Добавлено:

№ 04 (106), 2003 год. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА БЕЗ БОГА БЕССМЫСЛЕНО

 Волею Божией создан и действует сейчас при церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в селе Подборки Козельского района Калужской области, православный детский приют «Рождественский». То, как создавался приют, похоже на рождественскую сказку. Мог ли предполагать лет 20 назад москвич, студент физического факультета МГУ им. Ломоносова, а теперь директор приюта Андрей Викторович Завражнов, что через несколько лет вместе со своей женой, тоже, кстати, выпускницей МГУ, он оставит московскую обеспеченную жизнь и переселится в глухую калужскую деревню Нелюбовку, чтобы всецело посвятить свою жизнь служению людям во имя Христа. Могла ли предполагать его жена-альпинистка Наталь, покоряя очередную горную вершину, что через несколько лет она будет покорять другие высоты – духовные. Неисповедими пути Господни.

Повесть о православном детском приюте "Рождественский"

Решиться на такой крутой поворот в своей жизни супруги смогли лишь с помощью Божией, по благословению известного старца – духовника Оптиной Пустыни схиигумена Илия. Он же благословил Андрея сначала на строительство полностью разрушенной церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Подборки, а через несколько лет на организацию детского приюта для детей опустившихся родителей, которые не хотели о них заботиться. А таких детей в Калужской области, как и во всей России, великое множество. Средств как для строительства церкви, так и для создания приюта у Андрея не было. Была только одна вера и надежда на помощь Божию. С этой помощью и по молитвам батюшки Илия постепенно стали появляться благотворители – люди, которым небезразлично духовное возрождение России.
 В первое Рождество третьего тысячелетия (2000 г.) в селе Ново-Казачье в арендованном здании бывшего детского сада открылся приют, и в нем появились первые питомцы. Сейчас в приюте 22 ребенка от года до семи лет. И у каждого из этих детей за плечами такой жизненный опыт, какой не пожелаешь никому. Андрей и Игорь, родные братья 3 и 5 лет, до того как они попали в приют, жили в вагончике сторожа садоводческого товарищества вместе с неким мужчиной, в прошлом уголовником, и с двумя женщинами, одна из которых была их матерью. Взрослые вели образ жизни «бомжей», в вагончике – грязь, вши. Старшего они посылали за подаянием, младшего били, чтобы не плакал. Когда детей забрали в приют, у младшего была травма головы и сломано ребро. Мужчину потом опять посадили, а женщины пропали. В приюте Андрей и Игорь поначалу играли в «давай выпьем» и «дай закурить», подражая увиденному за свою короткую жизнь.
 Из деревни Потросово в приют привезли двух очень ослабленных детей 3 и 5 лет. Детей взяли в приют с согласия матери, которая кормила их размоченной в воде коровьей посыпкой (корм для скота).
 Сестер – шестилетнюю Аню и годовалую Настю - заперла в квартире мать и исчезла. Через неделю, отчаявшись ее дождаться, девочки истошно закричали. Сбежавшиеся на крик соседи взломали дверь. Одному Богу известно, как выхаживала Аня Настену и не дала ей погибнуть. Целый месяц после этого в приюте Аня, в страха за младшую сестру, не спускала ее с рук.
 Полуторагодовалый Никита поступил в приют с переломами. Его папа убил маму, и, возможно, она защищалась ребенком.
 А у Яны убийца – мама. Она избила до смерти двух девушек на местной дискотеке.
 Забирать детей в приют Андрей Викторович ездит с инспектором роно и участковым милиционером на случай стычек с уголовниками.
 Все дети в приют поступают психически, а часто и физически травмированные, затравленные, как волчата. Реабилитационный период, необходимый для возвращения детей к нормальной жизни, бывает очень длительным. От персонала приюта требуется неимоверное количество терпения и любви, чтобы в детях снова стал виден образ Божий.
В святом углу гостиной приюта стоят большие иконы Царя Николая и Царицы Александры Федоровны – дар батюшки Илия. Раньше эти иконы висели у него в келье. Стоя перед образами, намоленными старцем, детишки учатся разговаривать с Богом, повторяя за взрослыми слова коротких молитв. Так начинается и заканчивается день в приюте. Малыши молятся за своих благодетелей и просят Небесного Отца вразумить и помиловать их матерей и отцов. Так дети учатся не осуждать, а жалеть своих заблудших родителей и вымаливать для них прощение. А детская молитва, как и материнская, имеет перед Богом большую силу.
 Четырехлетнего Кирилла привезла из Смоленска бабушка. Ее дочь и зять были наркоманами. Вероятно, Бог услышал детскую молитву, и сейчас папа и мама Кирилла находятся в реабилитационном центре.
 В воскресные дни детей возят на богослужение в ближайшие храмы, где они причащаются Святых Христовых Таин. В остальном течение жизни в «Рождественском» ничем не отличается от уклада в других подобных учреждениях: игры, занятия по возрасту, прогулки на свежем воздухе, праздники с подарками, четырехразовое питание, дневной сон и водные процедуры.
 Андрей Викторович рассматривает приют как расширение своей семьи. Он говорит, что у него было пятеро детей, а теперь их тридцать пять, вот и все. Он считает, что необходимо довести детей до момента, пока они не встанут на ноги. Поэтому срочно следует решать задачу общего и профессионального образования.
 Недавно началось строительство нового четырехэтажного здания приюта в селе Нижние Прыски, уже вырыт котлован под фундамент. Отец Илий отслужил молебен на месте строительства. Был заложен первый камень в фундамент. Новое здание будет рассчитано на 60 детей. Старое здание, вмещающее 20 детей, - это ненадолго арендованный детский сад. Без собственного здания невозможно юридически оформить приют и решить правовые вопросы взаимоотношения детей и родителей. Администрация приюта не имеет права не отдать ребенка родителям, если они вдруг захотят забрать его. Редко, но такое все же случается. И бывает, что ребенок, плача, просит не отдавать его маме, вспоминая свою прежнюю жизнь в родительском доме. После официальной регистрации появится возможность приглашать педагогов, работающих в соответствии с православной традицией, обучать старших детей по школьной программе, а также обустроить их дальнейшую жизнь.
 Все это упирается в финансирование и будет делаться в надежде на Бога и всех тех милосердных людей, которым не чужда судьба России, сердца которых не могут остаться равнодушными при виде ее гибнущих детей.

 Реквизиты детского приюта «Рождественский»:
 КОД 2256000000, ИНН 4009005755, БИК 042908612, к/с 30101810100000000612 в Калужском ОСБ 8608, г. Калуга,
р/с 40703810122160100690 в Козельском ОСБ 5600, ИНН 7707083893 Козельского ОСБ 5600 (церковь Успения Пресвятой Богородицы, с. Подборки, для детского приюта «Рождественский»). Адрес: 249700, Калужская область, Козельский район, с. Ново-Казачье, детский приют «Рождественский». Завражному Андрею Викторовичу. Телефон: 8-902-179-08-63.
 Дети будут молиться за вас. Храни вас Господь!

Андрей Завражнов

 Мы познакомились с Андреем после службы в одном из храмов Оптиной Пустыни. Почему-то сразу стало ясно – перед нами неординарный человек необычной судьбы. Вместе с тем, было видно, что он человек типично русский: одаренный многими талантами, добрый, смелый, широкий. В нем чувствовалась огромная энергия души, которая будто бы не умещается в нем и, изливаясь из его ярко-голубых глаз, захватывает собеседника в круг многочисленных планов и идей. О нем можно безошибочно сказать: характер русский, православный, подвижнический, созидательный.
 Имея блестящее образование (физик-теоретик, выпускник МГУ), он в свое время отказался от карьеры ученого: от степеней, званий, должностей и почестей, хотя все это было реальностью. Андрей вместе с женой Наталией неожиданно для друзей оставляет Москву и резко изменяет саму модель своей жизни.
 Теперь главной его целью стал не он сам, ни даже его семья, в которой теперь воспитываются пятеро детей, а нечто совсем другое: служение людям во имя Христа. Многие думали, что это со временем «пройдет», а реалии жизни возьмут свое. Действительно, такой перелом судьбы самому человеку не по силам. Но все возможно Богу. Православное формирование личности Андрея и его жены происходило под благодатным окормлением известного старца – духовника Оптиной Пустыни отца Илия. Именно он указал на то, какова воля Божия, предопределенная этой семье.
 Андрей делает столько добрых и благих дел, сколько не по силам и десятку других людей. Тут и строительство нескольких храмов в Калужской области, и издательская деятельность и многое другое, что не поддается краткому описанию.
 Остановимся только на одном – на детском приюте Андрея Завражнова.
 Андрей, хоть и не балует своих пятерых, в основном малолетних, детей, но тепло и с большой любовью относится к каждому их них. Живут они все в одном деревенском доме, в двух небольших комнатах, почти в нищете. Может быть, поэтому его любвеобильное сердце, не пораженное безчувствием и окаменелостью, не могла не тронуть судьба безпризорных и безнадзорных детей.
 Что говорить, как часто мы проходим мимо протянутой за подаянием детской руки. Как гасим в своем сердце голос совести, призывающий к помощи малым сим. Как бы отбрасывая от себя сам факт существования страшной картины уничтожения детей, а с ними и целого поколения страны. Помню, одна девочка семи лет рассказывала, как она однажды не хотела уходить в школу, потому что была очень голодна, а в доме нечего было есть. Мать сказала ей: иди, дочка, а вернешься, я испеку тебе лепешки. Когда же девочка вернулась, матери не было дома. Потом она узнала, что ее мама выбросилась из окна и погибла.
 Каждый брошенный или оставленный ребенок несет в себе тень какой-либо, порой страшной, трагедии. Настоящим бичом стала безпризорность детей при живых родителях, как правило, алкоголиков и наркоманов. Число таких детей трудно точно определить, но многие считают, что их в стране не менее одного миллиона. Кто будет ими заниматься? Родителям они не нужны, а в государственные детские учреждения их не берут, так как у них есть родители. Вот и получается, что в России налицо брошенное поколение детей, лишенных семьи и матери.
 Получив благословение духовного отца, Андрей с жаром взялся за организацию детского приюта для сирот и детей, брошенных живыми родителями. В г.Козельске и его окрестностях таких детей, как и повсюду в России, оказалось очень много. Возрастной состав – от грудного ребенка до подростка.
 Но возникли гигантские проблемы: помещение, финансирование, материальное обеспечение, содержание, воспитание, а самое трудное - юридическое оформление детского приюта. Оказалось, что юридически проблема безпризорности детей, брошенных своими живыми родителями, не признается в силу упомянутого замкнутого круга.
 Трудно себе представить, что в этих условиях задача создания детского приюта вообще могла быть решена. Но Андрей с помощью Божией уверенно повел корабль вперед.
 Прежде всего, была продумана идеология и стратегия воспитания. В основу был положен тезис: воспитание ребенка без Бога безсмысленно. Православие и Закон Божий – стержень воспитания. Детская молитва к Богу и воспитание в них веры в него – единственный путь к спасению детей.
 Теперь, после трех лет самоотверженной работы в условиях полной отстраненности государства от «несуществующей проблемы», уже определенно можно сказать, что 80% детей (это около 22 человек) уже бы погибли, не будь они в добрых руках Андрея. Так Игорь Терентьев (4 года) был привезен от пьяной матери, избитый ее сожителем железной трубой, ребенок имел черепные гематомы, был весь во вшах и драном тряпье. Нетрудно представить, что ожидало бы его в последующем в этой семье. В другой семье зимой замерз грудной ребенок, так как пьяные родители уснули, не закрыв окно. На вопрос Андрея, о чем они печалятся, ответили, что лишились детского пособия, и теперь нет денег. Сестер Аню и Настю привели люди от пьяных родителей, которые их беспощадно избивали и не кормили по целым неделям.
 Недавно президент РФ Путин В.В. обратил особое внимание на проблему беспризорности и безнадзорности. Была разработана программа борьбы с этим глобальным злом. Но, похоже, дело этим и закончилось. Отстраненность государства от «несуществующей проблемы» сирот при живых родителях сохраняется.
 Мне приходилось бывать в рождественском приюте Андрея Завражнова. Было трогательно слышать, как дети называют воспитательниц мамами. Слава Богу, Он не дал деткам потерять высшую радость в их жизни, им теперь есть кому сказать это святое имя – МАМА. Они поняли еще, что теперь у них есть заботливый и всесильный отец – Господь Бог.
 А как сильна детская молитва. Как искренно, сердечно обращаются они к Богу, чтобы Он исцелил их родителей от болезней духовных и плотских, призвал бы их души к покаянию. Порой здесь наблюдают и чудеса Божии. Уже несколько матерей будто бы проснулись от страшного сатанинского сна пьянства и блуда и, усовестившись, стали вести умеренную, трудовую жизнь вместе с возвращенными и оздоровленными детьми. Однако такие случаи весьма редки.
 Приют окормляется Оптиной Пустынью. Частым гостем детей является их любимец, вдохновенный архидиакон Илиодор. За приют усердно молится старец Илий, именно по его молитвам совершаются многие добрые дела православных христиан на помощь детям – этим жертвам беззаконий нашего времени.
 Сейчас нужно преодолеть, может быть, самый трудный этап: построить православную школу, учебные классы, мастерские, нанять педагогов, работающих в соответствии с традицией приюта. Все это упирается в финансирование и будет делаться в надежде на Бога и всех тех милосердных людей, которым не чужда судьба нашей России. Сердца которых не могут остаться равнодушными при виде ее гибнущих детей.

Р.С. СУДАКОВ, академик РАЕН РФ, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор

от 27.04.2024 Раздел: Март 2003 Просмотров: 939
Всего комментариев: 0
avatar