Если говорить об ответственности как юридическом понятии, то ответственность предполагает ответственность перед законом. Поэтому некоторые считают, что нужно повысить уровень юридической грамотности, нужно, чтобы более жестко работали правоохранительные органы, — мы знаем все эти рекомендации. Но я глубоко убежден в том, что даже самой разветвленной сетью законодательства невозможно покрыть все случаи человеческой жизни. Если ответственность есть только страх и ответственность перед законом, то такая схема не работает.
Отсюда очень важный вопрос: какова онтологическая природа ответственности? С точки зрения Церкви не может быть ответственности без ответственности человека перед Богом, потому что личная ответственность человека перед Богом останавливает нас от совершения греха. А в конце концов, даже разгильдяйство на работе –это грех; нарушение трудовой дисциплины –это грех; нарушение технологических схем –это грех, особенно если в результате погибают люди. Я осознаю, что общество наше не на 100% религиозное, и для кого-то ссылка на Бога, к сожалению, до сих пор не является убедительной. Но тогда можно определить другие параметры ответственности: ответственность перед страной, перед народом, перед самим собой. Опыт, к сожалению, показывает, что такого рода ответственность не очень хорошо работает. Вот почему вопрос религиозного воспитания народа –это не только узкоцерковная тема. Через религиозное воспитание народа мы должны изменить состояние нашего общества.
Здесь я коснусь одной из тем, которые мы сегодня будем рассматривать, –темы 200 храмов. Ведь некоторые критики считают, что Церковь как некая коммерческая корпорация просто создает еще большее количество точек, где зарабатываются деньги; а отсюда и неприятие многими всего этого проекта. Что греха таить, есть и такие СМИ, которые рисуют именно такой образ Церкви. Так вот, без активной работы с народом лицом к лицу мы не будем способны влиять на формирование ответственности у людей перед Богом, перед Родиной, перед народом, перед самим собой. И наша задача заключается в том, чтобы создание новых приходов, приходских центров, увеличение количества епархий — все работало на то, чтобы Церковь приблизилась к этой очень непростой реальности, которую мы называем современным обществом.
Перед нами стоят большие задачи. И я не случайно заговорил сегодня на тему ответственности, потому что на Высшем Церковном Совете лежит огромная ответственность перед Богом, перед Церковью, перед народом, чтобы мы могли достойно и правильно осуществлять все те решения, которые сегодня принимаются, чтобы иным становилось лицо Отечества, иными становились общественные отношения, чтобы менялся современный человек. Поэтому хотя наша повестка дня в каком-то смысле техническая, хотя мы рассматриваем вопросы технического порядка, но это слово «техническая» нужно написать с большой буквы, потому что все это имеет отношение к состоянию души человека, к состоянию нравственности, к состоянию нашего общества. Поэтому я хотел предварить важное сегодняшнее заседание Высшего Церковного Совета своими краткими размышлениями на тему ответственности. Еще раз хочу подчеркнуть особую ответственность Высшего Церковного Совета за все то, что сегодня происходит в Церкви, а через Церковь — и в жизни нашего народа.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси