Пресвятая Игумения явилась, чтобы удостоверить Свое неусыпное промышление и исполнить одно из Своих обетований – быть не только врачевательницей, питательницей и наставницей Своих иноков, но и разрешительницей в различных недоразумениях и искушениях. Суть настоящего недоразумения заключалась в том, что Протат Святой Горы запретил Русской святогорской обители раздавать милостыню в виде пособий для нуждающихся келлиотов. Обитель не могла выполнить этого требования. Милостыня всем неимущим насельникам Афона разных национальностей и, в особенности поддержка русских пустынников – были заповедью великих старцев Русской святогорской Обители Иеронима и Макария. Угасшая в конце XVIII века по причине Петровских реформ и русско-турецких войн, и совершенно утраченная для русского монашества, Обитель была восстановлена и возвращена русским насельникам, не имевшим более своего пристанища на Афоне, по единой только милости Божией, что и обязывало ее иноков к милостыне и поддержке нуждающихся. Обитель выполняла эту заповедь во все дни своего бытия, как во время достатка, так и во времена нужды.
В описываемое время игуменствовал ближайший ученик и помощник Игумена Макария схиархимандрит Андрей (Веревкин) – верный последователь заветов своих великих старцев. Особенно о. Андрей ревновал о милостыни, в чем, как казалось, превзошел даже самого игумена Макария. Игумен Андрей собрал Собор старцев Обители для принятия общего решения. Понимая, что все случившееся – искушение, он принял решения прибегнуть к единственному средству, с помощью которого можно избежать западни, расставленной диаволом. Это средство – молитва и упование на Вышний промысел. Отец Андрей велел, как и прежде выдавать милостыню и помолиться Самой Божией Матери, чтобы Она, как Игумения этого места, разрешила это недоразумение и вражии искушения. Во время раздачи милостыни была сделана фотография, на которой проявился образ Божией Матери в иноческом одеянии, подходящей за подаянием. Общее удивление и ликование охватило всех – и насельников монастыря и бедных келлиотов. Сам о. Андрей после очевидного чуда посчитал вопрос исчерпанным. Собор поручил иеросхимонаху Агафодору составить донесение в Кинот Святой Горы о совершившемся чудесном событии, с приложением фотографии, и с прошением продолжать выдавать милостыню, что и было исполнено. Ответа из Кинота не последовало. Милостыня не была отменена, но продолжалась даже в самые трудные для Обители времена, и была засвидетельствована новым чудом.
Своим явлением Пресвятая Богородица поддержала русскую святогорскую обитель в добродетели, утешила пустынников и безмолвно вразумила старцев Кинота, удостоверила Свое Верховное Игуменство и засвидетельствовала неусыпность Своего промышления.
По словам нынешнего Игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии, именно милостыня и верность заветам старцев сохранили Обитель в тяжкие времена XX века, именно милостыня стала тем елеем, который не дал русской лампаде на Афоне затухнуть.
Не так давно в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был обретен и сам оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы – фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери. Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту ценную реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.
По словам Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива – первообраза Светописанной иконы Божией Матери, – это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».
Сайт «Русский Афон»