Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей.
Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата… Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу.
О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями, — помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа…
Где же ты, некогда могучий и державный, русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты, великодушный и радостный, совершал свой великий указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду…
Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей?
Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу?
О, да не будет сего. Одна мысль об этом повергает Нас в трепет.
Плачьте же, дорогие братие и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца. Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез. Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы, соединитесь все вместе, облекитесь, подобно ниневитянам, во вретище и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России.
Отложите тогда житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих, чтобы восскорбеть печалью вашей перед лицом нашей Заступницы усердной и всем сонмом великих угодников Божиих.
Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть пред духовным отцом и укрепится приобщением животворящего Тела и Крови Христовых. Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния, и да процветет снова плодами духа.
Господи Человеколюбче! Приими очистительную жертву кающихся пред Тобой людей Твоих, отыми от нас дух малодушия и уныния и Духом владычним, Духом силы и крепости утверди нас.
Святитель Тихон,
Патриарх Московский и всея Руси
Патриарх Московский и всея Руси
Судьбы Божии праведные совершаются над Россией, как они совершались в предшествовавшие века ее существования — при древних Великих Князьях и Царях наших. Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, премудро, метко кладет на свою наковальню всех, подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!
Что за чудная сила — покаяние! Покаяние нелицемерное, всестороннее преклоняет непрестанно на милость Бога, разгневанного нашими грехами и всяческими неправдами, и чудно изменяет состояние нашей души,
отъемля от нее скорбь, тесноту... мрак непроглядный, водворяет в душе мир, спокойствие, правоту духа, дерзновение, свет, силу, жизнерадостность, обновление.
О какой безценный величайший дар нам дарован от Господа — вера наша и покаяние пред Богом! В даровании грешникам покаяния до конца жизни временной Господь являет величайшую к нам, грешникам, любовь и благость. Нет числа нашим грехам, но нет числа и милостям Божиим! Покаяние бывает двоякое: одно — внутреннее, тайное, когда мы каемся про себя, перед очами Божьими, другое — открытое, наружное, — когда мы исповедуем грехи свои перед священником.
Каждому из нас необходимо каяться, необходимо стараться о спасении своем, не запускать духовных болезней, не откладывать своего покаяния на долгие дни, — не сегодня, завтра могут они прекратиться.
Не скрывайте от себя грехов своих, не таите их в себе; это несчастье, беда вам; открывайте их тщательно, усердно, обвиняйте, обличайте, укоряйте себя во всех своих слабостях, привычках и греховных наклонностях и страстях. Когда искренно вспомнишь свои грехи и покаешься, тогда возвеселится дух твой, и помилует тебя Господь, и весело будет у тебя на душе.
Для исправления нужно частое покаяние, нужно исповедание грехов, сознание их пагубы, нелепости, бессмыслия, вреда для окружающих, семьи и посторонних, нужно бичевать, охаивать себя, иметь брань, войну с самим собой, со своими страстями и грешными наклонностями и привычками, и употреблять все силы к немедленному исправлению через сердечную молитву, слезы и воздыхания и добрые дела: воздержание, труды, милостыню.
Грех разлучает от Бога, нашего Сладчайшего, Вечного Живота. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние. Если бы люди часто и искренно каялись в грехах, о как бы умалились грехи людей, как бы обессилели страсти наши, и воцарились правда и святость в людях!
Исповедоваться в грехах чаще надо для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытым признанием их и чтобы больше чувствовать к ним омерзение.
Спешите немедленно к покаянию, спешите, пока есть еще время, не делайтесь добычею диавола. Помните, что о вас печалятся святые Ангелы, плачет Церковь Божия, что драгоценные души ваши, созданные по образу и подобию Божию, искупленные кровию Сына Божия, — погибают.
Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской — всё это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, её требования.
Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Всё, всё сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие, и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния, печали о грехах, прогневляющих Бога, неповиновение начальству…
Если сознаем свои грехи, обратимся к вере, покаемся, изменимся к лучшему с Божией помощью, — тогда и Господь обратит к нам светлое Лицо Свое и помилует нас и даст нам благословение, изобилие и мир. А если нет, то будем таять в бедах наших.
Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок.
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский
Иоанн Кронштадтский
Если падение наше невелико, довольно для нас немногих слез, если же падение велико, то должен быть поток слезный. Блажен, кто постоянно оплакивает свои грехи. Как после проливного дождя воздух делается чистым и приятным, так и по пролитии слез настает тишина и ясность, и мрак греховный рассеивается.
К покаянию мы должны располагаться не слепым подражанием примеру других, не безотчетным последованием издавна заведенному обычаю, а сознанием своей греховности и отвращением ко греху.
Кто обращается к покаянию, следуя давно заведенному обычаю, подражая примеру других, того покаяние всегда оказывается бесплодным, такой человек каждый раз кается, но в жизни своей нимало не исправляется: едва только выйдет он из сей купели, как опять погружается в греховную тину и принимается за свои беззаконные дела.
Прибегающий же к покаянию от сознания гибельности своего греховного состояния и отвращения ко греху сгорает от желания развязаться с грехом, оставить путь порока и встать на путь добродетели.
Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного — соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете.
У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыплются изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей — даже ближних, даже ни в чем неповинных.
Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся. При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения…
А поэтому надо внимательно следить за тем, что мы говорим. И о чем говорим. Наше слово должно быть только доброе, только к назиданию, только к прославлению имени Божьего.
Жизнь свою предоставьте воле Божией. Верьте: Господу лучше нашего знать, когда Ему призреть на нас, а когда и отвратить от нас пречистое лице Свое. И что бы ни случилось в жизни — почаще взывайте: Упование мое — Отец, Прибежище мое — Сын, Покров мой — Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!
Архимандрит Кирилл (Павлов)