Предлагаем вниманию читателей текст выступления на церемонии вручения премий лауреата Первой Всероссийской православной литературной премии имени святого и благоверного князя Александра Невского писателя Николая Коняева.
Сегодня, получая из рук архимандрита Назария, настоятеля Александро-Невской Лавры литературную премию, носящую имя святого благоверного князя, я вспоминаю, как много лет назад рылся я в поисках сведений об Александре Невском в пятитомном курсе лекций Василия Осиповича Ключевского. С великим изумлением я обнаружил тогда, что у В.О. Ключевского имя Александра Невского упоминается всего пять раз. Три раза, когда речь идет о родственниках святого князя, один раз в связи с монастырем, носящим его имя, и еще раз, когда вспоминается об ордене Александра Невского. Самого же святого князя, его подвигов, его побед в объемистом курсе лекций, по которым и изучали русскую историю многие мои сверстники, просто нет.
И, конечно же, нельзя не восхититься мастерством Василия Осиповича, умудрившегося так построить рассказ об истории нашего Отечества, что, прочитав, подобно мне, весь его пятитомник несколько раз, читатель не замечал изъятия из русской истории ее такого же узлового персонажа, как и равноапостольный князь Владимир.
Некоторое время я объяснял себе это «чудесное» исчезновение Александра Невского тем, что святой князь просто не вмещался в историю, которую создал либерал Василий Осипович Ключевский.
Наверное, это так...
Но есть в этом исчезновении святого князя и другой смысл.
Святой князь сам уходит из этой истории, потому что история России, написанная В.О. Ключевским, имеет очень малое отношение к истории Святой Руси, в которой жил и которую защищал святой благоверный князь.
Чтобы понять причину неприятия нашими либералами-западниками святого благоверного князя, надо вспомнить, чем же был для нашей страны Александр Невский.
Ему было всего двадцать лет, когда суждено было вступить ему в русскую историю.
Тогда шел страшный 1240 год...
Сожжена Рязань, сожжен Владимир... Уже пал Киев. Лучшие монгольские полководцы предавали огню и мечу юго-западные пределы Руси...
То, что не тронули на Руси монгольские завоеватели, собирались сокрушить участники возвещенного Папой Римским крестового похода.
Разгром и покорение свободной от татар Северной Руси готовились Западом планомерно и целеустремленно.
На Восток, в псковские пределы, устремились немецкие рыцари, а на ; соединение с ними, с севера-запада, двинулись шведы Ярла Биргера, которым Римский папа посулил Новгородскую землю.
Александру Невскому было всего двадцать лет, когда 15 июля 1240 года он разгромил эти силы тогдашнего НАТО. И случилось это всего в нескольких километрах от того места, где сегодня собрались мы.
За эту победу святого князя прозвали Невским.
С таким же правом его могли бы прозвать Александром Псковским или Александром Чудским, ибо эти победы по масштабам намного превосходят Невскую битву.
И все же народная молва не ошиблась, выбрав Александру имя.
Невская битва - это не просто победа, а явленное Господом Чудо, свидетельствующее, что страна сохранится, что Русь нужна Богу, и Он возродит ее в новой силе и славе... В духовном смысле не столь уж и значительное сражение на Неве стало небесным знаком, обетованием Московской Руси, идущей на смену Руси Киевской...
В коротком выступлении нет возможности подробно разговаривать о победах, одержанных Александром Невским, но о самой главной его победе сказать следует.
Великий князь Ярослав Всеволодович умер в Каракоруме, и сразу распространились слухи, что Ярослав Всеволодович отравлен вдовой хана Угэдэя...
Слухи эти, как явствует из исторических свидетельств, распространял представитель Папы Римского и делал это, после того, как все попытки римского престола выпросить у монголов под свое управление Русскую Православную Церковь провалились, как провалились ранее попытки римского престола силой покорить Северо-Восточную Русь.
Задумаемся, какие мысли могли занимать Александра Невского, когда в октябре 1246 года он спешил во Владимир, чтобы проститься с телом только что усопшего отца своего? Какие чувства переполняли отважное сердце осиротевшего князя?
Он был князем единственного нетронутого вражескими нашествиями княжества! Блистательные победы одержал он над могущественными врагами...
Вспомним, наконец, что Александру Невскому было тогда всего двадцать шесть лет...
Как же не воспламениться, как не разгореться в сердце праведному огню мщения?!
И если бы князь Александр Невский был просто героем, он так бы и поступил.
Но Александр Невский не просто герой. Он — святой князь.
Смиренномудрие, не вписывающееся ни в какой западный героический эпос, уживалось в святом Александре Невском с воинским бесстрашием и дерзкой отвагой.
Александр Невский принял решение, потребовавшее от него, быть может, большего героизма, чем любой бранный подвиг. Ради спасения Отечества и Православия князь готов был пожертвовать и собою, и своей славой непобедимого героя.
И он поехал в Орду…
Этот подвиг смирения Александра Невского, как и бранные его подвиги, преследовал ту же цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.
Навечно повенчав Русь со степью, князь выбрал не только свой путь. Он выбрал путь Руси на многие столетия вперед.
Узнав в 1263 году о кончине святого князя, митрополит Кирилл сказал, обращаясь к народу: «Дети мои! Знайте, что уже зашло солнце Земли Русской!»
-Уже погибаем! - одним дыханием и едиными устами отвечала митрополиту народная масса...
Тогда еще не знали, что, теряя своего защитника и строителя на земле, обрела Русь великого защитника и молитвенника на небесах...
Известно это стало, когда августовской ночью 1380 года в храме Рождества Богородицы во Владимире вдруг вспыхнули сами по себе свечи, раздался ужасающий гром, и пораженный ужасом и трепетом пономарь увидел, как осиянный дивным светом встал из гроба Александр Невский.
Главное же чудо произошло 8 сентября на поле Куликовом...
И так теперь было всегда в нашей истории.
Наш город Санкт-Петербург, небесным покровителем которого стал Святой князь Александр Невский, кажется, единственный русский город, на улицы которого никогда не ступала нога чужеземного завоевателя.
Но еще существенней духовное заступление святого князя. Вспомните, что происходило всего в нескольких метрах от нас 12 мая страшного 1922 года. Власти Петрограда решили тогда публично надругаться над мощами Святого Благоверного князя.
Но еще раз убеждаемся мы, что Бог поругаем не бывает.
Можно предполагать, на что рассчитывали враги православия.
Чтобы увидеть, что же в результате произошло, достаточно просто открыть глаза...
Не митрополит Вениамин задумал произвести вскрытие мощей, но мощи святого князя были вскрыты. Причем, вскрыты тогда, когда наступил час страшного испытания для Русской Православной Церкви. Когда уже были разграблены под видом помощи голодающим храмы. Когда по всей стране шли процессы над «церковниками». Когда выносились сотни расстрельных приговоров. Когда был составлен план захвата «обновленцами» руководства Русской Православной Церкви.
И тогда, как всегда в годину испытаний, святой князь Александр Невский явился, чтобы укрепить священномученика Вениамина перед совершением предстоящего ему подвига! Духовный меч Александра Невского лег в мягкую руку митрополита Вениамина...
И мы знаем, что священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, совершил свой подвиг, бесстрашно отлучив от Православной Церкви «обновленцев». Его уговаривали. Его запугивали. Ему было объявлено: если он не снимет отлучения, то будет расстрелян. Но священномученик митрополит Вениамин не дрогнул, не выпустил из рук духовный меч Александра Невского...
А в наши дни...
Вспомните, как Святейший Патриарх Алексий II, тогда еще митрополит Алексий, выносил раку с мощами святого князя из Казанского собора, где на долгие семьдесят лет были заточены в музее атеизма святые мощи.
В безумной эйфории тех дней 1990 года далеко не все мы прозревали надвигающуюся на Отечество беду, и, конечно же, никто не мог угадать размеров грядущей катастрофы...
Но, как всегда в роковую годину, явился к нам святой князь Александр Невский, и разве не его заступлением происходит чудо, которому мы все свидетели... На развалинах гибнущей державы возрождается Святая Русь...
Конечно же, сегодняшнее событие - первое в истории нашей страны - присуждение литературных премий Лаврой, носящей имя святого князя, по своему масштабу уступает великим духовным свершениям Предстоятеля нашей Церкви, которыми возрождается сейчас Святая Русь, но и это пусть и меньшее по своему значению событие, безусловно, стоит в одном ряду с ними.
И я рассматриваю присуждение премии Александра Невского не только как высокую оценку наших скромных трудов, но и как определенное уточнение направления нашей работы.
Безусловно, что, обращаясь к истории нашей страны, мы не имеем права повторять ошибки, совершенные прекраснодушными либералами позапрошлого и прошлого веков. Мы не можем в угоду прозападной публике вычеркнуть из нашей истории святого благоверного князя, потому что с историей, в которой его нет, наша страна может придти только к очередной катастрофе.
А мы бы хотели, чтобы Святая Русь возродилась во всей своей нравственной силе и славе.
Николай КОНЯЕВ