Добавлено: 21.01.2026

Быть православным, быть со Христом

Иеромонах Николай (Генералов), известный афонский старец, с которым я имел большое счастье неоднократно общаться на Святой Горе Афон, в конце прошлого года посетил редакцию нашей газеты вместе с генеральным директором содружества Святой Горы Афон Игорем Фроловым. У нас состоялась дружеская беседа, в которой я рассказал батюшке, где и как мы уже 32 года трудимся. Батюшка благословил нас на дальнейшие труды. На прощание мы сфотографировались у нашей чудотворной иконы Державной Божией Матери.

Сегодня мы повторно публикуем нашу с ним беседу, состоявшуюся на Афоне летом 2017 года.


Андрей ПЕЧЕРСКИЙ


— Дорогой отец Николай! Я сейчас вспоминаю, как ни странно, 1992 год. Как раз мой друг Вячеслав Клыков отлил памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, и его устанавили на площади Ногина. Теперь она переименована в Славянскую. На открытии памятника Святейший Патриарх Алексий освятил его при большом стечении народа. Из его выступления мне запомнилась одна фраза: «Нужно, чтобы в России во главе всех процессов, происходящих в стране, стояла духовность». Мне эта фраза глубоко запала в сердце. Как вы считаете, это пожелание как-то выполняется или только в мечтах остается?

— Конечно, выполняется. Россия стоит. Как можно без духовности? Просто нельзя. Литургии совершаются, много литургий. Господь из-за этого и держит и будет до конца держать. Нет другой цели существования мира, если не будет духовности, не будет литургий, не будет приношения. Все святые отцы говорят об этом. Ради этого стоит мир. Господь терпит всех нас: и правых, и левых, и зеленых, и каких только нет на земле. Ради литургии, ради слова Божия трудится Господь. Пастырь держит мир.

Почему говорят, что антихрист придет? Он придет, потому что духовности не будет, хотя литургии будут, будут гонения и все прочее — три с половиной года будет существовать антихрист. Все равно литургии будут совершаться до последнего дня, и тогда придет Господь, когда уже не будет ничего в миру хорошего, благодатного. Над этим сейчас стараются, работают. Всякие чипы, всю эту ерунду внедряют. Не случайно все делается. Мы спим, а дети сатаны трудятся на погибель, чтобы не было православия, в первую очередь, не было ничего святого на земле. А самое невыносимое для них — это православие, потому что православие имеет полноту, благодать непорочную. Ради этого стараются. Мир живет, а дьявол ведет войну и чем ближе подходит, тем больше набирает силы, оборотов, тем изощреннее будут гонения на православных, и мы это видим. Еще увидим, Бог даст, доживем до открытых гонений.

Ведь старцы говорили об этом лично мне, еще до приезда на Афон, это был 76–78 год. Пожалуешься, что церковь далеко, лишний раз не сходишь, и они говорили: «Николай, доживешь, что было порушено — будет восстановлено, храмы будут под золотыми куполами, еще новых построят, а ходить в них уже не сможешь». На вопрос почему, открыто говорили: «Ересь пойдет, тайная ересь».

— Я помню, в свое время в одной из бесед с отцом Кириллом (Павловым) он мне сказал: «Господь терпит эти безобразия, которые происходят у нас в стране. Раньше на кострах колдунов сжигали, а сейчас их по телевизору показывают. И Господь терпит из-за нескольких праведников». Я так понимаю, он был одним из них. И не даром владыка Феогност на сороковинах на могилке у батюшки сказал: «Батюшка Кирилл как говорил, так и жил, но так живут единицы». Большинство из нас научились красиво говорить. На самые даже духовные темы, но за этим дела не стоят.

— Деньги, власть портят человека. Хочешь монаха загубить, дай ему денег, дай ему власть. И не узнаешь монаха. Так оно и есть. Мы приехали, у нас ничего не было на Афоне: ни трактора, ни машины. Мы все делали вручную. Работали спокойно, никто не отлынивал и весело как-то было. Электричества не имели. Жили, все спокойно было и как-то радостно. Чувствовалась просто помощь Божия. Можно проследить. Даже природа сама за эти сорок лет, которые я здесь провел, изменилась намного. Это не только я, это все замечают.

— Батюшка, прошлый год прошел под знаком трех столетий: столетие и февральской, и октябрьской революции; и для нас, верующих, столетие явления Державной иконы Божией Матери. Мы его отметили, как и 90-летие тем, что совершили паломничество из Коломенского, где находится святыня, на станцию Дно, где было вынужденное отречение императора от власти. В этом году в июле будет столетие убийства царской семьи. Конечно, хотелось бы, чтобы люди побольше об этом узнали, побольше помолились. Митрополит Кирилл Екатеринбургский, я помню, в прошлый крестный ход на Ганину яму сказал удивительные слова: «Наступают тяжелые моменты в нашей жизни. Мы должны ежедневно молиться царю Николаю». Меня эти слова поразили. Как Вы считаете, батюшка?

— За что пострадал святой царь Николай? За правду. Потому что старался для России. Была же кругом клевета. Это всем известно. Конечно, к нему надо прибегать. А к кому еще прибегать? Царская семья, а дети, которые вообще ни в чем не виновны. Так зверски убить... Надо молиться, и мы молимся на Афоне давно, еще до прославления их Русской Церковью молились. По крайней мере, во всех кельях, когда мы приехали, у всех были царские портреты. Старинные царские портреты. И вся царская семья, и отдельно царь. Молились и теперь молимся, и будем молиться, потому что они новомученики. Столько за царем пошло на Голгофу. Он пошел, семья пошла и столько людей повел за собой. Может, их молитвами Россия еще, слава Богу, как-то дышит, в отличие от того, что на Западе творится. Все ценности опустили ниже пояса. Это же безумие. Россия это осуждает, а ее, в свою очередь, Запад не принимает: вы не тем путем идете.

Каким путем идти? Как мы — предлагает Запад. Давайте, все ценности будут ниже пояса, и будет все хорошо. Это глупость. Даже не просто глупость — сатанизм чистой воды. У руля сатанисты сидят, прогнивший Запад. Если Господь покарал первых содомитов, то что будет с этими, когда они знают об этом и продолжают делать. Очистит Господь. И Европу очистит от этого безумия. Время покажет. Так просто это не может продолжаться. Либо русские ракеты очистят. Чтобы Богу не трудиться. В первых содомитов Он горящие камни с неба бросал, а сейчас и этого не надо. Запусти несколько русских ракет, и все. Всю эту грязь очистят. Иначе как? Вот эти люди сейчас у руля, они заправляют миром. Чего от них ждать? Ничего хорошего. Слава Богу, что Россия как-то еще борется с этим. Не признала ни то, ни другое. Какие-то ценности Церковь отстаивает, что-то делает. На Западе все сдали.

Святые отцы на это отвечают: «Спасется тот, кто будет трезвиться». Что такое трезвиться? Это свято жить. Вот и трезвитесь. И я, и вы, и все мы обязаны трезвиться. А попробуй. Хочется и наесться, и направо заглянуть, и налево, и в компьютер слазить, и в интернете побывать. Другой раз такие исповеди слышишь от ровесников мужчин: залез в компьютер с вечера и рано утром перед работой вылез из компьютера, смотрел всякую гадость. У тебя же жена! И после этого начинают лазить каждую неделю, как минимум. Взрослый человек. А что же для детей? Какая это приманка. Слава Богу, что у нас нет компьютеров. Предлагали, я говорю, не надо ничего. Есть телефон — ответить, смс послать, хватит.

— Будем трезвиться, батюшка.

— Будем трезвиться! А что такое трезвение? Это взято от святых отцов. Святые отцы — трезвенники. Если будем свято жить, если будем знать Христа, свою Церковь, тогда Господь откроет, мы будем знать: это антихрист, а это Христос. И еще, сказано, что Христос придет с неба, а антихрист придет из мира, от земли, откуда он сможет. Воплотиться он не может. Так что и это нам знамение: Христос придет с неба. Не верьте словам: здесь Христос или там Христос, там в пещере Он... Придут антихристы. И вот они как раз и приходят, особенно в наш век. Каждый зазывает: здесь Христос, здесь Господь, идите сюда... Нет, не слушайте тех, а слушайте Православную Церковь — она гвоздь для сатаны в глазу. Почему ненавидит? Потому что есть истинная Церковь, и она спасает. А возьми католическую. Приведу пример: здесь в Греции много православных церквей, особенно где большие святыни — на Патмосе, на Тиносе, — и тут же католические храмы. Женщина приходит, а там был такой старенький заклинатель, занимался отчиткой.
— Батюшка, не могли бы вы к нам прийти — у меня дочка беснуется.
— Где живешь?
— Там-то.
— Хорошо. Завтра к 12 часам приду.

Идет. А у греков память очень хорошая, идет и по дороге начинает молитвы читать заклинательные, чтобы не отнимать у людей много времени. А та дочка уже беснуется: «А-а, козел вонючий идет...», — и туда, и сюда. Ее всячески пытались утихомирить, она вырвалась. Только священник переступил порог, оплеуху ему задала. А он смотрит, ни одной иконы нет, изваяние только. Говорит:
— А вы, случайно, неправославные?
— Да.
— А как же вы меня позвали неправославные? Знал бы, я бы не пришел.
— Поэтому я и обманула вас.
— Почему вы позвали?
— Священники наши сколько ни читают, ничего не помогает. А по вашей молитве — смотрите, что сделалось с дочкой, она освободилась от беснования.

И что вы думаете? Они стали православными? Нет. Остались католиками, хотя верят, что Бог помогает православным.

Спасай свою душу. Святой да освятится — сказано. Все есть, мы живем в такое время. Слава Богу, церкви есть, благодать пока есть, беги в храм! А то пошел, свечку поставил — я все сделал. А что завтра может прийти антихрист — не думают. Завтра первый пойдешь н поклон к нему? Как же так? А потому что деньги, дети, желудок. Надо поститься. Сказано, что Церковь будет три с половиной года в гонениях, в пустынях. А что такое пустыня? Это не то, что пустыня безводная, а будут отыскивать и гнать православных. Но литургия будет совершаться до последнего дня. До пришествия Христова, потому что Господь будет покрывать своих людей.

Смотри, что написано: у принявших номер языки вспухли, и начали они своими языками хулить небо. Почему? Им еще труднее будет. Плюс будет голод, а это не шутка. К этому идет. В Апокалипсисе, да и во всем Священном Писании нет ни одной буквы, которая бы не исполнилась. Господь Сам сказал: «Ни одна йота не пройдет. Все исполнится». И все исполняется. Смотри, сколько мы живем, на нас многое исполнилось. Историю посмотри. Идет и идет все, как нсаписано: «Будете гонимы и от брата, и от сестры». Так и есть. Церковь все время в гонениях. Гнали и будут гнать, и сейчас гонят. До последнего. Почему? Православные хуже всех? Нет. Вы не от мира сего, вы нас обличаете своим поведением, своим присутствием, мы не можем при вас делать то, что нам надо. Поэтому мы от вас избавимся. Либо сами уходите в пустыню, либо мы вас будем резать, вешать, распинать. Так и было в первые века.

— Несколько лет назад я разговаривал с архимандритом Парфением, игуменом монастыря Святого Павла. Он сказал такие слова: «В будущем у православных христиан будут такие гонения, которые первым христианам и не снились».

— Раньше на кол посадили или побили, а сейчас для сатаны тело неинтересно. Ему надо душу взять, а чтобы душу взять, ему надо весь сатанизм обрушить на человека, чтобы забрать. Возьми Украину. Обезумели.

— Брат на брата пошел.

— Не просто брат против брата. Враг номер один для них — Путин. Как заложили в интернет, в телевизор 25-й кадр, так все и пошло. Оболванивают, промывают мозги. Хочешь остаться православным — выброси телевизор. Выброси интернет, телефон. Возьми кнопочный. И намного легче будет. Хочешь узнать новости? Включи радио, послушай пятиминутку. По крайней мере, ты не видишь ужасающие сцены, которые сейчас отовсюду с телевизоров показывают. Хорошего ждать не от чего.

За этим надо очень следить. Сейчас редко кто на этом не сидит. Дети вообще беснуются. Живем вот во всем этом. Мы будем бояться своей тени, так будет. Только Господь укрепит. Представь себе: как белая ворона будешь. В тебя все будут тыкать пальцем, крутить у виска: вон, смотри, был человеком, а стал на кого похож? Изверг. Так и будет.

— Бабушку одну спрашивают: как ты живешь? Телевизора у тебя нет, приемник у тебя испорчен. А если завтра война? «Ой, милый, если завтра война, скажут».

— Конечно, скажут. И еще обяжут: давай варежки вяжи. Это сразу. Все вроде хорошо, а жизни нет. Запад вообще с ума сошел. Просто гниет на корню.

— Один батюшка из Украины сказал, что война началась потому, что ни те, ни другие в Бога не верят. Вот основная причина.

— А в Бога бы верили, как бы они взяли оружие против христианина? И конца и края нет войне.

— Будем надеяться на лучшее.

— Будем надеяться. То, что старцы говорили, будет. Считай, что уже исполняется.

Нужно быть внимательными, чтобы нам не подменили православие и чтобы вместо Христа мы не признали другого — антихриста. Этого желаю и себе, и другим — чтобы быть со Христом, изучать святых отцов, ходить в церковь, часто причащаться, прислушиваться к Церкви, присматриваться к делам. Как мы изучали музыку? Если музыкант хороший и слышит, что кто-то фальшивит, он говорит: фальшь. Я сижу, ничего не чувствую, а ты говоришь: фальшь. Потому что ты знаешь эту музыку, ты ее изучал. Так и мы. Если мы будем знать свое святое православие, и где-то чего-то будет чужеродное, мы скажем, что это фальшь. Святое православие этому учит. Поэтому — быть всегда со Христом, быть в православии. Вне православия нет спасения.

Почему стараются православную Церковь развалить изнутри? Потому что пробовал товарищ Ленин снаружи, поперебивал все, а Церковь больше укрепилась. Теперь поняли, что надо изнутри. И вот находят своих последователей и всячески стараются развалить Церковь изнутри. Вот в такое время и живем. Поэтому надо быть во все глаза и во все уши повнимательнее к тому, что делается. Подменят просто. Тем более, сейчас телевизор на их стороне. Всякие массовые СМИ нас не пожалеют. Они расписывают какой-нибудь фактик на все лады, из ничего делают такие вещи... И, наоборот, могут вообще замолчать то, что им выгодно замолчать. И здесь, конечно, время подходит все ближе и ближе к антихристу. Об этом все знают, не скрывают, что мы стоим уже на пороге. А когда оно будет? Оно будет. Эти чипы сейчас внедряемые, паспорта электронные. Это же закономерно. Все работает.

Надо быть православным, быть с Церковью, со Христом.

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ,
«Русь Державная», № 9, 2018 год
от 22.01.2026 Раздел: Январь 2026 Просмотров: 25
Всего комментариев: 0
avatar