В середине Великого поста мы особым образом вспоминаем о страданиях Христа Спасителя. На середину храма износится крест, и в течение всей седмицы мы поклоняемся Живоносному Древу, лобызаем крест Христов и вспоминаем о Его страданиях, а потому и неделя именуется Крестопоклонной.
Не случайно именно в середине поста предлагается нам подумать о страданиях Спасителя. Через крест открывается сама тайна бытия, и в свете того, что означает крест, нам легче понять и смысл воздержания, смысл поста.
Отрывок из Евангелия от Марка, который мы только что слышали, как раз дает нам возможность поразмышлять о смысле креста. Хорошо известны слова: «Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (см. Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на тему этого Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие».
В этих замечательных словах открывается нечто очень важное для понимания человеком смысла его бытия. Дается некая евангельская норма того, как человек должен относиться к потребностям души и тела. Удовлетворение этих потребностей есть не что иное, как Божий замысел о человеке. Без удовлетворения этих потребностей человек не может состояться как личность, не может совершенствоваться его дух, он не может развивать свой ум, укреплять свою волю. Без удовлетворения потребностей плоти не может быть физической жизни человека.
Греховным является пристрастие. Само это слово помогает понять смысл того, что есть страсть. Пристрастие — это победа страсти. Кстати, в русском, славянском языке слова «страсть» и «страх» близки. Всякая страсть несет в себе страх, потому что страсть есть победа над человеком плотского начала, того, что святые отцы называют похотью плоти. Когда страсть господствует, это и есть пристрастие. Человек не может поступать иначе, чем велит ему страсть, чем велит ему голос плоти.
Современный мир мало заботится о душе, поэтому та страсть, которая разрушает душу, вовсе не кажется ему опасной. Но даже современный мир признает опасность той страсти, которая разрушает человеческую жизнь. Ведь именно к таким страстям относятся алкоголизм, наркомания, а сейчас страна наша борется с игроманией — с зависимостью людей от азартных игр. Общество признает, что проявление этих страстей опасно и для личности, и для общества; отпускаются материальные средства для того, чтобы преодолевать эти человеческие страсти, потому что последствия их настолько очевидны и представляют настолько явную опасность, что следует мобилизовывать силы в борьбе с ними.
Страсть — это господство над человеческим духом голоса плоти. Почему же нужно преодолеть пристрастие, чтобы следовать за Христом? Почему нужно преодолеть пристрастие, чтобы взять на себя свой крест? Вот эта связь между господством страсти и неспособностью преодолевать реальные страдания и утверждается так ярко и очевидно словом Божиим. Человек, живущий под властью страсти, неспособен нести крест. Он слаб, у него нет терпения, нет мужества, он несвободен, потому что страсть господствует над ним. Принять же крест может только духовно свободный и сильный человек. Потому нельзя взять крест, не отвергнувших себя. Без этого отречения от пристрастия никакого крестоношения не получится – человека раздавят стрессы.
А разве наши стрессы можно сравнить с Голгофским крестом? Со страданиями мучеников? Почему же их не разрушали эти страдания? Да потому, что они победили в себе страсти, они были свободны от пристрастий, от тех человеческих слабостей, которые иногда кажутся такими безобидными, а на самом деле разрушают человеческую личность.
Нет пустяков в духовной жизни. Жизнь человеческой души — это самое главное, ведь от состояния души зависит качество нашей жизни. Можно до бесконечности улучшать внешние условия жизни, а внутри человека будет ад. И никакого качества жизни не получится — какими бы комфортными условиями ни обставлять жизнь человека, какие бы блага ему ни предлагать.
С другой стороны, человек, побеждающий страсть, освобождает душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякое принятие креста, всякое преодоление страданий, что посылает нам жизнь и что возлагает на нас Господь, становится бременем благим и легким.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси