Равноапостольный Владимир – креститель и родоначальник Святой Руси, главнейшая фигура Российской истории, братских славянских народов: русского, украинского и белорусского. Святой Владимир заложил краеугольный камень в основание тысячелетия нашей веры, русской нации, российского государства и русской культуры.
Удивительно актуальной и сегодня является его программа государственного строительства, основанная на личном духовном преображении каждого гражданина по примеру самого кн. Владимира. Его заветы имеют чрезвычайно важное значение для сохранения нашей национальной идентичности, укрепления единства восточнославянской цивилизации, сохранения целостности духовного и культурного пространства.
Юбилейный год отмечен целой серией мероприятий: Международные Рождественские чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», масштабное шествие св. мощей кн. Владимира по городам Святой Руси – впервые в истории, восстановление прежних и строительство новых Владимирских храмов, конференции, круглые столы, выставки, специальные уроки истории в школах, конкурсы, концерты, фестивали христианского кино, презентации культурно-исторических проектов, издательские программы.
Впереди главная дата юбилейного года – 28 июля, когда пройдут торжественные богослужения в главных храмах Русского мира, посвященные 1000-летию преставления св. кн. Владимира. 26 июля с.г. в Москве, в музее-заповеднике «Царицыно» состоится международный фестиваль славянского искусства «Русское поле», концертная программа которого носит название «Владимир. Рождение цивилизации».
Евангельский лик Руси
В связи с 1000-летним юбилеем св. кн. Владимира в нашем богословии и общественно-политической мысли началось глубокое осмысление наследия и заветов Крестителя Руси, идущей от него отечественной политической традиции, которые имеют судьбоносное значение для будущего России.
Среди публикаций последнего времени выделяется работа протоиерея Тимофея Фетисова «Святой князь Владимир и библейские основы русской цивилизации», которая воспринимается как «своевременный и глубокий труд, раскрывающий смысл существования земной власти и наибольшую ее эффективность на примере управления Русью св. князем Владимиром».
Вне всякого сомнения, ее можно адресовать политикам и политологам, правоведам и историкам, депутатам, работникам государственных структур различного уровня, писателям и журналистам, преподавателям, аспирантам и студентам вузов, всем, кто вносит или собирается вносить вклад в строительство новой православной России.
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Государственной Думе в начале этого года и другие его выступления, материалы Всемирных Русских Народных Соборов, форумов, многочисленные статьи протоиерея Всеволода Чаплина, мартовская статья священника Владимира Соколова «Духовные основы политики» и многие другие материалы, которые были представлены на страницах «Руси Державной», а теперь еще и работа отца Тимофея Фетисова – это информационный вклад в дальнейшее православное осмысление принципов построения государства, в общерусское дело державного строительства, которое, верим, с празднованием 1000-летнего юбилея св. равноапостольного кн. Владимира получит новый мощный импульс.
Публикуем фрагменты работы протоиерея Тимофея Фетисова «Святой князь Владимир и библейские основы русской цивилизации». Полностью с ней можно ознакомиться на нашем сайте, а также на сайте «Православие.ru».
Духовные принципы нашего государства
Юбилейный год святого Крестителя Руси и текущий исторический момент побуждают богословско-историческое сознание всякого неравнодушного к судьбам своего Отечества христианина сформулировать еще раз те изначальные духовные принципы нашего государства, на которых оно основывалось своим святым создателем, определяя вектор развития Русской цивилизации вплоть до сегодняшнего дня.
Несомненно, святому крестителю своей жизнью и делами удалось написать икону идеального христианского правителя, которая до сего дня представляет собой высочайший идеал и ценность. Его икона есть одновременно… образ самой России, ведь, по слову святителя Иоанна (Максимовича), она есть «выражение духа и примера своего Крестителя». Как важно нам, людям, живущим в нынешней России, открыть прекрасные черты истинного, евангельского лика Древней Руси как особого государства, дабы увидеть в изначальном образе ее вечное, а значит – не только прошлое, но и настоящее, и будущее ее призвание, смысл существования, оправдание крестоношения!
Завет святого Владимира
В чем состоит завещание создателя не только русского протогосударства, но и основателя Русской Церкви и духовного отца нации. На наш взгляд, завет святого Владимира – это совершенно определенная христианская философия государства и власти, обращенная не к отдельным индивидуумам православной традиции, а ко всему русскому народу как огромной христианской общине, в первую очередь в странах Русского мира. Ведь именно он, как представитель высшей власти, взял на себя тогда личную инициативу и ответственность кардинального преображения духовного облика людей, а вслед за этим радикально переменил политический и социальный климат в своей стране в соответствии с воспринятыми вместе с крещением духовными ценностями.
Важно остановить наше внимание на том неслучайном факте, что святой Владимир прославлен Церковью в чине князя, то есть как святой государственный деятель. Именно в государственном служении состояло его высшее призвание, та миссия, которую ему благословил исполнить Сам Господь, возжелавший создать новый народ Божий на восточнославянских просторах. В этом смысле канонизация Владимира Крестителя была актом признания не только святости его равноапостольного подвига, но и святости его государственного служения, которое отныне становится навеки образом для подражания всякому являющемуся чадом Русской Православной Церкви правителю нашего Отечества.
Избранный народ Божий
Без преувеличения, князь Владимир стал, подобно пророку Моисею, собирателем, вождем и законодателем – отцом новорожденного русского народа Божия. Уподобившись же апостолу Павлу – учредителем Церкви земли Русской.
Сравнение князя Владимира с пророком Моисеем и апостолом Павлом переносит святого князя из временного церковно-исторического событийного измерения в вечностный контекст библейской и евангельской истории. Таким образом, мы видим, что избранным народом Божиим, подобным в своем мессианском призвании народу израильскому, «Новым Иерусалимом» русские стали ощущать себя гораздо раньше, чем новым «Римом» и «Константинополем».
Христианское отношение к власти
В земном же смысле вместе с рождением Церкви, в силу теократического единства, рождалось и новое российское, ставшее через крещение и европейским, государство. Этому процессу политически способствовало и то, что, «учрежденная великим князем для всей Руси, Церковь на протяжении всего существования удельной системы была единственной организационной структурой, охватывающей всю Русь, поддерживающей общенациональное единство». Безусловно, утверждению этого единства способствовало христианское учение о Божественном происхождении власти, а значит, и ее единодержавия, что было крайне важно в период междоусобной борьбы. Явным следствием укоренения в русском правовом сознании библейского отношения к власти стали, в частности, появившиеся уже в первое столетие нового христианского государства гражданские и одновременно нравственные нормы, изложенные в «Изборнике 1076 года».
Нравственный контроль и педагогическое влияние на власть
Сакральное значение государственной власти в восприятии святого Владимира не простиралось на его власть над Церковью и в область вероучения. В этой сфере Церковь оставалась вполне самостоятельной. Более того, она имела право нравственного контроля и педагогического влияния на власть, в чем, по свидетельству «Жития Феодосия», заметную роль играло древнерусское монашество. В Киевский период и в начале периода «северно-русского» Церковь была свободна от государства, поэтому она могла «требовать у носителей княжеской власти подчинения некоторым идеальным началам не только в личной, но и в политической жизни: верности договорам, миролюбия, справедливости…». Высшая иерархия с самого начала живо ощущала свое служение как нравственно-политическую миссию, в исполнении которой она видела свое христианское и государственное призвание и даже Богом данную цель служения Русской Церкви в Русском государстве: «“Князь, мы посланы в Русскую землю Богом для того, чтобы удержать вас от кровопролития”, – служило девизом абсолютного большинства наших митрополитов и епископов».
Главная идея и ценность Русской цивилизации
Важно отметить, что, несмотря на явную государственную волю и суверенную властную инициативу в деле Крещения, лишь глубоким принятием евангельского идеала князем Владимиром, а вовсе не рациональным политическим расчетом объясняется тот удивительный факт, что «в отношениях Церкви и государства мы тоже видим почти небывалую в истории Православия гармонию, причем в начале Киевского периода византийская симфония почти очевидно действует под знаком влияния Церкви, не государства. Уже “Церковный устав” Владимира Святого значительно расширяет по сравнению с византийскими сферу церковного суда – ему переходят, например, все семейные дела, дабы Церковь могла успешнее действовать на перерождение общества. Еще важнее постоянное принятие князьями советов, руководства, наставления от Церкви, признание в ней авторитета совести».
Чем же был обусловлен авторитет Православия на Руси? Как смогла Церковь заслужить высокое доверие власти и народа? Ответ на этот вопрос снова возвращает нас к личности святого Владимира. Ведь именно он придал первый импульс и направление совместного с государством развития молодой Русской Церкви, определил их образ в глазах народа. Как нам кажется, этим образом стал теократический идеал социально понятого, достигаемого в стремлении к осуществлению Правды Божией Царства. Данный идеал и стал на века главной идеей и ценностью Русской цивилизации.
Решимость построить социальное государство
Думается, что не отвлеченно абстрактно, а именно в духе первохристианства в качестве руководства к действию воспринял святой князь Владимир проповеданную ему евангельскую весть: «Как широкая русская натура, святой Владимир не только в деле внешнего крещения всей страны, но и внутреннего радикального изменения и обновления его социальной жизни воспылал желанием повторить опыт первоапостольской Церкви: употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещеные люди почувствовали, как говорит книга Деяний, что y них “одно сердце и одна душа”, что y них “все общее”».
В описании митрополитом Иларионом первого опыта социальной помощи явственно ощущается именно эсхатологический контекст деятельности святого государя – как попытка осуществления Правды Божией, справедливости на русской земле: «Ты, о честная глава, был нагим – одеяние, ты был алчущим – насыщение, ты был жаждущим – охлаждение их утробы, ты был вдовам – вспомоществование, ты был странствующим – обиталище, ты был бескровным – покров, ты был обидимым – заступление, убогим – обогащение». Масштаб этой деятельности убедительно свидетельствует о том, что борьба с бедностью была продиктована не просто сиюминутным благочестивым порывом «неофита во власти», а отражала решимость святого Владимира построить социальное государство, основанное на христианских идеалах и ценностях.
Бедность и безвинные страдания русских людей святой князь считал общественным злом. Никто не должен был голодать и дрожать от холода в государстве, провозгласившем себя христианским.
Отношение к собственности в культурном коде русского народа
На причину общественного зла святой Владимир, вероятно, смотрел уже глазами святителя Иоанна Златоуста, ставшего за короткое время первым и самым любимым переводным автором на Руси. Великий же святитель утверждал, что «богач есть как бы приемщик денег, следующих к раздаче бедным… посему, если он истратит их на себя сколько-нибудь сверх необходимой нужды, то подвергнется жесточайшей ответственности».
Такое отношение к собственности, ставшее устойчивым компонентом культурного кода русского народа со времен святого Владимира, как известно, опирается на библейское теократическое правопонимание, которое признает лишь Бога подлинным собственником всего на земле и на небе. По этой причине собственность может быть только условно частной, по праву временного распоряжения ею, которое человеку дает Господь. Соответственно, по словам святителя Иоанна Златоуста, «что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем». Воспринятое вместе с Евангелием совершенно новое правовое сознание рождает на Руси и органичное ему понимание права собственности, сформулированное еще раннехристианским писателем Лактанцием: «Единственный долг правды состоит в том, чтобы употреблять имущество свое на прокормление бедных… Истинное употребление богатств состоит в обращении их не для своего удовольствия, но для поддержания многих людей из чувства правды». Идея Правды Божией в ее правовом и социальном измерении стала важнейшей библейской ценностью, завещанной святым Владимиром. Неслучайно первый национальный писаный свод законов был назван «Русской Правдой».
Князь Владимир советовался с епископами о проведении христианского закона в жизнь государства
Во всей деятельности святого князя обращает на себя внимание то, что такое на первый взгляд чисто юридическое понятие, как справедливость, осознается им совсем не в уравнивающем смысле и не как «воздаяние», а как проявление милующей Любви. «Тот же митрополит Иларион сообщает нам, что святой Владимир, “часто собираясь с новыми отцами нашими епископами с великим смирением советовался с ними, как уставить закон сей среди людей, недавно познавших Господа”. Это можно понять не иначе, как совещания с иерархией не по миссионерским только вопросам, a скорее по вопросам проведения в жизнь всего государства “закона” христианского, как совещание о посильном осуществлении Царства Христова на земле».
Как устроить социальную, правовую и политическую жизнь
Феномен равноапостольного князя Владимира как правителя состоял в том, что всё в его государственной деятельности было выражением христианской Любви и желанием вечного спасения подданных. Иное невозможно и представить, ведь любовь Христова не может быть избирательной, равнодушной ни к какой сфере человеческой жизни, в том числе и к политике. Несомненно, что самым большим желанием равноапостольного Владимира было создать теократическое христианское государство, а значит, устроить социальную, правовую и политическую жизнь в государстве таким образом, чтобы она служила делу Царства Божия.
Думается, основное заблуждение состоит в расхожем восприятии любви как некоей эмоции, очень сильной симпатии, вкусового предпочтения или романтической страсти. Поэтому для уразумения евангельского понимания права необходимо вначале раскрыть христианское учение о любви, согласно которому любовь заключается в способности самоотречения, возможности жертвовать своими интересами или даже самой жизнью в пользу «другого». Здесь нет места сентиментальным или романтическим мотивам. Движущей силой христианской любви является желание спасения человека. По этой причине даже наказание, которое на первый взгляд кажется необходимым возмездием и проявлением справедливости, на самом деле будет не чем иным, как проявлением любви, постольку поскольку оно служит исправлению или искоренению греха, препятствующего вечному спасению.
Самоограничение в личной, семейной и общественной жизни
Именно оскудение любви видится в православном предании главным признаком общественного кризиса, ибо «не воля к самоутверждению и самовластию способна создать и сохранить общественную жизнь, а только ее самоограничение и самообуздание… Не стихийная половая страсть создает устойчивую семью – она только разлагает последнюю, – а ее самоограничение; не голод и корысть создают экономический строй, упорядоченное частное хозяйство и упорядоченное взаимодействие их между собой – их создает честность, трудолюбие, ограничение потребностей, взаимное доверие, рождаемое выполнением обязанностей; не страх и не властолюбие творит государственное единство – оно создается готовностью к жертвам, аскетизмом воина и аскетизмом гражданского служения, верою в нравственную святость государственного начала». (Цит. – С.Л. Франк ).
Человек Русской цивилизации призван трудиться для Царства Божиего
Духовное наследие и завет святого князя Владимира состоит в воспринятой от Византии теократической идее обожения всего мира, а значит, неразделимости Божественного и человеческого как в личной, так и общественной жизни человека. Да, это лишь идеал, но в силу своего библейского статуса – идеал вечный. Как конечная цель только он способен задать вектор развития российского государства в русле заветов своего основателя. Лишь указанные духовные основы способны сделать Россию достаточно сильной для осуществления ее призвания, то есть того, чего хочет от нее Сам Бог.
Лишь в том случае труды во благо созидания Отечества не останутся тщетными, а их плоды не сгорят в апокалиптическом огне, если человек Русской цивилизации будет трудиться для Царства Божиего.
Второй исторический шанс России
Россия создана тысячелетие назад как Новый Израиль, как Божий народ. Это означает, что ее судьба мистически связана с судьбой Ветхого Израиля, историческое дело которого вне Христа потерпело крушение. Отвергнув Сына Божия как Мессию, иудеи сделали для себя бессмысленным все призвания и откровения, страдания и радости, все унижения и победы своих предков. Вся эта славная история Израиля через отвержение Бога, вопреки пророчествам о великом будущем, привела лишь к утрате Ковчега, разрушению Храма и жалкому концу.
России сегодня дан второй исторический шанс, как некогда евреям после плена, восстановить истинную природу своей государственности. Для этого православному народу требуется поклоняться Христу не только как Учителю и не только как Владыке невидимого духовного мира, но Царю и Богу всей нашей земной жизни. Чтобы вернуть Христа в продолжающуюся историю и культуру нашей цивилизации, должно вспомнить, что она принадлежит отнюдь не нам, а Богу.
Протоиерей Тимофей Фетисов,
ректор Донской духовной семинарии,
кандидат богословия,
докторант Общецерковной
Аспирантуры и Докторантуры
им. свв. Кирилла и Мефодия
По материалам «Православие.ru»
ректор Донской духовной семинарии,
кандидат богословия,
докторант Общецерковной
Аспирантуры и Докторантуры
им. свв. Кирилла и Мефодия
По материалам «Православие.ru»
Россия под сенью креста Святого Владимира
В этом году мы отмечаем 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. День блаженной кончины князя Владимира 28 (15 июля по ст. стилю). Мы вспоминаем его, как самого великого просветителя и как величайшее событие нашего просвещения благодатью святого крещения.
Святому Владимиру посвящено много иконографических изображений: икон, фресок, литературных памятников, живописных полотен, а также образ его запечатлен в многочисленных памятниках, барельефах и храмах, посвященных ему.
Первый монументальный российский собор во имя святого князя Владимира - Князь-Владимирский собор – был построен в Санкт-Петербурге в 1789 году по проектам архитекторов Антонио Ринальди и Ивана Старова. Он является одним из величайших произведений архитектуры времен Екатерины II. Окончание строительства было приурочено к 800-летней годовщине Крещения Руси.
С 1845 года Собор стал капитульным храмом ордена Святого Владимира, учрежденным императрицей Екатериной II, по случаю своего 20-летнего правления.
9 сентября 1775 года, ровно 240 лет назад, императрица Екатерина II издала Указ «О создании Херсонской и Славянской епархии», отмечалось, что Херсон был источником христианства для России, где после обращения князя Владимира свет православной веры и истинного богослужения просиял над Россией. В декабре 1783 года присоединение Крыма к России было официально признано Турцией, а 2 февраля 1784 года основана Таврическая область.
Борьба России за черноморские рубежи не могла не оживить память святого равноапостольного князя Владимира.
Именно в Крыму, в Херсонесе, в 1825 году адмирал Черноморского флота Алексей Самуилович Грейг передал докладную записку об увековечении памяти князя Владимира в Херсонесе императору Александру I во время его последнего посещения Севастополя в октябре месяце.
Адмиралу представлялся некий скромный обелиск или маленькая изящная церковь и при нем небольшое богоугодное заведение на 20–30 человек инвалидов и неимущих, которые обязаны были бы наблюдать за сохранением развалин древнего города.
Александр I распорядился составить проект памятника, а уже Николай I из поступивших работ выбрал проект обелиска, выполненный архитектором В.И. Беретти.
В 1827 году по распоряжению командующего Черноморским флотом А.С. Грейга были начаты археологические раскопки на херсонесском городище под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви (базилики) в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике.
В апреле 1829 император Николай I разрешил собирать средства на памятник в военных поселениях. Собранная сумма денег оказалась столь значительной, что решили построить кроме обелиска и храм. Был объявлен конкурс на создание храма. Утверждение получил проект архитектора К.А. Тона (1794–1881) — крестово-купольный пятиглавый кубовидный храм в русско-византийском стиле.
Посетив Севастополь в 1843 году император Николай I указал строить храм не в Херсонесе, а в Севастополе, на возвышении в центре города. Собранные по всей России деньги на строительство собора в Херсонесе были поделены поровну.
Владимирский собор в Севастополе был открыт в 1881 году и освящен в 1888 году, а собор в Херсонесе открыт в 1876 году и освящен в 1888 году.
В 1862 году по инициативе митрополита Киевского и Галицкого Филарета был заложен первый камень в основание Владимирского собора в Киеве, который был построен в 1883 году. Отделка храма выполнена лучшими российскими художниками: В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, М.В. Нестеровым и др.
Изображения Владимира Святославовича стали почти обязательной частью декораций крупнейших соборов XIX–XX веков. Широкое распространение получили скульптурные фигуры князя Владимира. Так на Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга была помещена бронзовая статуя святого Владимира, выполненная в 1807 году замечательным скульптором академиком Степаном Пименовым.
Сюжеты житий Владимира Святославовича, сцены Крещение Руси стали сюжетом исторического барельефа «Выбор князем Владимиром вероисповедания», были расположены на старой Оружейной палате, созданной по указу императора Александра I. Автором барельефа был в то время известный скульптор Гавриил Замараев, основоположник московской декоративно-монументальной скульптуры конца XVIII – начала XIX веков.
События княжения князя Владимира стали сюжетом рельефов внутренних дверей южного портала Исаакиевского собора скульптора Ивана Витали (1858 год). Темой оформления является становление Христианства на Руси и житие святого князя Владимира.
В Храме Христа Спасителя в Москве горельефы с фигурами святого князя Владимира, княгини Ольги и царицы Елены помещены на северном фасаде – скульпторы Петр Клодт и Николай Рамазанов (воссозданы в 1990 году скульпторами Константином Константиновым и Валерией Доброхотовой), а также на арке левых врат на фасаде Храма Христа Спасителя – исполнил Петр Клодт (воссоздан Константином Константиновым и Валерией Доброхотовой).
Один из первых монументов, посвященных святому князю Владимиру является памятник Крещению Руси или Колонна Магдебургского права, установленный в 1808 году в Киеве по чертежам архитектора Андрея Меленского. Памятник считается старейшим монументом в столице Украины. Хотя этот монумент был предназначен во славу монарха, Александр I, узнав о его возведении, выявил неудовольствие. Как-то не привыкли в то время коронованные особы, чтобы их славили без их на то соизволения. В своем высочайшем указе 7 ноября1802 года он написал: «Сколько приятно Мне было видеть знак усердия изъявленного киевскими гражданами в сооружению памятника Святому и Равноапостольному Великому князю Владимиру, особенно по уважению Моему к главной и благочестивой мысли сего памятника, столько крайне был Я удивлен, что о предположении сем от вас предуведомлен Я не был. Здания сего рода столько сами по себе важны, что не могут быть начинаемы с единого ведома местного начальства; и долг оного, весьма по мнению Моему ясный, есть доносить о них предварительно Высшему правительству… ».
В середине второй половины XIX века, благодаря распространению монументальных сооружений, посвященным важнейшим событиям русской истории, образ святого Владимира становится частью крупнейших памятников. Так, в 1853 году, 28 сентября в Киеве был торжественно открыт памятник Владимиру Великому, авторы Василий Демуг-Малиновский, Петр Клодт и Константин Тон.
В 1843 году ректор Императорской академии художеств, скульптор Василий Демут-Малиновский подал на высочайшее утверждение «Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы (так она называлась прежде – авт.), над самым тем местом, где свершилось крещение русского народа, памятника св. Равноапостольному Князю Владимиру». И хотя никаких церковных юбилеев не предвиделось, император Николай I одобрил эту инициативу.
По стилю скульптура – типичный образец русского классицизма. Скульптура, вписанная в гористый пейзаж берега Днепра, возвышается на 16-метровом постаменте, имеющем очертания восьмигранной часовни в псевдовизантийском стиле на квадратном стилобате.
Клодт осуществил невероятно сложную отливку грандиозной статуи Владимира. Из Санкт-Петербурга статуя на поезде была доставлена в Москву, а далее — конной тягой в Киев. Архитектором постамента памятника стал профессор Академии художеств Александр Тон. Скульптурные детали постамента были отлиты на одном из старейших в Российской империи Дугненском чугунолитейном заводе близ Калуги.
В 1862 году в Великом Новгороде на памятнике «Тысячелетие России», скульптор Михаил Микешин, князь Владимир представлен в скульптурной группе «Крещение Руси», скульптор академик Роберт Залеман – один из создателей скульптурного оформления Исаакиевского собора, и на пьедестале «Просветители России», скульптор Матвей Чижов – ученик Николая Рамазанова и Петра Клодта, автор горельефов на Храме Христа Спасителя в Москве.
В этих скульптурах князю Владимиру придавали русский образ – он в полном княжеском одеянии, с поднятым в правой руке Византийским восьмиконечным Крестом – символом спасения, выражением принятия Русью веры Спасителя. Движением же левой руки Равноапостольный повелевает склоненной фигуре славянина, уже старца, разбить грубое изваяние, предмет его собственного, так недавно еще, горячего почитания, требовавший кровавых жертв человеческих. Влияние Спасительной силы Христовой на сердца простых людей, не видавших ранее ее благодатного света, изображено фигурою молодой матери, несущей крестить дитя свое. Этою же фигурою запечатлены отличительное установление Греко-восточной религии – крестить младенцев, и готовность Руси к восприятию христианского учения.
В 1988 году на государственно-церковном уровне прошли торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси. Это был реальный поворот в церковной политике в СССР. Этот год называют Вторым крещением России. Именно в том году, в апреле была создана инициативная группа, начавшая конкретную работу по возрождению Храма Христа Спасителя, а 15 апреля того же года икона Державной Божией Матери – последняя чудотворная икона России, была передана на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии. Здесь святыня пребывала два года в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого.
В соответствии с постановлением Правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское, где она была обретена 2 марта 1917 года, в день лишения императора Николая II престола.
Это произошло, ровно 25 лет назад, 27 июля 1990 года в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира. Именно с этого года начинается новый этап увековечения памяти святого князя Владимира в монументальном искусстве.
В 1988 году памятник святому равноапостольному князю Владимиру скульптора Александра Рукавишникова был открыт в Буэнос-Айресе по инициативе Южноамериканского экзархата Русской Православной Церкви и российских соотечественников. Точная копия памятника была установлена в Свято-Даниловом монастыре в Москве.
В тот юбилейный год были открыты памятники в Торонто (Канада), в Лондоне (Великобритания) и Брисбене в Квинслендском университете (Австралия).
В период новой России отправной точкой в монументальном изображении святого Владимира является 1994 год. Памятник – подарок скульптора Вячеслава Клыкова городу Севастополю – был установлен на Девичьей горке по пути к воротам Херсонесского заповедника.
В это время установлены памятники святому Владимиру на Украине: Ивано-Франковск (1997 г.), село Зимнее Волынской области (2001 г.), Днепропетровск (2010 г.), Коростень (с матерью Малушей, 2010 г.), поселок Любеч Черниговской области (с матерью Малушей, 2012 г.), Харьков (2013 г.).
В России памятники установлены: Белгород (1998 г.), Псков (вместе с княгиней Ольгой, 2003 г.), Новочебоксарск, республика Чувашия (2003 г.), Владимир (вместе с епископом Суздальским Феодором, 2007 г.), Тула (2012 г.), Астрахань (2013 г.), село Сартаково Нижегородской области (2014 г.), Кропоткин, Краснодарский край (2014 г.).
В юбилейный год 1000-летия с момента кончины святого князя Владимира памятник ему установлен в Польском Гданьске, в историческом районе города (скульптор Геннадий Ершов).
В Ростове Великом к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира 5 июня 2015 года установлен и освящен поклонный крест. Памятный знак должен напоминать о крещении Ростова в 991 году. Гранитное изваяние высотой около 4 метров установлено на берегу озера Неро на огромном валуне весом 18 тонн. Автор монумента – академик Российской академии художеств Николай Мухин.
В этом году предполагается открытие памятников святому князю Владимиру во Владимире у строящегося храма святому Владимиру, а также в Смоленске и Москве. Победитель конкурса на постановку памятника святому Владимиру в Москве – заслуженный художник России, скульптор Салават Щербаков.
Несмотря на все трудности и разногласия, возникшие с установкой этого монумента, будем надеется, что памятник святому князю Владимиру будет украшать и нашу столицу и станет живым свидетельством Второго крещения России.
Г.В. Ананьина,
кандидат исторических наук,
председатель правления Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену
кандидат исторических наук,
председатель правления Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену