Добавлено:

№ 12 (102), 2002 год. ОСТОРОЖНО - ЛЖЕДУХОВНОСТЬ!

Письмо со Святой горы Афон

Живя на Святой Горе Афон, радуешься, когда видишь благочестивых паломников, приехавших в земной удел Пресвятой Богородицы помолиться и поклониться святыням. Они ищут здесь духовную пищу и находят ее. Беседуют с духоносными старцами, исповедуются, приобщаются Святых Христовых Таин. С радостью свидетельствуют о великом духовном сокровище, которое нашли на Святой Горе Афон.
 Но есть и другие паломники, души которых направлены к совершенно другому, к поиску сверхъестественных и чудесных явлений. Будь то от Бога или даже от дьявола в виде страхований. Главное для них - соприкоснуться с потусторонним миром и узреть чудо. Многие такие искатели, в первую очередь задают главный для их духовности вопрос, есть ли здесь бесовские страхования. Их не интересуют вопросы покаяния и молитвы. Первый их вопрос - вопрос о страхованиях. Второй: где есть прозорливые старцы, именно прозорливые. А не просто старцы. И третий: где бесов изгоняют.
 «А что, вы нуждаетесь в изгнании бесов?» - спрашиваю этих паломников.
 «Да нет», - отвечают они.
 «Но тогда почему же вас интересует это?»
 «Ну, знаете, интересно посмотреть, послушать».
 «Но, а на что же вы там будете смотреть?»
 «Ну как бесов изгоняют, говорят, что там кричат и рычат».
 Я промолчал. Смотрю, паломники немного расстроились, что нет такого зрелища, где «кричат и рычат». Должен признаться, что скорбно мне было за этих паломников, ведь они ищут то, что не приносит духовной пользы, а напротив причиняет духовный вред.
 Помню, как однажды в России меня пригласили в один храм, сказали, что там бесов изгоняют. Я стал отказываться, говорят: неужели это - главное, чтобы туда ехать?
 «Да нет, там батюшка хороший, поехали, помолимся».
 Согласился, поехали. Приезжаем туда. Смотрю, прихожан полный храм.
 Спрашиваю своих знакомых: «Это все прихожане этого храма?»
 «Нет, это люди приехали на отчитку».
 «Что, они все больные, одержимые?»
 «Нет, не все, многие просто посмотреть приехали, как бесы выходят, да помолиться».
 Началось богослужение. Тут же раздались крики, рычания и гнусное сквернословие. В общем, помолиться мне так и не удалось, а вот чувство осквернения от скверных слов было очень сильное. Больно было наблюдать за происходящим, осознавая, что многие из пришедших даже в этом горе людском, ищут зрелища.
 Второе желание для некоторых паломников встретить прозорливого старца.
 Слушая таких людей, проникаешься к ним состраданием, понимая их болезненное состояние души, ищущей чего-то таинственного и сверхъестественного, совершенно противоположного истинной православной духовности. Помню, некоторым, говорил я: «Зачем вам нужно, чтобы сказали, как вас зовут и приоткрыли ваше прошлое? Зачем, вы же и сами все хорошо о себе знаете?» - «Но понимаете, это так, но когда тебе это скажет прозорливый старец, то это совсем другое дело. Ведь он может предсказать мое будущее».
 Самое привлекательное для некоторых паломников - это вопрос о бесовских страхованиях. Откуда же такой «духовный» интерес? Оказывается, что они узнали об этом из многих современных публикаций, которые очень популярны в наше время. Как ни странно, многие такие паломники получали желанное. Эти страхования, как они называли их бесовские, приводили их в ужас. Они говорили: «Теперь точно знаем, что такое - бесовское страхование». Конечно, бесовские страхования есть, это реальность, о которой мы читаем в патериках. О них написано, чтобы предостеречь нас и возвестить об опасности. Но не как сейчас - некоторые представляют читателю бесовские страхования. В современных печатных публикациях иногда преподносят бесовские страхования, путая их с реальными физическими явлениями. Помню, однажды приехали на Карули паломники. Оказав им Святогорское странноприимство, вечером мы разместили их по кельям. Одного - в Свято-Георгиевскую келью, а двух других - в Иверскую. И вот рано утром в ужасе прибегают эти паломники, и давай рассказывать нам о бесовских страхованиях, произошедших с ними этой ночью. Говорили о рычании вроде бы мотоцикла, о стуках и грохоте. Конечно, было очень жаль этих паломников, что они, бедные, всю ночь не спали, да еще до смерти напугались. Давай я их успокаивать и объяснять эти «бесовские страхования». Говорю брату, ночевавшему в Свято-Георгиевской келье, у которого было страхование от «рычащего беса»: «Да это просто была экранизация звука, а не бесовское рычание. Ты ведь видишь - тут огромная скала, а внизу - море и ночью рыболовные суда ловят рыбу, и шум мотора экранизирует скала».
 «А вот у нас точно был бес, - сказали двое других паломников, ночевавших в Иверской келье, - сто процентов бес приходил. Стук вроде копыт, грохот всю ночь был. Так напугались, что до утра не спали».
 «Братья мои. Что же вы испугались? Это был просто грызун, живущий на келье. Он вас и беспокоил. Мы, живущие на Карулях, о нем знаем. Порой он так разойдется, бегает на крыше, по железу стучит, кажется, что табун лошадей бежит».
 Но, к сожалению, все аргументы, которые я приводил, они не хотели принимать, и упорно доказывали, что это было, бесовское страхование. Складывалось впечатление, что они сами желали верить в то, что это был бес, а не грызун. Перед поездкой на Карулю эти паломники читали о бесовских страхованиях и уже психологически были настроены на встречу с ними. Поэтому им тяжело было смириться с истиной. Конечно, это беда, хотя они свободные люди - как хотят, так и верят. Но ужасно то, что, возвращаясь со Святой Горы Афон, они дезинформируют других людей, печатают статьи и книги о бесовских страхованиях. Подумаем сами, неужели такие статьи и книги, содержащие ложь, могут принести духовную пользу? Конечно, нет, лишь только вред. К сожалению, некоторым экзальтированным людям кажется, что они черпают духовное сокровище.
 «Да нет, это понятно, - говорят они. - Но вот вы что-то видели, чувствовали?»
 «А что я должен видеть или чувствовать?»
 «Ну, к примеру, бесов, или ангелов».
 «Да нет, бесов я не видел, а ангелов - тем более, так как не достоин этого. Вообще я пришел сюда не для того, чтобы ангелов видеть».
 Кто-то из святых отцов сказал: «Лучше узреть в себе грех, нежели увидеть ангела». Вот грех узреть и в покаянии оплакивать себя, испрашивая прощения у Бога, - в этом вижу истинное благо для души. Конечно, некоторые монахи мне рассказывали о бесовских страхованиях, которые им пришлось претерпеть, но они, наверное, сильно подвизаются, а я, к сожалению, нет. И может не докучают мне бесы, но вот мыши, крысы и всякая другая тварь не дает мне покоя.
 Всякие вымышленные истории и легенды в наши дни становятся все более популярными. Публикации, умышленно замешанные на лжечудесах и лжесенсациях, пользуются небывалым спросом. Им придается духовная окраска последних времен. Люди увлекаются ими и впадают в заблуждение. К примеру, что Иверская икона, находящаяся на Святой Горе Афон, недавно уходила с Иверского монастыря, и братья, с плачем и молитвой возвращали ее назад. В моей беседе с насельниками Иверского монастыря выяснилось, что икона никуда не уходила. Монах-ключник, присматривающий за иконой, был удивлен и спросил меня: «Кто это распространяет такую ложь и кому это надо? Неужели это вызывает духовное настроение в народе?» Да, вызывает. Люди идут в церковь, исповедуются, причащаются, но, к сожалению, все это делается по мотивам не истинно духовным, а из-за страха перед грядущими бедствиями и кончиной мира.
 Много лжепророчеств распространяется среди православных христиан. Такие лжепророчества способны производить ужасные действия. Но лжедуховники нашего времени только развивают подобные лжепророчества. Люди продают дома и квартиры, раздают имущество, запасаются продуктами питания, одеждой и медикаментами, уходят из городов в деревни и леса. Так люди попадают в зависимость от лжестарцев, которые теперь ими легко манипулируют. Эти братья и сестры на самом деле достойны состраданья, ибо ищут прежде не царствия Божия и правды Его, как заповедовал Христос, а ищут способов, как бы уйти от цивилизации. Думают о мирском, а не о вечном, полагаясь на себя, а не на милость Божию, могущую покрыть нас от грядущих бедствий.
 Сравнительно недавно произошло ужасное событие, причиной которого было лжепредсказание на 11 августа 2002 года. Распространялись слухи о якобы грядущем землетрясении, предсказанном каким-то румынским старцем, живущем на Святой Горе Афон. Действительно на Святой Горе Афон, живет румынский старец отец Дионисий. Но я никогда от него не слышал такого пророчества. Что же произошло на самом деле? А произошло вот что. На Святую Гору Афон приехал в паломничество один монах из Румынии. Здесь ему и приснился сон о грядущем землетрясении в России и на Украине. Это был не старец, а простой монах, поведавший о своем сновидении русским паломникам, которые и привезли «откровение» на родину. В одном городе N люди в панике стали вопрошать: «Что же нам делать, как нам спастись от землетрясения?». Пошли сплетни, что старцы сказали, что можно спастись, только проведя ночь в храме. Люди начали обзванивать своих знакомых и близких, предупреждали о грядущем землетрясении. Призывали всех исповедоваться и причащаться. Просили у настоятелей разрешения на ночное пребывание в храме. Получая отказ, они ожесточались, осуждали их, но при этом не теряли надежду на спасение. И вот наступила ночь 11 августа. Ночь бодрствования, ожидания грядущего бедствия. Люди прятались кто где мог: кто в подвале, кто в машине, а кто и на улице. Объединялись вместе и уезжали за город. Разбивали палатки и в ужасе ожидали исполнения «пророчества». Нужно было запастись великим терпением, так как накануне 11 августа стали распространяться слухи, что землетрясение должно произойти не 11 ночью, а с 11 по 14 августа. Все это время люди находились в панике. Говорили уже не только о землетрясении, но и о других пророчествах, услышанных и прочитанных. Проходили дни ужасного ожидания. И вот наступило 14 августа - радость. Люди возвращаются в свои дома и квартиры. Ищут логическое объяснение происшедшему: «То ли Господь помиловал? То ли еще что-либо?» Старались не говорить о пережитом, делали вид, что ничего не произошло. Правильного вывода для себя народ так и не сделал. Казалось, что уже все, можно легко вздохнуть и продолжать вести нормальную, христианскую жизнь. Но, оказалось, не все так просто. Нашлись «мудрецы», которые сказали, что 11 августа - это не по новому, а по старому стилю. И вот наступило 11 августа по старому стилю. С людьми опять повторилось нечто подобное предыдущему, но бедственного, ожидаемого землетрясения так и не произошло. Страсти поутихли и теперь поговаривают, что это нужно было понимать духовно. Один мирянин, оказавшийся в той ситуации, свидетельствует, что все происходящее, напоминало ему учения гражданской обороны. Подымались бытовые вопросы, сколько купить спичек, соли, и тому подобное. Духовная же сторона была отодвинута на второй план. Главное в происходящем была материальная сторона. Страх и трепет пред грядущим бедствием не давали места здравому рассудку. Слава Богу, что не все люди поддались массовому заблуждению. Нашлись и рассудительные, обличавшие лжепророчество. К сожалению, их мнение не воспринималось всерьез. Их всячески клеймили как бездуховных людей. Неужели не видно всего происходящего безумия и разве это не лжедуховность?
 Опасен путь лжедуховности, зиждущейся на всевозможных слухах, переживаниях, эмоциональных ощущениях и лжепророчествах, способных нанести огромный вред нашим душам. Дай Бог, чтобы лжедуховность была отвергнута и никогда не повторялась и все происходящее в нашей жизни испытывалось в духе Евангелия Христова.
 «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1).

Монах СЕРАФИМ (Шолков), Святая Гора Афон, 2002 год

от 24.11.2024 Раздел: Декабрь 2002 Просмотров: 740
Всего комментариев: 0
avatar