Предстоятель Русской Церкви вознес молитвы об упокоении Святейших Патриархов Алексия I и Алексия II, небесным покровителем которых был святитель Московский Алексий.
Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочитал молитву у мощей святителя Алексия, митрополита Московского, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Затем в Благовещенском приделе собора у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II Предстоятель Русской Церкви совершил литию по приснопамятным Патриархам Алексию I и Алексию II.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником для всей исторической Руси, для всей Святой Руси — с днем памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, главы нашей Церкви, избранного, несомненно, по Божиему предопределению, как это явствует из его жития, в то трудное время, когда раздиралась тело единого государства, единой Святой Руси.
Мы хорошо знаем, как татаро-монгольское полчище захватило Русь, разорило Киев, так что жить в этом городе было невозможно ни великому князю, ни митрополиту всея Руси. Тогда промыслом Божиим путь руководителей Руси устремился на северо-восток, и местом временного пребывания главы государства и главы Церкви стал город Владимир. Но затем, опять-таки по промыслу Божию, действующему через святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, кафедра русских Первосвятителей переместилась в град наш престольный — город Москву, и уже отсюда избранный на общерусский митрополичий престол святитель Алексий управлял всей Церковью — в то самое время, когда многие силы работали на то, чтобы навсегда оторвать западную и особенно юго-западную часть Руси от всей страны. Силы были могущественные и в военном, и в политическом, и в материальном смысле, и действительно, многим искушениям поддался наш народ, на многие лживые слова ответил действиями, которые ослабили единство Святой Руси.
Именно в это время и был избран святитель Алексий. Понимая всю ответственность, которая лежала на Церкви в деле сохранения церковного и народного единства, он устремился туда, где произрастали тернии конфликтов, способных разрушить единство Отечества нашего. Но враги не допускали святителя посетить эти места. Можно представить, какой скорбью горело его сердце, но он молил Господа о сохранении единства Руси, и мы знаем, что при его жизни не произошло никаких потрясений, — они случились позже. Именно этим святитель Алексий особо вошел в историю Руси и в историю Церкви нашей — как хранитель, сберегатель единства Руси и единства Русской Православной Церкви.
Святитель Алексий был, выражаясь современным языком, человеком очень влиятельным в нашем Отечестве. При малолетнем великом князе он практически управлял страной. Он посещал Золотую Орду, выполняя сложные государственно-дипломатические обязанности по ограждению Руси от новых нашествий с Востока. Мы знаем, что посещение Золотой Орды сопровождалось великим чудом, которое совершил святитель, — чудом исцеления ордынской царицы, которую поразил недуг слепоты. Этим и многими другими деяниями святитель Алексий сумел оградить землю нашу от нашествий с Востока, и он молился и делал все для того, чтобы нашествие с Запада не разрушило единую Святую Русь.
Вся его жизнь проходила в скорбях, в испытаниях, и как замечательно сегодня прозвучали слова Евангелия от Луки, которое мы всегда читаем во время Литургии, когда вспоминаем память святых иерархов (Лк. 6, 17-23). Это часть Нагорной проповеди, совсем небольшая, но как удивительно в ней подобраны заповеди блаженства! «Блаженны нищие духом; блаженны алчущие; блаженны плачущие; блаженны изгнанные за Сына Человеческого». Четыре заповеди скорби. Ни о какой радости и речи нет — речь идет о скорбях этой жизни. Но почему же тогда употребляется слово «блаженны»? Да потому что скорби разрешаются радостью. Скорби, принятые во имя Христа, разрешаются великой радостью — и не только на небесах, но и здесь, на земле, потому что человек, живущий по совести и проходящий скорби ради Христа, обретает от Него великую силу и поддержку, которую не могут поколебать никакие силы мира сего. Именно эту радость, эту поддержку, несомненно, ощущал и святитель Алексий, и никакие скорби — ни внутренние, ни происходившие из-за рубежей Руси, — не могли поколебать его в осознании своей правоты и в исполнении своего долга.
К этому небольшому отрывку из 6-й главы Евангелия от Луки присоединяются еще несколько стихов, которые не вошли в сегодняшнее чтение, но логически с ним связаны. В одном из них мы находим удивительное свидетельство. «Горе вам, если все люди говорят о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их» (см. Лк. 6, 26). Удивительные слова, исполненные огромного внутреннего смысла и силы. Горе вам, если все говорят о вас хорошо. Действительно, как же могут все говорить хорошо, когда блаженны те, кто изгнан за Сына Человеческого? Ведь те, кто будет гнать за Сына Человеческого, не будут о нас говорить хорошо никогда, иначе бы они и не гнали нас.
Горе вам, если о вас все говорят хорошо. Эти слова из глубочайшей древности с Божественной силой врываются и в нашу жизнь, и в нашу действительность. И ничего не изменилось со времен святителя Алексия. Как он боролся за духовное единство Руси и подвергался нападкам и угрозам физического уничтожения, так и сегодня все те, кто молится и трудится для духовного сохранения единой Святой Руси, подвергаются тем же нападкам.
Любая проповедь слова Божия, которая делает его актуальным, которая доходит до сознания людей, которая устремляет их внимание к подлинным целям и ценностям жизни, которая возвышает человека в понимании того, что перед Богом он должен нести свой ответ, — немедленно сопровождается либо игнорированием, замалчиванием, либо поношениями и скорбями. И то, что сегодня происходит, о чем многие из вас хорошо знают, по сути не отличается от происходившего во времена святителя и чудотворца Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси.
Наученные этой историей, наученные словом Божиим, будем стараться различать духов, особенно же различать лжепророков. А это различение возможно только тогда, когда мы живем с Богом в Церкви, когда мы слышим Божественное слово, когда мы укрепляем себя святыми Таинствами, когда мы становимся сильнее всех в мире, потому что наша сила есть сила Божия, оплодотворяющая верных через Таинство святой Евхаристии.
Сегодня мы также вспоминаем имена моих блаженнопочивших предшественников — Святейшего Алексия I и Святейшего Алексия II, Патриархов Московских и всея Руси. В Церкви нет простых времен, и каждый Предстоятель, неся ответственность за всю Церковь, проходит через скорби и внутренние муки. Не были исключением и мои блаженнопочившие предшественники — каждому досталось нести крест, обусловленный историческими обстоятельствами и духовным состоянием народа. И сейчас, когда они предстоят пред Богом (а мы верим, что этот так), мы, молитвенно вспоминая подвиг их жизни, просим у Господа простить им грехи вольные или невольные, которые по человеческой природе каждый совершает, и сотворить вечную о них молитвенную память. А сейчас мы пройдем к могиле приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и совершим о двух Патриархах нашу заупокойную молитву. Храни вас всех Господь.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
Фото: Лариса Беляева, Патриархия.ru
Собиратель земли Русской
Из жития святителя Алексия, митрополита Московского
Святой чудотворец Алексий, митрополит Московский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович (Калита), бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, при чем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись ото сна, отрок никого не видел вокруг и сильно дивился тому, что он слышал.
В юном возраста, он оставил своих родителей желая поработать Единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве. Тогда игуменом обители был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год от рождения.
С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился; постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За его богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; даже сам великий князь московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира.
Когда преставился митрополит Феогност, великий князь московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополита святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград Митрополитом Киевским и всея Руси к Святейшему Патриарху Филофею. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью.
Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди магометан. Супруга хана татарского Джанибека Тайдула три года назад лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы он, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».
Когда это прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку.
Еще до прибытия митрополита Алексия, царица в сонном видении увидела его в архиерейском облачении в сопровождении иереев. Джанибек с великой честью встретил его и ввел в свои палаты. Святитель, начал молебное пение. После продолжительной молитвы он окропил освященной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись этому дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.
Возвратившись из Орды, святой Алексий, по прошествии некоторого времени, принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек, который хотел идти со своим войском на русскую землю. Святитель Алексий своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву.
Когда скончался великий князь Иоанн, на святителя была возложена опека над несовершеннолетним князем московским Димитрием Иоанновичем. Власть великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но решительно отказался исполнить просьбу великого князя жить во Владимире. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по несколько ханов, истреблявших один другого. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание великого князя. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душой советов и дел князя Димитрия; трудами святителя росла и крепла власть великого князя Московского.
Между тем святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию, и в добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.
Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Таин. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Святительский престол этот великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 78. С подобающею честью тело его было погребено в Чудовом монастыре.
Спустя 50 лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне. После чего эти святые мощи были перенесены в церковь, построенную во имя этого угодника Божия.
От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верой припадающим к ним по неизреченному милосердию Господа нашего Иисуса Христа.
В 1947 г. после закрытия и разрушения Чудова монастыря (1930 г.) мощи святителя были принесены в Богоявленский Елоховский собор, где пребывают и поныне.
Подготовлено по житию,
составленному свт. Димитрием Ростовским