Сегодня у всех православных День ангела. Сегодня праздник и Святого Царя-мученика Николая II и его Царственной Семьи, принявших мученическую кончину в подвале Ипатьевского дома 100 лет назад в 1918 году. Убийство Российского Императора, Помазанника Божьего, всю свою жизнь отдавшего для благоденствия и процветания России, совершалось в тайне, небольшой группой людей. Сегодня, по прошествии 100 лет, весь мир знает о Царе-мученике Николае II, о его подвиге и подвиге его Семьи, взошедшей на Голгофу. Тысячи и миллионы людей отвергли всю ложь и клевету, которая возводилась на святого Государя. Храмы, памятники, иконы в честь Русского Царя и его Семьи украшают многие города не только России, но и Балкан, Европы, Америки.
В память о 150-летии со Дня рождения Императора Николая Александровича и 100-летии со дня его убиения состоялся покаянный Крестный ход на Спасской земле Приморья. Жители Дальней России хранят благодарную память об Императоре.
Именно Император Николай II и его отец Царь Александр III более всех потрудились для созидания Дальней России, в которой мы живем. Александр III направил своего сына по завершению образования не в роскошествующие столицы европейских стран, а на восток – в Великое Восточное путешествие.
И будущий Государь посетил Дальнюю Россию, самый юный край Российской Империи. В эти дни, в 1891 году, 127 лет назад по Южно-Уссурийскому краю путешествовал 23-летний Наследник царского престола Цесаревич Николай Александрович Романов. 11 мая 1891 года по старому стилю он после большого морского похода по Востоку прибыл на родную землю и ступил на нее во Владивостоке. Здесь совершил много государственных дел: заложил начало Великого железнодорожного пути – Транссибирской магистрали, здание ладивостокского железнодорожного вокзала, сухой док для ремонта кораблей, заложил памятник адмиралу Русского Флота Геннадию Ивановичу Невельскому, осуществлял смотры войск, укреплений Владивостокской крепости, проводил встречи с делегациями от разных сословий.
По восшествии на Престол, Николай Александрович распорядился об организации отдельной Владивостокской епархии и основании Свято-Троицкого Шмаковского монастыря. Государство и Синод направляло средства на строительство миссионерских школ и храмов.
3-6 июня по новому стилю (21-24 мая по старому) будущий Государь проехал по селам Южно-Уссурийского края. Он посетил Раздольное, Никольское, Осиновку, Ляличи, Халкидон, Черниговку, Прохоры, Воскресенку, Спасское, Гайворон. Помимо казаков и солдат, эти поселения были основаны и заселены крестьянами из Черниговской, Полтавской и иных губерний. Останавливаясь для отдыха в селах, на воинских постах, Цесаревич лично знакомился с жизнью России на местах, с боеготовностью и дисциплиной военных, одаривал местные храмы, приходы, села памятными подарками, иконами, деньгами, благодарил людей за службу и вдохновлял их на новые великие дела во славу Бога и России.
Жители села Спасское в 1891 году также торжественно встречали Цесаревича – построили Триумфальную арку, специальную избу и колодец. Улица, на которой остановился Цесаревич, по сию пору называется Николаевской.
О том, как Цесаревич посещал Спасское, много и содержательно пишет дальневосточный историк Александр Михайлович Бачурин.
Спустя 127 лет после визита Государя Наследника, жители города Спасск-Дальний, паломники и священники со всего Приморья с радостью в сердцах прошли под колокольный звон со святынями и церковными песнопениями по Николаевской улице. Возглавляемые митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином и митрофорным протоиереем Владимиром Капитанюком, прошли они покаянным Крестным ходом до новой триумфальной арки с изображением Цесаревича и надписью «С верою и любовию к Отечеству – c покаянием и памятью о Царе», помолились, испили освященной воды из восстановленного колодца и поделились духовной радостью на светлом празднике у Спасо-Вознесенского храма.
Такой Крестный ход под водительством митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) состоялся в нашей Дальней России впервые. Устроено это событие православными подвижниками из Спасска, возглавляемыми местным священником, митрофорным протоиереем Владимиром Капитанюком. Отец Владимир уже тридцать лет служит на Спасской земле.
Спасская земля – особая. Недалеко от большого и очень теплого озера Ханка, у Сихотэ-Алиньских отрогов. Климат здесь мягче, чем в других районах Приморья. Больше солнца, меньше ветров, раньше вызревает клубника. На подъезде к Спасску в старых русских селах Приморья купола и кресты над яркой июньской зеленью. И обилие красной ягоды – садовой клубники. Ее продают местные бабушки…
Когда этой дорогой шел будущий Государь, совершая свое Восточное путешествие, многих сел еще не было, а некоторые только появились. И клубникой тут еще не угощали… Тайга тоже была посуровее, поплотнее. Хотя и сегодня силуэты далеких гор и темные затоны реки Илистой наполняют пейзажи этих мест какими-то доисторическими впечатлениями. Река Илистая во времена Государя называлась Лефу, о ней много писал путешественник Владимир Арсеньев, выполнявший в годы правления Царя Николая Александровича, государственные поручения по исследованию Приморья. Сейчас Лефу, как и в те времена, несет свои воды вдоль крутых таежных скал, или заросших тростником и лозой берегов. Несет в просторное озеро Ханка, по которому проходит граница с соседним Китаем.
Село Спасское находится примерно в двухстах верстах от Владивостока. Селу, когда туда прибыл Цесаревич, едва исполнилось четыре года. Но встречали Государя Наследника на Приморской и Спасской земле с великой радостью.
Эта радость чувствовалась и теперь, когда пошел по улицам современного Спасска большой Крестный ход.
Крестный ход в тридцатиградусной жаре. Под густым приханкайским солнцем июня. С иконами и портретами Государя и всей Святой Семьи. Впереди ехала звонница. Воскресный колокольный звон – весть о том, что в 1891 году святой Царь, будучи еще молодым Цесаревичем, посетил Спасское, посетил всю Дальнюю Россию, оставив здесь свое благословение.
«Святый Царю-мучениче Николае, моли Бога о нас!», «Все святые, молите Бога о нас!» - пели участники Крестного хода. Шли с крестами, иконами и церковными песнопениями по улицам Спасска-Дальнего русские люди. Священники и миряне съехались со многих мест епархии, преодолев большие расстояния по просторам Приморского края. Владивостокские, уссурийские, черниговские, кировские, сибирцевские, находкинские, лесозаводские... подвижники. Целая рота священников во главе с Владыкой Вениамином впереди полка крестоходцев.
У колодца совершили молебен святым Царственным Мученикам. Владыка Вениамин обильно окропил святой водой разогретых горячим солнцем крестоходцев.
После Молебна митрополит Вениамин произнес вдохновенное слово о том, как юный Цесаревич, совершая Восточное путешествие, посетил Дальнюю Россию. Владыка напомнил, что плодами великих трудов царей Александра III и его сына Николая II мы пользуемся по сей день. По сей день ходят поезда по Великому Сибирскому рельсовому пути…
От Триумфальной Арки и колодца Крестный ход направился к новому храму в честь Вознесения Господня. Там перед дверьми храма вновь произнес слово наш Владыка. Выступили представители власти, науки и общественных организаций. Митрополит Вениамин говорил о великом подвиге Царя Николая Александровича и его святой Семьи. О Голгофе, на которую взошел Государь, подражая Самому Господу нашему Иисусу Христу. И о том, что память о святом Царе живет в нашем народе, живет в Дальней России и на благодарной Спасской земле.
Приближалось завершение праздника, уже шел праздничный концерт, а очередь к иконам Царственных страстотерпцев не иссякала. И в этот день 3 июня 2018 года, в великий день духовной истории Спасска-Дальнего, святой Государь Николай Александрович Романов был с нами, радовался со всеми нами и испрашивал у Господа благословения для богоспасаемого города Спасска, где жители любят Бога, любят Россию, любят своего святого Царя. И своими добрыми делами свидетельствуют об этом.
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»