Добавлено:

№ 04 (106), 2003 год. ПУТЕМ ИНОЧЕСКОГО ЖИТИЯ

 11/24 марта Русская Православная Церковь празднует память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.), неутомимого борца с монофелитской ересью. В Нижегородской епархии подвизался в XIX–нач.ХХ вв. великий угодник Божий – архимандрит Софроний (Смирнов), просиявший подвигами пустынножительства и старчества, стяжавший дары прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов и доныне почитаемый православным народом. Публикуя статью об архимандрите Софронии (Смирнове), приуроченную к дню памяти его небесного покровителя святителя Софрония Иерусалимского, надеемся, что она послужит делу его прославления в лике святых Русской Православной Церкви.

Великий подвижник благочестия – архимандрит Софроний (Смирнов) родился 8 апреля 1828 г. в Москве и был во святом крещении наречен Сергием во имя преподобного Сергия Радонежского. Происходил Сергий Смирнов из священнического рода: его дед был священником церкви Рождества Богородицы в селе Руднево Верейского уезда Московской губернии, его отец - Георгий Смирнов – прослужил в священном сане 37 лет и закончил свой земной путь в сане протоиерея. Мать его - Ольга Максимова - умерла, когда Сергию не исполнилось еще пяти лет. У Сергия было четыре сестры – Анна, Мария I, Наталья, Мария II, из которых три последние умерли в младенчестве, и младший брат Павел, сам он был третьим ребенком в семье.
 Раннее детство будущего архимандрита прошло в церковном доме при храме Большое Вознесение у Никитских ворот, где с 1823 по 1831 год служил диаконом его отец. После рукоположения отца во священника и назначения его в 1831 г. настоятелем храма свт.Тихона Амафунтского у Арбатских ворот семья переехала в священнический дом на Арбатской площади, в котором Сергий Смирнов прожил более 20 лет.
 В возрасте 9 лет отец определил его в Высоко-Петровское духовное училище, располагавшееся в Высоко-Петровском монастыре и предназначенное для обучения детей московского духовенства. Сергий обучался дома по отпускному билету под руководством отца и приходил в училище дважды в год - в декабре и июле - для сдачи экзаменов. Учился он хорошо, преуспевал в знании катехизиса, священной истории, латинского и греческого языков, труднее давалось ему нотное пение.
 Успешно окончив училище в 1842 г., Сергий Смирнов продолжил духовное образование в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1850 г. с аттестатом 2-го разряда.
 Сергий рос богобоязненным, отличался очень тихим и кротким поведением и с ранних лет возымел горячее желание посвятить свою жизнь служению Господу. Отец хотел женить его и со временем передать ему свое священническое место, но Сергий избрал другой путь - узкий, тернистый, но благодатный путь иноческого жития. Испросив благословения отца, он в 1853 г. поступил на послушание в Святогорскую Успенскую пустынь, находившуюся близ г.Изюма Харьковской губернии в живописнейшем месте на меловых горах, покрытых густым лесом и омываемых прохладными водами Северного Донца.
 Возобновленная в 1844 г. Святогорская пустынь явилась благословенной духовной отраслью Глинской пустыни. Братию возобновленной обители составили духовные чада игумена Филарета Глинского, которые после его блаженной кончины избрали Святые Горы местом своих подвигов. Среди них были такие духоносные отцы, как иеромонах Арсений (Митрофанов), назначенный настоятелем Святогорской пустыни, иеромонах Феодосий, ставший духовником братии, иеромонах Иоанникий, в схиме - Иоанн (Крюков) и другие, в обители был введен строгий устав по образцу афонских монастырей.
 С момента поступления в обитель молодой послушник Сергий Смирнов находился в духовном общении с глинскими подвижниками, обучаясь у них молитвенному деланию, послушанию и смирению. В монастыре ему было определено послушание письмоводителя. Видя его ревность в исполнении послушания и твердое намерение принять монашество, настоятель Святогорской пустыни игумен Арсений ходатайствовал о его постриге. В 1856 г. после прохождения трехлетнего искуса и по благословению Св.Синода он был пострижен в мантию с именем Софроний - во имя святителя Софрония Иерусалимского, в 1857 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1861 г. - во иеромонаха.
 Особенно сблизился он с иеросхимонахом Иоанном, 17 лет подвизавшимся в затворе, и стал его сотаинником. Записи рассказов иеросхимонаха Иоанна о своей жизни и его поучений, сделанные о.Софронием, впоследствии легли в основу жития подвижника, который ныне прославлен в лике местночтимых святых как преподобный Иоанн, затворник Святогорский.
 Видя в о.Софронии монаха высокой духовной жизни, способного к управлению братией, и его безупречное 20-летнее служение в священном сане, настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман как благочинный монастырей Харьковской епархии рекомендовал его на должность настоятеля Свято-Димитриевского Ряснянского монастыря близ с.Рясное Ахтырского уезда Харьковской губернии, куда он и был назначен в 1881 г. с возведением в сан игумена. О.Софроний нес послушание настоятеля монастыря 4 года, ему пришлось много потрудиться над налаживанием в новоустроенной обители монашеской жизни, при нем были освящены монастырские храмы и постройки. За время управления монастырем он снискал народную любовь как истинный пастырь, чутко откликающийся на духовные запросы и нужды своей паствы. В 1883 г. игумен Софроний во внимание к трудам по устроению обители был награжден наперсным крестом.
 В 1885 г. о.Софроний был переведен в Холмско-Варшавскую епархию и назначен духовником Холмского архиерейского дома, а впоследствии - духовником Холмской духовной семинарии и исполнял это послушание 1,5 года. Знакомство с викарием Холмско-Варшавской епархии епископом Люблинским Модестом определило его дальнейшее служение: после назначения владыки Модеста на Нижегородскую кафедру он ходатайствовал перед Св.Синодом о переводе о.Софрония в Нижегородскую епархию, и в 1887 г. он стал настоятелем Арзамасской Высокогорской Вознесенской мужской общежительной пустыни. Спустя 2 года игумен Софроний был возведен в сан архимандрита.
 За многолетнее ревностное служение о.Софроний был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. равноапостольного кн. Владимира 4-й степени и серебряной медалью императора Александра III. Предметом его неустанных забот было научение детей вере и благочестию, он построил церковноприходские школы в селах Хватовка и Быковка. За труды на ниве духовного просвещения он был награжден Библией от Св. Синода и удостоен звания пожизненного члена Нижегородского Епархиального Училищного совета.
 В течение 10 лет архимандрит Софроний был благочинным монастырей и общин 2 округа Нижегородской епархии, в его подчинении находились 9 монастырей и общин, в том числе Серафимо-Дивеевский монастырь. В 1903 г. в качестве благочинного он принимал участие в торжествах по прославлению преподобного Серафима Саровского.
 Архимандрит Софроний управлял Арзамасской Высокогорской пустынью 20 лет и в последние годы все более тяготился многопопечительными трудами настоятельства, душа его жаждала молитвенного уединения. Задолго до ухода на покой о.Софроний избрал для уединенного жительства урочище Майданная Поляна в лесу Высокогорской дачи в 30 верстах от Арзамаса и выстроил там келью. Рядом с кельей был построен деревянный храм, после его освящения в 1908 г. в честь Сошествия во ад Господа Иисуса Христа, старец поселился в лесу. Покидая Высокую гору, он изрек такое пророчество: «У меня в лесу будет своя обитель, а здесь устроят острог для разбойников». Слова о. Софрония сбылись в точности. В скором времени в лесу возле его кельи стали селиться избранные им духовные чада. В поселении постоянно проживали 12 послушниц в отдельном келейном корпусе, и таким образом возникла община, жизнь которой была подчинена строгому монастырскому уставу. Впоследствии после блаженной кончины старца по благословению епископа Арзамасского Михаила, очень почитавшего о.Софрония, община была официально зарегистрирована и получила наименование Иверско-Софрониевской, в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Софрония Иерусалимского. В стенах же Высокогорского монастыря в годы Советской власти была устроена колония для несовершеннолетних преступников, которая располагается там и поныне.
 «Праведник яко финикс процветет, яко кедр иже в Ливане умножится» (Пс.91,13). 13-летнее жительство о.Софрония в лесу Высокогорской дачи явилось осуществлением слов боговдохновенного псалмопевца. Именно здесь в полной мере раскрылись духовные дары старчества, чудотворения, прозорливости, которыми он был обильно облагодатствован.
 Однажды в поселение к архимандриту Софронию пришел мужчина – часовых дел мастер и сказал батюшке:
 - Ваше Преподобие, я хочу Вам в подарок часы изготовить.
 - Ходить-то они не будут. - ответил старец.
 - Да как же, батюшка! Я их из лучших материалов сделаю!
 - Не в материалах дело, а в Воле Божией.
 - Ваше Преподобие, очень уж хочу Вам подарок сделать, соберу часы!
 - Ну что ж, сделай, год-то они еще походят, а там и станут, - согласился батюшка.
 Часы были изготовлены, но, день в день, ровно через год после разговора с о. Софронием, часовщик скончался. Об этом и говорил прозорливый старец.
 Почитание старца при жизни было огромным, имя его было широко известно не только в Нижегородской епархии, но и за ее пределами. Люди шли к нему со своими скорбями, душевными и телесными недугами, с верой в благомощные молитвы старца и по вере получали просимое. Вот лишь один из очень многих примеров.
 Однажды привели к батюшке больную девушку из с.Вадоватова, лет 23-24, руки вывернуты, коленки к груди поджаты. Он взглянул на нее и сказал:
 - Ничем я Вам помочь не могу. Вы знаете, что - езжайте к Дуняше Грошовой, у нее есть аптечка из Петрограда - там лекарства-то уж больно хорошие.
А лекарства были - арника и йод, этим только и лечились в лесу. Приехали к ней, говорят: «Нас батюшка послал, у вас лекарства хорошие есть».
 Дедушка спохватился:
 - Дунь, да ты дай им арники-то, может, им Господь даст полегше.
 Через неделю они приехали благодарить за исцеление, руки и ноги у девушки распрямились. Вот так батюшка скрывал свои дарования...
 Шел 1921 г., приближалось время отшествия старца в вечность. Однажды батюшка пригласил к себе в келию послушницу Анастасию.
 - Настенька, благословляю тебя ехать в Арзамас и купить там керосинку. Только пешком не ходи, а иди на разъезд Костылиха и поедешь на поезде.
 - А кто меня посадит на поезд?
 - По моему благословению посадят.
 Когда она села в поезд, вошел в ее вагон седенький старичок, подошел к Анастасии, назвал ее лесной жилянкой и, обратясь к ней по имени, дал ей серебряные деньги и попросил их пересчитать. Она пересчитала и отдала ему, а затем по его просьбе еще дважды пересчитывала, после чего он сказал ей: «На день преподобного Серафима будет у вас великое торжество. Сколько гостей соберется! Какое у вас будет богослужение! Да как запоют: «Во блаженном успении...» Девушка спросила старца: «Как Ваше имя?» «Убогий Серафим», - ответил незнакомец. После он исчез. Когда она вернулась из Арзамаса и пришла в лес, о.Софроний встретил ее с радостью и, не вспомнив про керосинку, начал выспрашивать, кого она видела и с кем говорила. Выслушав ее, архимандрит встал перед иконами и возблагодарил Бога. С этого дня о. Софроний стал неустанно готовиться к отходу в жизнь вечную.
 Пророчество преподобного Серафима Саровского исполнилось в точности: 19 июля/1 августа 1921 г. архимандрит Софроний преставился на 94-м году жизни. Отпевал о.Софрония Преосвященный Михаил, епископ Арзамасский, с сонмом духовенства при многочисленном стечении народа. Погребен старец был в часовне Животворящего Креста Господня.
 Батюшка завещал похоронить его в скромном облачении, с простым крестом и Евангелием и предсказывал, что могилу его разорят, но впоследствии произойдет обретение его мощей с великой славой. Все случилось именно так, как говорил о.Софроний: разбойники в поисках драгоценностей разрыли могилу, вскрыли гроб и, не найдя ничего, удалились. Пришедшие привести могилу в порядок жители близлежащего села обрели нетленные мощи старца Софрония, хотя с момента захоронения минуло более 20 лет.
 Духовные почитатели старца Софрония с благоговением ожидают исполнения пророчества о втором обретении его мощей с великой славой. Память о нем и ныне жива в сердцах многих людей, не зарастает народная тропа к его могиле и источнику, и сегодня по молитвам к святому старцу многие, как и при жизни, получают благодатную помощь.
 Помяни, Господи, во царствии Твоем архимандрита Софрония и святыми его молитвами помилуй нас грешных! Аминь.

С.В.Горохов

от 20.04.2024 Раздел: Март 2003 Просмотров: 788
Всего комментариев: 0
avatar