«Когда я проснулся, то не без удовольствия заметил, что в море тумана нет, значит придем в назначенный срок. Было очень холодно и свежо, совершенно российский климат. Пройдя мыс Басаргина, увидели начало салюта с батарей, расположенных по обеим сторонам пролива; берега крутые, поросшие диким виноградом, на вид не особенно приветливые», – так описывает в своем дневнике вход в пролив Босфор Восточный в мае 1891 года Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий Российский Император. Мыс, о котором пишет Цесаревич Николай Александрович, назван в честь выдающегося русского вице-адмирала Владимира Григорьевича Басаргина. Сам вице-адмирал сопровождал Государя Наследника в его Восточном путешествии, находясь вместе с Цесаревичем на фрегате «Память Азова».
Еще ранее Император Александр III поручил адмиралу обучить своего Наследника Николая Александровича военно-морскому делу. Владимир Григорьевич Басаргин, будучи прекрасным мореплавателем, исследователем и первооткрывателем Русского Дальневосточья и Русской Америки, ученым, педагогом и человеком, преданным Царскому делу и Царской Семье, отвечал за курс подготовки Цесаревича в области военно-морской науки. И этот курс завершился в 1890 – 1891 годах большим Восточным путешествием Цесаревича и многомесячным тяжелейшим кругосветным морским походом от берегов Атлантики до российских берегов Тихого океана.
Еще до этого Восточного путешествия мыс у Владивостока на входе в пролив Босфор Восточный уже был назван именем прославленного мореплавателя Басаргина.
Всю экспедицию Басаргин был рядом с Государем Наследником. Безусловно, это говорит о большом доверии Царской Семьи адмиралу…
Не только в питерских учебных классах преподавал военно-морскую науку вице-адмирал Басаргин царственному ученику. Но и в настоящей морской жизни, в океанской стихии, на военном корабле среди могучих волн Океана Великого. И если кто еще сомневается в мужестве нашего святого Царя Николая Александровича, пусть хорошенько вникнет в историю и морскую жизнь Восточного путешествия Цесаревича…
Басаргин же, выдающийся русский флотоводец, еще в юности проявил себя мужественным и талантливым мореплавателем.
Родился он в 1838 году в Санкт-Петербурге в семье морского офицера. Его отец командовал Каспийской флотилией. В пятнадцать лет Владимир Басаргин поступил в Морской кадетский корпус. И уже в 1854 году шестнадцатилетний гардемарин Басаргин нес службу на кораблях «Сысой Великий» и «Прохор», участвовал в обороне Кронштадта, отбивая вместе со взрослыми моряками атаки англо-французской эскадры на русскую крепость.
В 1858 году, Басаргин принял участие в тяжелом и опасном морском походе из Кронштадта к дальневосточным берегам Тихого океана на корвете «Рында». Через три года, в 1861-м, он вновь совершил плавание в Тихий океан, к берегам недавно присоединенных к России Приморья и Приамурья. В этот поход он отправился на корвете «Новик»…
Привычны для нас сегодня названия замечательных морских бухт Новик и Рында, глубоко врезающихся в остров Русский напротив Владивостока. Героическая история нашего Отечества в этих привычных и родных названиях, звучащих над Океаном эхом великих подвигов и открытий Русских моряков славной эпохи утверждения Руси на тихоокеанских берегах. Эпохи Муравьева-Амурского, Невельского, Завойко… Эпохи Басаргина.
Военный моряк Владимир Григорьевич Басаргин много потрудился, изучая залив Петра Великого, затем исследуя воды, омывающие Русскую Америку.
После подвижнических морских трудов на Дальнем Востоке у адмирала Басаргина было еще много других морей и океанов. С 1867 по 1877 год командовал фрегатом «Князь Пожарский», после стал командиром корабля «Петр Великий», затем – командиром фрегата «Дмитрий Донской». В 1885 году назначен командиром Учебно-артиллерийского отряда военного флота. Через несколько месяцев Басаргин был произведен в контр-адмиралы и назначен флаг-капитаном Императора Александра III и зачислен в Царскую свиту. И в 1890 – 1891 годах уже умудренный огромным морским опытом адмирал Басаргин становится командиром эскадры, сопровождавшей будущего Российского Императора Николая II в походе от Триеста на Дальний Восток. Затем Басаргин шел вместе с Цесаревичем из Владивостока через всю Сибирь в Санкт-Петербург.
Выдающийся флотоводец скончался в 1893 году в Ялте от сильной простуды, которую получил, сопровождая Царскую Семью в морском путешествии из Балтийского моря к берегам Крыма. А осенью следующего года Россия узнала о кончине своего Царя – Императора Александра III, чей жизненный путь завершился в Ливадии, на Крымской земле. На Российский престол взошел Царь Николай Александрович. Святой Царь Мученик стал командиром великого державного корабля, устремленного в вечность. Имя этому кораблю – Россия. Командовать Флотом и водить корабли учил Царя Николая Александровича великий русский адмирал Владимир Григорьевич Басаргин.
…На высоком мысу, носящем имя адмирала Басаргина, в 1937 году появился маяк. Зеленые лучи этого маяка видны всем кораблям, подходящим к Владивостоку со стороны Уссурийского залива. Маяк на мысе Басаргина вместе с маяком на острове Скрыплева, расположенном напротив при входе в пролив Босфор Восточный, образуют «морские ворота» Владивостока.
В Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 2019 года на мысе Басаргина митрополитом Вениамином (Пушкарём) был освящен установленный накануне здесь восьмиметровый Крест. Инициатива установления Креста принадлежит начальнику маяка Алексею Александровичу Стебкову, командованию Тихоокеанского флота, непосредственно командующему ТОФ адмиралу Сергею Иосифовичу Авакянцу. Они просили старейшего Приморского митрополита Вениамина благословить установку Креста и лично освятить его.
Владыка Вениамин (Пушкарь), сам участник шести дальних морских походов, освятил Крест и произнес вдохновляющее слово:
«Крест – это знамение любви, знамение мира, это есть победа христианства над язычеством, добра над злом. На Кресте совершилась великая Тайна спасения человеческого рода. Крест – это воплощение любви Божественной, он пропитан Кровью страданий за весь человеческий род… Сегодня, в святой День Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, на окраине России, на берегу залива Петра Великого мы водрузили Крест. Кресты всегда воздвигали наши первооткрыватели, первопроходцы этих благословенных и особо важных для России мест. Весь наш путь освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока сопровождается православными крестами, которые являются знаками присутствия Православной Руси. Русь пришла к берегам Тихого океана не для того, чтобы владеть народами и сокровищами, она пришла с Крестом и Евангелием, чтобы просвещать народы своей культурой, приобщить их к своей христианской культуре. Крест Господень, который мы воздвигаем на окраине нашей земли, на окраине Владивостока, на мысе Басаргина, у морских ворот Владивостока – это восстановление исторической справедливости и свидетельство о победе Христианства над злом, над силами ада. Крест Господень оберегает не только российскую землю, но распространяет свои лучи на весь Тихоокеанский бассейн».
…Океанские волны в чистом и солнечном приморском октябре. Отсветы осенней приморской акварели в просторных водах залива Петра Великого. Синий горизонт с силуэтами далеких сопок. Скалистый мыс Басаргина, маяк и крест, установленные на нем, хорошо видны с берегов ближайших бухт Владивостока и с острова Русский. Вдохновляющая океанская даль. Но не только лишь пейзажи открываются в этой прекрасной дали. Великий путь России, история нашей славной Руси проступает через силуэты сопок, сквозь очертания островов и мысов, открывается в густых лучах утреннего океанского солнца, виднеется в вечернем свете маяков... Великая история великой и святой Руси, об историческом призвании которой свидетельствует величественный Крест над океанскими волнами у входа в пролив с дивным византийским именем. Крест на каменном мысу, названном в честь прославленного русского адмирала, учившего самого Святого Царя Мученика ходить на корабле среди бурь и штормов Великого Океана. Крест и скалистый мыс с именем Царского адмирала. Этот Православный Крест напоминает нам, что Россия вместе со своим могучим Флотом пришла к берегам Тихого океана с Крестом. Пришла, чтобы все народы, живущие на берегах Океана Великого, увидели невечерний Свет Христов и просветились Божественным Светом любви. И чтобы всякая душа воспела песнь Богу, вознося к духовным небесам вечные слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко. И святое Воскресение Твое славим».
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
«Третий Рим» и оборона Петропавловска-Камчатского
Русь у Океана Великого – не только духовный, но и воинский подвиг русского народа, который не возможен без крепкой веры в Господа Иисуса Христа.
Запад ненавидит эту идею «Москва – Третий Рим». Объединенные европейские и османские морские эскадры должны были завоевать Россию, а затем... разделить ее территории. По планам европейских держав, земли России должны были отойти Швеции, Пруссии, Польскому королевству, Австрии, Османской империи. Великобритания хотела подорвать позиции России на Балканах, на Черном море и на Арабском Востоке, на Дальнем Востоке и на Кавказе.
Герои обороны Петропавловска защищали «Третий Рим», христианскую будущность России. На их подвиге основана возможность дальнейшей миссии святителя Иннокентия Вениаминова, святителя Николая Японского, возможность появления Благовещенска, Владивостока, всех наших Восточных миссий - дальнейшее утверждение Руси у Океана Великого…
В 2019 году минуло 165 лет со дней славной обороны Петропавловска-Камчатского от натиска англо-французской эскадры во время Крымской войны. Оборона отразила несколько штурмов в августе-сентябре 1854 года. Это было нашествие потомков западных «крестоносцев» на Россию, наследницу Византии, – «Третий Рим».
Годом ранее (в 1853 году), когда прошло 400-летие падения Константинополя, Россия вступила в войну с Османской империей. Высочайший манифест о вступлении в войну был издан 2 ноября 1853 года. А 13 марта 1854 года «христианские» державы Великобритания и Франция объявили о заключении военного союза со своим историческим врагом – магометанской Османской империей против России. 27 и 28 марта они начали войну с нашей Российской Державой.
Федор Иванович Тютчев писал об этом: «Ну вот, мы в схватке со всею Европой, соединившейся против нас общим союзом. Союз, впрочем, неверное выражение, настоящее слово: заговор... Нет ничего нового под солнцем, однако же едва ли не справедливо, что в истории не бывало примеров гнусности, замышленной и совершенной в таком объеме...»
Когда-то в XII веке германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп Август и английский правитель Ричард Львиное сердце направились в Третий крестовый поход воевать против арабского полководца Саладина за Иерусалим. Объединенная европейская рать, влекомая к Гробу Господню подвигом «крестоношения», в реальности грабила «во славу Божию» и присваивала себе некогда византийское христианское наследие на Востоке. А в 1204 году, Четвертый крестовый поход вообще с легкостью сменил свою цель. И европейские варварские орды захватили столицу православной империи Константинополь, устроив грабежи, убийства, насилие, поругание святынь и с поспешностью начав организовывать Латинский патриархат и Латинскую католическую империю в Константинополе. Тогда беззакония вменялись в «подвиг веры».
Летом 1854 года защитникам Петропавловска пришлось отбивать атаку новых европейских «крестоносцев», которые беспрецедентно объединились в военную коалицию со своим давним врагом – Османской империей, ради разгрома наследницы Византии – России. Накануне войны Парижский католический архиепископ Огюст Сибур откровенно публично призвал к «крестовому походу против России и защищаемых ею восточных схизматиков», то есть православных.
Философ Владимир Соловьев верно определил, что эта война была порождена «Восточным вопросом». Ведь Россия в XVIII веке успешно воюет с Османской империей, захватившей Рим Второй, Иерусалим, Александрию и Дамаск, столицы славянских царств, княжеств и патриархатов и вскоре установит свое покровительство над многими православными народами. Именно «Восточный вопрос» породил эту всеевропейскую агрессию против «Третьего Рима».
Соловьев писал: «Как в средние века крестовые походы, начатые против ислама, скоро открыли свою настоящую цель, и западные крестоносцы, предоставив Иерусалим сарацинам, принялись за разгром Византии и за основание Латинской империи на Востоке, точно так же и в новые времена борьба католического Запада против победоносных турок, борьба, которую сначала с таким рвением вели Австрия и Польша, скоро превратилась в борьбу против России, как только Запад угадал в ней могущественную наследницу Восточной империи <…> Итак, наш восточный вопрос есть спор первого, западного Рима со вторым, восточным Римом, политическое представительство которого еще в XV веке перешло к третьему Риму – России».
+ + +
На рассвете 20 августа 1854 года на Камчатке в Авачинской бухте штиль. Смертельная угроза витает в воздухе. С батарей Петропавловской бухты защитникам видны признаки приготовления англо-французской эскадры к бою. Французский пароход «Вираго» разводит пары для того, чтобы подтянуть фрегаты, вооруженные смертоносными пушками и бомбическими орудиями к Сигнальному мысу, где они откроют огонь по русским укреплениям.
У русских все готово к обороне и генерал Василий Степанович Завойко пригласил на одну из передовых батарей петропавловского священника Георгия Логинова служить молебен о даровании победы. Церковное пение в штиль слышно и на дальних батареях. Защитники крепости с непокрытой головой молятся у своих орудий. Генерал Завойко обращается к защитникам крепости: «Многие из нас умрут славною смертью, последняя молитва наша должна быть за Царя». Моряки хором подхватывают гимн России «Боже, Царя храни». Гимн встречен дружными криками «Ура!» на всех батареях, судах и в отрядах. Союзники принимают русское «Ура!» за сигнал к сражению…
Господь услышал молитвы раб Своих. Военный успех сопутствовал немногочисленным защитникам Петропавловска. Основное сражение состоялось 24 августа. Тогда была отбита попытка захватить крепость силами численно превосходящего англо-французского десанта, высадившегося у Никольской сопки под прикрытием смертельного пушечного огня фрегатов. Враг смог достигнуть вершины горы, но не смог прорваться в город как планировал. На сопке англо-французские отряды встретились с русскими храбрыми воинами в рукопашной. Очевидцы тех событий писали о сражении: «Огромная Никольская гора покрыта народом, сквозь зелень кустов мелькают красные мундиры англичан, синие и красные рубахи матросов французских и наших; частая дробь ружейного огня слышится со всех сторон, и повсюду изредка раздаются пушечные выстрелы; шум, беготня и смятенье удивительные, барабаны бьют наступление, рожки на разные голоса им вторят, крики «ура» сменяются проклятием <…> Нет тут порядку, наступлений и отступлений; нет ни колонн, ни взводов; для этого не было ни места, ни времени, ни возможности. Вот, например, показалось пять-шесть человек наших, на них бросается такое же число англичан; на мгновенье у этой кучи пальба прекращается, и наступает минутная путаница. Несколько диких криков, заглушенные стоны раненых, какое-то иступленное хрипение, и опять разлетелись все в разные стороны, и опять трещит ружейный огонь, и где-нибудь на другом конце горы новая и еще более кровавая свалка вручную!». (https://arsenal-info.ru/b/book/2557340892/14)
В панике и суматохе, неся большие потери, враг отступил. Десант вернулся на свои военные корабли. В ходе отступления британские морские пехотинцы не смогли спасти флаг. Позже этот трофей, добытый русским мужеством, был доставлен в Гатчинский дворец и брошен к ногам российского императора. Он и поныне хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.
По завершении боя русские отряды построились в каре и коленопреклоненно совершили благодарственный молебен. Утром 27 августа вражеская эскадра снялась с якоря и в 9 часов вышла из Авачинской губы, отправившись к берегам Америки.
Защитники Петропавловска за храбрость и доблесть были награждены высокими воинскими наградами. Петропавловский священник Георгий Логинов тоже получил награду – золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества за то, что «столь доблестно неустрашимостию своею, при осаде в 1854 г. Петропавловского порта, ободрил камчатское воинство под градом ядер, проносившихся над его головою, когда даже без изменения в лице продолжал совершать молебствие на возвышении Никольской горы, в виду неприятелей при обороне г. Петропавловска от многократно превосходящего живой силой и вооружением десанта Англо-французской эскадры».
До самого выхода в отставку отец Георгий возглавлял ежегодный крестный ход 24 августа на Никольскую гору по местам бывших батарей в память отражения нападения англо-французской эскадры на Петропавловск в 1854 году. В тот день Русь у Океана Великого ежегодно славила Истинного Бога – раздавался «целодневный звон в колокола».
* * *
Что делала крестоносная англо-французская эскадра на далекой Камчатке, на рейде Авачинской бухты? Чего желали вражеские военные корабли в Черном, Баренцевом, Белом, Беринговом морях и в Финском заливе? К чему они были устремлены, атакуя Одессу, Севастополь, Керчь, Колу, Соловки, Петропавловск-на-Камчатке, Свеаборг и Кронштадт?..
Ответ на этот вопрос дал поэт, дипломат и пророк Федор Иванович Тютчев. Когда английские военные корабли угрожали Кронштадту весной 1854 года, он записал: «…на петергофском молу, смотря в сторону заходящего солнца, я сказал себе, что там, за этой светящейся мглой, в 15 верстах от дворца русского императора, стоит самый могущественно снаряженный флот, когда-либо появлявшийся на морях, что это весь Запад пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь к будущему…».
Эти зловещие крестовые эскадры пыталась преградить России путь к будущему, путь к выполнению ее христианской миссии. Как ранее их европейские католические предшественники стремились сократить, остановить исторический путь хранительницы истинной веры – Византии.
«Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть... которая тридцать лет с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется же когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал...» – писал еще русский поэт.
Объединенные европейские и османские морские эскадры должны были завоевать Россию, а затем... разделить ее территории. По планам европейских держав, земли России должны были отойти Швеции, Пруссии, Польскому королевству, Австрии, Османской империи… Великобритания хотела подорвать позиции России на Балканах, на Черном море и на Арабском Востоке, на Дальнем Востоке и на Кавказе.
В чем причина этой «бешенной ненависти», источник такого гнусного и подлейшего заговора? Ответ дает стихотворение Федора Тютчева «Русская география», написанное в 1848 году:
Москва, и град Петров, и Константинов
град -
Вот царства русского заветные столицы...
Но где предел ему? и где его границы -
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам судьбы их обличат...
Семь внутренних морей и семь великих рек...
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...
Вот царство русское... и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.
град -
Вот царства русского заветные столицы...
Но где предел ему? и где его границы -
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам судьбы их обличат...
Семь внутренних морей и семь великих рек...
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...
Вот царство русское... и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.
Сегодня, кто бы потерпел такие слова о границах Русского царства у Нила и Евфрата? Тогда тоже не потерпели. Последовала реакция в виде «бешенной ненависти» и «гнуснейшего заговора».
Можно ненавидеть и клеветать на Россию, можно стремиться уничтожить ее физически, но нельзя заставить Бога действовать по собственной людской прихоти. Россия уверенно выдержала этот страшный натиск всех мировых сил на востоке, на западе и на севере.
Герои обороны Петропавловска защищали «Третий Рим», христианскую будущность России. На их подвиге основана возможность дальнейшей миссии святителя Иннокентия Вениаминова, святителя Николая Японского, возможности появления Благовещенска, Владивостока, всех наших Восточных миссий…
Уже в 1877-1878 годах Россия успешно вела войну с Турцией за свободу балканских народов. В 1868 году святитель Николай Японский крестил первого последователя Христа в Японии – бывшего самурая и жреца – с апостольским именем Павел. Через 50 лет после защиты Петропавловска открылась Русская духовная миссия в Корее. Россия успешно просвещала арабов на Ближнем Востоке, архимандрит Антонин (Капустин) создавал и собирал «Русскую Палестину». Крестоносцам Европы в ту войну не удалось перекрыть России путь в будущее, не удалось изменить Божий Промысел о ней.
Русь у Океана Великого – не только духовный, но и воинский подвиг русского народа, который не возможен без крепкой веры в Господа Иисуса Христа.
Весь ХХ век Запад с остервенением поносил Россию, поносил великую идею «Москва – Третий Рим». Эта ругань по поводу исторического призвания Руси, как правило, отражает тайные стремления к расчленению нашего Отечество. Запад ненавидит эту идею «Москва – Третий Рим», как и первого царя Иоанна Грозного по той причине, что с периода его правления начался рост территорий России, в полноте началось осуществление ее христианской миссии. Начали зримо сбываться пророчества о России.
Сегодня многие обстоятельства и силы пытаются заставить Россию забыть о своей истории, похоронить веру в Святую Русь, в «Третий Рим». Это продолжение той «бешенной ненависти», адепты которой действуют вокруг нас и более внутри нас.
Вспомним стихотворение провидца Федора Тютчева, адресованное русофобствующему министру иностранных дел Карлу Нессельроде, где говорится о том, что кто-то может и не верить в Святую Русь, но главное, чтобы Русь верила в себя…
Не верь в святую Русь, кто хочет, –
Лишь верь она себе самой, –
И Бог победы не отсрочит
В угоду трусости людской.
<…>
Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить!..
Всемирную судьбу России –
Нет! вам ее не запрудить!..»
Лишь верь она себе самой, –
И Бог победы не отсрочит
В угоду трусости людской.
<…>
Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить!..
Всемирную судьбу России –
Нет! вам ее не запрудить!..»
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»