Проповедь наместника Святогорской лавры митрополита Арсения (Яковенко).
Пока политики всех стран и народов ищут причины катастроф, вооруженных конфликтов, эпидемий и болезней, православные старцы, иерархи Церкви и священнослужители дают нам ясные и понятные ответы на все, даже самые трудные, вопросы.
Господь открывает нам через их молитвы евангельские истины и верные пути нашего сегодняшнего и завтрашнего бытия.
От редакции
Сегодня, братья и сестры, от многих можно услышать, даже ввиду теперешних обстоятельств, как они стараются обвиноватить всех, кто бы им на дороге ни попался, — все им виноваты в их несчастье: государство, политика, экономика, Америка, Патриарх — кто там еще виноват? Все виноваты. А внутрь себя мы забыли заглянуть? Да мы виноваты в этом безумии, что сейчас делается. Каждый из нас грехами своими привлекал эту беду.
Сейчас много людей погибает. А разве меньше людей погибало по причине отступления от Бога? Мало того, по телевизору даже некие артисты насмеивались над Богом, над Церковью. И тысячный зал, глядя выступление «95-го квартала», сидел ухохатывался, когда они показывали в неприглядном виде Церковь, священнослужителей. Весь зал! Было такое? Было. Смеялись, насмехались над святыней. Над святыней своей веры. Наши бабушки даже полслова этой грязи не стали бы слушать. Это наследие коммунистического безбожного прошлого, от которого, казалось бы, так отрекались. По причине насмешек над Церковью, над Богом дети погибают. Страшно.
А сколько абортов сделали? Не страшно? И не только матери виноваты, которые делали аборты, но и законы государственные, которые это возвели в норму жизни. И врачи, которые сами уговаривали делать аборты и участвовали в этом детоубийстве. И мужья. Подчас матери и отцы говорили: да, двое деток есть и хватит, это уже лишнее. И некоторые даже на исповеди говорили: «А что, мне надо было нищих по свету плодить?» Я такую исповедь слышал однажды. Нет даже осознания того, что убили ребеночка, которого Господь дал. Душу живую. Думали, кровь этих младенцев не будет взывать к отмщению?
Я не буду вновь и вновь приводить примеры грехов нашей жизни: и забвение постов, и пьянство, и наркомания. Однажды мне пришлось быть в одном областном центре на большом городском кладбище. Я с удивлением увидел множество памятников, могил, где были похоронены совсем молодые юноши и девушки. И я, удивившись, спросил у кладбищенского батюшки, который служил там: «Батюшка, а что же столько молодежи-то на кладбище похоронено?» «Да кто по пьянке на машине разбился, кто от передозировки наркотиков, а очень много и самоубийством покончило». Это были те времена, о которых мы говорим — благополучные, мирные и счастливые.
Мы должны понять, что сегодняшний день — не день обвинений всех и вся, но, посмотрев на безумие современного мира, постараться не заразить свою душу этим безумием. Вовремя остановиться, как остановилась та грешница евангельская.
Остановиться, как Мария Египетская, в последний момент своей жизни. Как разбойник на кресте, оправдать Господа и обвинить себя.
Всемирная организация здравоохранения предоставляла такую статистику. Это, если я не ошибаюсь, 2020 год, когда началась пандемия и прочее. Там были такие цифры: сто три миллиона, если не ошибаюсь — это всего во всем мире умерших разными смертями. И миллион сто — самоубийств. Вторая от конца цифра — два миллиона — от пандемии. Два миллиона с половиной — от пьянства. Больше, чем от пандемии. Пять миллионов двести — от курения: рак легких и прочее. Вы видели, чтобы кто-то закрывал табачные ларьки или вино-водочные магазины? Восемь миллионов, если не ошибаюсь, онкологические заболевания, пять миллионов — погибших в автокатастрофах. Но самая бoльшая цифра была приведена — 54 миллиона — аборты. 54 миллиона! Статистика Всемирной организации здравоохранения. Вы представляете, сколько детей было убито?
Когда-то на исповедь ко мне подошла одна женщина и со слезами рассказывала, что у нее четверо детей, и вот, она забеременела пятым. Решила сделать аборт — ну куда уже пятеро детей? И ей люди добрые посоветовали: ты езжай в Почаев, что там тебе скажут. Она приехала в Почаев. Пошла на исповедь. И говорит: «Батюшка, у меня четверо детей. Вот, забеременела пятым. Хочу сделать аборт».
Он так задумался и сказал:
— Вот у тебя четверо детей. Есть среди них какой-то самый-самый непослушный? Самый-самый такой балованный, с которым сладу нет.
— Да, есть, батюшка такой среди этих четырех.
— Вот ты когда домой приедешь, ты его зарежь.
Она в ужасе:
— Батюшка, как я своего ребенка зарежу? Вы что, с ума сошли?
Тогда батюшка говорит:
— Так он, по крайней мере, хоть чем-то тебе досадил. А это дите, что в утробе? Оно же тебе даже ничего плохого не сделало, а ты его убить хочешь.
Она отошла в таком шоке от исповеди и решила сохранить ребенка. Родился мальчик — пятый. Она говорит: «Вот мои дети уже выросли. Хорошие у меня дети, но младшенький лучше всех. Я только за веник возьмусь, а он уже из рук вынимает: мамка, я сам. Я заболею, он от моей кровати не отходит: мама, что тебе принести? Мама, что тебе сготовить? Мама, что ты хочешь вкусненького? Он мне первый помощник, первый утешитель. И из пятерых моих детей это самый любимый. А я на него посмотрю, бывает, он к плечу моему приложится, а я возьму его, по голове глажу, а сама сижу и плачу. Мама, чего ты плачешь? А мне ему страшно признаться: ведь я его убить хотела».
Причины того, что делается в сегодняшнем мире — беззакония, грехи — по нарастающей возрастая в нашем обществе, принесли нам это безумие войны. И прекратиться оно может, когда прекратится внутри наших душ война с Богом. Война со своей совестью. Когда в наших душах начнется война с врагом рода человеческого — с дьяволом — за спасение своей души — тогда прекратится война внешняя. И начинать надо не с кого-то, и спрашивать не с кого-то. С себя надо спрашивать. А если начнем с кого-то спрашивать (правительство виновато, Патриарх виноват), так мы дойдем до того, что у нас и Бог будет виноват: Боже, как Ты это допустил? Мы же такие хорошие! Мы хотим мира! Жить так, как жили до этого, — в грехах и беззакониях, но главное, чтобы спокойно и никто нас не трогал.
Адам изгнан был из Рая за нарушение заповедей послушания Богу. Но изгнание из рая для Адама — это был не акт жестокости со стороны Бога. Просто Адам, согрешив, преступив свою совесть и обвинив в этом Бога, со спокойной совестью уже не мог с Богом в раю встречаться, как прежде. Каждая встреча с Богом была смятением и мучением для его души. Он удаляется из рая, потому что в душе адамовой поселилось уже нежелание видеть Бога, нежелание с Ним общаться, тот нераскаянный грех, который внутри него был, не давал уже такого открытого простого, счастливого общения творения со своим Творцом. Присутствие рядом Бога его обличало. Трудно находиться в постоянных муках, видеть праведность и при этом быть в грязи, в скверне, в неприязни, в самооправданиях, в ропоте, в недовольстве всем и вся.
Мы, братья и сестры, сегодня терпим это состояние изгнания из рая, потому что потеряли мир с совестью, мир друг с другом в общении. Виноватя друг друга и всячески клевеща, обзывая, ненавидя, завидуя, ропща, обвиняя один другого, мы сами свою жизнь сделали как в аду. И этот ад, набирая силу, уже смеясь над нами, всякое безумие над нами творит.
Нам надо от этого ада отвернуться, это адское состояние своей души через призму покаяния пропустив, повергнуться, как жена грешница, к ногам Божиим, омыть их слезами, волосами отереть, миром добродетельной жизни по заповедям Господним помазать. Тогда услышим слова: «Вера твоя спасла тебя. Иди в мире». Ведь мы тогда услышим, как разбойник, который просил только вспомнить о нем в Царствии Небесном, а услышал от Христа не только «вспомню», а «Ныне со Мною будеши в раи». Мы услышим, как Мария Египетская: «Иди в пустыню заиорданскую, там ты обретешь полное упокоение души своей». Вот, в чем кроется причина мира для душ наших. В нашем покаянии, в нашем самоосуждении. А когда мы не хотим каяться и думаем что-то изменить, виноватя всех и все вокруг, никогда мы не обретем мира. Так и будем из худшего состояния в еще худшее переходить. Из бoльшей беды в еще бoльшую беду. Из одних потрясений в еще большие потрясения.
Примерами сегодняшними Церковь нас воодушевляет, показывая неправильность жизни фарисея, который вроде и в гостях Христа принимал у себя и тут же в мыслях своих не только не принял гостя, как должно принять по восточным традициям и обычаям, но еще и в уме своем укорял Его, лицемерно принимая, угощая. А сам говорил: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». И фарисей через это обличал свою праведность, мол, я такой праведный, я бы ее близко к своей ноге не допустил. В том-то и дело, что Господь не такой. Господь — это бездна милосердия. Господь — это бездна любви. И мы должны облечься в надежду на это милосердие, на эту любовь, и повергнуться пред Ним каждый со своими грехами и беззакониями. И услышим утешительные слова Христовы, ведь Он может не только душу нашу святою сделать. Ведь мы знаем множество примеров в Евангелии: Он мертвых воскрешал. И омертвевшую нашу душу
Господь может исцелить, но есть одно но: главное, чтобы мы этого захотели. Потому что Господь дал человеку свободную волю. И насильно Господь не хочет делать человека праведным. Человек сам должен захотеть, потому что он свободное, вольное существо. Истинная свобода заключается в чем? Когда между злом и добром человек свободно выбирает добро и следует ему. Вот, что значит свобода. Свобода — это не вседозволенность. Что хочу, то ворочу. Свобода — когда между злом и добром, между светом и тьмою, между адом и раем, между Богом и дьяволом, между спасением и погибелью своей души ты выбираешь свет, спасение, рай, Бога, Его заповеди. И делаешь это ради себя самого.