Впервые за 85 лет возобновился крестный ход с Пряжевской иконой Богородицы из Горнальского Белогоро-Николаевского мужского монастыря, расположенного недалеко от города Суджи Курской области, на Украину - в Мирополье.
Обитель была основана в 1671 году, ее история тесно связана не только с историей Курского края, но и всей России. Традиция крестного хода существовала с конца XIX века и посвящалась чудесному избавлению от гибели государя Александра II, на жизнь которого несколько раз покушались народовольцы.
Интересна история Пряжевской иконы Божией Матери. Она была привезена в Россию из Греции в XVI веке. В некогда знаменитом Белогоро-Николаевском монастыре чудотворный образ оказался в XVIII веке, но долго пребывал здесь в неизвестности. Ее почитание возросло, когда перед киотом сами собой стали загораться лампады и свечи, а прихожане заметили, что по молитвам к Богородице перед этой святой иконой многие больные люди получили исцеление.
Дорогу в монастырь знали многие знаменитые люди России, в том числе истинно православный писатель Федор Достоевский. Он посещал монастырь в 1878 году. И хотя некоторые исследователи его творчества считают, что в знаменитом романе «Братья Карамазовы» писатель увековечил Оптину пустынь, куряне твердо верят, что прообразом стал именно монастырь в Горнали и отражены на страницах романа впечатления Достоевского от бесед с местными монахами.
После закрытия обители в 1922 году советские власти разместили в ней колонию для малолетних преступников, позже - школу-интернат особого режима для детей-сирот. Сейчас здесь живут и учатся воспитанники школы-интерната.
В прошлом году были подписаны документы о передаче монастыря Курской епархии Русской Православной Церкви. 19 декабря красивую старинную икону святителя Николая торжественно внесли в Горнальский Белогоро-Николаевский мужской монастырь. Ее держали в руках заместитель губернатора Игорь Астапов и заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Громов, откликнувшиеся на предложение Митрополита Курского и Рыльского Иувеналия поучаствовать в престольном празднике. Впервые за 80 лет в святой обители возобновилась архиерейская служба.
Монахи и дети живут мирно, у каждого свои заботы. О выселении питомцев школы-интерната речи не идет. При покровительстве епархии значительно улучшились бытовые условия детей, оставшихся без попечения родителей. Вот такой необычный возник социальный проект.
У святой обители было много добрых традиций. Одна из них - крестные ходы в Мирополье на Украину. Жители села Мирополье тоже считают Пряжевскую икону своей покровительницей и заступницей. Разделенные сейчас границей, народы двух государств связывает общая Православная вера.
Крестный ход начался в Судже с Божественной литургии возле Пряжевской иконы Божией Матери, где встретились курские и сумские паломники. Митрополит Курский и Рыльский Иувеналий, епископ Сумский и Ахтырский Иов на всем пути благословляли детей и взрослых, дарили им иконки. Беспрерывно пелись тропари Богородице.
Удивительной получилась встреча на границе: отсюда дорога, по которой несли чудотворную икону, заботами украинских сестер устилалась лепестками роз. Православные христиане братской Украины каждому из курских паломников, в благодарность за духовные труды, подарили по алой розе, а это ни много ни мало триста штук.
Ликующим звоном колоколов встретили крестоходцев на Украине. В общей Литургии все вместе молились о воссоединении братских славянских народов, об укреплении российской государственности.
- Как друзей нельзя разлить, так нельзя разлить наши народы, - сказал епископ Иов. - Крестный ход - это проповедь Православия, проповедь духовности, проповедь нравственности. И вместе с тем это свидетельство о нашем духовном единстве. Никто нас не сможет разделить. Пусть Господь нам поможет и соединит сердца наших народов воедино.
Исторически так сложилось, что курская земля граничит с Украиной. Укреплять духовные связи в столь сложное время считает необходимым митрополит Курский и Рыльский Иувеналий. Это уже второй крестный ход, где встречаются два братских народа. В прошлом году, в такой же жаркий день, во время встречи двух крестных ходов владыка Иувеналий подарил архиепископу Львовскому и Драгобычскому Августину список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, чтобы ее чудодейственная сила помогла избавить народ Украины от угрожающей опасности духовного раскола.
Не потеряли актуальность слова, сказанные тогда заместителем губернатора Курской области Игорем Астаповым: «Шестьдесят лет назад нашу общую страну защищали сообща все ее народности, встали единой, крепкой стеной. Нас должна вновь объединить общая духовность, так как объединяет нас единый Бог». А нынче он заметил: «У нас общая история. Мы, я считаю, - единый народ, у нас общеславянские корни. В воссоединение наших народов необходимо верить. Не знаю, как скоро это будет, но мы должны двигаться в этом направлении - к единому союзному государству».
Трудные времена переживает сейчас украинский народ, законная Православная церковь грубо попирается, две раскольнические группировки «Киевский патриархат» и «Украинская автокефальная церковь» выгоняют верующих из своих храмов. Сколь горько им, можно было судить по участникам крестного хода, совершенного в прошлом году, со слезами встретивших курский крестный ход. Встреча состоялась на Рыльском таможенном посту. До этого украинские братья прошли уже немалый путь, совершая его от Севастополя. А курские паломники накануне всю ночь молились в Рыльском монастыре.
Заблаговременно архиепископ Львовский и Драгобычский Августин обратился к митрополиту Иувеналию с просьбой подарить список чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной православным Украины, который бы они понесли по родной земле, ограждая ее от иноверцев.
Трогательная встреча, совместная молитва у чудотворных образов, а затем общая трапеза глубоко запали в сердце. Стали как бы огромной свечой неугасимой веры, при свете которой исчезают всякое коварство и ложь. Провожая духовных братьев через границу, куряне желали им крепости, верности Божиему завету. Православные Украины взяли тогда путь к Киево-Печерской лавре, где крещен был народ Древней Руси.
Нынче не было слез. Однако и тот крестный ход, и нынешний совершались верующими с молитвой для того, чтобы благодать Божия помогла нам укрепиться в вере и нравственности, чтобы установился мир, прекратились социальные конфликты и иные негативные последствия прозолетической деятельности инославных мессионеров. Православные просили Бога избавить их от предстоящей угрозы и сохранить под покровом Своей благости и милосердия.
Монахи Киево-Печерской лавры издревле возглавляют борьбу против насильственного окатоличивания народа. Дух стойкости в вере заложен был в обители ее основателями, среди которых был и Феодосий Печерский, проведший с родителями детские годы в Курске. Перед смертью (представился 3 мая 1074 года) преподобный Феодосий оставил завещание киевскому великому князю Изяславу как главе Православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью.
Значение этого завещания велико, но редко ныне упоминается. К сожалению, нынешние киевские «князья» забыли завет преподобного, а может быть, и вовсе его не читали. Не случайно и появление в последнее время громко пропагандируемого лозунга Ватикана: «Две церкви - две сестры». Но православным хорошо известна мудрость иезуитов: «Враг моего врага - мой друг». И кто только не перебывал в друзьях Ватикана...
Можно много говорить об агрессивном отношении Ватикана к Православию, к России. Веры в его бескорыстие у православных нет и не может быть. Очень точно заметил по этому поводу в романе «Идиот» Федор Михайлович Достоевский, сказав, что католицизм опаснее атеизма, «потому что проповедует он искаженного и поруганного им Христа. Захватив земной престол, папа взял меч и прибавил ложь, пронырство, обман, фанатизм и злодейство». Какая проницаемость художественного пера! Католицизм именно опасен тем, что он предлагает подмену, подделку Христа.
Разве может обмануть православных и то, что Папа Римский, будучи в Греции, попросил прощения за то зло, которое причинили католики? Ибо православные хорошо знают и другую мудрость иезуитов: «Думай одно, говори другое, а делай третье».
Преподобный Феодосий завещал: «Господи, благослови! Я - Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа - в чистой и Православной вере рожден и воспитан в добром научении православным отцом и матерью. Вере латинской (католической) не умообязайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте, и нравов их гнушайтесь. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная.
Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни, и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере - в католической, или мусульманской, или армянской - не увидят жизни вечной.
Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру все равно что свою хулит. Если кто начинает хвалить и свою, и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, не бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или попавшего в беду, - будет ли то глиз или турок, или латинянин, но всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверах Бог в этом веке печется, но в будущем они чужды будут вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую Веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за Веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от праведной веры, - помоги Православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это все равно как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.
Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес 4,5).
Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Аще ангел, пришед с небесе, благовестит вам, не яко же мы благовестником, да будет проклят» (Гал. 1,8).
Вы же (латиняне), отрицавшие проповеданье апостольское и Святых Отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, не вам к нашим, ни нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу - живую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать. Тако ибо писано: «Воздается каждому по делам его» о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь».
К этим чистосердечным, живым словам и прибавить нечего. Нам бы так любить свою веру и землю! Да укрепят нас в этом крестные ходы во славу Святого Православия!
Людмила КУТЫКИНА,
город Курск