К 150-летию Ильинского скита Валаамской обители
2 августа 2018 года, в день памяти святого пророка Божия Илии в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре состоялся престольный праздник Ильинского скита обители и празднование 150-летия со дня его освящения.
Литургию возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Ему сослужил игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий и братия в священном сане.
В настоящее время в Ильинском скиту постоянно проживает несколько насельников. Паломнические группы посещают Ильинский скит только по благословению игумена обители епископа Троицкого Панкратия. В день престольного праздника был организован специальный рейс для богомольцев.
Ильинский скит находится в 10 км от монастыря на острове Лембос, входящем в группу Байонных островов. Существует упоминание о том, что уже в XVIII веке на острове находилась часовня. В XIX веке там проживало несколько человек братии.
В феврале 1867 года игумен Дамаскин обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору за благословением построить на Лембосе деревянный храм во имя пророка Божия Илии. Уже в 1868 году деревянная церковь была освящена. С этого же времени остров стал называться Ильинским.
Недалеко от церкви были расположены два деревянных двухэтажных келейных корпуса для постоянного проживания 10 человек братии. Был устроен колодец глубиной 5 метров, верх которого оформили тесаным мрамором. Около колодца иноки посадили фруктовый сад, а в разных местах скита – аллеи из пихт и лиственниц. Основным послушанием братии был присмотр за стадом овец, шерсть которых использовалась для изготовления вязаной одежды и валяной обуви.
Присутствие братии Валаамского монастыря на Байонных островах в первой половине XIX века обеспечивало порядок в этой части архипелага, защиту от браконьеров («лихих людей»), а также расширяло территорию Валаамского монастыря на восток.
В 1944 году Валаамские острова, включая Ильинский, окончательно перешли к СССР. В 1945 году на Валааме был открыт рыбпромкомбинат. Всего на комбинате работало около 500 человек. Часть рыбаков проживала в бывших келейных корпусах и храме Ильинского скита.
В 1967 году, через 100 лет после начала строительных работ, храм и братские корпуса Ильинского скита полностью сгорели во время пожара, причины которого так до сих пор не известны: по одной из версий – по вине рыбаков, по другой – скит уничтожался сознательно. К концу ХХ века от Ильинского скита практически ничего не осталось, только обрамленный мрамором колодец, фундаменты зданий, руины причала и идущая от него в горку прекрасная лиственничная аллея.
«Когда мы сюда пришли в начале 2000-х годов, то обнаружили, что колодец был забит мусором, грязью, камнями. Ну зачем они туда это бросали? Зачем? Ведь можно было пить эту воду. Но почему-то вместо этого кидали туда всякий мусор. Странно», – вспоминает епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря.
Наверное, только борьбой с «опиумом для народа» можно объяснить и уничтоженный колодец, и поваленные кресты, и обезображенные иконы, и закрашенные масляной краской безценные фрески на стенах.
Сегодня скит восстановлен. И звучат песнопения в храме: «Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие, и чтим еже на Небеса на колеснице огненней преславное восхождение твое».
Остров, на котором расположен Ильинский скит, всегда славился среди ладожских рыбаков своей бухтой, укрытой от всех ветров.
Рассказывает епископ Троицкий Панкратий: «Эта бухточка называется у местных рыбаков «У Христа за пазухой». И они тут прячутся, когда на Ладоге сильные шторма».
И здесь же однажды пришвартовался катер, из которого вышел Владимир Путин.
Рассказывает епископ Троицкий Панкратий: «Он каким-то образом сюда сам попал. То есть я его сюда не привозил. И потом, когда мы вечером встретились, Владимир Владимирович рассказывал, что он приплыл сюда на катере. Рассказывал: там стояла яхточка такая маленькая, ну какая-то самодельная такая, и там двое питерских пенсионеров».
Бывалый рыбак разбирал снасти, а его супруга стояла на палубе. Вокруг тишина, нетронутая природа, ни одного человека и вдруг…
Рассказывает епископ Троицкий Панкратий: «Смотрит – Путин. Она протерла глаза, поняла, что это не мираж, не приведение никакое. Мужа хлоп: «Камеру давай быстрей, камеру». Зафиксировать».
Президент обошел остров, а потом уже вечером спросил владыку о руинах, которые увидел в лесу.
Рассказывает епископ Троицкий Панкратий: «Да, там был скит. Начинаем как бы восстановление, но пока у нас средств нет, мы так вот только порядок наводим пока: расчищаем фундаменты, кусты вырубаем, колодец почистили, такие вот самые первые работы. Он: «Давайте мы вам поможем».
От Ильинского скита на тот момент сохранился фундамент и посреди него – алтарный камень. И вот с ним-то и связана история, которую на Валааме иначе как знамением или даже чудом не называют. Причиной всего стал прилетевший неизвестно откуда голубь.
Монастырский конюх Николай Волков перевозил бревна от причала к месту строительства. Поднявшись в гору, он увидел, что над фундаментом церкви вьется белый голубь (а надо сказать, голубей на Валаамском архипелаге нет).
Рассказывает епископ Троицкий Панкратий: «Никого кроме рабочих не было. Вот он сел на этот камень и стал прогуливаться, так сказать, ворковать».
Рассказывает Николай Волков: «Это был 2004 год, где-то конец мая. Только фундамент начали восстанавливать на Ильинском: камни возили, песок. Часов девять уже было. Смотрим: прилетает голубь белый, на алтарь прямо садится, прямо на престол, сидит».
Покружив, птица села в алтарной части, там, где некогда располагался престол. Николай позвал рабочих поглядеть на это диво.
Рассказывает епископ Троицкий Панкратий: «И вот рабочие потихонечку так, осторожно к нему подкрались, к этому голубю подошли и взяли его в руки».
Рассказывает Николай Волков: «На лапе колечко у него, на финском языке там надпись какая-то».
Оказалось, это финский почтовый голубь с колечком-«паспортом» на лапе (как раз из того места, где первоначально были расквартирована валаамская братия в 1940 году после эвакуации с Валаама).
Рассказывает епископ Троицкий Панкратий: «А надо бы сказать, что в Финляндии похоронены наши последние отцы, которые здесь жили, на Валааме, а потом были в сороковом году эвакуированы вглубь Финляндии во время войны и там основали Новый Валаам. И поэтому когда мы между собой стали думать, что это значит, то так и восприняли это как знамение, как знак того, что отцы, которые здесь жили, молились, подвязались, они как бы благословляют возобновление монашеской жизни здесь».
Все присутствующие были поражены случившимся. Никогда – ни до, ни после этого случая – финские почтовые голуби не долетали до архипелага! Братия и строители единодушно восприняли это событие как знак благоволения иноков старого (теперь уже – Небесного) Валаама к началу возрождения скита.
Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря: «И действительно, очень все у нас так хорошо, быстро, споро пошло. За три года храм построили. Все было восстановлено. Освящали уже через три года. Это, конечно, было большое торжество для нас! Духовное! Это в первую очередь».
По материалам сайта Валаамского монастыря и фотолетописи обители