В предисловии к книге генерал-майор, профессор Военного университета МО РФ А.В. Черкасов пишет:
«Популярно-историческое повествование В. А. Саулкина убедительно раскрывает главный подвиг всей жизни святого Князя – сохранение Православия, сохранение самой Руси, как субъекта мировой истории.
Трудно переоценить всю глубину исторической заслуги святого благоверно-го великого князя Александра Ярославовича. Она сегодня явно недооценивается. Да, Александр Невский победил в конкурсе «ИМЯ РОССИИ», где его блистательно представил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, в свою бытность Митрополитом Смоленским и Калининградским, но этого явно недостаточно. Нам следует не только глубоко изучать духовное, государственное, военно-политическое наследие святого князя Александра, но учиться у него личному смирению, духовной стойкости, государственной мудрости и прозорливости, политическому и дипломатическому искусству, его воинскому и полководческому мастерству.
Духовное наследие Святого Князя – это вся его жизнь, которая вся без остатка отдана России. Все его поведение, все слова, дела и поступки есть один большой урок беззаветного самоотверженного служения Отечеству.
Политика князя Александра Невского на Западе, это защита Православия с оружием в руках. На Востоке его политика сводилась к предотвращению любой ценой степных нашествий. Он ясно осознавал свою сверхзадачу, сохранить Русь от духовного порабощения Западом и от физического истребления татаро-монгольскими ордами. Сдерживать праведный гнев народа против иноземного ига, подчиняться и кланяться ханам, беспощадно бить немцев, шведов, литовцев, усмирять гордыню удельных князей, воссоздавать разоренную русскую землю и строить единодержавную Русь – все это выпало на долю молодого князя. Ведомый Божиим Промыслом, за многочисленными внешними проявлениями различных событий он видел их глубинную суть и ясно сознавал куда идти, что и как делать. Наше обращение к урокам великого князя как нельзя своевременно.
Сегодня, как и начале XIII века, Россия подвергается страшному натиску с Запада и как века назад, эта агрессия направлена, прежде всего, против духа и сути России, против Православия, против нашей рускости. Все походы Запада против России всегда были направлены не просто против ее суверенитета и территориальной целостности, а на уничтожение русской цивилизации, на искоренение нашей самотождественности и самоидентичности».
В 2008 году на телеканале «Россия» был запущен проект «Имя России. Исторический выбор 2008». Телезрители из имен великих русских людей – государственных деятелей, ученых, писателей, композиторов и художников – должны были выбрать имя человека, который, по их мнению, может олицетворять Россию, являться воплощением лучших качеств русского человека. Зная, какой вклад внесли русские гении в мировую культуру и науку, какие великие полководцы на протяжении 1000 лет в кровопролитных битвах и сражениях громили врагов, защищая Россию от нашествий с Запада и Востока, ясно было, что задача выбрать имя – символ России весьма непростая. 29 декабря 2008 года на телеканале «Россия» в прямом эфире была объявлена личность – символ нации. Голосование проходило в течение трех месяцев в интернете, также принимались СМС-сообщения. На втором месте оказался Петр Столыпин. Третье место занял Иосиф Сталин, за ним – А. Пушкин, Петр І, В. Ленин, Ф. Достоевский, А. Суворов,Д. Менделеев, Иван IV Грозный, Екатерина ІІ, Александр ІІ. А в результате голосования телезрителей Именем России стал Святой благоверный князь Александр Невский.
К тому же князь Александр Невский оказался из всех политических лидеров, вошедших в список 12 самых любимых и почитаемых народом исторических личностей, единственным, кто не вызывал у присяжных,состоявших в жюри, никаких разногласий. Жаркие споры велись вокруг личностей Сталина и Столыпина, других государственных деятелей и полководцев, но личность князя Александра Невского не вызывала никаких сомнений. Однако ради справедливости надо заметить, что у российских либералов к Александру Невскому отношение прямо противоположное, чем у большинства нашего народа. И это не удивительно, для них Александр Невский воплощает историческое Российское государство, которое они искренне ненавидят в любой его форме – будь то Московское царство, Российская империя, Советский Союз или же нынешняя Россия. Российский либерал, по точному наблюдению Федора Михайловича Достоевского, от либералов в других странах отличается тем, что ненавидит свою мать – Россию. Поэтому на российских либералов имя святого благоверного князя Александра Невского действует, как благоухание ладана на бесов. Каких только обвинений не выдвигают либералы в адрес святого князя. Александр Невский, по их словам, «прислужник Орды», «коллаборант», предавший Русь татарам, «святой палач Руси», заложивший основы будущего тоталитарного государства. Либералы, исходя из собственного опыта и состояния собственной мелкой души, видят в поступках князя Александра лишь жажду власти и корысть. Но главное обвинение – «деспот, уничтоживший на Руси демократические начала», «основатель полицейского государства» и «так называемой российской державности».Российские либералы при упоминании имени Александра Невского ведут себя точно так, как одержимые бесами люди у мощей святого. Как вопли бесноватых свидетельствуют о том, что их обжигает благодать святыни, так и вопли и проклятия либералов свидетельствуют о значении князя Александра Невского для истории нашего Отечества.
Святого благоверного князя Александра Невского действительно можно назвать родоначальником российской имперской державности. Его младший сын, святой Даниил, становится основателем династии московских государей. Правнук Даниила, святой благоверный князь Димитрий Донской, побеждает Орду на поле Куликовом. Государь Иоанн Васильевич III Великий собирает русские княжества в единое Русское государство. Внук Иоанна Великого, государь Иоанн Васильевич IV Грозный, начинает свое царствование с прославления Александра Невского. Грозный царь поднимает святой Лабарум Константина Великого, выпавший из рук императоров Восточного Рима, уничтоженного турецким нашествием – Москва становится Третьим Римом. Глубоко почитавший святого Александра Невского царь Петр Великий преобразует Московское царство в Российскую империю. Почитавший Александра Невского Иосиф Сталин сокрушает очередную попытку тевтонов продолжить «Дранг нах Остен». Не случайно 9 мая 1945 года Сталин, поздравляя советский народ с Победой в Великой Отечественной вой-не, произнес: «Победой завершилась вековая борьба славянских народов с германскими захватчиками», вписавпобеду над Третьим рейхом в широкое историческое полотно. Российским либералам, как и всем «заклятым друзьям» России на Западе, ненавистно само существование Российского государства. Как бы им хотелось, чтобы в ХIII веке русские князья погубили бы свои земли в безнадежном сопротивлении монголам. О русичах писали бы в учебниках, как о древнем славянском народе с богатой культурой, который был уничтожен нашествием кочевников, археологи бы проводили раскопки, изучая древнерусскую культуру, как сегодня проводят археологические раскопки в Турции на месте греческих городов Малой Азии. А еще лучше, если бы часть русских выжила, приняла бы католичество и стала бы небольшой этнической группой в каком-нибудь «цивилизованном» европейском государстве.
Святой благоверный князь Александр Невский не позволил размолоть Русь между страшными жерновами латинского Запада и языческого Востока. Александр Ярославич, продолжая дело святых благоверных князей Владимира Мономаха и Андрея Боголюбского, заложил духовный фундамент русской государственности, на котором была создана великая держава. Следуя заветам святого князя, русские государи раздвинули пределы Русской державы на одну шестую часть света, Москва стала Третьим Римом. Главный завет святого князя, самое важное для народа – сохранить свою душу, сохранить чистоту веры. Враг, посягнувший на веру народа, убивает его душу, и такой народ прекращает свое историческое существование, погибая или растворяясь среди более сильных племен. Народу, сохранившему чистоту веры, Господь дарует победу над любым врагом. Известный русский ученый и мыслитель Владимир Иванович Вернадский в своей работе «Два подвига Александра Невского» писал: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром. Племя Александра построило Московскую державу». Вернадский подчеркивает, что, как и отец Ярослав Всеволодович, Александр Невский, как сказано в «Сказании о чудесах святого благоверного князя Александра», «шедъ во Орду и тамо положи живот свой за благочестие и за вся своя люди». Готовность «положить живот за благочестие», «избавы ради христианские», по мнению Вернадского, говорит не только о стойкости князя в православной вере, готовности отдать жизнь, чтобы существовала на Русской земле Православная Церковь, но и о «готовности властителя без боязни и без колебаний принять в борьбе с врагом смерть и мученический венец, променяв «временное царствие» на «вечное»». По словам Вернадского, для Даниила Галицкого очень важен был внешний блеск и величие земного царствия. Поэтому князь Галицко-Волынской Руси не мог смириться с властью Батыя. Но русский ученый и мыслитель подчеркивает, что в Степенной книге недаром говорится, что «смиренную мудрость» Александр «стяжа паче всехъ человекъ»: «Этим внешним блеском и величанием земного царствия и пожертвовал Александр ради глубины понимаемых им истинных основ царской власти: «за благочестие и за вся своя люди», «избавы ради христианския»». «Александр – «побеждая везде, а не победимъ николиже (никогда)» – устоял перед искушением – подобно Даниилу – путем компромисса с латинским Западом искать себе союзников против Востока. Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Неслучайно в видении Пелгусия в помощь Александру являются именно Борис и Глеб – святые смирения, по преимуществу», – пишет Вернадский о втором подвиге святого благоверного князя, считая его не менее важным, чем подвиг на поле брани в противоборстве с латинским Западом. В отличие от большинства современных историков-материалистов, Владимир Иванович Вернадский очень точно определяет духовный смысл подвига Александра Невского: «Христианский подвиг не всегда есть мученичество внешнее, а иногда, наоборот, внутреннее: не только брань видимая, но и «брань невидимая», борьба с соблазнами душевными, подвиг самодисциплины и смирения. И этот подвиг может быть присущ не только частному лицу, но и властителю».
Подвиг Александра Невского – подвиг истинно христианского государя: «Подвиг власти может состоять в том, чтобы достойно отстаивать внешнюю независимость и величие сана – отстаивать даже до смерти. Но подвиг власти может состоять также и в том, чтобы, выполняя основные задачи сана, защищая «благочестие и люди своя», внутренне преодолевать, когда это нужно для исполнения основной задачи, земное тщеславие власти». Вернадский подчеркивает, что благодаря духовному подвигу смирения, который явил святой благоверный князь Александр Нев-ский была одержана победа на Куликовом поле, создано Московское царство: «Рать Дмитрия возросла на смирении Александра. Московское Царство в значительной степени плод мудрой Александровой политики». Союз Александра Невского и святителя Кирилла заложил духовные основы будущего православного Русского царства: «Союз “священства” и “царства” стал нерушимым и, пройдя проверку временем, возродился в конце XV–XVI веков в доктрине преподобного Иосифа Волоцкого. Православное царство стоит на благочестии и на силе воинской». Владимир Иванович Вернадский, размышляя о разделении в ХIХ веке части русского общества на «славянофилов» и западников», вспоминает властителя Северо-Восточной Руси князя Александра и властителя Юго-Западной Руси князя Даниила: «Александр Невский и Даниил Галицкий олицетворяют собою два исконных культурных типа истории русской, и даже шире того, мировой: тип «западника» и тип «восточника». Яркими маяками двух мирочувствований светят нам образы двух русских князей – Даниила Галицкого и Александра Невского. Наследием блестящих, но не продуманных, подвигов одного было латинское рабство Русиюго-западной. Наследием подвигов другого явилось великое Государство Российское».
В проекте «Имя России» представлял личность и деяния святого благоверного князя Александра Невского митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. На встрече с представителями российских и зарубежных радиостанций и ряда ведущих информационных агентств митрополит Кирилл так прокомментировал выбор нашим народом символом России святого благоверного князя Александра Невского. «Произошло что-то очень существенное. Некоторые говорят, что это только игра, ток-шоу. Для меня это не было игрой. Я воспринимал этот проект как ценностную ориентацию всего нашего общества. Мы говорим, что мы православный народ, православная страна. А как это определить, как выявить? Я думаю, что голосование почти 50 миллионов людей засвидетельствовало, что именно святость удивительным образом после стольких лет безбожия и разрушения святынь в нашей стране осталась ценностной доминантой нашего народа. Ведь когда мы называем Русь Святой, то в первую очередь говорим именно о системе ценностей, в которой святость была характерной нравственной доминантой, господствовавшей над всеми другими ценностями… Я благодарен всем, кто поддержал имя Александра Невского, и православным людям, и мусульманам, и представителям других религий, и тем нерелигиозным людям, которые сердцем почувствовали, что, если мы избираем Александра Невского именем России, у нас есть будущее».Светлый отважный витязь-исполин, выдающийся полководец, мудрый правитель и дипломат, стяжавший подвигом своей жизни святость, молитвенник о Русской земле и русском народе святой благоверный князь Александр Невский – олицетворение вечной Святой Руси.
Благоверный князь произнес великие слова, на которых стояла, стоит и будет стоять Русская земля: «Не в силе Бог, а в правде!» И сегодня святой Александр Невский молится о своем Отечестве и русском народе. Как свидетельствует «Сказание»: «Яко же въ животе, тако и по преставлении сей чудный самодержецъ Александръ не оставляетъ, ни забываеть свою паству, но всегда въ нощи и во дни снабдевая и заступая отъ врагъ видимыхъ и невидимыхъ».
Виктор САУЛКИН