Добавлено: 08.11.2015

Без Бога не до порога

Игумен Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор с 1996 года руководит Душепопечительским центром во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Москве для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, игроманией. Центр входит в структуру Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Отцом Анатолием написан ряд книг, посвященных наркомании, и взаимному сотрудничеству медицины и Православной Церкви.

Предлагаем читателям «Руси Державной» беседу Ирины Нецветаевой с игуменом Анатолием (Берестовым).

– В 2005 году на Всероссийской научно-практической конференции «Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес, общество против наркомании» митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир сказал, что единственным учреждением, которому удалось изменить статистику по наркозависимым, стал ваш Центр, где 97 процентов наркоманов, прошедших через ваши общины, имели длительную устойчивую ремиссию. Но в этом случае уже воздействует не только медицина, но и вступает в силу Божественная благодать.

Расскажите нашим читателям, какие методы Вы применяете для достижения таких поразительных результатов?


– Особых методов нет. Ведь наркомания и другие зависимости – это греховные состояния. Поэтому мы активно воцерковляем тех, кто приходит к нам в центр. Приводим их к Богу. Человек начинает каяться, молиться, причащается, встречается на службе и в общине с себе подобными и у него начинает меняться отношение к себе, окружающим и особенно в семье. Вот и весь метод. Это проблема не столько медицинская, сколько духовная и социальная.

– Почему тогда существуют наркологические отделения? Известно, что использование для лечения одних только медицинских препаратов дает временный эффект, поскольку устраняется только физическая зависимость. Больному необходима и душевная реабилитация, и духовное возрождение.

– Согласен. Врачи в отделениях не занимаются душой. Они не священнослужители. Богослужения там нет. Откуда же будет результат? Их эффективность самое большее – пять процентов.

– На встрече Его Святейшество сказал: «Мы поможем медикам не только лечить людей, но и исцелять их». Как по вашему будет претворяться в жизнь это благородное и очень необходимое сотрудничество?

– Русская Православная Церковь не лечит. Она одухотворяет человека, приводит его к Богу. При наркологических учреждениях нет Церкви. Как они будут соприкасаться, я не знаю. Они друг друга просто не знают. Церковь не знает наркологию, а наркология не знает духовности.

Церковь не лечит и не имеет права лечить. Лечит медицина. Церковь подводит человека к тому, чтобы он захотел лечиться. Как врач, я могу сказать, что нет ни одного медицинского метода излечения наркомании. Можно излечить острые состояния, период ломки, а болезнь, как таковую не излечить. Тут уже вступает в силу духовность, и если человек приходит к Богу, меняет свой образ жизни, то болезнь исчезает. Так влияет и воздействовует Православная Церковь.

– Значит, без духовной реабилитации, без возрождения души невозможно вылечить наркоманию?

– Безусловно Еще раз повторю – наркоманию вылечить невозможно. Врачи могут улучшить самочувствие, убрать тяжелые признаки болезни, но это не есть лечение. Оно дает лишь временный эффект.

– В июне этого года на расширенном заседании антинаркотического комитета министр здравоохранения В. Скворцова озвучила цифры, которые себе трудно представить в абсолютных показателях: за 5 лет на 322 процентов увеличилось число госпитализированных в реабилитационные центры с тяжелой степенью интоксикации и на 445 процентов возросло число людей, страдающих от психостимуляторов. Опийные препараты сейчас используются меньше, а чаще психостимуляторы. Психостимулятор – это тоже наркотик только стимулирующего действия. Почему такая сильная интоксикация?

– Я думаю, что нередко используются препараты кустарного производства. Отсюда и увеличение числа госпитализированных.

– Обратимся еще к одному вопросу – есть легкие и тяжелые наркотики. Наш Президент В.В. Путин категорически выступил против легких наркотиков, а Валентина Ивановна Матвиенко считает их первой ступенью к тяжелым наркотикам.

– Я не разделяю наркотики на легкие и тяжелые. Легкие такие же тяжелые. Покурил и выбросился с десятого этажа. Легкий ли? Нет. Много таких случаев, когда после курения так называемых легких наркотиков у людей развиваются психические заболевания, вплоть до самоубийства.

– К какой группе относятся «спайсы»?

– Спайсы – это такие же наркотики. Говорить о них как о легких не приходится. Клинические признаки те же, что и у тяжелых. Наркозависимость ничуть не меньше.

– Легко ли избавиться от употребления наркотиков?

– Практически вылечиться от болезни или очень тяжело или невозможно. Другое дело, если наркоман придет в храм, начнет молиться, каяться, причащаться, станет православным, тогда на него сходит Божья благодать и он освобождается от болезни.

– В качестве подтверждения Ваших слов хочется привести замечательное высказывание Святейшего Патриарха Алексия: «Исцеление человека это возвращение его к тому, от чего он отпал – воли, рассудка и чувств, к их согласованности. Верующий человек сознает, что его тело – это храм Божий, в котором живет Святой Дух». В некоторых регионах в том числе и при церковных приходах работает более 500 некоммерческих реабилитационных центров. Им государство будет оказывать помощь и поддержку.

– Да, я рад, что общественность взялась за это дело и начала развивать сеть реабилитационных центров. Но еще лучше, если бы она развивала совместно с Церковью. Тогда эффект был бы намного лучше.

– Как все-таки действуют наркотические вещества на здоровье молодого поколения?

– Дело в том, что сегодня молодежи активно навязывается культ денег, телесных наслаждений, материального успеха. И в этом бездуховном мире они ни в чем не могут найти опоры. Происходит кризис личности, предпринимаются попытки с помощью наркотиков уйти в нереальный мир, в мир иллюзий, из которого нет выхода.
Наркотические вещества действуют на самую тонкую, чувствительную систему – нервные клетки, они в них встраиваются и получается так, что нервные клеточки уже не могут жить без этих встроенных инородных тел.Так развивается зависимость.

– На шестнадцатом съезде психиатров России в сентябре этого года выступил директор Федеральной службы по контролю за наркотиками Виктор Иванов, где доложил присутствующим, что в настоящее время в России 7,5 миллионов употребляют наркотики в возрасте от 12 до 35 лет. Ежегодно мы теряем до 90 тысяч наших граждан молодого цветущего возраста.

В июне 2015 года на заседании Госсовета Владимир Путин в рамках антинаркотической политики дал поручение ФСКН по активизации работы по реабилитации и ресоциализации наркоманов и начала создаваться национальная система, направленная на снижение наркомании во всех субъектах Российской Федерации.


– Я с этой системой пока незнаком, но еще раз говорю – без активного участия Православной Церкви никак не обойтись. Но здесь есть проблема; далеко не все священники знают, что это такое. Они же не врачи и не психологи.

– Их в семинарии к этой проблеме не подготавливают? У вас – это призвание, вы врач и священник и можете совместить лечение духовное и физическое.

– Есть Синодальный отдел при Московской Патриархии, который призван заниматься этим вопросом, но он создан еще сравнительно недавно и не накопил опыта и определенных знаний. Но, думаю, он разовьется.

– По определению главного наркополицейского нашей страны эта система состоит из двух частей: направление наркозависимых в центры реабилитации и трудоустройство наркоманов, прошедших соответствующую программу. Это важно, чтобы после лечения они не чувствовали себя изгоями. По Вашему эти меры необходимы?

– Обязательно. Я давно высказывался на эту тему и писал. У меня была подготовлена программа профилактики и реабилитации наркоманов. Она дошла до Путина. Это было пять лет тому назад. Слава Богу, государство начало работать в этом направлении.

– Сейчас планируют создать крестьянско-фермерские хозяйства, какие-то производства. Значит наше правительства понимает, что их надо трудоустраивать и не терять из поля зрения?

– Я видел, что Владимир Владимирович Путин всегда интересовался этой проблемой и пытался что-то сделать. Даже Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков была создана с нашей подачи. ФСКН – очень своевременная и необходимая служба. Не случайно Виктор Иванов сказал: «Наркомания – огромная социальная проблема, главный фактор разрушения общественной и социальной безопасности и главная причина высочайшей смертности среди молодежи».

– Отец Анатолий, как все-таки противостоять пороку общества под названием «Наркомания»?

– Это и лечение, то есть выведение человека из острых наркотических состояний, а затем реабилитация духовная и социальная. Но, если нужно будет, то и медицинская – лечение тех заболеваний, которые развились в результате приема наркотиков. Например, поражение печени, сосудов, сердца.

– Как работать с неблагополучными семьями? Оттуда, вероятно и возникает эта проблема.

– Это уже наш общий и государственный, и общественный и христианский долг. Действовать нужно совместно, поднимать культуру семьи, возрождать семейные ценности. У нас же практически нет семей. Из 100 заключенных первичных браков разрушается порядка 70 процентов. Вот на что надо обратить внимание – на становление брака, и рассматривать его в духовном, церковном, государственном и общественном аспекте.

– Скажите, а где чаще всего детям и подросткам предлагают наркотики?

– В своих подростковых и детских общественных местах, там, где они собираются, танцуют, работают, в школах, в студенческих общежитиях.

– Я думаю, необходимо создать в стране, в первую очередь, атмосферу нетерпимости, невыносимости к любым наркотикам среди молодого поколения, а молодежь должна четко и ясно осознать, что это сильнейшие яды, которые разрушают человека физически и духовно, превращая его в ничто.

– Очень важно развивать состояние нетерпимости у народа и в семьях особенно. Нужно обращать внимание на состояния семьи, чтобы дети не были брошены, были любимы и окружены вниманием и воспитывались в религиозной духовности, в христианском понимании мира, ценности человеческой жизни.

Надо активно развивать движение под лозунгом «Нет наркотикам!». Во главе его должна стоять не только общественность, но и государственные чиновники и Православная Церковь. Эта общая наша забота. И еще один важный момент. Необходимо более жестко бороться и наказывать распространителей наркотиков. Сейчас начинают приходить к этому.

– Активное участие в движении «Нет наркотикам!» может привести молодежь к пропаганде здорового образа жизни, сформировать в молодежной среде моду на интересную здоровую жизнь. Было бы неплохо добавить и антинаркотическую рекламу и телевизионный канал для показа ужасных последствий приема наркотических веществ.

– Виктор Иванов и я говорим о том, что при наркомании очень высока смертность среди молодежи. Но посмотрите – молодой человек потребляет наркотик, он пришел к Богу, перестал их употреблять, а через несколько лет умирает от тех болезней, которые приобрел, когда их употреблял. Смертность высока даже у тех, кто перестал наркоманить.

– Нужно беречь свое здоровье. Страшно, когда человек в молодом возрасте погибает. Почему мы так не ценим свое здоровье, когда мы молоды, красивы, полны энергии?

– Потому, что образ жизни у нас нездоровый. Мы привыкли и пить, и гулять, и курить! Какое уж тут может быть здоровье!

– Наша Россия неразрывна связана с нравственной духовной традицией, с поколением, которое верит в Бога, занимается творчеством, любит сою семью, детей и неповторимо красивую Родину. Главное в жизни – эта любовь.

– Совершенно верно. Недаром христианство говорит, что Бог есть любовь. Без любви ничего не может быть. Не случайно, русские люди говорят: без Бога не до порога.
от 20.04.2024 Раздел: Ноябрь 2015 Просмотров: 1360
Всего комментариев: 0
avatar