Добавлено: 23.09.2018

Царский путь «Руси Державной»

Вспомним: если бы нам лет тридцать назад кто-нибудь сказал, что в Москве будет выходить центральная православная русская газета, мы бы не поверили. А если бы поверили, то только как в чудо.

И так оно и есть. Двадцатипятилетнее существование «Руси Державной» – это, конечно, чудо Божие, чудо Божией Матери.

Теперь, слава Богу, выходит множество центральных и местных, православных и патриотических газет и журналов, и часто на высоком профессиональном уровне. Но «Русь Державная» выбрала с самого начала и прошла эти годы особым путем, очень важным, думается, для всех нас – для Православия, для Церкви, для России.

У нас есть ныне патриотические издания, но в них, увы, иногда нет Православия или оно там в лучшем случае «в гостях». Там встречаются и коммунистические, и ярко выраженные безбожные, антицерковные статьи. У нас есть даже неоязычество – и тоже как бы нечто сверхрусское. Якобы его последователи – более русские, чем Ломоносов и Суворов, Пушкин и Достоевский, Королев и Гагарин. Да и вообще чем все наши предки, которые жили на нашей земле больше тысячи лет и были верующими православными людьми. Более того, наши крещеные русские воины – их миллионы! – жизнь свою положили за наше православное Отечество – начиная со святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, до святого воина Евгения Родионова.

У нас есть сегодня и множество православных изданий – но их, к сожалению, никак не отнесешь к патриотическим. Можно насквозь прочитать эти газеты или толстые, прекрасно отпечатанные журналы и ни разу не встретить слова «русский». Патриотическое – это, мол, что-то не очень православное, не очень церковное, интеллигентное, что-то недуховно-политическое, «маргинальное».

Есть у нас серьезные государственные, военные издания, но в них, увы, Православие даже и в гостях не бывает – оно тут как бы не при чем. Это якобы не какой-либо государственный и не военный вопрос, а религиозный.

И вот, слава Богу, есть газета, где неизменно соединены Православие и русский патриотизм – «Русь Державная».

Она прошла, и идет, и, Бог даст, будет идти этим, срединным, царским, соединяющим, глубоко историчным – и именно православным, и именно русским путем.

И это очень важно.

В этом пути, в этом соединении – жизнь, сила, правда, прошлое и будущее нашей Церкви, нашего Отечества, нашего народа.

Наше великое Отечество – его и духовная, и государственная сила, его независимость, его державность – началось этим соединением. Тогда, когда тогдашний глава государства, святой благоверный князь Димитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву, принесшую нашей Родине освобождение, поехал за благословением к игумену Земли Русской преподобному Сергию.

Преподобный старец молился за воинов, сражавшихся на поле битвы. Воины, помолясь, отстаивали наше православное Отечество. Православие и патриотизм – это завет преподобного Сергия. Зримый тому символ – его благословение двух монахов, святых Пересвета и Осляби, на ратный подвиг.

Пресвятая Богородица в день Своего Рождества даровала нам эту великую Победу. Она, Матерь Божия Державная, благословила это соединение.

Данная нам Богом заповедь о любви к ближнему – это и заповедь о патриотизме, о любви к своему народу. И она неотделима от заповеди о любви к Богу – подобная ей, по слову Спасителя.

Также и заповедь: Чти отца твоего и матерь твою». Господь заповедал почитать всех отцов и матерей, но особенно твоих, родных. А значит – и твое Отечество. Родину-мать, которая у тебя одна.

Это – истинная вера.

Мы не более православные, чем преподобный Сергий. А он был русским патриотом.

Русский патриотизм завещан нам всеми святыми, в земле Русской просиявшими. И святыми нашими князьями и царями. И священномучеником Патриархом Ермогеном, вера и мужество которого вдохновили Минина и Пожарского на избавление Руси от смуты. И святителем Митрофаном Воронежским, помогавшим Императору Петру строить флот, ходящий и ныне под флагом святого апостола Андрея Первозванного. И святым праведным воином Феодором Ушаковым, адмиралом Флота Российского. И святителем Московским Филаретом (Дроздовым), составлявшим молитвы о победе нашего воинства. И преподобным Серафимом Вырицким, и блаженной Матроной Московской, отмаливавшими страну в дни Великой Отечественной войны…

Наш великий чудотворец, святой праведный Иоанн Кронштадтский даже молитву Господню – основу нашего Богослужения – напрямую связал с Россией:

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое в России!
Да приидет Царствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!..


Слова этой молитвы эпиграфом привел в своей книге «Русская симфония» приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв; 1927-1995). В этом фундаментальном труде он дал православное осмысление всей русской истории, начиная с Крещения Руси, ключ к пониманию сегодняшнего и завтрашнего нашего дня, незаменимый учебник для полезного научения и воспитания нашего юношества.
Мы помним, как первую свою громогласную статью великий старец-святитель озаглавил: «Быть русским!» За ней последовали многие другие: «Державное строительство», «Остановим смуту!», «Без веры и Родины жизни нет», – одна другой важнее для нас и сегодня…

«Понятие Родины священно, – писал Владыка после кровавых осенних событий двадцать пять лет назад – тогда, когда начала выходить газета «Русь Державная», – ибо его даровал каждому человеку Сам Господь Вседержитель, от Которого, – по слову Священного Писания, – именуется всякое Отечество» (Еф. 3, 15)».

Нам даны жития святых для того, чтобы мы, изучая, как они жили, верили, что считали для себя важнейшим, в том числе, и как любили нашу общую с ними Родину, тоже шли по пути спасения.

Царский путь – это и путь православно-монархический. Наша Церковь – филаретовская. Мы не более православные, чем он. А он был монархистом.

За Веру, Царя и Отечество – это завет современных нам старцев: протоиерея Николая Гурьянова, иеросхимонаха Моисея (Боголюбова), архимандрита Кирилла (Павлова)… Именно у архимандрита Кирилла, тогдашнего духовника Троице-Сергиевой Лавры, брал благословение на издание «Руси Державной» ее основатель и безсменный главный редактор Андрей Николаевич Печерский – и все эти годы не раз обращался к Батюшке за советом, публикуя в газете его столь важные для нас наставления.

Как же не быть православному патриотом, как не любить тот народ, ту страну, которую возлюбила Сама Царица Небесная и избрала Своим Уделом, Своим Домом! Которую Она столько раз избавляла от неминуемой гибели – и избавляет. Где Она прошла Своими стопочками. Где Она столько раз являлась наяву – и преподобным Сергию и Серафиму, и простым нашим воинам на фронтах. Где Она явила столько Своих чудотворных икон, в самих названиях которых – имена наших городов и рек: Владимирская, Смоленская, Казанская, Калужская, Донская…

Как не любить ту страну, тот народ, где Господь явил больше всего святых, возставил больше всего храмов, монастырей, сподобил запечатлеть свою веру в Него кровью новомучеников ХХ века!

Мы знаем, кто не любит Россию, кто не любит русский народ. Их не то что не любит, их ненавидит диавол. Уж это он доказал не раз. Именно он жаждал всегда и жаждет ныне полного уничтожения нашего народа. Больше всего ему мешают Православная вера и державный народ, ее исповедующий, считающий ее главным своим сокровищем.

«Разделяй и властвуй» – его тактика. И в том числе – разделять Православие и русский патриотизм.
Державное управление в нашей стране по-настоящему может быть только православным, с молитвой и покаянием, по Божьему благословению, по совести, людьми верующими, которые могут понимать и творить волю Божию о нашем православном Отечестве, а не быть управляемы через свои страсти противоположной, губящей всех и вся черной силой.

Православная газета по-настоящему соединена с народом, потому что народ наш патриотичен. И этим она способствует очищению его мiровоззрения от остатков коммунистических заблуждений, от уродливого и ложного так называемого «социалистического патриотизма», «пролетарского интернационализма» и космополитизма, от уродливого и ложного так называемого «национал-большевизма». Она говорит ему, что настоящий русский патриотизм – это отношение к России как к православному Отечеству, потому что Русь наша больше тысячи лет православная, Православие вошло в плоть и кровь, возвысило, воспитало душу нашего народа, создало его культуру. Разве может подлинный русский патриот не уважать вековые поколения нашего народа, которые все были крещеными?

Вот почему с самого начала существования «Руси Державной» мы в ее редакции думали о том, что она, если Бог поможет, может стать центральной газетой в России. Недаром ее главный редактор пришел в нее из «Правды» – первые наши рабочие встречи и были там, на седьмом этаже, в ее стенах. Она сохранила некоторые черты тогдашней главной газеты страны: формат, 8-полосность, строгий, серьезный, буднично-торжественный русский стиль («Правда» и тогда была более русской газетой, чем, скажем, «Известия»).

И «Русь Державная» действительно стала центральной нашей газетой. Не по тиражу, не по частоте выхода, не по официальной принадлежности, это всё не главное в жизни, как известно, тем более перед Богом. По духу, по сути, по отношению к истинному благу народа, к тем задачам, которые ставит перед нашим народом Господь. Потому стала, что идет центральным, главным нашим государствообразующим православно-державным курсом, которым шла наша страна все века своей православной истории и который только и может вывести ее из смутного времени сегодня.

Не все публикации газеты, которая стремилась предоставить трибуну многим нашим соотечественникам, имеющим разный духовный опыт, были безукоризненно церковными. Но церковно-государственная линия, опирающаяся на точку зрения наших иерархов, священников, писателей, общественных деятелей, которых выделяла редакция за их прямоту, за их искреннее отношение к России, за печалование о нашем народе, за безкорыстную любовь к правде Христовой, к русской правде, – была незыблема из номера в номер. И газете удалось стать голосом нашего православного русского народа, поддерживая всё духовно укрепляющее, объединяющее наше общество, созидающее его соборность на самой прочной, проверенной русской историей основе: Православия, Самодержавия, Народности.

«Ин суд Божий и ин суд человечь». То, что нам, людям, кажется важным, у Бога может не иметь никакой цены. И, наоборот, – малое в глазах людей может решать судьбу народа, потому что Господь это принимает.

Дай Бог, чтобы Господь принял скромный труд в двух-трех невзрачных комнатках этой очень маленькой редакции, делающей свое очень трудное и очень счастливое дело – и даровал нашему народу то, ради чего она существует, по молитвам Пречистой.

Протоиерей Николай Булгаков
2013, № 9
от 29.03.2024 Раздел: Сентябрь 2018 Просмотров: 872
Всего комментариев: 0
avatar