Пророк Иеремия сказал: «Невозможно исцелить рану, говоря, что ее нет». Когда весь народ возведен на крест и когда миллионы людей погибают, трудно найти точные слова о том, что происходит.
Октябрьские события — это поворотный пункт не только в истории России, но и всего мира. Фактически, это была попытка поставить Россию на грань уничтожения, поскольку Россия с ее православием является преградой на пути мировой «глобализации». Кроме того, нельзя не видеть значения ее богатейших, до сих пор не востребованных по-настоящему природных ресурсов. И, наконец, нельзя не учитывать вековые устремления Запада, от Наполеона до Гитлера, прибрать к рукам Россию, взять реванш за все прежние поражения.
То, что сегодня происходит с нашим народом, — результат этого нового октябрьского переворота. После расстрела 1993 года геноцид русского народа, пропаганда растления, криминализация общества приобрели всеохватывающие масштабы. Убийство более тысячи людей оборачивается не только физическим, но и духовным истреблением целого народа.
Анафема убийцам, конечно, не «растворилась в воздухе», как думают иные. Они рады, что замяли это горе. Но это глубоко разрушает их сознание, подсознание — горе родителей, потерявших детей, и молитва их делают это.
Эти преступники поступили, как большевики, которые думали, что никто не узнает об их злодеяниях. Но как это отразилось на них, как это исказило их род — мы знаем. Как были они сметены — знаменитые процессы 30-х годов, когда одни убивали других. И то, что потом произошло со всей их системой.
События октября 1993 года — акт величайшего атеизма, нам явлено истинное лицо полных атеистов. Их дети — дети убийц, их внуки — внуки убийц. И так все будет идти с нарастанием, пока не будет покаяния.
Нельзя не сказать об участии деятелей культуры и журналистов в этом убийстве. Не они ли в 1993 году приняли столь яростное участие в натравливании глаголемого президента на оппозицию? А сейчас они, подобно «Синей Бороде», тщательно оберегают свою комнату с трупами. Стараются внушить, что эти события уже «никого не волнуют», стараются не замечать ежегодные многотысячные поминальные народные собрания у Белого Дома. При этом они могут быть очень чувствительны к событиям гораздо более давним — ими, например, всячески навязывается и актуализируется тема холокоста, как будто не было Нюрнбергского процесса.
Будем надеяться, что подобный суд состоится и над нынешними преступниками. И «есть, есть Божий суд, наперсники разврата!»
Протоиерей Александр Шаргунов
Октябрь 2016 г.
Октябрь 2016 г.
Путь к покаянию
Эта статья была опубликована во втором номере газеты «Русь Державная» в 1993 году сразу же после печально известных кровавых событий в Москве. Публикуемые фотографии также были сделаны в эти дни на панихиде, которую совершил наместник Новоспасского монастыря архимандрит Алексий (Фролов).
Произошла страшная национальная трагедия. Когда одна западная журналистка, ведущая программу СНН, после первых сообщений о сотнях и сотнях трупов, воскликнула: «Боже мой, Боже мой», у многих верующих, слушающих эту передачу, наверное, отозвалось: «Зачем Ты меня оставил?»
В каждом катаклизме есть репетиция конца света. И сегодня уже действительно позднее, чем кажется, и каждый человек, как бы он себя ни называл, по самой сути сейчас себя обнаруживает.
Совершившиеся события для нас, христиан, – это не политика, а духовное явление. Так же как революция 1917 года была грандиозным духовным явлением. И наша «брань не против крови и плоти», то есть не против этого или того человека, но «против начальств, против властей века сего, против правителей духов злобы поднебесной». Но самое страшное, как учит Священное Писание, – антихрист тоже будет не бес, а человек.
Мы, христиане, не обязательно должны разбираться в политике. Но мы непременно, – и в этом наше служение и наш долг, – призваны к различению истины и лжи, добра и зла, которое имеют земные события по отношению к вечным законам, которые нам известны и согласно которым мы должны определять значение духовных ценностей нашей истории.
После отпадения от Бога в каждом человеке есть остаточный свет, благодаря которому он может различать свет от тьмы и понимать с помощью Божией Евангелие о Высшем Свете, и избирать этот Свет, и достигать его. Там, где сознательно отвергаются честность и правдивость, и справедливость, уважение к слову и свободе другого человека, невозможно понять свое отпадение от Бога.
В этом ряду остаточного света Святая Церковь ставит государственный закон, который имеет Божественный принцип, – как власть, которая, как говорит апостол Павел, всегда от Бога.
Но если кто попирает закон, говорит преподобный Исидор Пелусиотский, – не говорим, что это от Бога, но говорим, что попущено им Богом, подобно египетскому фараону, изблевать свое беззаконие и тем самым уцеломудрить верных. Поразительно, что святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин, блаженный Феофилакт и другие святые отцы, размышляя о тайне «удерживающего» приход антихриста, называют таковым не только благодать Святаго Духа, но и государственный закон. И в это понятие «удерживающего» входит не только христианская государственность, но и всякая государственность, если она не вступает в противоречие с совестью христианина. Государственный закон в этом смысле, как заповедь, перед которою равны и царь, и нищий, они перед законом в равном достоинстве.
И путь к покаянию непременно лежит через достижение уровня тех, кто «естеством законное творят». В этом смысл истории Ветхого Завета, здесь «семя Логоса» языческих философий, всего. Что предшествовало приходу Христа. Прежде чем говорить о благодати, человек должен быть не ниже совести естественного человека. До тех пор пока человек видит свой остаточный свет и ненавидит свой грех, даже если он не может оставить его, даже если он в грязи по уши, он еще может покаяться и, значит, может быть прощен. Но если человек снова и снова, отказываясь от Божьего водительства, от совести и разума, данных ему свыше, теряет способность узнавать добро, когда он видит его, если нравственные ценности у него перевернуты так, что зло для него добро, а добро – зло, тогда, даже встретив Христа, он не сознает грех и поэтому не может быть прощен. И это есть грех против Духа Святаго. Этот страшный грех особенно наглядно может быть виден, когда такой человек, озираясь, как вор, стоит со свечкой среди молящихся в святилище Божием. Отлучение от Церкви и анафема, по Патриаршему слову, на этом человеке.
О каком суде вы говорите, когда Страшный Суд изрекает слово Божие: «Горе тем, которые добро называют злом и зло добром, и белое называют черным».
Это не та ситуация, когда есть красные и белые, а когда есть белые и черные. Неважно, коммунист ты или капиталист, а важно – человек ты или не человек.
Как ни трудно это произносить, но то, что произошло, – путь к покаянию. Одного естественного закона недостаточно. Он – путь к покаянию, но еще не покаяние. Он только ставит предел злу, но не побеждает зла, которое внезапно может опрокинуть все преграды закона внутри и вне человека. Самый горький и самый важный урок этих дней в том, что пока нет покаяния, диавол будет крутить, как хочет.
Чем отличаются безбожие и материализм современного человека от человека коммунистической эпохи? Только типом идеологии. Типом «нового мышления» с открытым провозглашением греха как нормы, греха как якобы естественного закона человека. То есть с провозглашением как нормального человека – «человека беззакония», антихриста. При этом сущностью любой идеологии является то, что она всегда готова к человеческому жертвоприношению.
Для чего Господь попустил страшные огненные испытания, реки крови, слез, через которые шел наш народ, начиная с 1917 года? Для очищения от змеиного яда безбожия и материализма, который вошел уже в кровь и в плоть и в душу русского человека. Однако внешнего освобождения от зла было бы недостаточно. Поэтому и терпели поражения все «белые» и прочие движения. Одно внешнее освобождение ничего бы по сути не изменило, как ничего не могло изменить само по себе крушение коммунистической идеологии в августе 1991 года.
С точки зрения развития зла, которое по Божественному смыслу истории должно раскрыться до конца (созревают плевелы, не только пшеница), с этой точки зрения, все попытки крушения коммунизма были обречены на провал, пока внутри «тайны беззакония» не наметился новый поворот, который зловеще раскрылся в этих сегодняшних событиях.
Что сказать в утешение? Есть ли исход на этом темном пути? Он есть, этот исход. И еще раз Церковь, молясь об упокоении погибших, говорит потрясенной душе народа, всем растерянным и рыдающим: «Не бойтесь». Ибо ереси и расколы, революции и войны, все разрушения и беззакония, которые мы наблюдаем сегодня в России и в мире, сам диавол – все происходит в той области, где осуществляется власть Бога, воля Божия, без попущения которой ничего не может произойти. Великая книга истории пишется по этой воле. Сатана может в определенные моменты взять свое гнусное перо, и надо иметь мужество видеть это и видеть зло, которое совершается как вечное зло, но надо иметь мудрость, чтобы понимать: что бы ни происходило, линия жизни, строка бытия не прекращается, продолжается Божественный текст, читаемый ангелами и святыми.
Самое главное, чтобы мы помнили об этом. Сегодня Россия оказалась захваченной всеми существующими видами варварства. Мы не знаем, выйдет ли она из этого. Тем не менее, не будем никогда забывать, что православие определяло жизнь русского народа на протяжении многих веков, и оно остается живым. Оно отвергается, но оно не уничтожено. Несмотря на весь трагический развал, существует возможность, чтобы оно стало определяющим в жизни народа. Будет ли реализована эта возможность, сокрыто в тайне Бога. Богу все возможно. А нам остается трудиться изо всех сил для осуществления пусть не христианской государственности – до этого теперь еще дальше, чем раньше, – но того идеала, где нравственная и духовная деятельность Церкви проникает все слои общества.
Если жизнь не ответит этому ожиданию, если труд Церкви должен происходить среди того, что Священное Писание называет «тайной беззакония», мы должны быть готовы к этому. И если невозможно защитить нашу землю, не забудем об армии звезд, сияющих в небе. Будем воинами Христовыми, верными своему Господу даже до смерти.
Протоиерей Александр Шаргунов
Октябрь 1993 г.
Октябрь 1993 г.
Фоторепортаж
Владислава Парадни
Владислава Парадни