Добавлено:

Безпамятство

Из-под осколков разбитых бетонных конструкций на меня смотрели глаза. Но это была не жертва очередного теракта или землетрясения - того, к чему нас уже приучили СМИ. Глаза принадлежали, судя по надписи на разбитом памятнике, Тамаре Ч-ой., оставившей этот мир в ноябре 1977 года. ("Мне тогда было 10 лет", - машинально отметил про себя). Разбитые могильные плиты, надгробия и памятники свалены в кучу. С десяток фамилий, имён, фотографий наших соотечественников удалось обнаружить, побродив по этой свалке… памятников. Кое-где могильными плитами выложена тропинка, ведущая к лесу. Признаюсь, о таком кощунстве прежде доводилось только читать в исторической и мемуарной литературе. Но этот вандализм происходил не в 20-30-е годы прошлого века, когда к власти пришли безродные космополиты, легко предавшие веру предков и отказывающиеся от своих родителей, а в наше "мирное" толерантное время торжества идей гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Такую картину я застал этим летом сразу за оградой Долгопрудненского (южного) кладбища. Знакомый, с которым мы обнаружили этот могильник, удивился моей реакции: "Ну и что особенного? Надо же куда-то девать старые памятники при расширении кладбища?". Но, видимо, устыдившись и немного подумав, добавил: "Да это же кладбищенские рабочие - таджики покидали".

Меня удивили в свою очередь лёгкость и беззаботность, с которой взрослый человек отнёсся к этой страшной находке, и попытка свалить вину на кого-то. Невольно стал размышлять, а может, и правда, ничего особенного то и не произошло? Подумаешь, уничтожили часть кладбища? "Дело-то житейское", - сказал бы в таком случае бодрячок Карлссон - образец современной толерантности. И виноваты не власти, а какие-то безликие и бессердечные таджики. Но не слишком ли часто нам приходится в тех случаях, когда совесть требует прямого ответа, прятаться от неё за частоколом подобных обтекаемых фраз? Может быть, пора всё-таки принять вызов Божьего гласа, обличающего в нас задремавшую совесть?

Вспомнился эпизод того же лета, неприятно поразивший меня при посещении подземной Церкви свв.равноапостольных Константина и Елены в Воскресенском Новоиерусалимском мужском монастыре. Там находятся захоронения сына А.В.Суворова Аркадия, погибшего, спасая денщика в водах Рымника, и жены полководца - В.И.Суворовой (Прозоровской). Посетители Церкви, паломники и туристы, осматривая иконы и роспись стен, невольно вставали ногами на могилу Аркадия Александровича. Посетовал смотрительнице храма (или работнице музея?) на такой печальный факт. Женщина повела плечами: "Раньше, до революции, могила была огорожена". В этом-то я как раз не сомневался, но сколько же прошло с тех пор лет? Неужели и сейчас за попытку защитить от осквернения могилу сына величайшего русского полководца приходится рисковать жизнью? Известно, как сильно пострадал уникальный монастырский комплекс в декабре 1941 года, взорванный фашистами при отступлении. До сих пор он так и не восстановлен в полном объёме. Но оградить память, свою историю от ежеминутного позора и поругания, наверное, можно?

А вот уже более злостный, ставший мне известным случай, происшедший в Ярославской области. Который год ведёт неравную борьбу настоятель Борисоглебского, что на Устье, мужского монастыря игумен Иоанн с дирекцией расположенного здесь же государственного музея. Причиной конфликта стал общественный туалет, построенный на месте воинских захоронений, умерших от ран офицеров и солдат Русской армии в госпитале, который располагался на территории обители в годы первой мировой войны. От ветхости данное сооружение само пришло было в негодность, готовое развалиться. Ан нет! Заботливые музейщики нашли деньги на его реставрацию, и 2 года назад он был капитально отремонтирован. И это при откровенно слабом финансировании работ по восстановлению исторического ансамбля монастыря. Слышал, что руководитель данного музея имеет звание заслуженного работника культуры и пользуется покровительством властей Ярославской области. Если это так, обидно за региональную культуру и покровительствующие ей таким образом власти.


Эти три примера объединяет отношение к своей истории, к памяти. Память - неотъемлемое свойство нашей бессмертной души и личности. Она, вопреки сложившемуся мнению, продукт не мозга, а скорее сердца, как органа чувств, любви. Мы любим то, что помним и, наоборот, помним то, что любим. Забыть - значит разлюбить. Связь между любовью и памятью здесь самая прямая. Человек, который скоро забывает, не может, неспособен по-настоящему любить кого-то или что-то, не может быть счастливым. Не в этом ли кроется причина скорбей, укоренения и умножения на Земле зла и беззаконий? Забыв однажды создавшего его Творца, человек совершил первое грехопадение - его разум помрачился, и он потерял рай. Поэтому беспамятство тождественно злу - оно убивает душу, заставляет человека мучиться и страдать. Беспамятство в семейных отношениях ведёт к изменам и разводам, беспамятство историческое - к войнам и революциям, а родовое беспамятство - к вырождению народа.

Хранить память о своих умерших предках, почитание мест захоронений у большинства народов считается естественным, богоугодным делом. На памяти прошлого, почитании предков, культе павших героев строится не только историко- и военно-патриотическая, но и любая воспитательная работа в любом, желающем защитить себя государстве. Современная Россия - не исключение. В последнее время заметны подвижки в этой области. Может быть, несколько по-медвежьи, неуклюже, но власти пытаются будировать эту тему в обществе. Вспомним политические акции, связанные с "бронзовым солдатом" в Эстонии или попытки вернуть статус всенародного празднования Дню Победы. Наверное, упомянутые мной в начале статьи факты происходят оттого, что находятся на периферии хозяйского ока, иначе придётся обвинять власти в кампанейщине, показушности и ещё Бог весть в чём!

Но вопрос реакции властей - дело всё-таки не первое. Поскольку народ в России давно уже не сливался с властью в объятия единомыслия, важнее отметить реакцию народа. Увы, мои наблюдения говорят о том, что народ не реагирует на эти факты никак. То есть, если бы где-то по телевизору сказали, да в уважаемой газете написали, то тогда, наверное, были бы хотя бы любопытные зеваки. А так, мало кого трогает туалет на воинском захоронении, попираемая могила Аркадия Суворова, не говоря уже о какой-то там Тамаре Ч-ой. Словно люди сами уже неспособны замечать, что происходит вокруг. Эта мёртвость души, а проще равнодушие - есть прямое следствие потери нами памяти, а значит и любви к нашим ближним, к нашим героям, к нашей истории. Равнодушно взираем на порушенные и сваленные в кучи памятники. "Ну что поделаешь, может, так и надо?!", вяло реагируем на оскверняемые останки героев Первой мировой: "Кому надо, разберутся"; охаем, отступая с полустёртой нашими ногами могильной плиты, под которой лежит единственный сын величайшего русского полководца: "Ну надо же. Я и не знал!" И это всё? Не густо для людей, называющих себя русскими!

Не закономерными ли при такой реакции становятся другие вопиющие факты, происходящие на бескрайних просторах нашей Родины и ставшие достоянием гласности? Например, сожжение на Вечном огне парня во Владимирской области, вандализм на воинском кладбище в Волгоградской области? Вряд ли во всех случаях виноваты безликие инородцы. Чаще участниками этих диких акций становятся вполне местные ребята. Не хочется называть их русскими, язык не поворачивается. Может быть, они ещё те, советские? Взращённые своими родителями, как овощи на грядке, - без Бога, без веры, без памяти, а значит, без любви?

Простите, но в моей памяти всплыл ещё один исторический эпизод. Придя к власти, в 1991 году чеченский лидер генерал Джохар Дудаев издал указ, согласно которому, в Грозный стали свозить могильные плиты предков вайнахов, которые в годы депортации были снесены советскими солдатами - их выворачивали из могил и использовали в дорожном строительстве. Эти плиты стали основой монумента в центре чеченской столицы. В центре его рука с кинжалом и лозунг: "Не забудем! Не простим!" Этот памятник олицетворял собой суть антироссийской, дудаевской пропагандистской кампании. Что было потом, все, наверное, прекрасно помнят. Именно разбуженная родовая память чеченцев стала основным детонатором кровавых событий новейшей истории.

Мы же сегодня равнодушно ходим, и, простите, справляем нужду в тех местах, где лежат не далёкие нам вайнахи, а НАШИ соотечественники - люди, принесшие честь и славу нашей стране. И после этого ещё что-то рассуждаем о каких-то перспективах государства, которое будут уважать в мире?! Если дело так пойдёт и дальше, то нас ещё при жизни проклянут наши же дети!

Забвение и попирание памяти предков, живших до октября 1917-го, стало одной из важнейших духовных причин распада Советского Союза, который не спасли ни полуторамиллионная, вооружённая до зубов армия, ни многомиллионная КПСС, ни всесильная КГБ. Перед Богом, перед Небесами тогда просто исчерпался кредит доверия к стране, к людям, к народу, потому что в нём слишком глубоко укоренилось историческое и духовное забвение прошлого.

Сейчас модно говорить, что СССР предали и развалили три беловежских заговорщика. При этом многие забывают, что ещё задолго до августа 1991-го сами русские люди, называвшие себя "советскими", предали свою историю, память своих предков, своих героев. Советский Союз был лишён этих живительных соков, питавших его корни. Именно поэтому он пал от слабого дуновения "ветра перемен".

Нельзя равнодушно проходить мимо вопиющих фактов осквернения нашего прошлого - будь то захоронения или пасквильная статейка в газетке, иначе мы просто потеряем право называться русскими и жить на этой земле.

Роман ИЛЮЩЕНКО

Фото автора

от 24.11.2017 Раздел: Август 2008 Просмотров: 86
Всего комментариев: 0
avatar