уже начинается. А в Ираке? Война на пороге – работают магазины, совершенно нормальные улыбающиеся, живые лица, без тени страха. Я задавал вначале сам себе этот вопрос: почему так? И затем спрашивал уже самих иракцев. И ответ всегда был один: воля Аллаха, воля Бога. Если Богу угодно будет, чтобы мы умерли, то, значит, мы умрем. И мы должны прожить столько, сколь нам Господь ссудил. Но мы будем защищать свою родину до последней капли крови. И людей, хотя были открыты кафе, ресторанчики и прочее, я все-таки больше находил в мечетях и храмах, людей не унывающих, не отчаявшихся, люди просто молились. Молились и просили Бога. Вот ответ: все-таки глубока вера этого народа. Они верят в промысел Божий, возлагают свои надежды на Бога. И это то, что не понятно американцам, которые напали варварски на эту страну. И им никогда не понять мужества этих простых иракцев, которые действительно будут защищать свою родину до последней капли крови.
 – Таким образом, основа духа народа – в его вере?
 – Основа духа народа – в его вере, однозначно. И для нас это очень важно понять. Мы все время сейчас ищем выход из различных наших сложных ситуаций экономических, политических и прочих – в различных схемах. То нам за пятьсот дней экономику поднимают, то нам реформы, то ЖКХ, то одно, то второе – все это надо. Но вера и нравственное самосознание общества – это основа из основ всякого благополучия. И экономического, и политического, и социального, и духовного.
 – Как объяснить, Владыко, то обстоятельство, что на фоне массового протеста в мире против захватнической войны в Ираке – идут демонстрации, митинги, люди заявляют свое негативное отношение к войне – в России все-таки этих форм протеста, общего проявления неприятия американской агрессии не очень заметно?
 – Мы думаем, что нас это не коснется… Но если вспомнить историю, то мы должны сказать, что вообще Россия, русский народ всегда страдали болью другого. Возьмите Вы отношение русских к славянским народам, грекам… И вот, когда притупляется наше чувство сострадания к чужому горю, то это в какой-то степени свидетельство о нравственном неблагополучии в целом нашего народа. Нам, вроде бы, кажется, что война где-то там, далеко и забываем мы о том, что это беда общая… Мир настолько стал уязвим, настолько тесен, что беда, она не может быть где-то там далеко, для какого-то одного народа только, она общая беда, трагические события на Ближнем Востоке становятся общей бедой. Но я бы и не совсем согласился с Вашим заявлением, что в России не очень заметно негативное отношение к агрессии. Нет, в России, как раз спросите любого человека и Вам ответят… Обратите внимание, все приникли к экрану телевизора и слушают последние известия и переживают. С другой стороны, у нас нет, конечно, вот этого организованного, скажем так, протестного состояния в обществе. У нас многое заболтали, и народ уже перестал самовыражаться там, где бы и надо выразить свое отношение. А в целом, если взять всех, войдите в любой дом и, наверное, везде увидите, как переживают эту войну.
 – Может быть, не так явно, но в душе…
 – Да, в душе все переживают. И осуждают.
 – Америка – страна как будто христианская, идет Великий пост, как же они могли начать эту войну?
 – Сразу прямой ответ. Относительно страны христианской – это понятие очень относительное, а Великого поста у них как такового совершенно нет. Кроме, конечно, какой-то небольшой части православных. Они уже сами себя называют постхристианской страной, свою культуры – постхристианской культурой. Поэтому, к великому сожалению, многие истины христианства у них утрачены.
 – А мы считаем себя страной православной, и многие люди вновь приходят к вере, начинают молиться, соблюдать то, что положено православному во время поста, и нас, православных начало войны в Ираке застает в это святое время. Руководство страны выполняет свои задачи, касающиеся Ближнего Востока, политики, дипломаты – свои, но большинство читателей нашей газеты – простые, верующие люди со всей страны. Что бы можно было посоветовать каждому из них в нынешней ситуации?
 – Как я уже говорил, все в мире взаимосвязано. И мы не знаем, как отразится эта война на истории в целом, мировой истории и тем более на России. Поэтому, время Великого поста – время особого подвига. Время Великого поста – это время испытания, сейчас как раз для иракского народа. А ведь там есть и мусульмане, и христиане. Но Вы вспомните притчу о самарянине, как один прошел, второй прошел мимо попавшегося разбойникам человека, а самарянин взял и перевязал его, посадил на свой скот, отвез и дал даже деньги на уход за ним, пообещав оплатить и дополнительные издержки. Так вот, ведь мы все дети одной земли. Поймите меня правильно, речь не о каком-то экуменизме. Нет, я призываю просто всех православных сейчас молиться о том, чтобы Господь сохранил землю от безумия войны. Могут сказать: «А что наши молитвы сделают, если Буш все равно принял решение бомбить?». Буш принял решение, а Господь попустил. Ну, а если мы все возопиим: «Господи, пусть Буш решил бомбить, но мы, верующие, Тебя просим, останови, Господи, эту окаянную войну!». Если мы усердно будет молиться, а Господь говорил: «Просите – и дастся вам», то Господь и эту войну остановит и нас помилует через эту войну. Поэтому, сейчас, как раз очень ответственное время – время испытания нашей веры, время испытания нашей совести, время испытания нашего усердия. Потому, что наша молитва может быть той стеной, которая идти будет до Бога и останавливать то зло, которое может перекинуться и к нам. Поэтому я еще раз говорю: в первую очередь молитва. Но и пост разумный, пост, самое главное – воздержание не только в пище, но и во всех своих мыслях, во всех своих чувствах. Самое главное – доброе отношение к своему ближнему, кого ты видишь каждый день, брату своему. Вот это будет как раз и наше стояние за правду Божию и наша лепта в то, чтобы этот безумный мир все-таки вышел из войны.
 – Спасибо, Владыко и что бы Вы пожелали читателям «Руси Державной»?
 – Что пожелать читателям «Руси Державной»? Я хочу сказать, что газета действительно стоит на добрых, православных позициях. Тем, кто читает ее, я бы пожелал одного – читайте сами и приобщайте других. Распространяйте эту газету, подписывайтесь на эту газету, поддерживайте ее. Потому что не много изданий, несущих правду, несущих слово Божие, несущих истину. Газета основывается на державных, патриотических началах. Молитесь за Русь. За Русь Святую.
 Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

Беседу вел Владимир Танаков

от 03.12.2020 Раздел: Апрель 2003 Просмотров: 367
Всего комментариев: 0
avatar